НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 22.10.2021 № 2-2263/2021

Дело № 2-2263/2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 22 октября 2021 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Земцовой О.Б.,

при секретаре Хаметшиной Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2263/2021 по иску Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Денисовой О.В. о взыскании излишне понесенных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в суд с иском к Денисовой О.В. о взыскании излишне понесенных расходов.

Требования мотивированы тем, что с 09 июня 2012 г. индивидуальный предприниматель Денисова О.В. зарегистрирована в ГУ – УРО ФСС РФ. (регистрационный ).

С 01 июля 2016 г. на территории Ульяновской области во исполнение п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011г. № 294 об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Постановление №294) реализовался пилотный проект.

При наступлении страхового случая застрахованное лицо должно обратиться к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, в связи с чем страхователь в установленные сроки представляет в Фонд документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий. Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется Фондом в установленный срок со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Плановая выездная проверка за период с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г. достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами соответствующих видов пособий или его размера, иных выплат и расхода ИП Денисовой О.В. проведена региональным отделением на основании решения от 17 февраля 2020 г. №164 в соответствии с Законом №255-ФЗ, Постановлением №294, Положением №294, Постановлением №101 и другими законодательными и нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию выборочным методом.

05 мая 2020 г. региональным отделением на основании акта выездной проверки от 25 марта 2020 г. п/п вынесено решение о возмещении расходов.

В ходе проверки было установлено, что ИП Денисовой О.В. для исчисления застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации предоставлены недостоверные сведения о продолжительности рабочего времени (размере ставки).

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. (ч. 1.1. ст. 14 Закона №255-ФЗ).

По вопросу начисления пособий по временной нетрудоспособности.

Из анализа представленных страхователем документов следует, что фактическая продолжительность рабочего времени составила:

- ФИО1 – 0,76 ставки;

- ФИО1 – 0,72 ставки;

ФИО1 - 0,59 ставки;

ФИО2 - 0,70 ставки;

ФИО3 - 0,74 ставки;

ФИО3 - 0,69 ставки;

ФИО4 - 0,76 ставки;

- ФИО5 - 0,74 ставки;

ФИО5 - 0,73 ставки;

ФИО5 - 0,68 ставки;

ФИО5 - 0,60 ставки;

ФИО6 - 0,69 ставки;

ФИО6 — 0,65 ставки;

ФИО6 - 0,63 ставки;

ФИО7 - 0,72 ставки;

ФИО7 - 0,71 ставки;

ФИО7 - 0,53 ставки;

ФИО7 - 0,52 ставки;

ФИО7 - 0,50 ставки;

ФИО8 - 0,65 ставки;

ФИО8 - 0,62 ставки;

ФИО8 - 0,56 ставки;

ФИО8 - 0,52 ставки.

В электронных реестрах для исчисления пособий по временной нетрудоспособности вышеуказанным лицам ИП Денисовой О.В. в столбце «Размер ставки» указана ставка «1», что является нарушением п. 2.22 приложения №2 к Приказу ФСС РФ от 15 июня 2012 г. №223 об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения (далее Приказ №223) и п. 3.22 приложения №2 к Приказу ФСС РФ от 24 ноября 2017 г. №579 об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения (далее Приказ №579).

То есть, по представленным ИП ФИО12 в региональное отделение сведениям для назначения пособий по временной нетрудоспособности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ГУ-УРО ФСС РФ назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности из расчета среднего заработка, принятого в размере минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) без учета продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

На основании приведенных норм действующего законодательства, в электронном реестре для начисления пособий по временной нетрудоспособности застрахованным лицам за счет средств Фонда ИП ФИО12 в столбце «Размер ставки» должна была указать фактический размер ставки вышеперечисленных лиц.

