НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край) от 07.07.2020 № 2-1189/2020КОПИ

Дело № 2-1189/2020 КОПИЯ+

24RS0017-01-2020-000040-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Панченко Л.В.,

при секретаре Парамоновой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мансурова О. Б. к Министерству образования Красноярского края, Администрации г. Красноярска, КГАПОУ «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики», КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Центральному району в г. Красноярске о предоставлении жилого помещения, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Мансуров О.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству образования Красноярского края с требованиями о возмещении материального ущерба, восстановлении прав. Требования мотивированы тем, что Мансуров О.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2000 г. является ребенком – сиротой, его родители умерли. Истец был помещен в школу-интернат № 4, после окончания которой, в 2006 году поступил в лицей № 36, затем был переведен в профессиональный лицей № 1, обучение в котором окончил в 2008 году. Истец полагает, что его права нарушены в части обеспечения его жилым помещением, а также нарушены права на получение денежных средств при выпуске из лицея, в связи с чем, просит восстановить его права на получение жилого помещения по категории детей-сирот, обязать ответчика Министерство образования Красноярского края выплатить денежные средства первой необходимости при выпуске из школы-интерната, взыскать материальный ущерб 1 000 000 рублей за ущемление его законных прав.

ДД.ММ.ГГГГ истец Мансуров О.Б. представил дополнения к исковому заявлению, в которых просит обязать Администрацию г. Красноярска предоставить жилое помещение, установленной законом площади, в новостроящихся домах в любом регионе страны, а также взыскать с Администрации г. Красноярска компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей, мотивируя тем, что чувствовал себя изгоем в своей родной стране, испытывал нравственные страдания, бесчеловечное унижение. Также просит восстановить его права и обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Центральному району в г. Красноярске выплатить денежные средства первой необходимости для бытовых нужд по категории детей-сирот при выпуске из детских домов и школ-интернатов на текущую дату.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация г. Красноярска, Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - КГБОУ «Красноярская школа № 4».

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Центральному району в г. Красноярске.

Истец Мансуров О.Б. содержится в инфекционном отделении филиала «Туберкулезная больница № 1» ФКУЗ МСЧ-24, извещался о времени и месте слушания дела надлежащим образом. Согласно сведениям начальника Филиала ТБ-1 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России участие Мансурова О.Б. в судебном заседании, посредством видеоконференцсвязи на территории ФКЛПУ КТБ-1 невозможно, так как согласно постановлению главного санитарного врача ФКУЗ МСЧ-24 с ДД.ММ.ГГГГ и до особого распоряжения в инфекционном отделении ТБ-1 введены режимно-ограничительные мероприятия (карантин) по режиму работы при коронавирусной инфекции. При этом, истцу разъяснялось право довести свою позицию по делу до сведения суда посредством направления письменных обращений, а также путём допуска к участию в деле своего представителя.

Ранее, в судебном заседании (посредством видеоконференцсвязи) истец Мансуров О.Б. на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему, просил иск удовлетворить. Суду пояснил, что в настоящее время в собственности жилых помещений не имеет. В 2002 году его дядя Мансуров Равиль подарил ему жилое помещение по адресу: <адрес>. В 2009-2010 гг. он передал дом обратно дяде. После окончания профессионального лицея № 1 ему были выплачены денежные средства в размере 48 000- 50 000 руб.

