НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Жуковского городского суда (Московская область) от 12.11.2020 № 2А-895/20

Административное дело № -

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

--/--/--

Жуковский городской суд Московской области

В составе

председательствующего судьи Парфеновой Т.И.

при секретаре Нестеровой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области о признании налогового уведомления об оплате земельного налога недействительным, обязании произвести перерасчет земельный налог с --/--/-- года в отношении земельного участка с кадастровым номером -

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области о признании акта налогового органа, ненормативного характера, налогового уведомления об оплате земельного налога недействительным, обязании произвести перерасчет земельный налог с --/--/-- в отношении земельного участка с кадастровым номером -, в обоснование требований указав, что он ( истец) неоднократно уведомлял МИФНС России № 1 по Московской области осостоявшемся решении Московского областного суда от --/--/-- г. по делу № - об установлении кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером - площадью <данные изъяты> кв. м., равной рыночной по состоянию на --/--/-- г. в размере <данные изъяты> рублей.

МИФНС № 1 по Московской области, отказала в перерасчете, в своем ответе от --/--/-- г. № - сослалось на сведения из Единого государственного реестра недвижимости, где кадастровая стоимость, по мнению налогового органа, составляет <данные изъяты> рублей.

Между тем, из открытых источников данных портала Единого государственного реестра недвижимости (<данные изъяты>), кадастровая стоимость спорного участка по состоянию на --/--/-- г. составляет <данные изъяты> рублей.

В соответствии со статьями 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на --/--/-- года, являющегося налоговым периодом. Если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 5 статья 24,20 Закона об оценочной деятельности).

Кроме того, законодатель уточнил дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости, на основании судебного решения на предыдущий период и прямо предусмотрел круг правоотношений, на которые распространяется, новый установленный законом порядок применения сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения.

Представитель административного ответчика, Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области иск не признала, представила суду отзыв на исковое заявление, в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве поддержала, просит суд в иске отказать.

Представитель ответчика так же пояснила, что Согласно сведений, полученных в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ из органов осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО1 является собственником земельных участков:- -, расположенных по адресу: 140123, Московская область, Раменский р-н, д. *, *

Вид разрешенного использования земельных участков- «оптовые и мелкооптовые объекты торговли, в том числе строительные и другие специализированные рынки».

По информации, представленной Инспекцией, в базу данных налогового органа в порядке статьи 85 Кодекса из регистрирующих органов поступили сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков, утвержденной Распоряжением Минэкологии Московской области от 27.11.2013 № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» (утратил силу с --/--/--). На основании указанного Распоряжения кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, по состоянию на --/--/-- составляла:

- с кадастровым номером - в размере <данные изъяты> рублей;

с кадастровым номером - в размере <данные изъяты> рублей; с кадастровым номером - в размере <данные изъяты> рублей; с кадастровым номером - в размере <данные изъяты> рублей. Принадлежащие Заявителю земельные участки, расположены в границах сельского поселения Чулковское Раменского муниципального района Московской области.

Следовательно, расчет земельного налога должен производится на основании решения Совета депутатов сельского поселения Чулковское Раменского муниципального района Московской области от --/--/--- (в редакции от --/--/--) «О земельном налоге» (далее - решения Совета депутатов сп *), согласно которому установлены налоговые ставки.

В связи с тем, что вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, ранее, на основании сведений, представленных органами Росреестра в порядке электронного документооборота, был определен как «земельные участки, приобретенные (предоставленные) для ведения личного подсобного хозяйства», Инспекцией при исчислении земельного налога за --/--/-- годы применялась налоговая ставка - процента.

В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления:

- от - рублей;

- от - рублей;

- от - рублей.

Из анализа сведений, содержащихся в карточке «Расчеты с бюджетом», налогоплательщиком --/--/-- произведена уплата земельного налога за --/--/-- год, --/--/-- за --/--/-- годы в полном объеме.

ФИО1 оспорена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером -.

Решением Московского областного суда от --/--/-- по делу №- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на --/--/-- определена в размере <данные изъяты> рублей.

Кроме того, суд определил категорию земель, как земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - «оптовые и мелкооптовые объекты торговли, в том числе строительные и другие специализированные рынки».

Инспекцией, согласно Решению Московского областного суда от --/--/--, произведен перерасчет подлежащего уплате Заявителем земельного налога за --/--/-- годы по земельному участку с кадастровым номером - исходя из кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> и налоговой ставки -%.

Суд, изучив доводы административного истца, выслушав возражения административного ответчика считает, что требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность….