В связи, с чем пособия по временной нетрудоспособности назначены и выплачены в нарушение ч.1.1 ст. 14 Закона №255-ФЗ, а именно пособия назначены из среднего заработка, принятого равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая без учета продолжительности рабочего времени (например, ФИО1 - 0,76 ставки, ФИО2 — 0,70 и т.д.) застрахованного лица, что привело к излишнему расходованию средств регионального отделения.

По вопросу начисления пособий по беременности и родам.

Из документов следует, что фактическая положительность рабочего времени составила:

ФИО2 - 0,70 ставки;

ФИО8 - 0,65 ставки;

- ФИО5-Е.В. - 0,60 ставки;

ФИО6 - 0,63 ставки;

ФИО9 - 0,64 ставки;

ФИО7 - 0,58 ставки;

ФИО10 ставки - 0,63;

ФИО11 - 0,52.

В электронных реестрах для исчисления пособий по беременности и родам указанным лицам страхователь в столбце «Размер ставки» указал ставку «1», что является нарушением п.2.22 приложения № 2 к Приказу № 223 и п.3.22 приложения № 2 к Приказу № 579.

Из чего следует, что региональным отделением на основании представленным ИП Денисовой О.В. сведений назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности из расчета среднего заработка, принятого в размере МРОТ без учета продолжительности рабочего времени ФИО2, ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО9, ФИО7, ФИО10, ФИО11

Кроме того, ИП Денисовой О.В. при предоставлении сведений для исчисления пособия по беременности и родам ФИО7 по листку нетрудоспособности число календарных дней в расчетном периоде указано 613, следовало указать 585.

Таким образом, пособия пол беременности и родам назначены и выплачены региональным отделением из среднего заработка, принятого в размере МРОТ без учета продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

По вопросу начисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В электронном реестре для начисления ежемесячных пособий по уходу за ребенком застрахованным лицам за счет средств Фонда страхователь в столбце «Размер ставки» должна была указать фактический размер ставки вышеперечисленных лиц:

Из документов следует, что фактическая положительность рабочего времени составила:

ФИО6 - 0,63 ставки;

ФИО9 - 0,64 ставки;

ФИО7 - 0,50 ставки;

ФИО11 - 0,52;

ФИО2 - 0,70.

В электронных реестрах для исчисления ежемесячных-пособий по уходу за ребенком вышеуказанным лицам страхователь в столбце «Размер ставки» указал ставку «1», что является нарушением п. 2.22 приложения №2 к Приказу №223 и п. 3.22 приложения №2 к Приказу №579.

Из чего следует, что региональным отделением на основании представленных ИП Денисовой О.В. сведений назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности из расчета среднего заработка, принятого в размере МРОТ без учета продолжительности рабочего времени ФИО6, ФИО9, ФИО7, ФИО11, ФИО2

Кроме того, страхователем при предоставлении сведений для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО7 число календарных дней в расчетном периоде указано - 613, следовало указать - 585.

Таким образом, ежемесячные пособия по уходу ребенком назначены и выплачены региональным отделением из среднего заработка, принятого в размере МРОТ без учета продолжительности рабочего времени вышеперечисленных лиц.

В соответствии с нормами Закона №255-ФЗ и Положений №375 ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно было быть назначено:

ФИО2 в сумме 3065,69 руб. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Закон №81-ФЗ) с 01.02.2017г. 3065,69 руб. Размер пособия с учетом продолжительности рабочего времени (0,70) составляет 2184 руб. = 7800 руб. (МРОТ)*40%*0,70.

ФИО6 в сумме 3142,33 руб. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком, установленного Законом №81-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ 3 142,33 руб. Размер пособия с учетом продолжительности рабочего времени (0,63) составляет 2813,08 руб. = 11163 руб. (МРОТ)*40% *0,63.

ФИО9 в сумме 3142,33 руб. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком, установленного Законом №81-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ 3142,33 руб. Размер пособия с учетом продолжительности рабочего времени (0,64) составляет 2857,73 руб. = 11163 руб. (МРОТ)*40% *0,64.

