РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2018 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Чирковой И.Н.,
при секретаре Лазаревой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ПАО Сбербанк России в лице отделения Сбербанка № в <адрес> о признании действий незаконными,
У с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к ПАО Сбербанк России в лице отделения Сбербанка № в <адрес>, указав, что 01.04.2016г. между сторонами был заключен договор № выпуска и обслуживания банковских карт. 22.03.2018г. посредством смс-оповещения ему стало известно, что его банковская карта VIZA 4276 5400 2793 5380 заблокирована и ему было рекомендовано обратиться в ближайшее отделение банка для дальнейшего расторжения договора банковского обслуживания. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отделение Сбербанка № с заявлением о предоставлении официального ответа об установлении причины блокировки карты, а так же с просьбой ее разблокировать. 02.04.2018г. от ПАО Сбербанк России поступил ответ на обращение, в котором ему было отказано в оказании услуг с использованием банковской карты, данная карта заблокирована для последующего закрытия счета. На текущий момент ему отказано в оказание услуги с использованием банковской карты, включая выпуск/перевыпуск дополнительных и новых карт. Истец считает действия Банка незаконными. Доказательств наличия оснований для включения истца в Перечень лиц в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, а также осуществление истцом незаконной деятельности (в том числе получение доходов преступным путем, их легализации, а также финансирование терроризма) ответчиком не представлено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил признать действия ответчика в части отказа разблокировки банковской карты VIZA 4276 5400 2793 5380 незаконными, обязать ответчика разблокировать банковскую карту VIZA 4276 5400 2793 5380, взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая по доверенности от 05.06.2018г., исковые требования поддержал частично, не поддержала требования в части обязаниия ответчика разблокировать банковскую карту, в остальной части исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – ФИО5, действующий по доверенности от 08.12.2017г., исковые требования не признал, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления истца между ФИО1 и ПАО Сбербанк России был заключен договор банковского обслуживания №, в соответствии с которым истцу открыт счет в Банке и выдана банковская карта VIZA 4276 5400 2793 5380.
ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно, что его банковская карта VIZA 4276 5400 2793 5380 заблокирована, в связи с чем он в этот же день обратился к ответчику с заявлением, в которым просил предоставить официальный ответ со ссылкой на статью Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма» ввиду которой произошла блокировка карты VIZA 4276 5400 2793 5380 и разблокировать счет (л.д.8).
В ответе на заявление указано, что представленные документы не объясняют экономический смысл операций, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ карта VIZA 4276 5400 2793 5380 заблокирована для последующего закрытия счета, основание приятного решения: Федеральный закон № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма» (л.д. 9).
На основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ счет карты VIZA 4276 5400 2793 5380 закрыт.
Согласно статье 1 Федерального закона 07.08.2001г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона 07.08.2001г. № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Согласно п.11.ст.7 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридическою лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. В частности, кредитной организации предоставлено право в отказе от заключения, а также право расторжения договора банковского счета/вклада при подозрении в легализации преступных доходов; кредитной организации предоставлено право отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случае, если у работников Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях отмывания доходов.
В соответствии с Письмом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 161-Т "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций" к сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручениям клиентов, могут быть отнесены операции, указанные в письмах Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 12-Т, от ДД.ММ.ГГГГ N 17-Т, а также следующие виды операций:
регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней.
Разъяснениями, данными Главным управлением ЦБ РФ по Самарской обалсти (Письмо "О сокращении проведения сомнительных операций" от ДД.ММ.ГГГГ N 21-46/17996), кредитным организациям предписано максимально использовать все механизмы, предоставленные законодателем в части реализации положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Приказом Росфинмониторинга от.08.05.2009г. (в редакции от 09.01.2014г.) № «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок», а так же Правилами внутреннего контроля ПАО «Сбербанк России» от 29.03.2016г. №-р разработанными по согласованию с ЦБ РФ на основании Положения, утв. ЦБ РФ ДД.ММ.ГГГГ№-П (Программа №, Приложение №), п.2 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ, установлены признаки необычных операций, которыми руководствуется Банк при принятии решения об отказе в выполнении распоряжения клиента.
