Дело № 2а-412/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
20 февраля 2017 года Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Тощевой Е.А.
при секретаре - ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> Республики Крым административное дело по иску ФИО1 к Службе государственного строительного надзора <адрес> о признании ненормативного правового акта недействительными, -
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании действий незаконными, согласно которого просила суд: признать недействительным отказ в регистрации декларации на начало строительных работ Службой государственного строительного надзора №/исх от ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать административного ответчика зарегистрировать последнюю поданную декларацию на начало строительных работ.
Свои требования ФИО1 мотивировала тем, что она является собственником земельного участка по <адрес> в <адрес>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства. Истцом был заказан проект индивидуального жилого дома, общей площадью 216,1кв.м., с хозяйственными постройками и сооружениями: гаража, бани, навеса и септика, согласно которого, проект жилого дома и построек был внесен в генплан земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ истцом была подана декларация о начале выполнения строительных работ, однако, ДД.ММ.ГГГГ ею был получен отказ в регистрации декларации, по тем основаниям, что декларация была заполнена некорректно. После консультаций со специалистом Службы государственного строительного надзора Республики Крым, ДД.ММ.ГГГГФИО1 вновь была подана декларация о начале выполнения строительных работ, однако, в ее регистрации вновь было отказано, по тем основаниям, что в проектной документации отсутствует проект на хозяйственные постройки. Истец считает отказ в регистрации декларации недействительным, просит признать его таковым, а также обязать административного ответчика зарегистрировать повторно поданную ФИО1 декларацию.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и дала пояснения в соответствии с административным иском.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне месте и времени слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Заслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 была подана декларация о начале выполнения строительных работ в Службу государственного строительного надзора Республики Крым. Согласно данной декларации, ФИО1 просила зарегистрировать начало выполнения строительных работ по адресу: <адрес>, а именно жилого дома общей площадью 216,1кв.м.
Письмом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№/исх, ФИО1 возвращена декларация о начале выполнения строительных работ, в связи с тем, что не указано место регистрации заказчика; не по форме заполнена таблица главного архитектора проекта (отсутствует наименование приказа, серия и номер квалификационного сертификата); информация об экспертизе не соответствует действующему порядку; наименование объекта не соответствует основным показателям объекта (пусковой комплекс или очередь).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно подана декларация о начале выполнения строительных работ, согласно которой, помимо описания объекта индивидуального жилищного строительства указаны также вспомогательные объекты: гараж на 2 автомобиля площадью 37,5кв.м.; баня площадью 31,5кв.м.; навес площадью 31,5кв.м.; септик площадью 4,0кв.м.
К декларации о начале выполнения строительных работ ФИО1 были приложены генплан на земельный участок по <адрес> в <адрес> Республики Крым, а также письмо <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из ответа <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что согласно представленным ФИО1 документам, земельный участок по <адрес> в <адрес> не противоречит проекту детальной планировки района усадебной застройки площадью 87 га на район «Мирное-Плато» <адрес>.
Как следует из генплана на земельный участок по <адрес> в <адрес> Республики Крым, в генеральный план внесены жилой дом площадью 169кв.м., гараж на 2 автомобиля площадью 37,5кв.м., баня площадью 31,5кв.м., навес площадью 31,5кв.м., септик площадью 4,0кв.м. При этом, в примечаниях к каждому из строений имеется указание – «Проектируемый».
Письмом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№/исх, ФИО1 вновь была возвращена декларация о начале выполнения строительных работ, в связи с тем, что в проектной документации отсутствует проект на хозяйственные постройки. При этом, заявителю предложено доработать и привести декларацию в соответствие с Порядком выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
Административный истец считает данное письмо недействительным, в связи с чем, просит признать его таковым, а также обязать административного ответчика зарегистрировать декларацию о начале выполнения строительных работ.
Правила и порядок выдачи разрешений на строительство регламентированы Градостроительным кодексом РФ, а также Порядком выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями и дополнениями).
Статья 51 Градостроительного кодекса РФ, предусматривает порядок получения и выдачи разрешение на строительство.
Как следует из п.п. 1-2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.1) заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 настоящего Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
В соответствии с п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.
Пунктом 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи, в которых направление указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов осуществляется исключительно в электронной форме.
Согласно п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, действующим законодательством четко определен перечень документов, которые подлежат подаче одновременно с декларацией о начале проведения строительных работ, среди которых также градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, согласованная с районным архитектором, а также проектная документация (по желанию застройщика).
При подаче декларации о начале проведения строительных работ, ФИО1 также были предоставлены проектная документация на домовладение, документы на ведение технического и авторского надзора, а также генплан на земельный участок.
В силу Градостроительного кодекса РФ (п. 17 ст. 51), разрешение на строительство гаража, а также навеса на принадлежащем ФИО1 земельном участке, не требовалось.
Вместе с тем, баня в силу действующего законодательства не относится к объектам вспомогательного значения, а является хозяйственной постройкой, соответственно ее постройка подлежит разрешению соответствующим органом исполнительной власти.
Как усматривается из административного иска, а также подтверждено административным истцом в ходе судебного разбирательства, ФИО1 по собственной инициативе предоставила в Службу государственного строительного надзора проектную документацию на домовладение, в которой отсутствовала информация о бане, которая также является объектом капитального строительства (с фундаментом, капитальными стенами и кровлей), что не оспаривалось административным истцом в ходе судебного разбирательства.
Также, из генплана на земельный участок по <адрес> в <адрес> усматривается, что баня, навес, а также гараж являются проектируемыми, то есть, были внесены в проектную документацию.
Более того, как усматривается из оспариваемого сообщения административного ответчика, Служба государственного строительного надзора Республики Крым не отказывала ФИО4 в регистрации декларации о начале проведения строительных работ (фактически – выдаче разрешении на строительство), а вернула ей документы для устранения недостатков, а именно – для составления проекта на хозяйственные постройки.
В соответствии с п. 3 Порядка выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, в случае если декларация подана или заполнена с нарушением настоящего Порядка, в срок, предусмотренный для регистрации, Служба возвращает такую декларацию заказчику на доработку для приведения ее в соответствие с требованиями настоящего Порядка.
После устранения недостатков, послуживших основанием для возврата декларации на доработку, заказчик вправе повторно направить декларацию в соответствии с настоящим Порядком.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, действия административного ответчика являлись законными и обоснованными, в связи с чем, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-182 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд, -
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Службе государственного строительного надзора <адрес> о признании ненормативного правового акта недействительными – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Председательствующий судья:
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.