НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) от 27.03.2018 № 2-868/2018

Дело № 2-868/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2018 года г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Мандаровой Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первичной профсоюзной организации МУП "Городские маршруты" (далее тексту - ППО МУП «Городские маршруты») в интересах Герасимова Ю.В. к МУП "Городские маршруты" о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Обращаясь с иском в суд в интересах Герасимова Ю.В., Первичная профсоюзная организация МУП "Городские маршруты" (далее тексту - ППО МУП «Городские маршруты») просит обязать ответчика МУП «Городские маршруты» произвести выплату не доначисленной заработной платы за период с 01.02.2017 по 31.12.2017 в размере 93 849, 92 руб., взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. Требования мотивированы тем, что Герасимов Ю.В. работает в МУП «Городские маршруты» в должности водителя 2 класса по 6 разряду на автобусы регулярных городских пассажирских маршрутов. С 29.09.2013 является членом ППО МУП «Городские маршруты». 12.02.2018 Герасимов обратился в ППО МУП «Городские маршруты» с заявлением о защите трудовых прав в части оплаты труда, а именно, не выплаты заработной платы с 01.01.2017 в полном объеме в соответствии с абз. 1 п. 3.1 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному городскому наземному пассажирскому транспорту на 2017-2019 г., исходя из минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда 7 500 руб. Ответчик является участником Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, действие которого продлено на 2017-2019 годы на основании Дополнительного соглашения № 1, заключенного 18.11.2016. Размер не доначисленной заработной платы составил 107 873, 9 руб., не выплаченной – 93 849, 94 руб.

В судебном заседании председатель ППО МУП «Городские маршруты» Колмаков Н.К. и представитель по доверенности Новоселов М.А. иск поддержали по изложенным в нем основаниям. Не соглашаясь с позицией стороны ответчика дополнительно пояснили, что Герасимов Ю.В. является членом ППО МУП «Городские маршруты», оплачивает членские взносы, в связи с чем ППО МУП «Городские маршруты» под председательством <данные изъяты> вправе обращаться с подобным иском. МУП «Городские маршруты» является участником вышеупомянутого Федерального отраслевого соглашения, действие которого продлено на 2017-2019 годы, поэтому должен исполнять его положения.

Герасимов Ю.В. в судебном заседании иск поддержал по доводам, в нем изложенным. Согласился в полном объеме с доводами председателя ППО МУП «Городские маршруты» <данные изъяты> и представителя ППО МУП «Городские маршруты».

Представитель ответчика МУП «Городские маршруты» Сергеева Е.В. иск не признала, мотивировала тем, что ответчик не является участником Федерального отраслевого соглашения, действие которого продлено на 2017-2019 годы. МУП «Городские маршруты» не участвовало в заключении Соглашения, 09.02.2017 направили письменный отказ от присоединения к Соглашению. Данный отказ был мотивирован, мотивированное мнение профсоюзной организации было получено, консультации проведены. ППО МУП «Городские маршруты» под председательством <данные изъяты> не обладает правоспособностью, исключена из единого реестра первичных профсоюзных организаций. На предприятии создана профсоюзная организация под председательством Некипеловой Н.Н., которая входит в состав Бурятской республиканской организации профсоюзов работников автомобильного транспорта.

Определением суда от 07.03.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ППО МУП «Городские маршруты» под председательством Некипеловой Н.Н., последняя о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании Некипелова Н.Н с исковыми требованиями не согласилась, мотивируя тем, что ППО МУП «Городские маршруты» под председательством Колмакова Н.К. исключена из единого реестра первичных профсоюзных организаций.

Заслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из пояснений сторон и представленных в материалы дела доказательств, Герасимов Ю.В. работает в МУП «Городские маршруты» в должности водителя 2 класса по 6 разряду на автобусы регулярных городских пассажирских маршрутов на основании трудового договора № 90 от 23.06.2011. Согласно п. 13.1 трудового договора работнику устанавливается заработная плата согласно положению об оплате труда водителей. Повышение оплаты труда работника осуществляется в связи с изменениями нормативных правовых актов в сфере оплаты труда в РФ и доводится до сведения работника в установленном законом порядке (п. 13.2 трудового договора).

Впоследующем условия трудового договора № 90 от 23.06.2011 неоднократно изменялись. Так, изменениями № 1 от 01.07.2011 к трудовому договору № 90 от 23.06.2011 истцу установлена ежемесячная надбавка к заработной плате за классность водителя 2 класса в размере 10 % к тарифной ставке, часовая тарифная ставка в размере 55, 33 руб.