Согласно п. 4.5.4. Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма №-р от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила внутреннего контроля) при выявлении и оценке риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма факторами, влияющими на оценку риска Клиента в категории «риск, связанный с проведением Клиентом определенного вида операций» являются в том числе осуществление переводов денежных средств на (в) банковские счета (банковские вклады) физических лиц (за исключением оплаты труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, выплаты пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации) с последующим снятием физическими лицами указанных денежных средств в наличной форме или переводами указанных денежных средств на (в) банковские счета (банковские вклады) других лиц. (Приложение № п. 1106,1185,1411-1413).
В соответствии с Приложением № к Правилам внутреннего контрам к признакам, указывающим на необычный характер операции относится зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме, либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц, либо с последующим проведением указанных операций в различных пропорциях в течение нескольких (3-х банковских) дней; отсутствие экономического смысла сделки и пр.
Пунктом. 5.9.2. Правил внутреннего контроля, п. 4.30 Условий банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк (далее - «Условия»), разъяснений ЦБ РФ, кредитным организациям предоставлены полномочия по запросу у клиента не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, позволяющей Банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники происхождения денежных средств.
При этом в соответствии с п. 5.9.1. Правил внутреннего контроля к клиентам, осуществляющим операции, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма Банком принимаются следующие меры: - отказ в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями документа; - отказ клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе, в приеме от него распоряжений о совершении операций по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, и переход на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе, - блокировка банковской карты, по счету которой совершаются операции, вызывающие подозрение; - пересмотр уровня риска клиента; - обеспечение повышенного внимания к операциям клиента с денежными средствами или иным имуществом.
В силу п. 5.9.2. Правил внутреннего контроля при выявлении признаков систематического и (или) в значительных объемах совершения необычных операций Клиенту направляется запрос о предоставлении пояснений и документов, являющихся основанием проведения операций.
Согласно п. 5.9.5. Правил внутреннего контроля при получении документов уполномоченный сотрудник по ПОД/ФТ проводит их анализ и принимает решение о классификации/ не классификации указанных операций как подозрительных и направлении по ним сведений в уполномоченный орган.
Проведенный Банком анализ экономического смысла совершаемых истцом банковских операций выявил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по счетам Клиента №, 40№ проводились операции, соответствующие признакам, указывающим на их необычный характер. (Приложение к Положению Банка России от 02.03.2012г. №-П), код 1499 - иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств.
С целью защиты Банка от возможного вовлечения в легализацию доходов, полученных преступным путем, проведена работа по классификации операций, подпадающих под критерии сомнительных. ДД.ММ.ГГГГ Банком у Клиента была запрошена информация, поясняющая экономический смысл осуществляемых операций, документы, содержащие основания для проведения операций, а так же документы, подтверждающие источник поступления денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ истцом представлены ряд документов.
Проанализировав документы, предоставленные клиентом, и операции физического лица, рассматриваемые в группе с ИП ФИО1, Банк установил, по счету физического лица за анализируемый период проходили операции по зачислению денежных средств со счета ИП ФИО1, открыто ПАО Сбербанк, с назначением: «выплата зарплаты для зачисления на карту..» с последующим снятием денежных средств наличными в короткие промежутки времени. По ИП проводились операции по зачислению денежных средств от организаций-клиентов сторонних банков (ООО "АТРИУМ", ООО "ТЕХЛАЙН" (Стоп-лист по коду 4.05 направлялись ОЭС по коду 6001), ООО "ПОВОЛЖСКИЙ ЦЕНТР ПАРКОВОЙ ТЕХНИКИ "САМАРА"(направлялись ОЭС по коду 6001), с последующим перечислением на физических лиц-клиентов ПАО Сбербанк (ФИО1). Денежные средства зачислялись на расчётный счет ИП от контрагентов с назначениями платежей: « за оказание работ услуг..., по договору поставки запасных частей и сервис...» и списывались в полном объеме на свой счет физического лица с назначением: «выплаты зарплаты для зачисления на карту». По счету ИП отсутствуют платежи, подтверждающие ведение реальной финансово-хозяйственной деятельности. Не предоставлены документы, подтверждающие наличие материально-технической базы, отсутствует информация по количеству и составу работников, документы, подтверждающие исполнение обязательств по договорам с контрагентами.
