НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железноводского городского суда (Ставропольский край) от 29.01.2024 № 2-1669/2023

Дело № 2-224/2024

УИД 26RS0013-01-2023-002349-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2024 года город Железноводск

Железноводский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи ФИО6

при секретаре судебного заседания – помощнике судьи ФИО1,

с участием:

представителя истца - старшего помощника прокурора <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Светлячок» города-курорта <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения требований трудового законодательства, разработать систему управления охраной труда,

установил:

Прокурор <адрес>, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Светлячок» города-курорта <адрес> (далее - МБДОУ «Детский сад «Светлячок») о возложении обязанности устранить нарушения требований трудового законодательства, разработать систему управления охраной труда.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения трудового законодательства работодателями, осуществляющими свою деятельность на территории города-курорта Железноводска, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МБДОУ «Детский сад «Светлячок» города-курорта <адрес>.

Согласно ч.2 ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство.

Согласно абз. 2, 7 ч.3 ст.214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.

В соответствии со ст.217 ТК РФ - система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Приказом Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГН утверждено примерное Положение о системе управления охраной труда.

В соответствии с пунктом 2 Приказа, политика (стратегия) в области охраны труда принимается локальным актом или разделом локального акта работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

По результатам проверки установлено, что в МБДОУ «Детский сад «Светлячок» города-курорта <адрес>, в нарушение требований ст.214 ТК РФ, требований примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда», не разработана система управления охраной труда в целом.

На основании изложенного, просит суд обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» города-курорта <адрес> устранить нарушения требований трудового законодательства Российской Федерации, а именно: разработать систему управления охраной труда, в соответствии с Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Других оснований не имел.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад «Светлячок» города-курорта <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, оценив письменные доказательства и материалы гражданского дела, их относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Из ст. 214 ТК РФ следует, что работодатель обязан обеспечить, в том числе, создание и функционирование системы управления охраной труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.

В соответствии со ст. 217 ТК РФ, система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Примерное положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Из пункта 9 раздела II Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н, следует, что политика (стратегия) в области охраны труда является: локальным актом или разделом локального акта работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников; публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Из пункта 10 раздела II того же положения следует, что политика (стратегия) по охране труда: направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности; направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; соответствует специфике экономической деятельности и организации работ у работодателя, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда; отражает цели в области охраны труда; включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах; включает обязательство работодателя совершенствовать СУОТ; учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).

Политику (стратегию) по охране труда рекомендуется оценивать на актуальность и соответствие стратегическим задачам по охране труда и пересматривать в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ (пункт 11 раздела II).

В соответствии с пунктом 12 раздела II Примерного положения, работодателю рекомендуется обеспечивать: предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ; документирование и доведение до сведения работников на всех уровнях управления организацией информации об ответственных лицах и их полномочиях.

Работодателю рекомендуется назначить работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с работодателем в рамках функционирования СУОТ организации с учетом должностных и рабочих обязанностей.

Данные полномочия рекомендуется доводить до сведения работников на всех уровнях управления организацией (пункт 13 раздела II).

Из пункта 14 раздела II Примерного положения следует, что разработку, внедрение и поддержку процесса(ов) взаимодействия (консультаций) с работниками и их участия (а также, при их наличии, участия представителей работников) в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны труда рекомендуется обеспечивать в том числе с учетом: определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах; обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ; определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в СУОТ.

Управление охраной труда рекомендуется осуществлять при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей (представительных органов), в том числе в рамках деятельности комитета (комиссии) по охране труда работодателя (при наличии) или уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда (пункт 15 раздела II).

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения трудового законодательства работодателями, осуществляющими свою деятельность на территории города-курорта Железноводска, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МБДОУ «Детский сад «Светлячок» города-курорта <адрес>, а именно, данным учреждением, в нарушение требований ст. 214 ТК РФ, требований примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГН, не разработана система управления охраной труда в целом.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> в адрес начальника управления образования администрации города-курорта <адрес> внесено представление, с требованием устранить нарушения законодательства.

Из ответа начальника управления образования администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим следует, что руководителям образовательных учреждений указано на необходимость неукоснительного соблюдения действующего законодательства, в том числе Трудового кодекса Российской Федерации и приказа Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГН, руководители, допустившие нарушения законодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности.

Из объяснений работника МБДОУ «Детский сад «Светлячок» города-курорта <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в МБДОУ «Детский сад «Светлячок» города-курорта <адрес> не разработана система управления охраной труда, отсутствуют реестр профессиональных рисков в области охраны труда, порядок управления указанными рисками.

Учитывая, что система управления охраной труда ответчиком не разработана, что противоречит трудовому законодательству, доказательств обратного суду не представлено, требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 214, 217 ТК РФ, ст. ст. 167, 194-198, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Светлячок» города-курорта <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения требований трудового законодательства, разработать систему управления охраной труда, удовлетворить полностью.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» города-курорта <адрес> (ИНН ) устранить нарушения требований трудового законодательства Российской Федерации, а именно: разработать систему управления охраной труда в соответствии с Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Железноводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий,

судья ФИО5

Мотивированное решение составлено 05 февраля 2024 года.