НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область) от 12.04.2019 № 12-87/19

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГг. <адрес>

Судья Железнодорожного районного суда <адрес>ФИО7,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кехмана ФИО8 на определение заместителя прокурора <адрес>ФИО3 от 22.02.2019г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ГУ УПФ РФ в <адрес> г.о.Самара,

УСТАНОВИЛ:

Определением заместителя прокурора <адрес>ФИО3 от 22.02.2019г. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ГУ УПФ РФ в <адрес> г.о.<адрес> в связи с отсутствием события правонарушения.

Не согласившись с данным определением, Кехман Б.А. обратился с жалобой, в которой просит его отменить, как вынесенное с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях и направить его заявление на новое рассмотрение, мотивируя свои доводы тем, что он подал заявление в прокуратуру <адрес>, приложил доказательства, и указал, что должностные лица УПФР, в нарушение законных сроков, вынесли немотивированное решение по назначению страховой пенсии по старости, в котором предоставили недостоверную информацию, в связи с чем он просил прокурора возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако, в этом было отказано, при этом, он не был опрошен по обстоятельствам, изложенным в заявлении, а все утверждения заместителя прокурора, изложенные в определении голословны и не основаны ни на Законе, ни на обстоятельствах, изложенных в заявлении, а доводы не рассматривались, так как ни эти доводы, ни обстоятельства, опровергающие их, в определении не приведены.

В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.

Помощник прокурора <адрес>ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, оставив без изменения оспариваемое определение.

Помощник прокурора <адрес>ФИО4 и представители ГУ УПФ РФ в <адрес> г.о.Самара (межрайонное) ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого определения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы и представленные материалы, в том числе, надзорное производство ж-2019, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения

Частью 5 ст.28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.п.2 и 3 ч.1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

Согласно ч.1 ст.5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 данной статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что объективную сторону предусмотренного ею состава административного правонарушения составляет нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, следовательно, для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо установить совокупность двух обстоятельств: наличие нарушения установленного порядка предоставления государственной услуги, а также факт непредоставления государственной услуги заявителю либо ее предоставления с нарушением предусмотренных сроков.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на социальное обеспечение по возрасту, регулируется Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а предоставление Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению - Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства труда и социального развития РФ от 19.01.2016г. н, действовавшим до 24.02.2019г., и Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплат, утвержденных приказом Министерства труда и социального развития РФ от 17.11.2014г. н.

В соответствии с ч.ч.1-3 ст.22 Закона № 400-ФЗ и п.13 Административного регламента, страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приёма органами ПФР соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем. В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.

Согласно п.98 Регламента н, результатом административной процедуры является принятие территориальным органом ПФР решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении поданного заявления.

Согласно п.12 указанного регламента, результатом предоставления государственной услуги в зависимости от поданного заявления является назначение пенсии либо отказ в назначении пенсии.

В соответствии с п.13 названного регламента, рассмотрение заявления о назначении пенсии и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе. В том случае, если к заявлению о назначении пенсии при обращении за назначением пенсии были приложены не все необходимые документы из числа документов, необходимых для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с п.64 Административного регламента и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. В случае если гражданин на основании разъяснения территориального органа ПФР не представил недостающие для назначения пенсии документы, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, в срок, предусмотренный п.64 Административного регламента, и при этом в территориальный орган ПФР поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии при обращении за назначением пенсии вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа ПФР документами и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного п.64 Административного регламента.

Согласно п.64 регламента, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная в абзацах третьем - седьмом п.80 Административного регламента.

Из представленных материалов следует, что 09.01.2019г. Кехман Б.А. обратился в прокуратуру с заявлением о возбуждении в отношении должностных лиц УПФ дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ссылаясь на то, что 05.09.2018г. он обратился в УПФ с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, однако, до сих пор решение о назначении, либо об отказе в назначении старости не вынесено, никакой своевременной и достоверной информации по его заявлению не получал. Кроме того, заведомо незаконно ПФР перестал с октября 2018г. выплачивать ему компенсационную выплату за уход за пенсионером старше 80 лет, также, не предоставив никакой информации по этому поводу (л.д.18).

В ходе рассмотрения заявления, прокуратурой установлено, что 05.09.2018г. Кехман Б.А. обратился в УПФ РФ в <адрес> г.о.Самара (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако, к заявлению о назначении пенсии были приложены не все документы, влияющие на ее размер, о чем на личном приеме 05.09.2018г. заявителю даны соответствующие разъяснения, вручено уведомление, а последним 05.09.2018г. и 10.09.2018г. поданы заявления об оказании содействия в истребовании документом, влияющих на размер пенсии, которые были истребованы Управлением ПФР и 21.11.2018г. в Управление ПФР поступил недостающий документ, подтверждающий заработную плату Кехмана Б.А., после чего, 04.12.2018г. принято решение о назначении ему страховой пенсии по старости, размер которой с 05.09.2018г. составил - <данные изъяты>. Информация о назначенных с 05.09.2018г. размерах пенсии передана в Центр по выплате пенсий ПФР (государственное учреждение) в <адрес>, поскольку в <адрес> выплата пенсий производится в централизованном порядке. Также, в ходе проверки прокурором проверена законность прекращения выплаты Кехману Б.А. компенсации в размере <данные изъяты> установленной в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006г. , и установлено, что согласно п.9 Правил осуществления ежемесячной компенсационной выплаты (ЕКВ), утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.06.2007г. , осуществление ЕКВ прекращается в случае назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от её вида и размера, и, поскольку по состоянию на 05.09.2018г. Кехман Б.А. имел право на установление страховой пенсии по старости, УПФ принято решение о прекращении выплаты ЕКВ в связи с назначением страховой пенсии (л.д.19-33).