Клиентом были предоставлены договоры аренды транспортных средств от 01.03.2018г., арендодателем в договорах указано ОС "ТРАНСАВТОКОМ" ИНН 6315656020, по данным из открытых источников (СПАРК) ООО "ТРАНСАВТОКОМ" ликвидировано 21.09.2017г. Копии свидетельства о регистрации транспортных средств на арендуемые транспортные средства не предоставлены. Также в предоставленных клиентом актах о выполненных услугах отсутствует детализация оказываемых услуг (отсутствуют данные о маршруте, транспортном средстве, водителе и т.д.), заявки и путевые листы также не предоставлены. Закупка реализуемых товаров (запчасти) документально не подтверждена. Данные обстоятельства вызвали у Банка сомнения в части достоверности и действительности заключенных клиентом договоров.
Кроме того, в АС Банка присутствует негативная информация об участии клиента в ряде схем по проведению сомнительных операций, что отражено в ФП СТОП-ЛИСТ.
По результатам анализа документов, предоставленных клиентом, операции признаны Банком подозрительными, в соответствии с п. 3 ст. 11 115-ФЗ, п.2.1. Положения от ДД.ММ.ГГГГ N 321-П в Уполномоченный орган направлена информация в виде электронных сообщений (далее - ОЭС) по коду 6001. (операции, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов», полученных преступным путем, или финансирования терроризма). На все сообщения получены ответы Уполномоченного органа о принятии.
В соответствии с п. 2.10.2 Условий использования банковских карт ОАО "Сбербанк России", утвержденных Постановлением Правления Сбербанка России N 376 § 13а от ДД.ММ.ГГГГ, Банк имеет право полностью или частично приостановить операции по Счету, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Установив, что открытый истцу банковский счет использовался истцом для проведения операций, квалифицированных Банком России, как сомнительные, в соответствии с п 5.9.1 правил внутреннего контроля, в целях недопущения вовлечения Банка в проведение операций, направленных на легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем, финансирования терроризма, и в соответствии с Условиями использования банковских карт, приостановлена услуга дистанционного банковского обслуживания (СБОЛ), осуществлена блокировка банковской карты (4276 5400 2793 5380), внесены сведения о клиенте в информационную базу (массив данных ФП «СТОП-ЛИСТ» о юридических и физических лицах (единоличного исполнительного органа), сведений о клиентах по коду 4.05).
Ограничительные меры по блокировке договора банковского обслуживания внесении сведений в АС ФП «СТОП-ЛИСТ» были применены на основании анализа предоставленных документов с последующим формированием заключения сотрудником по ПОД/ФТ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях Банка не усматривается неправомерных действий, поскольку ответчик действовал строго в рамках действующего законодательства и в соответствии с Правилами внутреннего контроля. Установив, что открытый истцу банковский счет используется им для проведения операций, квалифицированных Банком как сомнительные, правомерно при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, произвел блокировку банковской карты истца и по заявлению не разблокировал счет, ввиду отсутствия на то оснований.
Действия банка по ограничению расходных операций были направлены исключительно на противодействие незаконных операций, в связи с чем карта VIZA 4276 5400 2793 5380 была заблокирована. При этом предоставленными истцом по запросу Банка документами экономический смысл осуществляемых операций обоснован не был.
При таких обстоятельствах, учитывая также, что нарушений прав истца как потребителя со стороны ответчика в ходе рассмотрения дела не установлено, суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконными действий ПАО Сбербанк России в части отказа разблокировки банковской карты и компенсации морального вреда в соответствии со ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ПАО Сбербанк России в лице отделения Сбербанка № в <адрес> о признании незаконными действий ПАО Сбербанк России в лице отделения Сбербанка № в <адрес> в части отказа разблокировки банковской карты, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись И.Н. Чиркова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>