НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край) от 14.09.2016 № 2-3118/16

Дело № 2-3118/16 подлинник

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 14 сентября 2016 г.

Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего – судьи Хвалько О.П.,

при секретаре – Мочаловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцевой ФИО7 к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал№7) о признании незаконным отказа в компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Мальцева И.В. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ее сыну ФИО8Е. являющемуся ребенком-инвалидом (диагноз «Сахарный диабет 1 типа, инсулинозависимый»), был выдан талон на оказание ВМП (высокотехнологичной медицинской помощи) в ФГБУ «Российская детская клиническая больница», г. Москва, с датой госпитализации – ДД.ММ.ГГГГ. При этом, талоном на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, предоставлялся бесплатный проезд к месту лечения и обратно и ребенку, и сопровождающему лицу. Данное право на бесплатный проезд ребенка-инвалида и сопровождающего лица к месту лечения и обратно предусмотрено Федеральным законом «О государственной социальной помощи», в соответствии со статьей 6.2 которого проезд предоставляется железнодорожным транспортом, а также авиационным при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда поездом. В связи со сжатыми сроками решения всех организационных вопросов до отъезда, в телефонном режиме она (Мальцнва И.В.) обратилась к специалистам ГУ «Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» с устной просьбой выдать талон на право проезда авиатранспортом по маршруту Бор-Красноярск и далее Красноярск-Москва, поскольку по маршруту Бор-Красноярск отсутствует железнодорожное сообщение, проезд железнодорожным транспортом по маршруту Красноярск-Москва длится более 4-х суток и сопряжен с чрезмерными физическими и психологическими нагрузками на ребенка, диагноз которого требует соблюдения определенного режима питания, который включает в себя взвешивание всех продуктов и блюд для подсчета хлебных единиц, многочисленных инъекций инсулина, постоянного измерения уровня сахара в крови, в том числе ночью, а также определенных условий хранения инсулина. Из устного ответа работника фонда социального страхования РФ следовало, что ни одна из авиакомпаний не изъявила желание участвовать в перевозке льготных пассажиров, в связи с чем, они могут предоставить только талон на проезд поездом, а билеты по маршруту Бор - Красноярск она может приобрести на свои деньги.

В п. Бор продажу авиа - и железнодорожных билетов производит ООО «Регион 24 плюс», согласно справке стоимость проезда железнодорожным транспортом по маршруту Красноярск-Москва- Красноярск составляет - для взрослого - ФИО9, для ребенка - ФИО10, всего ФИО11 Стоимость авиаперелета по маршруту Красноярск-Москва- Красноярск на взрослого и ребенка составляет ФИО12 Стоимость проезда авиационным транспортом по маршруту Бор-Красноярск и обратно на взрослого и ребенка составляет ФИО13, железнодорожного сообщения нет. Она (Мальцева И.В.) приобрела билеты за счет собственных средств, ДД.ММ.ГГГГ, обратилась с письменным заявлением о возмещении понесенных расходов по проезду, с предоставлением всех документов и справок, но ДД.ММ.ГГГГ в возмещении расходов ей было отказано, со ссылкой на то, что компенсация гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на междугородном транспорте, произведенных ими самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрена.

Поскольку Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» предусмотрена оплата транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно, в том числе авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, Мальцева И.В. просит суд признать незаконным отказ ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в предоставлении компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно, взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере ФИО14

В судебном заседании Мальцева И.В. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнительно суду пояснила, что по вопросам выдачи талонов на проезд она звонила по телефону в Филиал №7 и писала по электронной почте представителям Филиала №7 в п. Туруханск. Из переписки прослеживается, что именные талоны на авиатранспорт она бы не получила и ее письменное или личное обращение в отделение Фонда не повлияло бы на реализацию ее права, поскольку услуга по проезду авиатранспортом не могла быть оказана ни при каких обстоятельствах в силу отсутствия государственных контрактов между ГУ КРО ФСС с авиаперевозчиками, что умаляет ее права, предоставленные законом, при том что право выбора вида транспорта предоставлено гражданам. Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением от 29.12.2004 г. №864, средства, в том числе, на проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, направляются транспортным организациям. Денежные средства, на возмещении которых она настаивает, были направлены ею транспортным организациям для оплаты проезда ребенка-инвалида и сопровождающего, к месту лечения и обратно, что подтверждается билетами на проезд и выпиской из лечебного учреждения. Диагноз ребенка, ФИО4 требует соблюдения определенного режима питания, многочисленных инъекций инсулина, постоянного измерения уровня сахара в крови, в том числе ночью, а также определенных условий хранения инсулина, что невозможно в замкнутом пространстве в течение 4-х суток, сколько длится проезд на поезде. По маршруту Бор-Красноярск железнодорожное сообщение отсутствует, а по маршруту Красноярск-Москва стоимость авиаперелета ниже, чем стоимость проезда железнодорожным транспортом, таким образом, она могла претендовать на предоставление услуги по проезду к месту лечения ребенка - инвалида и обратно авиатранспортом и ответчик обязан был обеспечить ей такую возможность.

