Дело № 2а-105/2021 (№2а-1932/2020)
УИД 58RS0008-01-2020-004052-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2021 года г.Пенза
Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Макушкиной Е.В.,
при секретаре Курчонковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы к Ратникову В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы обратилась в суд с вышеназванным иском к Ратникову В.В., указав, что согласно сведениям, содержащимся в базе данных налогового органа (сведения о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих) Ратников В.В. в период с 18.11.2004 г. по 25.12.2018 г. осуществлял деятельность в качестве арбитражного управляющего, дата внесения сведения в сводный государственный реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих – 18.11.2004 г., уникальный реестровый номер – №, дата исключения из сводного государственного реестра арбитражных управляющих – 25.12.2018 г. Сведения о включении Ратникова В.В. в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в адрес инспекции представлены 19.04.2019 г.
Ратников В.В. как арбитражный управляющий относился к категории лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, и был обязан уплачивать страховые взносы в соответствии со статьей 430 НК РФ в фиксированном размере за себя.
С 1 января 2017 года вопрос исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 НК РФ.
Ратников В.В. должен был уплатить страховые взносы за 2017, 2018 гг. в фиксированном размере на ОПС и на ОМС. По сроку уплаты страховые взносы налогоплательщиком не уплачены.
В связи с этим, и руководствуясь ст. ст. 69, 70 НК РФ, налоговым органом в адрес налогоплательщика через «Личный кабинет налогоплательщика» направлено требование № (по состоянию на 29.05.2019, по сроку уплаты до 16.07.2019) на уплату: страховых взносов за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 23 400 руб.; страховых взносов за 2017 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 руб.; страховых взносов за расчетный период 2018 (с 01.01.2018 по 25.12.2018) года на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 116,85 руб.; страховых взносов за расчетный период 2018 (с 01.01.2018 по 25.12.2018) года на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 745,81 руб.; пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС за 2017 г. за период с 10.01.2018 по 28.05.2019, за 2018 г. за период с 10.01.2019 по 28.05.2019 в сумме 785,47 руб.; пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС за 2017 г. в период с 10.01.2018 по 28.05.2019, за 2018 г. в период с 10.01.2019 по 28.05.2019 в сумме 3890,30 руб.
Факт получения требования подтверждается квитанцией о приеме, дата вручения – 31.05.2019 г.
В установленные сроки налогоплательщиком требование не было исполнено, задолженность в сумме 64 528,43 руб. не погашена до настоящего времени, что подтверждается справкой о состоянии расчетов.
В связи с неисполнением Ратниковым В.В. требования № по состоянию на 29.05.2019, со сроком исполнения до 16.07.2019, сумма задолженности превысила 3 000 руб. Таким образом, инспекция была вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени в рамках приказного производства до 16.01.2020 г.
02.06.2020 года мировым судьей судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Пензы был вынесен судебный приказ о взыскании с Ратникова В.В. в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы задолженности по страховым взносам и пени. 10.06.2020 года указанный судебный приказ был отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Задолженность по вышеуказанным страховым взносам и пени налогоплательщиком не оплачена.
Установлено, что налоговым органом пропущен срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, поскольку по указанному выше требованию срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа не позднее 16.01.2020 года, заявление о выдаче судебного приказа в соответствии со ст.48 НК РФ было направлено мировому судье 29.05.2020 г. Мировой судья не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, заявление было принято, судебный приказ вынесен. Исковое заявление подано в суд в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа. Функция налогового администрирования «Взыскание недоимки по налогам и сборам» реализована программными комплексами ФНС России. Технологическим процессом Ратников В.В. не был отобран в списки должников для формирования судебного приказа. Ввиду того, что численность налогоплательщиков – физических лиц, состоящих на учете в ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы составляет более 117000, выявить отсутствие Ратникова В.В. в списке должников представилось возможным только 29.05.2020 г. Заявление о выдаче судебного приказа в соответствии со ст.48 НК РФ было сформировано в ручном режиме. Обстоятельства, связанные с поздним обращением инспекции к мировому судье не зависели от воли истца и могут расцениваться как уважительные.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пп.9 п.1 ст.31, ст.48 НК РФ, ч.2 ст.123.7, 124-126, п.3 ч.3 ст.1, ст.286, 287 КАС РФ, административный истец с учетом незначительности пропуска срока и уважительности причин просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок на принудительное взыскание суммы задолженности и взыскать с Ратникова А.В. задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 64 528 руб. 43 коп.
Представитель административного истца Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Пензы Беляева А.И., действующая на основании доверенности (в деле) и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административный иск поддержала, основывая требования на изложенных в нем доводах.