Как установлено в ходе рассмотрения дела ФИО1 обратился в суд с требованием о признании налогового уведомления об оплате земельного налога недействительным и перерасчете земельного налога с --/--/-- года по земельному участку с кадастровым номером -, обязании МИФНС № 1 по Московской области произвести перерасчет налога.

Административный ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, считает возможным с доводами административного ответчика согласиться.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено Кодексом.

Налог (включая ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы, основания и порядок их применения) устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Московской области, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Московской области и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на --/--/-- года, являющегося налоговым периодом (статья 391 Кодекса).

Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, в отношении прочих земельных участков - 1,5 процента.

В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее --/--/-- года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых -периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 № -237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения о кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, применяются,- для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступление в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно статье 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу --/--/-- года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 НК РФ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Налоговая база, а также иные характеристики объекта налогообложения (в т.ч. его адрес (местоположение), площадь, сведения о правах и периоде владения) определяются налоговыми органами на основании сведений из органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение - дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Налогоплательщик ФИО1 состоит на учет в Межрайонной ИФНС Росси №1 по Московской области в качестве плательщика земельного налога в соответствии со ст. 388 НК РФ.

В соответствии с абз. 1-3 п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно сведений, полученных в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ из органов осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО1 является собственником земельных участков:- -,расположенных по адресу: 140123, Московская область, *

Вид разрешенного использования - «оптовые и мелкооптовые объекты торговли, в том числе строительные и другие специализированные рынки».

По информации, представленной Инспекцией, в базу данных налогового органа в порядке статьи 85 Кодекса из регистрирующих органов поступили сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков, утвержденной Распоряжением Минэкологии Московской области от 27.11.2013 № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» (утратил силу с 01.01.2019). На основании указанного Распоряжения кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, по состоянию на --/--/-- составляла:

- с кадастровым номером - в размере <данные изъяты> рублей; с кадастровым номером - в размере <данные изъяты> рублей; с кадастровым номером - в размере <данные изъяты> рублей; с кадастровым номером - в размере <данные изъяты> рублей. Принадлежащие Заявителю земельные участки, расположены в границах сельского поселения * Раменского муниципального района Московской области.

Расчет земельного налога был производен на основании решения Совета депутатов сельского поселения Чулковское Раменского муниципального района Московской области от --/--/--- (в редакции от --/--/--) «О земельном налоге» (далее - решения Совета депутатов сп Чулковское), согласно котором установлены налоговые ставки.

Поскольку, вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, ранее, на основании сведений, представленных органами Росреестра в порядке электронного документооборота, был определен как «земельные участки, приобретенные (предоставленные) для ведения личного подсобного хозяйства», Инспекцией при исчислении земельного налога за --/--/-- годы применялась налоговая ставка - процента, и в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления:

- от --/--/---, согласно которому налогоплательщику в срок не позднее --/--/-- предложено уплатить, в том числе, земельный налог за --/--/-- год в сумме <данные изъяты> рублей; от --/--/---, согласно которому налогоплательщику в срок не позднее --/--/-- предложено уплатить, в том числе, земельный налог за --/--/-- год в сумме - рублей; от --/--/---, согласно которому налогоплательщику в срок не позднее --/--/-- предложено уплатить в том числе, земельный налог за --/--/-- год в сумме <данные изъяты> рублей.

Согласно сведениям. полученным от ответчика, налогоплательщиком --/--/-- произведена уплата земельного налога за - год, --/--/-- за --/--/-- годы в полном объеме.

Если представленные в налоговый орган уточненные сведения в порядке ст. 85 НК РФ, об объекте налогообложения послужили основанием для изменения обязанности налогоплательщика - физического лица по уплате земельного налога, то налоговый орган обязан самостоятельно на основании вновь представленной информации осуществить перерасчет суммы подлежащего уплате налога.

В данном случае, на основании п.2.1 ст. 52 НК направляется уточненное налоговое уведомление с указанием суммы земельного налога, подлежащей уплате за прошедший налоговый период ( но не более чем за три налоговых периода), при этом отсутствуют основания для начисления налогоплательщику пеней за просрочку уплаты суммы транспортного налога, указанной в первоначальном (не подлежащем исполнению) уведомлении.

Суд считает возможным с указанными доводами согласиться.

В ходе рассмотрения дела так же установлено, что при проведении массовых начислений имущественных налогов за --/--/-- год, в базу данных налогового органа в порядке ст.85 НК РФ поступили сведения, предоставленные органами Росреестра в порядке электронного документооборота, об изменении вида разрешенного использования принадлежащих на праве собственности ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами - и - на «оптовые и мелкооптовые объекты торговли, в том числе строительные и другие специализированные рынки», вспомогательный вид разрешенного использования «предприятия общественного питания».