Представитель ответчика ГУ КРО ФСС филиал №7 – Белоновский В.Ю. (полномочия проверены) заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, указав также на то, что с заявлением о возмещении понесенных расходов к месту лечения и обратно по направлению Министерства здравоохранения РФ Мальцева И.В. обратилась в филиал №7 отделения Фонда ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Мальцевой И.В. в возмещении понесенных расходов было отказано. Согласно законодательству РФ, все процедуры по обеспечению бесплатным проездом граждан льготных категорий, имеющих право на получение государственной социальной помощи в натуральном выражении, осуществляется в пределах доведенных бюджетных ассигнований из федерального бюджета в строгом соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. №328 набор социальных услуг льготным категориям граждан предоставляется в натуральном выражении. Действующим законодательством, в том числе ФЗ от 17 июля 1999 г. 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и ФЗ 24 ноября 1995 г. № 81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской рации» не предусмотрена возможность получения денежной компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно. В соответствии с Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ. Компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно непосредственно гражданину - получателю набора социальных услуг Правилами не предусмотрена, так как средства на обеспечение граждан проездом перечисляются транспортной организации. В связи с изложенным, просил в иске Мальцевой И.В. отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995г. (в ред. от 29.12.2015г.) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. от 28.12.2015г.) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Статьей 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также проезд к месту лечения и обратно.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (в ред. от 21.03.2012г.) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.

Согласно п. 4.4 указанного Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации <*>.После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, действие которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется в том числе на инвалидов.

Согласно пункта 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Подпунктом «б» пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожным транспортом (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности).

Согласно пунктов 12, 12.1 Правил средства на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения направляются на оплату этой услуги организациям, осуществляющим перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, по перечню согласно приложению N 1, заключившим с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с типовым контрактом, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее соответственно - государственные контракты, перевозчики).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.12.2011 N 1140, от 26.12.2013 N 1294)

Министерство транспорта Российской Федерации ежегодно, до 1 октября, на основании представленной открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" информации представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сведения об организациях из числа включенных в перечень, предусмотренный приложением N 1 к настоящим Правилам, которые будут осуществлять в очередном году перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении (с указанием доли участия каждой организации в предоставлении гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения). Указанные сведения на 2012 год представляются в декабре 2011 г. Дополнительные сведения об указанных организациях на 2015 год представляются в декабре 2014 г.

(п. 12(1) введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1140, в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.12.2013 N 1294, от 26.12.2014 N 1500)

Министерство транспорта Российской Федерации ежегодно, до 20 октября, на основании представленной открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" информации направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации уточненные сведения о доле участия каждой организации в предоставлении гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения за 9 месяцев года, предшествующего очередному году.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1294)

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения от Министерства транспорта Российской Федерации уточненных сведений о доле участия каждой организации в предоставлении гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения осуществляет расчет цены государственных контрактов с транспортными организациями в соответствии с пунктом 24(1) настоящих Правил.

Как установлено в судебном заседании, Мальцева И.В. является матерью ребенка – инвалида ФИО4, 2011 года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ на основании направления Министерства здравоохранения Красноярского края, Мальцевой И.В. был направлен талон от ДД.ММ.ГГГГ на оказание ФИО4 высокотехнологичной медицинской помощи по виду поликомпонентное лечение тяжелых форм аутоиммунного и врожденных моногенных форм сахарного диабета с использованием систем суточного мониторирования глюкозы и помповых дозаторов инсулина, а также талон №2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи в ФГБУ «Российская детская клиническая больница» <адрес> для ФИО4 и сопровождающего Мальцевой И.В.

ДД.ММ.ГГГГ Мальцева И.В. обратилась к директору филиала №7 Фонда социального страхования ГУ КРО ФСС РФ с заявлением об оплате проезда к месту лечения и обратно по маршруту <адрес>, ссылаясь на то, что указанные билеты были приобретены ею за счет собственных средств на общую сумму ФИО15

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в возмещении стоимости проезда отказано, поскольку предоставление бесплатного проезда к месту отдыха и обратно осуществляется в виде социальной услуги, то есть в натуральном выражении, при этом сообщено о готовности филиала №7 по заявлению истца выслать документы, подтверждающие расходы (электронные билеты, посадочные талоны) и документы на получение специальных талонов на проезд к месту лечения и обратно.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что после получения вызова на лечение, предоставленное ребенку-инвалиду, Мальцева И.В. не предприняла мер к обращению в установленном законом порядке в Фонд социального страхования с заявлением о предоставлении ей специальных талонов (именных направлений на проезд к месту лечения и обратно, при этом самостоятельно приобрела проездные билеты, оплатив из за счет собственных средств.

В этой связи, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных Мальцевой И.В. требований, исходя из того, что реализация права инвалида, в том числе ребенка-инвалида на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется в натуральном виде путем получения талона по проезду по маршруту следования, при этом ни Федеральным законом, ни Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 864 не предусмотрена возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно.

Кроме того, обеспечение бесплатным проездом граждан льготных категорий осуществляется на основании заключенных государственных контрактов с транспортными организациями, отобранными отделением Фонда в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.

Стороной истца в ходе судебного разбирательств доказательств, свидетельствующих об отказе Фонда на предоставление проездных документов со ссылкой на отсутствие заключенных контрактов на оказание услуг по перевозке граждан-получателей социальных услуг авиационным транспортом к месту лечения и обратно, не представлено.

Право Мальцевой И.В. на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг при наличии соответствующего обращения с заявлением о предоставлении бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, не оспаривается стороной ответчика. Материалами дела подтверждается, что истцу был выдан талон №2 на получение специальных талонов на проезд к месту лечения. В то время как, компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно непосредственно гражданину - получателю набора социальных услуг Правилами финансового обеспечения расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, не предусмотрена, так как средства на обеспечение граждан проездом перечисляются транспортной организации.

При таких обстоятельствах, доводы стороны истца о том, что услуга по проезду авиатранспортом ей не могла быть предоставлена даже при личном обращении, в виду отсутствия государственных контрактов между ГУ КРО ФСС и авиаперевозчиками, суд признает несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Мальцевой ФИО16 в удовлетворении требований к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал№7) о признании незаконным отказа в компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно, взыскании денежных средств – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г.Красноярска.

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2016 года.

Судья О.П.Хвалько