КОПИЯ
Дело № 2-1360/2020
24RS0017-01-2020-000378-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2020 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Л.В.,
при секретаре Меркуловой В.В.,
при участии представителя истца Вальберг Л.В.,
представителя ответчика ФСИН России, представителя третьего лица ГУФСИН России по Красноярскому краю Маценко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губарь Андрея Юрьевича к ФСИН России о признании членом семьи, признании неутратившей право постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Губарь А.Ю. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании членом семьи, признании неутратившей право постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что с января 2003 года по настоящее время истец проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности дежурного дежурной службы организационно-аналитического отдела ГУФСИН по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец состоял в браке с Губарь (Добролюбовой) О.В., от брака имеют совместную дочь – Губарь С.А. ДД.ММ.ГГГГ. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ истец в составе семьи 2 человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцом получено уведомление с приложенной выпиской из протокола заседания комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следовало, что Губарь С.А. снята с очереди на получение единовременной социальной выплаты, на основании рапорта истца от ДД.ММ.ГГГГ, который истец не подавал. Кроме того, истец указывает на то, что он обращался к ответчику с запросами о предоставлении информации о размере положенной социальной выплаты, а также о сроках перечисления выплат и основания снятия дочери с учета из состава семьи, но однозначного ответа не получил. На основании изложенного истец просит признать несовершеннолетнюю Губарь С.А. членом семьи Губарь А.Ю., признать несовершеннолетнюю Губарь С.А. не утратившей право постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении последней в реестре для получения вышеуказанной социальной выплаты, обязать ФСИН России выплатить Губарь А.Ю. в составе семьи 2 человека, единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца Вальберг Л.В. (доверенность в деле) исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что Губарь С.А. всегда проживала с истцом, однако в данное время без регистрации. Кроме того считает, что поданный истцом рапорт об исключении из числа членов его семьи Губарь С.А. является типовым, истец, подписывая его, был введен в заблуждение сотрудниками отдела кадров.
В судебном заседании представитель ответчика ФСИН России по <адрес>, также представляющий интересы третьего лица ГУФСИН России по <адрес> – Маценко М.С. (действующий на основании доверенностей) в своих пояснениях, а также в поданных возражениях на исковое заявление, указал, что с 2014 года истец состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты, при осуществлении которой все документы обновляются и перепроверяются, в связи с чем истец не лишен возможности представить актуальные сведения о составе членов семьи. Относительно требования о признании дочери истца – Губарь С.А. членом семьи Губарь А.Ю. считает, что данное требование относится к установлению юридических фактов, и не может относиться к компетенции комиссии ФСИН России, в связи, с чем заявлено необоснованно. Также считает требование истца о признании Губарь С.А. не утратившей право постановки на учет для получения единовременно социальной выплаты не подлежащим удовлетворению, в связи с тем, что иск заявлен в отношении иного лица и нет ссылки на то, что иск подается от имени Губарь С.А. Кроме того отмечает, что существенное значение имеет факт постановки на учет самого заявителя, так как состав семьи может поменяться. Право истца не нарушено, единовременная социальная выплата будет выплачена, с учетом очередности, ему будет произведена выплата для приобретения 33 кв. м на каждого члена семьи. Само право на единовременную социальную выплату не утрачено. Просят в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Третье лицо Губарь О.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, ранее направила отзыв на исковое заявление, согласно которому считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ, что следует из ч. 1 ст. 1 указанного закона.
Часть 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" называет членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие Закона о социальных гарантиях, если иное не установлено его отдельными положениями, супругу (супруга), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником (пункт 1), супругу (супруга), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти) (пункт 2), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункт 3), лиц, находящихся (находившихся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающих (получавших) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иных лиц, признанных иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.04.2013 № 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п. 2 указанных Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона (далее - члены семьи).
Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
На основании заявления и документов, поименованных в п. 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.