По результатам рассмотрения заявления Кехмана Б.А., после проведенной на основании ч.1 ст.28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и Федерального закона от 17.01.1992г. N 2202-1 "О прокуратуре РФ" проверки, определением заместителя прокурора <адрес>ФИО3 от 22.02.2019г. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ГУ УПФ РФ в <адрес> г.о.<адрес> в связи с отсутствием события правонарушения, о чем заявитель уведомлен путем направления ему, как самого определения, так и ответа на его обращение (л.д.31-33), и оснований не согласиться с данным определением у суда не имеется, поскольку заявление Кехмана Б.А. рассмотрено УПФ в полном соответствии с порядком (даны разъяснения, запрошены необходимые документы) и сроками, установленными Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства труда и социального развития РФ от 19.01.2016г. н, действовавшим до 24.02.2019г., и Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплат, утвержденных приказом Министерства труда и социального развития РФ от 17.11.2014г. н (решение по результатам рассмотрения заявления принято не позднее 10 рабочих дней после поступления недостающих документов), а результатом рассмотрения его заявления явилось предоставление заявителю государственной услуги, а именно назначение ему страховой пенсии по старости.

При этом, информирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется, согласно п.5 Административного регламента, должностным лицом структурного подразделения территориального органа ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги, при непосредственном обращении гражданина в территориальный орган ПФР; либо посредством телефонной и факсимильной связи путем ответа на поступивший звонок (п.6 регламента); либо посредством ответов на письменные обращения граждан.

Таким образом, обязанность по уведомлению заявителя о результатах рассмотрения вопроса предоставления государственной услуги, в том числе, в случае назначения пенсии, на органы ПФР не возложена.

Подобная обязанность предусмотрена только в случае отказа в удовлетворении поданного заявления (п.15), и в случае проведения проверки обоснованности выдачи документов (сведений), необходимых для назначения пенсии, а также проверки достоверности содержащихся в них сведений (ч.9 ст.21, ч.8 ст.22 Закона № 400-ФЗ и п.94 Правил н), поскольку срок рассмотрения заявления в этом случае приостанавливается решением руководителя территориального органа УПФ до завершения проверки, но не более, чем на три месяца, между тем, подобных обстоятельств по данному делу не имеется, поскольку по результатам рассмотрения заявления УПФ принято решение о назначении пенсии, а решение о проведении проверки документов, необходимых для установления пенсии не принималось, следовательно, рассмотрение заявления не приостанавливалось, в связи с чем обязанность по информированию заявителя не возникла.

При этом, вынесенное УПФ решение от 04.12.2018г., полученное Кехманом Б.А., о не включении в подсчет страхового стажа Кехмана Б.А. период ухода до 1,5 лет за ребенком, также не содержит состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а в случае несогласия с данным решением заявитель вправе оспаривать его в ином судебном порядке.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены определения заместителя прокурора <адрес>ФИО3 от 22.02.2019г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ГУ УПФ РФ в <адрес> г.о.Самара.

При этом, вопреки доводам жалобы, указанное определение является мотивированным, соответствует требованиям закона, а также установленным по делу обстоятельствам и не вызывает сомнений в своей обоснованности.

Кроме того, принимая такое решение, заместитель прокурора правильно исходил из возможности возбуждения дела об административном правонарушении, связанной с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, поскольку Кодекс РФ об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения (ч.1 ст.24.5).

При этом, то обстоятельство, что Кехман Б.А. не был опрошен в ходе проведения проверки, основанием для отмены оспариваемого определения не является поскольку, в соответствии порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013г. N 45, согласно п.4.4 которой, заявители опрашиваются при проведении проверки только в случае необходимости, следовательно, необходимость опроса заявителя при проведении проверки определяется прокурором, и не является обязанностью последнего.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.28.1, 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Определение заместителя прокурора <адрес>ФИО3 от 22.02.2019г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ГУ УПФ РФ в <адрес> г.о.Самара, – оставить без изменения, а жалобу Кехмана ФИО9 – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу после его оглашения, но может быть обжаловано в порядке надзора в Самарский областной суд.

Судья ФИО7

Копия верна:

Судья:

Секретарь: