Дело № 12-149/2022
(58RS0008-01-2022-000898-89)
Р Е Ш Е Н И Е
03 марта 2022 года город Пенза
Судья Железнодорожного районного суда г. Пензы Демина Л.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью ТК «Центр Керамогранита» на постановление № главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Пензенской области ш от 28 января 2022 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 5.27.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Пензенской области ш от 28 января 2022 года ООО ТК «Центр Керамогранита» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО ТК «Центр Керамогранита» обратилось в суд с жалобой, указав, что общество включено в реестр малого и среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось, данное правонарушение не причинило вред и не создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного населения. Просят постановление № главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Пензенской области ш от 28 января 2022 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 5.27.1 КоАП РФ, изменить, назначить наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании представитель ООО ТК «Центр Керамогранита» ФИО1 (доверенность в деле) доводы жалобы поддержал, просил обжалуемое постановление от 28 января 2022 года изменить, назначить наказание в виде предупреждения, указав, что нарушение устранено.
Представитель Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО2 (доверенность в деле) в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, при этом указав, что правонарушение устранено. Просила обжалуемое постановление от 28 января 2022 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав имеющиеся материалы, выслушав объяснения участников процесса, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Статьей 212 ТК РФ предусмотрено, что к нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся: правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом;.
Согласно статье 215 ТК РФ работник обязан: соблюдать требования охраны труда, проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.
В соответствии с подпунктом 2.3.1 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 « 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии ( подпункт 3.4 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 « 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»).
Как следует из материалов дела, в период с 13 декабря 2021 года по 28 января 2022 года в отношении ООО ТК «Центр Керамогранита» проведена документарная проверка ГИТ в Пензенской области, на основании решения № от 13 декабря 2021 года заместителя руководителя ГИТ в Пензенской области т в связи с поступившим в Администрацию Президента России обращением с о нарушении работодателем трудовых прав вх. № от 10 декабря 2021 года, в ходе, которой были выявлены нарушения статей 212, 215 ТК РФ, пункта 2.3.1, 3.4 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 « 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», выразившееся в создании 30 декабря 2021 года комиссии по обучению и проверки знаний требований охраны труда работников организации ненадлежащего состава.
Вывод главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Пензенской области ш о совершении юридическим лицом - ООО ТК «Центр Керамогранита» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 5.27.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
протоколом об административном правонарушении № от 28 января 2022 года, где изложены обстоятельства совершенного административного правонарушения (л.д. 26-28);
актом документарной проверки № от 28 января 2022 года в отношении ООО ТК «Центр Керамогранита» (л.д.29-31);
обращением с в Управление президента РФ о нарушении работодателем его трудовых прав вх. № от 10 декабря 2021 года (л.д.32-33);
решением № от 13 декабря 2021 года заместителя руководителя ГИТ в Пензенской области т о проведении в отношении ООО ТК «Центр Керамогранита» документарной проверки (л.д.34-36);
сообщением генерального директора ООО ТК «Центр Керамогранита» в ГИТ в Пензенской области № от 21 декабря 2021 года (л.д.37);
копией протокола № заседания комиссии по проверке знаний охраны труда работников ООО ТК «Центр Керамогранита» от 30 декабря 2021 года (л.д.38);
копией доверенности № от 11 октября 2021 года, выданной ООО ТК «Центр Керамогранита» на имя водителя с (л.д.39);
копией страхового полиса № на транспортное средство, с государственным регистрационным законом <данные изъяты> где указано, что лицом допущенным у правлению транспортным средством, в том числе является с (л.д.40);
сообщением генерального директора ООО ТК «Центр Керамогранита» в ГИТ в Пензенской области № от 25 января 2022 года (л.д.41);
копией трудового договора № от 19 июня 2020 года, заключенного между ООО ТК «Центр Керамогранита» и м (л.д.42-44, 59);
копией трудового договора № от 05 февраля 2019 года, заключенного между ООО ТК «Центр Керамогранита» и с (л.д.45-48, 55);
копией трудового договора № от 08 апреля 2019 года, заключенного между ООО ТК «Центр Керамогранита» и к (л.д.49-51, 56);
копией трудового договора № от 11 ноября 2019 года, заключенного между ООО ТК «Центр Керамогранита» и Р с дополнительным соглашением к трудовому договору (л.д.52-54, 58);
копией протокола № заседания аттестационной комиссии от 23 декабря 2021 года (л.д.61);
копией штатного расписания № от 01 февраля 2021 года ООО ТК «Центр Керамогранита» (л.д.62);
копией программы вводного инструктажа по охране труда в ООО ТК «Центр Керамогранита» от 11 февраля 2019 года (л.д.63-64);
копией приказа № об организации проведения инструктажа по охране труда от 11 февраля 2019 года (л.д.65);
копией приказа № о назначении ответственного за организацию работы по охране труда от 11 февраля 2019 года (л.д.66);
копией приказа № от 11 февраля 2021 года об освобождении от прохождения первичного и повторного инструктажа на рабочем месте работников ООО ТК «Центр Керамогранита» (л.д.67);
копией журнала регистрации вводного инструктажа ООО ТК «Центр Керамогранита» от 11 февраля 2019 года (л.д.68-71);
копией трудового договора № от 01 апреля 2019 года, заключенного между ООО ТК «Центр Керамогранита» и Р (л.д.73-75);
копией табеля рабочего времени ООО ТК «Центр Керамогранита» от 31 октября 2021 года (л.д.74-79.);
копией трудового договора № от 15 апреля 2019 года, заключенного между ООО ТК «Центр Керамогранита» и Х. (л.д.80-82).
При таких обстоятельствах вывод главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Пензенской области Ш о доказанности вины ООО ТК «Центр Керамогранита» справедлив.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 29.5 - 29.11 КоАП РФ и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Процедура проведения документарной проверки Государственной инспекции труда в Пензенской области соблюдена.
Оснований для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 1 (отсутствие события) либо пунктом 2 (отсутствие состава) статьи 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела также не установлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 коАП РФ, не имеется.
Вместе с тем, должностным лицом административного органа не в полной мере соблюдены требования части 3 статьи 4.1 КоАП РФ об общих правилах назначения административного наказания, согласно которым при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, связанное в настоящее время с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отнесение ООО ТК «Центр Керамогранита» к субъектам малого и среднего предпринимательства, как «микропредприятие», что подтверждается выпиской № № (л.д.85-87), а также отсутствие данных о привлечении ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, признание вины, незамедлительное устранение нарушения, что является смягчающими ответственность обстоятельствами, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, считаю возможным снизить ООО ТК «Центр Керамогранита» наказание со штрафа до предупреждения, что предусмотрено санкцией части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Иных доводов, влекущих отмену или изменение постановление должностного лица, в жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления при рассмотрении жалобы и проверки законности обжалуемого постановления не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Пензенской области Ш от 28 января 2022 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью ТК «Центр Керамогранита» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 5.27.1 КоАП РФ, - изменить: снизить наказание до предупреждения.
В остальной части указанное постановление - оставить без изменения.
Жалобу ООО ТК «Центр Керамогранита» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Л.В. Демина