Административный ответчик Ратников В.В. в судебном заседании с иском не согласен, пояснил обстоятельства, указанные в письменном ходатайстве об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока на принудительное взыскание задолженности, прекращении производства по делу, затем уточнив, пояснил, его деятельность как индивидуального предпринимателя прекращена в 2012 году, профессиональная деятельность в качестве арбитражного управляющего прекращена в 2013 году, завершив последнюю процедуру банкротства 23.09.2013 г., с указанного срока он не подавал в ИФНС налоговые декларации о своей деятельности и не получал в течение шести лет никакие требования от ИФНС об уплате налоговых платежей, он не пользуется личным кабинетом налогоплательщика, а требований заказным письмом ему не предъявлялось. Налогооблагаемая база за указанные периоды отсутствует, сведения о его деятельности в исковом заявлении изложены неверно, начисления по страховым взносам и пени необоснованны. В исковом заявлении заявлены требования за 2017 и 2018 г.г. с пропущенным процессуальным сроком взыскания и не отражаются предыдущие 2014, 2015, 2016 г.г., тем самым, подтверждается пропущенная возможность взыскания задолженности. По его мнению, указанные в исковом заявлении причины пропуска срока не могут быть признаны уважительными. Просил в восстановлении пропущенного процессуального срока на принудительное взыскание задолженности отказать, налоговые начисления за указанный период отменить, исковые требования отозвать.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 2 статьи 419 Кодекса, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 статьи 419 Кодекса, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическими лицами, установлены статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в частности арбитражные управляющие, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Согласно пункту 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзаца 3 пункта 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет арбитражного управляющего, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 указанного Кодекса.
На основании пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, который обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Ратников В.В. был зарегистрирован на основании заявления в качестве арбитражного управляющего в период с 18 ноября 2004 года по 25 декабря 2018 года в <данные изъяты> основанием для исключения его из данной организации явилось решение Ассоциации № от 09 ноября 2018 года, в связи с несоответствием требованиям п.п.2, 3 ст.20 Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), п.п. 7.1, 8.2 Устава СРО АУ «Лига».
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также ответом на запрос суда <данные изъяты> от 15.01.2021 г., из которого также следует, что какие-либо заявления и документы о прекращении Ратниковым В.В. деятельности в качестве ИП в <данные изъяты> не представлялись.
Сведения о включении Ратникова В.В. в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в адрес инспекции представлены 19.04.2019 г.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.11.2017) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере были установлены в сумме 23400 руб. за 2017 год, 26545 рублей за 2018 год; страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 4590 руб. за 2017 год, 5 840 рублей за 2018 год.
Страховые взносы за 2017, 2018 гг. подлежали уплате не позднее 31.12.2018, 31.12.2019 года соответственно.
По сроку уплаты страховые взносы налогоплательщиком не уплачены.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 58 НК РФ). При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п. 2 ст. 57 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающейся суммы налогов в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2 ст.75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п. 3 ст. 75 НК РФ). Начисление пени прекращается в момент фактической уплаты суммы налога.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п.4 ст. 75 НК РФ).
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 70 НК РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом.
В связи с тем, что налог в установленные законом сроки ответчиком уплачен не был, налоговым органом в адрес налогоплательщика через «Личный кабинет налогоплательщика» направлено требование № (по состоянию на 29.05.2019, по сроку уплаты до 16.07.2019):
- на уплату страховых взносов за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 23 400 руб.,
- на уплату страховых взносов за 2017 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 руб.,
- на уплату страховых взносов за расчетный период 2018 (с 01.01.2018 по 25.12.2018) года на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 116,85 руб.,
- на уплату страховых взносов за расчетный период 2018 (с 01.01.2018 по 25.12.2018) года на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 745,81 руб.,
- пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС за 2017 г. в период с 10.01.2018 по 28.05.2019 в сумме 579, 15 руб., за 2018 г. в период с 10.01.2019 по 28.05.2019 в сумме 206,32 руб.
- пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС за 2017 г. в период с 10.01.2018 по 28.05.2019 в сумме 2952,49 руб., за 2018 г. в период с 10.01.2019 по 28.05.2019 в сумме 937,81 руб.
Требование было получено 31.05.2019 г., о чем свидетельствует квитанция о приеме указанного требования.
Доводы ответчика о том, что личным кабинетом он не пользуется, являются несостоятельными, поскольку в силу абзаца 4 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
В установленные сроки налогоплательщиком требование не было исполнено, задолженность в сумме 64 528,43 руб. не погашена до настоящего времени, что подтверждается справкой о состоянии расчетов.
Доводы административного ответчика о том, что он не должен уплачивать страховые взносы, так как в спорный период он не являлся арбитражным управляющим, деятельность арбитражного управляющего не осуществлял, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку являются несостоятельными.