Согласно п. 18 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере: а) 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека; б) 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек; в) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек. При определении указанного норматива количество человек в семье сотрудника определяется исходя из совместно проживающих с ним членов его семьи.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Регламентируя во исполнение части 6 статьи 4 Закона о социальных гарантиях порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, Правительство Российской Федерации вправе было установить, что при решении вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник сообщает о лицах, членом семьи которых он является в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 Правил), а также что при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Названные нормы закона, отсылающие к положениям Жилищного кодекса РФ, которые определяют понятия члена семьи собственника жилого помещения и члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, каким-либо правовым нормам большей юридической силы, включая статью 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не противоречат.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Губарь А.Ю. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности старшего оперативного дежурного службы организационно-аналитического отдела ГУФСИН России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (согласно справке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), выслуга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 17 лет 09 месяцев 09 дней.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в ГУФСИН России по <адрес> и подведомственных ему учреждениях УИС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было рассмотрено и принято решение о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 2 человека с ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес УКСНЭР ФСИН России поступил рапорт Губарь А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой внесения изменений в учетное дело в связи с изменением жилищных условий вследствие банкротства, а также отсутствием совместного проживая с дочерью Губарь С.А., в связи с продажей жилого помещения по адресу: <адрес>.
На основании поданного Губарь А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ рапорта решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в ГУФСИН России по <адрес> и подведомственных ему учреждениях УИС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о внесении изменений в учетное дело Губарь А.Ю. в части уменьшения состава семьи до 1 (одного) человека, учесть изменения жилищных условий.
Разрешая требования истца о признании несовершеннолетней Губарь С.А. членом семьи Губарь А.Ю., а также о признании Губарь С.А. не утратившей право постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд отмечает, следующее.
Из статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ следует, что социальные гарантии распространяются на сотрудника и членов его семьи.
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона.
В силу абзаца 1 пункта 17 указанных правил расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 - 20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 настоящих Правил.
Решение о предоставлении сотруднику, гражданину единовременной выплаты утверждается приказом директора ФСИН России, начальника территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России соответственно, проект которого подготавливается секретарем соответствующей комиссии.
Из анализа вышеприведенных норм закона, можно сделать вывод, что единовременная социальная выплата предоставляется именно сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. При этом члены семьи сотрудника УИС не обладают самостоятельным правом постановки на учет и получения единовременной социальной выплаты. При осуществлении единовременной социальной выплаты все предоставляемые заявителем сведения, в том числе о составе членов его семьи, учитываются на дату принятия решения об осуществлении соответствующей выплаты.
Таким образом, в настоящее время каких-либо доказательств нарушения прав истца со стороны ответчика судом не установлено, в нарушении ст. 56 ГПК РФ истцом в материалы дела не представлено.
Доводы истца о том, что Губарь С.А. неправомерно была исключена из состава членов его семьи, являются несостоятельными, поскольку данное решение принято ответчиком на основании рапорта Губарь А.Ю. от 19.12.2018, факт подписания которого истцом не оспаривался.
При этом, истец не лишен возможности во внесудебном порядке обратиться к ответчику с заявлением о внесении изменений в учетное дело в части состава семьи в установленном законом порядке, предоставив доказательства совместного проживания с ним дочери Губарь С.А.
Кроме того, в отношении требований о возложении на ответчика обязанности выплатить Губрь А.Ю. единовременную социальную выплату, суд отмечает, что в соответствии с пунктом 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Как следует из пояснений представителя ответчика в настоящее время единовременную социальную выплату получают лица, вставшие на учет в апреле 2014.
В соответствии с принципами действующего гражданского законодательства признание права одного гражданина, не может нарушать права и свободы иных лиц, в связи, с чем возложение обязанности на ответчика произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения не может нарушать права других сотрудников, которые ранее встали на учет для получения данной выплаты.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истца Губарь А.Ю.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Губарь Андрею Юрьевичу к ФСИН России о признании членом семьи, признании неутратившей право постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Л.В. Алексеева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 04.12.2020.
Копия верна:
Судья Л.В. Алексеева