4. ФИО7 в сумме 3277,45 руб. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком, установленного Законом №81-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГг. 3277,45 руб. Размер пособия с учетом продолжительности рабочего времени (0,50) составляет 2256,00 руб. = 11280 руб. (МРОТ)*40% *0,50.

5. ФИО11 назначить ежемесячное пособие в сумме 3277,45 руб. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком, установленного Законом №81-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ 3277,45 руб. Размер пособия с учетом продолжительности рабочего времени (0,52) составляет 2346,24 руб. = 11280 руб. (МРОТ)*40% *0,52.

Таким образом, что получив от страхователя реестры для исчисления застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств ФСС РФ предоставлены недостоверные сведения о продолжительности рабочего времени (размере ставки), региональное отделение понесло убытки в виде излишне выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 243 783,80 руб.

В соответствии с п. 16 Положения №294 за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 15.1 Закона №255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной не-трудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в п. 16 Положения № 294, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке (п. 17 Положения №294).

Согласно п. 10 Постановления №101, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения - пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет застрахованным лицам в соответствии с ч.1 ст.З Закона №255-ФЗ осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ. В силу п.2 ч.2 ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации (деле БК РФ) бюджет Фонда относится к бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. В соответствии с п.1 Постановления №101 Фонд управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации (п.2 Постановления №101), а денежные средства, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью (п.2 Постановления №101).

Ежегодно в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемом федеральным законом на соответствующий финансовый год, предусматриваются денежные средства на реализацию функций, предусмотренных Постановлением №101.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Ввиду представленных неверных сведений страхователем ИП Денисовой О.В., Фонд понес убытки в виде излишне выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, что является нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренного ст.28 БК РФ.

Решением страхователю было предложено в добровольном порядке возместить расходы излишне понесенные ГУ – УРО ФСС РФ в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 243 783 руб. 80 коп. на расчетный счет страховщика.

Региональным отделением в адрес Денисовой О.В. было направлено требование от 07 июля 2020 г. о возмещении расходов в сумме 243 783 руб. 80 коп.

До настоящего времени Денисова О.В. не возместила расходы в размере 243 783 руб. 80 коп.

06 апреля 2020 г. в связи с прекращением Денисовой О.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снята с учета.

Утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в силу закона не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено-взыскание

Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает прекращения обязательств физического лица при утрате им статуса индивидуального предпринимателя и не регулирует обязательственные отношения, возникшие в связи с осуществлением своей деятельности индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, утрата Денисовой О.В. статуса индивидуального предпринимателя не аннулирует её обязательства перед ГУ-УРО ФСС о возврате излишне перечисленного страхового обеспечения в виде пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 243 783,80 руб. в связи с недостоверностью представленных ИП Денисовой О.В. сведений о продолжительности рабочего времени (размере ставки) для исчисления застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств ФСС РФ.

Просит взыскать с Денисовой О.В. в пользу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сумму понесенных региональным отделением расходов в размере 243 783,80 руб.

В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Денисова О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Судом определено рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится в ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Таким образом, на истце и на ответчике в равной степени лежит бремя доказывания выдвигаемых ими доводов и возражений.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Отношения в системе обязательного социального страхования в соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее Закон №165-ФЗ), определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

В соответствии со ст.6 Закона №165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальномстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее Закон №255-ФЗ) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с ч.2 ст.2.2. Закона № 255-ФЗ Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ФСС РФ, Фонд) является страховщиком, осуществляющим обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, правовой статус которого регулируется положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (далее Постановление № 101) Постановлением №101.

Одним из самостоятельных субъектов, выступающих в правоотношениях пообязательному социальному страхованию временной нетрудоспособности и в связи с материнством является Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ-УРО ФСС РФ, региональное отделение), которое входит в Фонд социального страхования Российской Федерации и является его исполнительным органам (п.3 Постановления № 101).

