Дело № 2а-2379/2023
24RS0017-01-2023-001321-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2023 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Виноградовой О.Ю.,
при секретаре Алешенцеве Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС №27 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.
Требования мотивированы тем, что в налоговую инспекцию поступили сведения с органов Росреестра в отношении административного ответчика о том, что, она в 2020 году в соответствии с договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ получила в дар от фио и фио 1 объект недвижимого имущества: квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 965 228,18 рублей. Налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование от 20.08.2021 №421349496 о необходимости представления налоговой декларации по НДФЛ за 2020 год и пояснений о том, что даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с СК РФ. ФИО1 на вышеуказанное требование представлены пояснения, что декларация не представлена в связи с тем, что квартира получена по договору дарения от родной дочери, приложены свидетельство о рождении фио и свидетельство о заключении брака фио и фио 1 Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости вышеуказанная квартира по адресу: принадлежала фио и фио 1 на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве — общая совместная собственность. Доход ФИО1 в 2020 году в виде полученной в дар ? доли квартиры от фио не подлежит налогообложению в соответствии с п. 18.1 ст. 217 Кодекса, т.к. фио является родной дочерью административного ответчика. Между тем, доход ФИО1 в 2020 году в виде полученной в дар 1/2 доли вышеуказанной квартиры от фио 1 подлежит налогообложению т.к. даритель и одаряемый не являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с СК РФ. фио 1 является зятем административного ответчика. Следовательно, физическим административным ответчиком в 2020 году получен доход в сумме 982 614,09 рублей от полученного в дар имущества, декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год в налоговый орган не представлена. По результатам камеральной проверки налоговым органом установлен факт неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год. Срок представления декларации 30.04.2021, фактически декларация на дату составления акта проверки не представлена (количество просроченных месяцев - 6). Сумма налога на доходы физических лиц к уплате за 2020 год по данным налогового органа составляет 127 740 рублей, в связи с чем, сумма штрафа составит 38 322 рубля (127 740 руб.*5%*6 мес.). Срок уплаты налога по декларации за 2020 год - 15.07.2021. Сумма налога не уплачена, переплата по налогу отсутствует. Сумма штрафа составит 25 548 рублей (127 740 руб.*20%). Акт от 08.11.2021 №4268 и извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 08.11.2021 №6307, в котором налогоплательщику сообщено о праве представления письменных возражений, а также о дате и времени рассмотрения материалов камеральной проверки получены ФИО1 по почте 25.11.2021. Налогоплательщик в назначенное время в ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска не явилась. ФИО1 представлены возражения на Акт проверки №4268. 27.12.2021 инспекцией в адрес налогоплательщика направлен ответ на представленные возражения к Акту №4268. 13.01.2022 налоговым органом вынесено решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. По результатам вынесено Решение №912 от 04.04.2022, на основании которого ФИО1 подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания штрафа, с учетом смягчающих обстоятельств: за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, в сумме 4 790,25 рублей (38 322/8) рублей; за неуплату или неполною уплату сумм налога, в размере 3 193,50 рублей (25 548/8) рублей. ФИО1 не согласившись с решением налогового органа, 13.05.2022 направила жалобу, по результатам рассмотрения которой, решение оставлено без изменения. К установленному законом сроку налоговые обязательства налогоплательщиком не выполнены. Сумма пени составила: по налогу на доходы физических лиц за 2020 - 10 244,74 рублей, за период с 16.07.2021 по 04.04.2022. Требованием №11003 от 19.07.2022 об уплате налога и пени ФИО1 предложено в добровольном порядке оплатить сумму задолженности по налогу и пени. Требование направлено налогоплательщику по почте. Срок исполнения требования истек 29.08.2022, налоги и пеня в добровольном порядке не уплачены. 05.09.2022 мировым судьей судебного участка №49 вынесен судебный приказ № на взыскание недоимки по налогам, пени, штрафа с ФИО1, который отменен 17.10.2022 по заявлению ФИО1 До настоящего момента задолженность ФИО1 не погашена.