Инспекцией сформировано и выгружено в интернет сервис «Личный кабинет налогоплательщика» налоговое уведомление от --/--/---, в котором:

- произведен перерасчет земельного налога за --/--/-- годапо Земельным участкам с кадастровыми номерами - и - С применением актуальной ставки налога в размере -%, утвержденной решением Совета депутатов сп *, а также кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей,

Произведен расчет земельного налога за --/--/-- год:

за земельные участки с кадастровыми номерами - и - исходя из налоговой ставки -% и кадастровой стоимости <данные изъяты> рублей, за земельные участки с кадастровым номером - исходя из налоговой ставки - и кадастровой стоимости - рублей и кадастровым номером - исходя из налоговой ставки - и кадастровой стоимости <данные изъяты> рублей.

Общая сумма налога по налоговому уведомлению № - от --/--/-- по сроку уплаты --/--/-- составила <данные изъяты> рублей.

Согласно пункту 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции статьи 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ)) перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с данным перерасчетом. При этом перерасчет по таким налогам не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ положения статьи 52 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ вступают в силу с 1 января 2019 года. При этом Законом № 334-ФЗ не предусмотрено, что положения статьи 1 Закона № 334-ФЗ имеют обратную силу.

Таким образом, начиная с --/--/-- указанные перерасчеты сумм, ранее исчисленных в налоговых уведомлениях земельного налога и налога на имущество физических лиц, проводятся по вышеизложенным правилам в статье 52 Кодекса (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ).

Поскольку перерасчет земельного налога за --/--/-- годы, согласно налоговому уведомлению от --/--/---, осуществлен Инспекцией до вступления в силу пункта 2.1 статьи 52 Кодекса, то действия должностных лиц Инспекции не противоречат налоговому законодательству Российской Федерации.

ФИО1 оспорена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером -.

Решением Московского областного суда от --/--/-- по делу №- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на --/--/-- определена в размере <данные изъяты> рублей.

Кроме того, суд определил категорию земель, как земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - «оптовые и мелкооптовые объекты торговли, в том числе строительные и другие специализированные рынки». _

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от --/--/-- №334-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2019 и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с --/--/--

Одним из таких оснований является решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на территории Российской Федерации исполнению подлежат вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости является вступившее в законную силу решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

На основании вышеизложенного, кадастровая стоимость объекта недвижимости, измененная на основании решения суда об установлении его рыночной стоимости, вступившего в силу после --/--/-- (в том числе по решениям, принятым судом до --/--/--), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы по соответствующему налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (Письма Министерства финансов Российской Федерации Российской Федерации от 22.01.2019 №03-05-06-01/2805, от 11.02.2019 №03-05-06-02/8001, от 15.02.2019 №03-05-05-01/9513, от 15.02.2019 №03-05-06-01/9456, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от --/--/--- по делу №-).

Таким образом, в случае изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости (в том числе земельных участков) по указанным выше основаниям и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости суммы земельного налога и налога на имущество физических лиц могут быть пересчитаны с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой (оспариваемой) кадастровой стоимости, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом (пункт 2.1 статьи 52 Налогового кодекса).

Инспекцией, согласно Решению Московского областного суда от --/--/--, произведен перерасчет подлежащего уплате Заявителем земельного налога за --/--/-- годы по земельному участку с кадастровым номером - исходя из кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> и налоговой ставки -%.

В «Личный кабинет налогоплательщика» выгружено соответствующее налоговое уведомление от --/--/--- со сроком уплаты не позднее --/--/--., при этом административным ответчиком учтено, что с --/--/-- перерасчет, в том числе, в отношении земельного налога не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений.

Административным истцом не представлены доказательства в обоснование заявленных требований

При указанных обстоятельствах заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат, у Инспекции отсутствуют основания для проведения перерасчета земельного налога за --/--/--., поскольку подобный перерасчет по земельному участку с кадастровым номером - за --/--/-- годы повлечет увеличение ранее исчисленного и уплаченного Заявителем земельного налога.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

В иске ФИО1 к Межрайонной ИФНС № 1 налогового уведомления об оплате земельного налога недействительным, обязании произвести перерасчет земельный налог с --/--/-- года в отношении земельного участка с кадастровым номером --ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца, со дня принятия решения в окончательно форме в Московский областной суд, с подачей жалобы через Жуковский городской суд.

Судья Т.И. Парфенова

Мотивированное решение изготовлено --/--/-- года