Основными задачами Фонда являются обеспечение гарантированных государством, в том числе пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ (ст.3 Закона №255-ФЗ). Застрахованными лицами являются граждане, работающие по трудовым договорам, подлежащие обязательному социальному страхованию-на-случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом №255-ФЗ, являются (ч.ч. 1, 2 ст.2 закона №255-ФЗ).

Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательном социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом №255-ФЗ, в том числе индивидуальные предприниматели (п.2 4.1 ст.2.1. Закона №255-ФЗ).

С 09 июня 2012 г. индивидуальный предприниматель Денисова О.В. зарегистрирована в ГУ – УРО ФСС РФ. (регистрационный ).

С 01 июля 2016 г. на территории Ульяновской области во исполнение п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294 об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Постановление №294) реализовался пилотный проект.

В соответствии с п.1 Положения об особенностях назначения и выплат в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением № 294 назначение и выплата страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.

При наступлении страхового случая застрахованное лицо должно обратиться к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, в связи с чем страхователь в установленные сроки представляет в Фонд документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий. Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется Фондом в установленный срок со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

На основании п.3 Положения № 294 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в п.2 Положения №294, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.

В соответствии с п.4 Положения № 294 страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные п.З Положения №294, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом.

В соответствии с п.4(1) Положения № 294 страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью физических лиц вправе представлять в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в порядке, установленном п.4 Положения №294.

Таким образом, при наступлении страхового случая застрахованное лицо должно обратиться к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, в связи с чем страхователь в установленные сроки представляет в Фонд документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий. Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется Фондом в установленный срок со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Плановая выездная проверка за период с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г. достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами соответствующих видов пособий или его размера, иных выплат и расхода ИП Денисовой О.В. проведена региональным отделением на основании решения от 17 февраля 2020 г. в соответствии с Законом №255-ФЗ, Постановлением №294, Положением №294, Постановлением №101 и другими законодательными и нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию выборочным методом.

05 мая 2020 г. региональным отделением на основании акта выездной проверки от 25 марта 2020 г. №254 п/п вынесено решение №80 о возмещении расходов.

В ходе проверки было установлено, что ИП Денисовой О.В. для исчисления застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации предоставлены недостоверные сведения о продолжительности рабочего времени (размере ставки).

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. (ч. 1.1. ст. 14 Закона №255-ФЗ).

По вопросу начисления пособий по временной нетрудоспособности.

Из анализа представленных страхователем документов следует, что фактическая продолжительность рабочего времени составила:

- ФИО1 – 0,76 ставки;

- ФИО1 – 0,72 ставки;

ФИО1 - 0,59 ставки;

ФИО2 - 0,70 ставки;

ФИО3 - 0,74 ставки;

ФИО3 - 0,69 ставки;

ФИО4 - 0,76 ставки;

- ФИО5 - 0,74 ставки;

ФИО5 - 0,73 ставки;

ФИО5 - 0,68 ставки;

ФИО5 - 0,60 ставки;

ФИО6 - 0,69 ставки;

ФИО6 — 0,65 ставки;

ФИО6 - 0,63 ставки;

ФИО7 - 0,72 ставки;

ФИО7 - 0,71 ставки;

ФИО7 - 0,53 ставки;

ФИО7 - 0,52 ставки;

ФИО7 - 0,50 ставки;

ФИО8 - 0,65 ставки;

ФИО8 - 0,62 ставки;

ФИО8 - 0,56 ставки;

ФИО8 - 0,52 ставки.

В электронных реестрах для исчисления пособий по временной нетрудоспособности вышеуказанным лицам ИП Денисовой О.В. в столбце «Размер ставки» указана ставка «1», что является нарушением п. 2.22 приложения №2 к Приказу ФСС РФ от 15 июня 2012 г. № 223 об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения (далее Приказ №223) и п. 3.22 приложения №2 к Приказу ФСС РФ от 24 ноября 2017г. № 579 об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения (далее Приказ №579).