На основании вышеизложенного, административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженность по налогам, пени, штрафа в общей сумме 145 968,49 рублей, из которых: - налог на доходы физических лиц за 2020 год — 127 740 рублей, пени — 10 244,74 рубля, штраф (по п. 1 ст. 119 НК РФ) - 4 790,25 рублей, штраф (по ст. 122 НК РФ) - 3 193,50 рубля.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 27 по Красноярскому краю, заинтересованного лица МИФНС России №1 по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание также не явилась, о времени, дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом путем направления извещения почтовой связью по единственному известному адресу, подтвержденному адресной справкой УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю <адрес> которое возвращено в суд по истечении срока хранения в почтовом отделении.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции РФ злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку участвующих в деле лиц в зал суда, как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 150 КАС РФ рассматривает настоящее дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определено, что налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых наложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Положениями подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Согласно ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Как установлено абз. 1 ч. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абз. 2 ч. 1 ст. 80 НК РФ).
В силу ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен в ст. 217 НК РФ.
На основании подп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 данного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с п. 18.1 ст. 217 НК РФ доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между фио фио 1 (Дарители) и ФИО1 (Одаряемая) заключен договор дарения, согласно условиям которого, Дарители по взаимному согласию, безвозмездно передают в собственность Одаряемой квартиру, принадлежащую им по праву общей совместной собственности, расположенную по адресу: <адрес>, состоящую из 1 (одной) жилой комнаты, общей площадью 42,3 кв.м.
Согласно пункту 2 Договора дарения объект недвижимости принадлежит Дарителям по праву общей совместной собственности на основании договора купли-продажи объекта от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю за №.
Указанная квартира считается переданной Одаряемой с момента подписания настоящего договора.
Согласно п. 5 Договора ФИО1 (Одаряемая) приняла указанный объект недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности в установленном порядке ФИО1 на квартиру номер №, расположенную по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 192).
В процессе рассмотрения настоящего гражданского дела судом установлено, что фио является дочерью административного ответчика ФИО1, в свою очередь, фио 1 является зятем административного ответчика (свидетельство о заключении брака серия №, выданном ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> (л.д. 143 оборот).
Также из материалов дела усматривается, что вышеуказанная квартира была приобретена фио 1 и фио по договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с фио 2 за 3 000 000 рублей.
На основании пп. 2 п. 2 Договора расчет между сторонами производился в следующем порядке: часть стоимости в сумме 600 000 рублей оплачивалось за счет собственных средств Покупателей; оставшаяся часть стоимости объекта в сумме 2 400 000 рублей оплачивалась за счет кредитных средств, предоставленных Покупателям <данные изъяты>
Возражая против заявленных требований, ФИО1 указывала на то, что при приобретении ее дочерью и зятем квартиры размер доли в праве собственности составлял 90 % и 10% соответственно.
В пп. 1 п. 1 вышеуказанного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, действительно, сторонами сделки указан режим совместной собственности покупателей: фио 1 10% доли имущества, фио 90% доли имущества.
В силу п. 1 ст. 33 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
В соответствии с п. 1 ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Как определено п. 1 ст. 42 СК РФ, брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (ст. 34 данного Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.
Согласно п. 2 ст. 38 СК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора купли-продажи) общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.
Каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих, что между фио 1 и фио достигнуто соглашение о разделе квартиры номер №, расположенной на 5 этаже 9-ти этажного дома по адресу: <адрес>, с общей площадью 42,3 кв.м., в материалах дела не имеется. При этом договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ таким соглашением о разделе общего имущества супругов не является.
При этом, кКак усматривается из регистрационного дела на квартиру, при осуществлении государственной регистрации права собственности фио и фио 1 был предоставлен только заключенный в простой письменной форме договор купли-продажи, иные документы не предоставлялись. Из представленных в регистрирующий орган заявлений, подписанных фио фио 1 следует, что квартира приобретена в общую совместную собственность супругов.
Согласно выписке из ЕГРН на указанную квартиру, фио и фио 1 заключив вышеуказанный договор купли-продажи, зарегистрировали общую совместную собственность на приобретенное жилое помещение, без установления долей в праве собственности каждого.
Из положений ст. 34 СК РФ, п. 1 ст. 256 ГК РФ следует, что в общем случае имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. При этом не имеет значения, на имя кого из супругов оформлено такое имущество, а также кем вносились деньги при его приобретении.
Следовательно, при заключении договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ действовал следующий режим права собственности – по ? доли каждому фио 1 и фио
При таких обстоятельствах доводы административного ответчика, что при заключении договора купли-продажи был установлен режим собственности следующим образом: фио 1 10% доли имущества, фио 90% доли имущества, подлежат отклонению.