Дополнительным соглашением № 1 от 21.03.2014 истцу установлена часовая тарифная ставка в размере 62,90 руб.

Дополнительным соглашением № 2 от 31.12.2014 истцу установлена часовая тарифная ставка в размере 71, 34 руб.

Дополнительным соглашением № 3 от 30.10.2015 истцу установлена часовая тарифная ставка в размере 77,10 руб., доплата за вредные условия труда в размере 4% с 01.01.2016.

Обращаясь с настоящим иском, сторона истца, указывает на то, что в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2017-2019 годы (далее по тексту – Соглашение на 2017-2019 годы) с 01.01.2017 установлена базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в размере 7 500 руб., следовательно, размер часовой тарифной ставки рабочего 1-го разряда в 2017 году должен быть равен 45, 61 руб. Исходя из этого, размер часовой тарифной ставки истца Герасимова Ю.В. с 01.01.2017 должен быть равен 114, 03 руб.

Ответчик же настаивал на том, что МУП «Городские маршруты» не является участником Соглашения на 2017-2019 годы, поскольку в установленном законом порядке направил в уполномоченные органы письменный отказ от присоединения к соглашению.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд находит заслуживающими внимание доводы стороны ответчика, при этом исходит из нижеследующего.

В соответствии со ст. 25 Трудового кодекса РФ (далее по тексту - ТК РФ) сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Статьей 45 ТК РФ определено, что соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

Согласно ч. 8 ст. 48 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

На основании ч. 9 ст. 48 ТК РФ если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В соответствии с приведенными нормами закона 24.10.2013 Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз было заключено "Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы".

Данное Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Согласно п. 1.5 Соглашения оно является правовым актом, его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется; оно распространяется работодателей, являющихся членами РАС или уполномочивших РАС заключить настоящее Соглашение, а также на присоединившихся к Соглашению после его заключения; распространяется на всех работников, состоявших в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями.

Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников отраслевых организаций, заявивших свое согласие на присоединение к Соглашению, прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (от 29.11.2013 № 234/14-16), опубликовано в журнале «Охрана и экономика труда» (приложение № 3 к № 4 (13) 2013 г.), газете «Солидарность (приложение к газете «Солидарность» № 1, 2014) и размещено на официальном сайте Минтруда России.

Письмом Минтруда России от 14.02.2014 № 14-4/10/В-756 работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного Соглашения, было предложено присоединиться к нему.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, МУП «Городские маршруты» являлось участником данного Соглашения, поскольку в соответствии с положениями ч. 9 ст. 48 ТК не направило отказ от присоединения к Соглашению на 2014-2016 годы.

18.11.2016 Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз было заключено Дополнительное соглашение № 1, которым срок действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы продлен на 2017-2019 годы, внесены изменения в Соглашение, в частности, абз. 1 п. 3.1. изложен в следующей редакции: базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 01.01.2017 в размере 7 500 руб. в месяц.

Данное Дополнительное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 20.12.2016, регистрационный № 16/17-19, размещено на официальном сайте Минтруда России в сети «Интернет», опубликовано в журналах «Охрана и экономика труда», «Бизнес России» и газете «Солидарность».

Письмом Минтруда России от 09.02.2017 № 14-4/10/В-1039 работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного Соглашения, было предложено присоединиться к нему.

Как следует из представленных в материалы дела документов, 09.02.2017 в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ, Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз был направлен мотивированный отказ МУП «Городские маршруты» от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2017-2019 годы, изложенный в письме от 07.02.2017 № 43.

Данное письмо направлено адресатам заказной корреспонденцией и получено Министерством труда и социальной защиты занятости РФ – 14.02.2017, Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства – 15.02.2017, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз - 27.02.2017.

Вопреки позиции стороны истца, предусмотренная нормами трудового законодательства процедура отказа от присоединения к Соглашению на 2017-2019 годы ответчиком была соблюдена. Доводы стороны истца о том, что МУП «Управления трамвая», являясь участником Соглашения на 2014-2016 годы, не вправе было отказаться от присоединения к Дополнительному соглашению, которым действие Соглашения продлено на 2017-2019 годы, а предложение к присоединению к Дополнительному соглашению было направлено только тем предприятиям, которые не были участниками Соглашения на 2014-2016 годы, суд находит несостоятельными.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 48 ТК срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Поскольку продление срока действия Соглашения осуществляется путем заключения Дополнительного соглашения, то работодатель по мнению суда вправе отказаться от присоединения к нему с соблюдением положений ч. 9 ст. 48 ТК РФ.

