НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 24.11.2021 № 2А-2530/21

61RS0002-01-2021-005906-36 Дело № 2а- 2530/21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2021 года

Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Губачевой В.А.,

при секретаре Мыкыртычян А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Ростовской области к Фоминой Г.П. о взыскании недоимки по налогу, пене,

УСТАНОВИЛ

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №24 по Ростовской области (далее МИФНС по РО) обратилась в районный суд с административным исковым заявлением к Фоминой Г.П. о взыскании недоимки по налогу на доход за 2019 г. на общую сумму 54 897,92 руб. В обоснование своих требований указала, Фомина Г.П. состоит на учете в МИФНС по РО по месту жительства. Налоговым агентом КБ «Ренессанс Кредит (ООО) (ИНН ) в налоговый орган представлена справка о получении Фоминой Г.П. дохода по коду 4800 (иные доходы), сумма к уплате за 2019 г. составляет 54 797 руб. Налоговым органом направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости оплатить налог за 2019 г. в сумме 54 797 руб. Обязанность по уплате налога не исполнена, выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (налог НДФЛ за 2019 г. – 54797 руб., пене 100,92 руб.). В связи с игнорированием требования, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ Судебный приказ а-1-950/21 от ДД.ММ.ГГГГ выдан мировым судьей судебного участка Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону, который в последствии был отменен на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ С настоящим иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец просит суд взыскать с Фоминой Г.П. налог на доходы физического лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ – налог за 2019 г. в размере 54797 руб., пене 100.92 руб. на общую сумму 54 897,92 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без их участия.

Административный ответчик в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации.

В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пп.4 ч.1 ст. 228 Налогового кодекса РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

Данное законоположение направлено на обеспечение исполнения конституционной обязанности по уплате налога теми налогоплательщиками, при получении дохода которыми не был удержан налог. Оно в равной мере распространяется на всех налогоплательщиков. (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1681-О).

Согласно пункту 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, указанными в том числе и в пункте 1 статьи 228 Кодекса, представляется налоговая декларация, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела:

Фомина Г.П. состоит на учете в МИФНС по РО по месту жительства.

Налоговым агентом КБ «Ренессанс Кредит (ООО) (ИНН ) в налоговый орган представлена справка о получении Фоминой Г.П. дохода по коду 4800 (иные доходы), сумма к уплате за 2019 г. составляет 54 797 руб.

Налоговым органом направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости оплатить налог за 2019 г. в сумме 54 797 руб.

Обязанность по уплате налога не исполнена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 468-О-О указал, что, признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.

Выставлено налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (налог НДФЛ за 2019 г. – 54797 руб., пене 100,92 руб.). Таким образом административным истцом МИФНС по РО соблюдены положения ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации: налоговое требование об уплате налога направлено в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац 1).

В соответствии с абз.2 п.2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

По взысканию налога на общую сумму 54 897,92 руб. учитывается требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ

Срок для обращения в суд начинает течь с ДД.ММ.ГГГГ в течение шести месяцев и истекает ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, то есть в установленный процессуальный срок.

Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ выдан мировым судьей судебного участка Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону, который в последствии был отменен на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ С настоящим иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом налоговым органом соблюдены процессуальные сроки для судебной защиты.

Обязательство по уплате налога административным ответчиком в срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, не исполнено.

Административный ответчик, в силу требований ст. 62 КАС РФ, в установленный законом срок не представил суду доказательств уплаты налога, в материалах дела имеются сведения о наличии налоговой задолженности по состоянию на день подачи иска в суд.

Поскольку задолженность по указанным суммам недоимки по налогу НДФЛ за 2019 г., на общую сумму в размере 54797,92 руб. налогоплательщиком не погашена до настоящего времени, расчет налога судом проверен и является правильным, ответной сторон не оспаривался, установленный законом срок взыскания налоговых платежей не пропущен, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска.

Судом не принимаются возражения административного ответчика о том, что получение ею дохода по справке КБ «Ренессанс Кредит (ООО) ничем не обосновано, поскольку обращений от налогоплательщика по вопросу неправильного исчисления НДФЛ налоговым агентом в инспекцию не поступало. Налоговый орган не обязан проверять достоверность сведений, поступивших от налогового агента, сведения, содержащиеся в справке НДФЛ о получении дохода в сумме 421517,18 руб. налогоплательщиком в установленном законом порядке не оспорены.

В соответствии с п.5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, налоговым органом не осуществляется проверка правильности исчисления НДФЛ налоговыми агентами.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату НДФЛ и требование от ДД.ММ.ГГГГ сформированы налоговым органом на основании сведений, представленных КБ «Ренессанс Кредит (ООО) (налоговый агент) по форме 2-НДФЛ.

В силу положений пункта 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, полученные налогоплательщиком с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 настоящего Кодекса.

По сведениям справки налогового агента Фоминой Г.П. получен доход в 2019 г., соответственно подлежащий налогообложению.

Принимая во внимание, что налоговым агентом НДФЛ с полученного Фоминой Г.П. дохода не удержан, оснований для освобождения от уплаты налога не имеется, суд приходит к выводу, что налоговым органом правомерно заявлены требования о взыскании налога с налогоплательщика.

Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом произведено начисление пене на сумму налога 54797 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 100,92 руб.

Согласно справке в материалах дела задолженность по уплате налога до настоящего времени не погашена.

В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, размер госпошлины, подлежащей взысканию с Фоминой Г.П. составляет 482,73 руб.

Государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Взыскать с Фоминой Г.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Ростовской области налог на доходы физического лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ – налог за 2019 г. в размере 54797 руб., пене 100.92 руб. на общую сумму 54 897,92 руб.

Взыскать с Фоминой Г.П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1846,94 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья:

Решение принято в окончательной форме 01.12. 2021 г.