Из положений ст. 11 НК РФ следует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Круг близких родственников определен в ст. 14 СК РФ - родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки), полнородные и неполнородные (имеющими общих отца или мать) братья и сестры.
Таким образом, к членам семьи для применения положений абз. 2 п. 18.1 ст. 217 НК РФ относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
Системное толкование положений Семейного кодекса Российской Федерации позволяет включить в понятие члена семьи лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.
Согласно понятию, содержащемуся в ст. 1 Федерального закона 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», семья - это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. При этом признание гражданина членом семьи, в том числе дарителя, возможно судом в порядке особого производства.
Помимо этого, согласно разъяснениям, приведенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от т 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов Гражданского состояния (ст. 10 СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Вместе с тем, членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям) (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).
На основании изложенного, с учетом отсутствия в налоговом и семейном законодательстве прямого указания о том, что теща и зять являются членами семьи - и (или) близкими родственниками, а также в связи с отсутствием судебного акта о признании ФИО1 (одаряемого) членом семьи фио 1 (дарителя), утверждать о том, что одаряемый является членом семьи дарителя не представляется возможным.
В этой связи, поскольку один из супругов-дарителей является членом семьи (близким родственником - дочерью) одаряемой ФИО1 в соответствии с Семейным кодексом РФ, то доход, полученный в дар одаряемым, в части стоимости имущества, принадлежащего указанному супругу, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.Вместе с тем, установленные судом факты не могут повлечь иного толкования положений налогового законодательства для целей освобождения от налогообложения и не опровергают того обстоятельства, что степень родства дарителя фио 1 по отношению к административному ответчику не поименована в абз. 2 п. 18.1 ст. 217 НК РФ, следовательно, ? доли объекта, полученного по договору дарения от фио 1 подлежит налогообложению.
На основании п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы в порядке дарения, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, равным календарному году.
Из вышеизложенного следует, что у административного ответчика в связи с получением в 2020 году в дар недвижимого имущества, возникла обязанность в срок до 30.04.2021 представить Декларацию и исчислить НДФЛ с дохода, полученного в порядке дарения.
Однако декларация не была представлена административным ответчиком в установленный законом срок.
В соответствии со ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на, недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
В силу абз. 1 п. 1.2 ст. 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.
Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Исходя из положения п. 6 ст. 214.10 НК РФ сумма налога по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.
При определении налоговой базы доходы налогоплательщика при получении в порядке дарения объекта недвижимого имущества принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровой стоимости этого объекта, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет).
В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом установлен факт неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой декларации по налог на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год.
В адрес налогоплательщика направлено требование №421349496 от 20.08.2021 о представлении пояснений в связи с получением дохода в результате дарения недвижимого имущества (л.д. 12-13).
На вышеуказанное требование 17.09.2021 поступили письменные пояснения от административного ответчика, согласно которым декларация не представлена в связи с тем, что квартира получена по договору дарения от родной дочери, также приложены свидетельство о рождении фио свидетельство о заключении брака фио и фио 1 (л.д. 14).
08.11.2021 в адрес административного ответчика направлено извещение о рассмотрении материалов налоговой проверки №6307, налогоплательщику предложено представить ходатайство об установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, и доказательства наличия таких обстоятельств (л.д. 19).
Также, 08.11.2021 налоговым органом составлен и направлен акт налоговой проверки №4268, согласно которому налогоплательщику необходимо уплатить налог на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 127 740 рублей, пени за несвоевременную уплату налогов и сборов в сумме 3 276,52 рублей, а также указано, что ФИО1 необходимо привлечь к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в размере 25 548 рублей, за непредставление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в размере 38 322 рубля. В акте налогоплательщику разъяснено право предоставления ходатайства об установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, и доказательств наличия таких обстоятельств (л.д. 20-25).
Извещение №6307 и акт №4268 получены ФИО1 по почте 25.11.2021, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма (л.д. 26).
Налогоплательщик не явилась на рассмотрение в отношении нее материалов налоговой проверки, 26.11.2021 ФИО1 представила возражения на акт проверки №4268, в которых указано, что спорный объект недвижимости куплен в ипотеку ее дочерью и мужем дочери, при этом, ипотечные платежи за квартиру вносила и вносит ФИО1 Дети налогоплательщика в 2020 году уехали в другой город и оформили дарственной на квартиру на ФИО1 До налогоплательщика довели информацию, что это не облагается налогом. Также, в своих пояснениях ФИО1 указала, что является пенсионеркой и у нее не имеется денежных средств на погашение образовавшейся налоговой задолженности. Ходатайствовала об аннулировании процентов, о предоставлении рассрочки по уплате суммы задолженности в размере 127 740 рублей (л.д. 27-29).
ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска на пояснения налогоплательщика, поступившие в налоговый орган 02.12.2021, указали, что для разрешения вопроса о предоставлении рассрочки по уплате суммы задолженности, заявителю необходимо подать соответствующее заявление в Управление ФНС России по Красноярскому краю, приложив к нему следующий пакет документов: с правка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, взносам; справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках; справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке; справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках; перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства); обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога, соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности (л.д. 30-31).
13.01.2021 налоговым органом принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля для истребования дополнительных сведений в отношении налогоплательщика сроком до 14.02.2022 (л.д. 32).
Дополнительными мероприятиями налогового контроля установлено следующее: ФИО1 направлено по почте требование о представление документов №275 от 20.01.2022 (л.д. 34). По требованию представлен договор дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
фио 1 направлено по почте требование о представление документов №280 от 20.01.2022. фио направлено по почте требование о представление документов №278 от 12.01.2022 (л.д.35, 36).
Вышеуказанные требования получены ФИО1 (л.д. 37), которая представила пояснения, что фио и фио 1 не проживают в <адрес>, спорный объект недвижимости приобретался в ипотеку налогоплательщиком, при этом, договор ипотеки был оформлен на фио а фио 1 являлся поручителем по договору. Также, указано, что в договоре купли-продажи недвижимости право собственности разделено следующим образом: фио 1 принадлежит 10% доли, фио принадлежит 90% доли, исходя из этого, ФИО1 просит пересчитать налог по указанным долям (л.д. 43).
Извещение №979 и дополнение к акту налоговой проверки №4 получены ФИО1 по почте 04.03.2022, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма (л.д. 54).
Налогоплательщик в назначенное время в ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска на рассмотрение материалов проверки не явился, что подтверждается протоколом №4268/1 от 04.04.2022 о рассмотрении материалов налоговой проверки (л.д. 57).
ФИО1 представлены пояснения от 21.03.2022, согласно которым налогоплательщик производит выплаты по ипотечным платежам в отношении квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> Налогоплательщик является пенсионером на протяжении уже 14 лет, поэтому договор об ипотеке был оформлен на дочь налогоплательщика – фио поручителем по договор выступает фио 1 в договоре купли-продажи спорного объекта доли были распределены следующим образом: фио 1 принадлежит 10% доли, фио принадлежит 90% доли (л.д.55-56).
04.04.2022 ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска вынесено решение №912 о привлечении ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 228 и 229 НК РФ, в отношении ФИО1, за непредставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год по доходам от полученного в дар имущества в отношении квартиры № № расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 58-65).
При рассмотрении материалов проверки, представленных налогоплательщиком документов и ходатайств, установлены обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность: несоразмерность деяния тяжести наказания (налоговое правонарушение совершено впервые); тяжелое материальное положение (налогоплательщик является пенсионером); совершение правонарушения в силу стечения обстоятельств (ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. находилась на самоизоляции в условиях пандемии).
При этом обстоятельств, исключающих вину лица и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, не установлено.
Налоговый орган пришел к выводу, что за совершенное правонарушение ФИО1 подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания штрафа с учетом смягчающих обстоятельств: за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в сумме 4 790,25 рублей (38 322/8) рублей; за неуплату или неполную уплату сумм налога, в размере 3 193,50 рублей (25 548/8) рублей.
Принятое решение направлено в адрес налогоплательщика посредством заказной почты (л.д. 66).
Налогоплательщик не согласившись с указанным решением, 13.05.2022 направила в адрес УФНС России по Красноярскому краю жалобу об отмене данного решения. Решением УФНС России по Красноярскому краю от 07.07.2022 жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения, решения – без изменения (л.д. 67-71).
19.07.2022 в адрес налогоплательщика налоговым органом направлено требование №11103 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 19.07.2022: по сроку уплаты до 15.07.2021 недоумки в размере 127 740 рублей; по сроку уплаты до 04.04.2022 штрафа по ст.228 НК РФ в размере 3 193,50 рублей; по сроку уплаты до 04.04.2022 штрафа, предусмотренного Главой 16 НК РФ, в размере 4 790,25 рублей, а также пени в размере 10 244,74 рубля (л.д. 72).