Согласно данным Росреестра, имеющимся в сводном государственном реестре арбитражных управляющих, сообщения <данные изъяты> Ратников В.В. принят в члены <данные изъяты> 18 ноября 2004 года на основании личного заявления и исключен из числа членов <данные изъяты> 25 декабря 2018 года, в связи с несоответствием условиям членства в Ассоциации. При этом, сведений о том, что Ратников А.А. каким-либо образом оспаривал указанное членство в материалы дела не представлено.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов – арбитражных управляющих, фактически не осуществляющих деятельность арбитражного управляющего, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (например, за периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у Ратникова В.В. возникла с момента приобретения статуса арбитражного управляющего, а именно с 18.11.2004 г. и сохранялась до момента исключения из реестра членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 12 апреля 2005 года N 164-О и 12 мая 2005 года N 213-О отметил, что в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Однако каких-либо доказательств, с достоверностью подтверждающих, что Ратников В.В. не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса арбитражного управляющего в силу непреодолимых обстоятельств, последним суду не предоставлено.
Доводы Ратникова В.В. о том, что он не мог быть арбитражным управляющим, поскольку прекратил деятельность индивидуального предпринимателя 30.11.2012 г., также являются несостоятельными.
Согласно статье 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Таким образом, для регистрации арбитражным управляющим не требовалось наличия у лица регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п. 3 ст. 48 НК РФ).
В силу ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В связи с неисполнением Ратниковым В.В. требования № по состоянию на 29.05.2019, со сроком исполнения до 16.07.2019, сумма задолженности превысила 3 000 руб. Таким образом, инспекция вправе была обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в рамках приказного производства до 16.01.2020 г.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №4 Железнодорожного района г.Пензы с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ратникова В.В. вышеуказанной задолженности по уплате страховых взносов, пени 29.05.2020.
02.06.2020 года мировым судьей судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Пензы был вынесен судебный приказ о взыскании с Ратникова В.В. в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы задолженности по страховым взносам и пени.
10.06.2020 года указанный судебный приказ был отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
С настоящим иском административный истец обратился в суд 9 декабря 2020 года, то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа.
Административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок на принудительное взыскание задолженности.
Административный ответчик просит отказать в восстановлении срока на подачу иска в иска, в иске отказать.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 381-О-П).
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Исходя из смысла положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 30 января 2020 года N 20-О, Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом; при этом срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации; вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения.
Из материалов дела следует, что судебный приказ о взыскании с Ратникова В.В. задолженности по обязательным платежам за 2017, 2018 годы выдан 2 июня 2020 года мировым судьей судебного участка №4 Железнодорожного района г.Пензы.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В связи с изложенным, факт вынесения судебного приказа в рассматриваемом случае свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм страховых взносов, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Установлено, что определением мирового судьи судебного участка №4 Железнодорожного района г.Пензы от 10 июня 2020 года в связи с поступившими письменными возражениями Ратникова В.В. отменен ранее вынесенный судебный приказ от 2 июня 2020 года.
Началом течения срока обращения в суд с административным исковым заявлением являлось 10 июня 2020 года, в соответствии с положениями п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установленный законом шестимесячный срок для такого обращения истекал 10 декабря 2020 года.
Административный иск подан налоговым органом в суд 9 декабря 2020 года, то есть в пределах установленного ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока обращения в суд.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание суммы задолженности Ратникова В.В. подлежит удовлетворению, пропущенный процессуальный срок – восстановлению.
Расчет начисленных инспекцией страховых взносов и пени судом проверен и признается верным.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, учитывая, что административный ответчик наличие задолженности по страховым взносам и пени и их размер не оспаривал, опровергающих доводы административного истца не представил, суд приходит к выводу, что исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 111 ч. 1 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии со ст. 114 ч. 1 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В данном случае, поскольку ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы в силу положений п.п. 19 п. 2 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 2135 руб. 85 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административный иск ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы к Ратникову В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени удовлетворить.
Взыскать с Ратникова В.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН 580200552204) в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 64528 руб. 43 коп., в том числе:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2017 год в размере 23400 руб.;
пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС за 2017 г. за период с 10.01.2018 по 28.05.2019 в размере 2952,49 руб.;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2017 год в размере 4590 руб.;
пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС за 2017 г. за период с 10.01.2018 по 28.05.2019 в размере 579,15 руб.
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2018 год в размере 26116,85 руб.;
пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС за 2018 г. за период с 10.01.2019 по 28.05.2019 в размере 937,81 руб.;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2018 год в размере 5745,81 руб.;
пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС за 2018 г. за период с 10.01.2019 по 28.05.2019 в размере 206,32 руб.
Взыскать с Ратникова В.В. государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 2135 руб. 85 коп.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 2 февраля 2021 г.
Судья Е.В. Макушкина