То есть, по представленным ИП ФИО12 в региональное отделение сведениям для назначения пособий по временной нетрудоспособности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ГУ-УРО ФСС РФ назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности из расчета среднего заработка, принятого в размере минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) без учета продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

На основании приведенных норм действующего законодательства, в электронном реестре для начисления пособий по временной нетрудоспособности застрахованным лицам за счет средств Фонда ИП Денисова О.В. в столбце «Размер ставки» должна была указать фактический размер ставки вышеперечисленных лиц.

В связи, с чем пособия по временной нетрудоспособности назначены и выплачены в нарушение ч.1.1 ст. 14 Закона №255-ФЗ, а именно пособия назначены из среднего заработка, принятого равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая без учета продолжительности рабочего времени (например, ФИО1 - 0,76 ставки, ФИО2 — 0,70 и т.д.) застрахованного лица, что привело к излишнему расходованию средств регионального отделения.

По вопросу начисления пособий по беременности и родам.

Из документов следует, что фактическая положительность рабочего времени составила:

ФИО2 - 0,70 ставки;

ФИО8 - 0,65 ставки;

- ФИО5-Е.В. - 0,60 ставки;

ФИО6 - 0,63 ставки;

ФИО9 - 0,64 ставки;

ФИО7 - 0,58 ставки;

ФИО10 ставки - 0,63;

ФИО11 - 0,52.

В электронных реестрах для исчисления пособий по беременности и родам указанным лицам страхователь в столбце «Размер ставки» указал ставку «1», что является нарушением п.2.22 приложения № 2 к Приказу № 223 и п.3.22 приложения № 2 к Приказу № 579.

Из чего следует, что региональным отделением на основании представленным ИП Денисовой О.В. сведений назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности из расчета среднего заработка, принятого в размере МРОТ без учета продолжительности рабочего времени ФИО2, ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО9, ФИО7, ФИО10, ФИО11

Кроме того, ИП Денисовой О.В. при предоставлении сведений для исчисления пособия по беременности и родам ФИО7 по листку нетрудоспособности число календарных дней в расчетном периоде указано 613, следовало указать 585.

Таким образом, пособия пол беременности и родам назначены и выплачены региональным отделением из среднего заработка, принятого в размере МРОТ без учета продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

По вопросу начисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

На основании вышеизложенного, в электронном реестре для начисления ежемесячных пособий по уходу за ребенком застрахованным лицам за счет средств Фонда страхователь в столбце «Размер ставки» должна была указать фактический размер ставки вышеперечисленных лиц:

Из документов следует, что фактическая положительность рабочего времени составила:

ФИО6 - 0,63 ставки;

ФИО9 - 0,64 ставки;

ФИО7 - 0,50 ставки;

ФИО11 - 0,52;

ФИО2 - 0,70.

В электронных реестрах для исчисления ежемесячных пособий по уходу за ребенком вышеуказанным лицам страхователь в столбце «Размер ставки» указал ставку «1», что является нарушением п. 2.22 приложения к Приказу и п. 3.22 приложения к Приказу .

Из чего следует, что региональным отделением на основании представленных ИП Денисовой О.В. сведений назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности из расчета среднего заработка, принятого в размере МРОТ без учета продолжительности рабочего времени ФИО6, ФИО9, ФИО7, ФИО11, ФИО2

Кроме того, страхователем при предоставлении сведений для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО7 число календарных дней в расчетном периоде указано - 613, следовало указать - 585.

Таким образом, ежемесячные пособия по уходу ребенком назначены и выплачены региональным отделением из среднего заработка, принятого в размере МРОТ без учета продолжительности рабочего времени вышеперечисленных лиц.

В соответствии с нормами Закона №255-ФЗ и Положений ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно было быть назначено:

ФИО2 в сумме 3065,69 руб. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Закон №81-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ 3065,69 руб. Размер пособия с учетом продолжительности рабочего времени (0,70) составляет 2184 руб. = 7800 руб. (МРОТ)*40%*0,70.