Необходимости личного участия самого истца в судебном заседании суд не усматривает, поскольку все его доводы подробно изложены в исковом заявлении, и дополнении к нему. Учитывая характер спора и значение личных объяснений Мансурова О.Б. для рассмотрения данного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБОУ «Красноярская школа № 4» Ченченко М.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ), заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что в 2000 году истец Мансуров О.Б. поступил к ним на полное государственное обеспечение. В 2006 году выбыл в ПТУ, куда было передано его личное дело. При выпуске из школы Мансуров О.Б. был обеспечен одеждой и обувью, а также денежным пособием в размере 200 рублей, согласно действующему в тот период законодательству, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель ответчика - Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель Слепчук И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ), просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представила возражения на исковое заявление Мансурова О.Б., в которых указала, что финансовое обеспечение образовательному учреждению для предоставления социальной поддержки обучающимся детям-сиротам, как правило, поступает в виде лимитов бюджетных обязательств. Пунктом 4 ст. 11-1 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» (ред. № 8 от 27.06.2006) было предусмотрено, что обучающиеся, воспитанники краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью по нормам, установленным Законом края, а также единовременным денежным пособием в сумме 200 рублей. Денежной компенсации взамен выдаваемой выпускникам этих учреждений одежды и обуви не предусматривалось. По информации, представленной в адрес суда КГБОУ «Красноярска школа № 4», в 2006 году краевым государственным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Красноярска специальная (коррекционная) общеобразовательная (школа-интернат VIII вида Мансуров О.Б. при выпуске из школы был обеспечен одеждой и обувью и единовременным пособием в сумме 200 рублей. Кроме того, Железнодорожным районным судом г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ по делу вынесено решение об отказе в удовлетворении требований Мансурова О.Б. к администрации, министерству о признании права по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по категории детей-сирот. Требования о возмещении ущерба в размере 1 000 000 рублей также не подлежат не удовлетворению, поскольку лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер убытков и причинно-следственную связь между этими обстоятельствами. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Красноярска Лукьянова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ), надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в материалы дела представила отзыв на исковое заявление, в котором возражала относительно заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что в соответствии с информацией, изложенной в исковом заявлении, истец в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением, не включен. Документов, подтверждающих обращение истца в Министерство образования Красноярского края с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории дети-сироты, в материалы дела истцом не представлено. Между тем, порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), а также порядок предоставления жилых помещений вышеуказанным категориям граждан, включенным в Список, регламентируется Законом Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». В соответствии с Законом края включение в Список осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан. Согласно п. 5 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (ред. от 19.12.2019) "О защите прав ребенка" лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. Между Министерством образования Красноярского края и администрацией города ежегодно заключается Соглашение, согласно которому Министерство обязуется предоставить администрации города субвенцию на реализацию Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9- 4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения». Согласно данному Соглашению субвенция предоставляется на приобретение жилых помещений для конкретных граждан, которые перечисляются в приложении. Указанный порядок является для администрации города обязательным. Следовательно, на Администрацию г. Красноярска не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения по договору специализированного найма при отсутствии истца в соглашении, заключаемом между Министерством образования Красноярского края и Администрацией г. Красноярска ежегодно, поскольку в таком случае отсутствует финансирование из краевого бюджета. Таким образом, предоставление жилого помещения возможно только лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список уполномоченным органом. В данном случае Администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком. Учитывая, что истец в порядке, установленном действующим законодательством, в органы опеки и попечительства с заявлением о включении его в список не обращался, то, в данном случае, обращение истца с рассматриваемым иском направлено на подмену установленного законом административного порядка включения лиц из числа детей-сирот в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с чем, судебная защита прав истца в настоящий момент невозможна. Кроме того, из искового заявления следует, что за истцом закреплено жилое помещение. Документов, подтверждающих невозможность проживания в указанном жилом помещении, в материалы дела не представлено. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Центральному району в г. Красноярске Ахмедова Ю.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на один год) надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в соответствии с уставом, положением о территориальных отделениях КГКУ «УСЗН» обеспечение жилым помещением детей-сирот, выплата денежных средств на предметы первой необходимости при выпуске из школы-интерната не входит в перечень государственных услуг, предоставление которых возложено на КГКУ «УСЗН» и, соответственно, его территориальные отделения. КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Центральному району в г. Красноярске не нарушало права истца, не является надлежащим соответчиком по данному делу. Просила в удовлетворении исковых требований истца к КГКУ «УСЗН» отказать.

Ответчик КГАПОУ «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики» в судебное заседание представителя не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

В этой связи, полагая, что ответчики, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд, с учётом приведённых выше норм права, в силу ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБОУ «Красноярская школа № 4», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе, при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, родителями Мансурова О.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются – Мансурова О.В., умершая ДД.ММ.ГГГГ и Мансуров Б.А., умерший ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что Мансуров О.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлся воспитанником КГБОУ «Красноярская школа № 4», что подтверждается ответом на запросы суда, представленные КГБОУ «Красноярская школа » от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что Мансуров О.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. поступил в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение ДД.ММ.ГГГГ Выбыл из учреждения ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в ПУ № 36. Личное дело после выбытия было передано в ПУ № 36. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ при выбытии из образовательного учреждения Мансуров О.Б. был обеспечен одеждой и обувью по нормам, установленным Законом Красноярского края, а также единовременным денежным пособием в сумме 200 рублей. Иные выплаты на момент выпуска не были предусмотрены. Согласно номенклатуре дел личные дела обучающихся хранятся в образовательном учреждении в течение трех лет.

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ, представленного КГПАОУ «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики» следует, что предоставление информации о выплатах по выпуску обучающемуся Мансурову О.Б. не представляется возможным, в связи с истечением срока давности хранения документов.

Согласно ответа Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Мансурова О.Б. о предоставлении последнему жилого помещения, документы Мансурова О.Б. для постановки на учет детей-сирот, нуждающихся в жилье, до достижения им 23 лет в Министерство не поступали, таким образом, право на обеспечение жилым помещением по категории детей – сирот, не было установлено.