Срок исполнения требования истек 29.08.2022, налоги и пени в добровольном порядке не уплачены.
05.09.2022 налоговым органом подано заявление на выдачу судебного приказа о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафа с административного ответчика.
05.09.2022 мировым судьей судебного участка №49 вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО1 недоимки по НДФЛ в размере 127 740 рублей, пени по НДФЛ в размере 10 244,74 рубля, штраф в размере 3 193,50 рубля, а всего взыскано 145 968,49 рублей, а также государственная пошлина в размере 2 059,68 рублей (л.д. 199 оборот).
17.10.2022 вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ФИО1 (л.д. 201 оборот).
В силу п. 1, 2 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, в случае просрочки уплаты налогов с налогоплательщика взыскивается пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Согласно представленным в материалы дела расчетам в настоящее время за ФИО1 числится задолженность перед бюджетом в общей сумме 145 968,49 рублей, из которых: сумма налога по НДФЛ в размере 127 740 рублей за 2020 год; пени по НДФЛ за 2020 год с 16.07.2021 по 25.07.2021 – 234,19 рублей; с 26.07.2021 по 12.09.2021 – 1 356,17 рублей; с 13.09.2021 по 24.10.2021 – 1 207,14 рублей; с 25.10.2021 по 19.12.2021 – 1 788,35 рублей; с 20.12.2021 по 13.02.2022 – 2 026,81 рублей; с 14.02.2022 по 27.02.2022 – 566,31 рублей; с 28.02.2022 по 04.04.2022 – 3 065,76 рублей; штраф (по п. 1 ст. 119 НК РФ) - 4 790,25 рублей, штраф (по ст. 122 НК РФ) - 3 193,50 рублей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что доводы налогового органа о наличии со стороны административного ответчика неисполненной обязанности по уплате налога по НДФЛ за 2020 год, пени за нарушение сроков уплаты, а также, штраф, предусмотренный п. 1 ст.119 НК РФ), штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ, нашли подтверждение, представленный расчет произведен верно в соответствие с НК РФ, со стороны административного ответчика доказательств уплаты в полном объеме и надлежащим образом образовавшейся задолженности не представлено.
Проверяя соблюдение со стороны налогового органа сроков обращения в суд с требованиями о взыскании спорной задолженности, суд отмечает следующее.
В силу положений ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 ст. 48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент направления требования) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Для пени как финансовой санкции установлен специальный срок уплаты: пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Как разъяснено в п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения п. 5 ст. 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании п. 1 ст. 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Согласно материалам дела сумма недоимки превысила 10 000 рублей с момента выставления требования №11103 от 19.07.2022. Следовательно, заявление в суд должно было быть подано в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования, которым установлен срок уплаты до 29.08.2022. Соответственно, срок обращения к мировому судье исчисляется следующим образом: 29.08.2022 + 6 месяцев, и истекал 28.02.2023. Поскольку судебный приказ вынесен уже 05.09.2022, срок обращения к мировому судье не пропущен.
После отмены 17.10.2022 судебного приказа обращение с административным исковым заявлением в суд последовало 06.04.2023. Таким образом, административный истец обратился за взысканием спорной задолженности в установленный законом шестимесячный срок.
При таких обстоятельствах, поскольку административным ответчиком обязанность по оплате страховых взносов и пени не исполнена, суд взыскивает с административного ответчика в пользу налогового органа задолженность перед бюджетом в общем размере 145 968,49 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину в доход бюджета в соответствии с требованиями п.п. 1 п.1 ст.333.19 НК РФ в размере 4 119 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Красноярскому краю удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Красноярскому краю (ИНН <***>, КПП 246301001) задолженность по налогам, пени, штрафа в общей сумме 145 968 рублей 49 копеек, из которых: - налог на доходы физических лиц за 2020 год — 127 740 рублей, пени — 10 244 рубля 74 копейки, штраф (по п. 1 ст. 119 НК РФ) - 4 790 рублей 25 копеек, штраф (по ст. 122 НК РФ) - 3 193 рубля, 50 копеек.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН № в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 119 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Ю. Виноградова
В окончательной форме решение изготовлено 15.09.2023.
Судья О.Ю. Виноградова