ФИО6 в сумме 3142,33 руб. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком, установленного Законом №81-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ 3 142,33 руб. Размер пособия с учетом продолжительности рабочего времени (0,63) составляет 2813,08 руб. = 11163 руб. (МРОТ)*40% *0,63.

ФИО9 в сумме 3142,33 руб. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком, установленного Законом №81-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ 3142,33 руб. Размер пособия с учетом продолжительности рабочего времени (0,64) составляет 2857,73 руб. = 11163 руб. (МРОТ)*40% *0,64.

4. ФИО7 в сумме 3277,45 руб. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком, установленного Законом №81-ФЗ с 01.02.2019г. 3277,45 руб. Размер пособия с учетом продолжительности рабочего времени (0,50) составляет 2256,00 руб. = 11280 руб. (МРОТ)*40% *0,50.

5. ФИО11 назначить ежемесячное пособие в сумме 3277,45 руб. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком, установленного Законом №81-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ 3277,45 руб. Размер пособия с учетом продолжительности рабочего времени (0,52) составляет 2346,24 руб. = 11280 руб. (МРОТ)*40% *0,52.

Таким образом, что получив от страхователя реестры для исчисления застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств ФСС РФ предоставлены недостоверные сведения о продолжительности рабочего времени (размере ставки), региональное отделение понесло убытки в виде излишне выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 243 783,80 руб.

В соответствии с п. 16 Положения №294 за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 15.1 Закона №255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной не-трудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в п. 16 Положения №294, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке (п. 17 Положения №294).

Согласно п. 10 Постановления №101, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения - пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет застрахованным лицам в соответствии с ч.1 ст.З Закона №255-ФЗ осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ. В силу п.2 ч.2 ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации (деле БК РФ) бюджет Фонда относится к бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. В соответствии с п.1 Постановления №101 Фонд управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации (п.2 Постановления №101), а денежные средства, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью (п.2 Постановления №101).

Ежегодно в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемом федеральным законом на соответствующий финансовый год, предусматриваются денежные средства на реализацию функций, предусмотренных Постановлением №101.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Ввиду представленных неверных сведений страхователем ИП Денисовой О.В., Фонд понес убытки в виде излишне выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, что является нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренного ст.28 БК РФ.

Решением страхователю было предложено в добровольном порядке возместить расходы излишне понесенные ГУ – УРО ФСС РФ в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 243 783 руб. 80 коп. на расчетный счет страховщика.

Региональным отделением в адрес Денисовой О.В. было направлено требование от 07 июля 2020 г. о возмещении расходов в сумме 243 783 руб. 80 коп.

До настоящего времени Денисова О.В. не возместила расходы в размере 243 783 руб. 80 коп.

06 апреля 2020 г. в связи с прекращением Денисовой О.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снята с учета.

Утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в силу закона не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено-взыскание

Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает прекращения обязательств физического лица при его утрате статуса индивидуального предпринимателя и не регулирует обязательственные отношения, возникшие в связи с осуществлением своей деятельности индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, утрата Денисовой О.В. статуса индивидуального предпринимателя не аннулирует её обязательства перед ГУ-УРО ФСС о возврате излишне перечисленного страхового обеспечения в виде пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 243 783,80 руб. в связи с недостоверностью представленных ИП Денисовой О.В. сведений о продолжительности рабочего времени (размере ставки) для исчисления застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств ФСС РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к ФИО12 о взыскании излишне понесенных расходов в размере 243 783,80 руб. подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с Денисовой О.В. в доход муниципального образования «город Ульяновск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 637 руб. 84 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.

Взыскать с Денисовой О.В. в пользу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сумму понесенных региональным отделением расходов в размере 243 783 рубля 80 копеек.

Взыскать с Денисовой О.В. государственную пошлину в доход муниципального образования «город Ульяновск» в размере 5 637 руб. 84 коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья О.Б. Земцова