Приказом Минтруда России от 12.11.2015 № 860н, изданным в соответствии со ст. 48 ТК РФ, утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению.

В соответствии с указанным Порядком Федеральная служба по труду и занятости в течение 3-х календарных дней после уведомительной регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Минтруд России для размещения на официальном сайте Министерства и направления для опубликования в журналах «Охрана и экономика труда», «Бизнес России» и газете «Солидарность».

После размещения текста соглашения и сведений о его уведомительной регистрации на официальном сайте Министерства стороны соглашения вправе предложить Министру труда и социальной защиты РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется согласно приложению к настоящему Порядку и направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации для официального опубликования в "Российскую газету". Одновременно с опубликованием предложения о присоединении к соглашению в «Российской газете» оно публикуется на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Данные условия были соблюдены. Дополнительное соглашение от 18.11.2016 о продлении срока действия Соглашения на 2014-2016 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 20.12.2016, содержание Дополнительного соглашения было размещено на официальном сайте Минтруда России и опубликовано в журналах «Охрана и экономика труда», «Бизнес России» и газете «Солидарность».

Следовательно, его содержание было доподлинно известно как работодателю МУП «Городские маршруты», так и работникам данного предприятия в лице его представительного органа.

Письмом № 17 от 20.01.2017 председателю профсоюзного комитета МУП «Городские маршруты» направлено уведомление о намерении отказаться от присоединения к Соглашению и предложено представить мотивированное мнение профсоюзной организации.

Данное письмо было обсуждено на профсоюзном собрании работников МУП «Городские маршруты», работодателю направлено мотивированное мнение о категорическом несогласии с возможным отказом от присоединения предприятия к Соглашению.

27.01.2017 работодателем проведены консультации с выборным органом первичной организации, объединяющей работников МУП «Городские маршруты», о чем составлен протокол № 2. В результате переговоров стороны не пришли к соглашению.

Письмом № 43 от 07.02.2017 МУП «Городские» маршруты» отказалось от присоединения к Соглашению на 2017-2019 годы, которое было направлено в федеральный орган исполнительной власти 09.02.2017.

Оценивая обстоятельства отказа от присоединения к Соглашению на 2017-2019 годы, суд не соглашается с позицией стороны истца о том, что работодателем была нарушена предусмотренная законом процедура отказа от присоединения к Соглашению, данная процедура была проведена до официального опубликования Минтрудом России предложения о присоединении к Соглашению, имевшему место 09.02.2017 за № 14-2/10/В-1039.

Представленными в материалы дела документами подтверждено то обстоятельство, что предусмотренная законом процедура отказа от присоединения к Соглашению МУП «Городские маршруты» была соблюдена, мотивированное мнение профсоюзной организации было получено, консультации с профсоюзной организации были проведены. Отказ своевременно направлен в уполномоченные органы и получен последними.

То есть МУП «Городские маршруты» в установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ порядке заявил мотивированный письменный отказ от присоединения к Дополнительному соглашению от 18.11.2016, приложив к нему протоколы консультаций с выборными органами первичной профсоюзной организации МУП «Городские маршруты».

По изложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что действие Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2017 - 2019 годы не может считаться распространенным на работодателя - МУП «Городские маршруты», поэтому обязанности ответчика по начислению заработной платы истцу в соответствии с указанным отраслевым соглашением не имеется. В этой связи, оснований для удовлетворения требований истца, как основного - о взыскании невыплаченной заработной платы за период с 01.02.2017 по 31.12.2017, так и производного - о взыскании компенсации морального вреда, суд не находит.

Разрешая подобным образом спор, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу. Истец Герасимов Ю.В. принял личное участие в судебном разбирательстве, исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам. При таком положении доводы стороны ответчика об отсутствии оснований для рассмотрения спора по существу, во внимание судом приняты быть не могут.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Первичной профсоюзной организации МУП "Городские маршруты" в интересах Герасимова Ю.В. к МУП "Городские маршруты" о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме.

Судья С.Л. Доржиева

Решение суда в окончательной форме принято 02.04.2018.