Согласно ответу на запрос Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Красноярское отделение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно базе данных ГУ КГЦТИ и ОЗСС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Мансуровым О.Б. объекты недвижимости на территории г. Красноярска на праве собственности не зарегистрированы.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как установлено решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям Управления Росреестра по Красноярскому краю, Мансурову О.Б. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежали:

- земельный участок (? доля в праве общей долевой собственности), назначение: индивидуальная жилая застройка, площадью 474 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; основание государственной регистрации: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ;

- ? доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общая площадь 89,5 кв.м., основание государственной регистрации – договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ;

- объект незавершенного строительства, площадью застройки 107,9 кв.м., степень готовности 18%, расположенный по адресу: <адрес>; основание государственной регистрации: решение Центрального районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, которые Мансуровым О.Б. были проданы.

Судом было установлено, что Мансуров О.Б. не подпадает по сферу действия ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку он совершил действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий – продажу принадлежащих ему на праве собственности ? в праве на указанный выше жилой дом, земельный участок, а также объект незавершенного строительства. Также судом было установлено, что истец утратил право на получение жилой площади в порядке, предусмотренном ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как указанный порядок льготного предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусматривает предоставление государством жилого помещения лицам, нуждающимся в нем.

При указанных выше обстоятельствах, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в признании права по обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по категории детей-сирот.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

При этом, согласно п. 9 ст. 8 вышеназванного Федерального закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013 года).

Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет, либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

Статья 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года №12-961 «О защите прав ребенка» также устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении в список.

Согласно п. 2 Правил, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

На территории Красноярского края эта функция возложена на Министерство образования Красноярского края.

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

В соответствии с п. 3 Правил, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Согласно п. 5 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 13-961 ( в редакции от 19.12.2019), лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Из материалов дела следует, что Мансуров О.Б. достиг возраста 23 лет - ДД.ММ.ГГГГ, на момент рассмотрения данного иска ему исполнилось 30 лет.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что Мансуров О.Б. не подлежал и не подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку у него в собственности имелось жилое помещение, которое он продал в 2010 году.

Доводы истца о наличии у него права на предоставление жилого помещения по категории детей-сирот ранее уже являлись предметом судебной проверки в рамках рассмотрения Железнодорожным районным судом г. Красноярска гражданского дела по иску Мансурова О.Б. к администрации г. Красноярска, Министерству образования и науки Красноярского края о признании права по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по категории детей-сирот. При рассмотрении указанного дела судом было установлено, что законных оснований для признания права Мансурова О.Б. по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по категории детей-сирот не имеется, в связи с чем, решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего преюдициальное значение при рассмотрении данного дела, Мансурову О.Б. было отказано в удовлетворении его исковых требований - о признании права по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по категории детей-сирот.

Таким образом, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения.

Разрешая требования истца о взыскании денежных средств - материального ущерба 1000 000 рублей, а также требования о взыскании с ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Центральному району в г. Красноярске денежных средств первой необходимости, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.

Согласно ч. 4 ст. 11-1 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (в ред. от 27.06.2006) "О защите прав ребенка" обучающиеся, воспитанники краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью по нормам, установленным Законом края, а также единовременным денежным пособием в сумме 200 рублей.

Как установлено судом и подтверждается приказом КГСКОУ «Красноярская специальная (коррекционная общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4)» № 92 от ДД.ММ.ГГГГМансуров О.Б. был обеспечен одеждой и обувью по нормам, установленным Законом Красноярского края, а также единовременным денежным пособием в сумме 200 рублей.

Кроме того, как пояснил в судебном заседании истец Мансуров О.Б., при выпуске из Профессионального лицея ему были выплачены денежные средства в размере 48 000 рублей.

Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ ( на момент выпуска истца из профессионального училища) Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ действовал в редакции с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.12.2009 N 315-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, согласно его преамбуле определял общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Аналогичный порядок был предусмотрен законом Красноярского края « О защите прав ребенка, согласно п. 6 ст. 11.1 которого ( в редакции, действующей на момент выпуска Мансурова О.Б. из профессионального лицея № 1 ) краевые государственные учреждения начального и среднего профессионального образования выплачивают по желанию обучающегося из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящегося на полном государственном обеспечении, денежную компенсацию взамен одежды, обуви, бесплатного питания исходя из полной их стоимости. Порядок выплаты денежной компенсации устанавливается Советом администрации края. Расчет размера денежной компенсации производится путем умножения средней розничной цены, сложившейся на потребительских рынках муниципальных районов и городских округов Красноярского края в текущем году на продукты питания, одежду, обувь, на нормы, установленные Законом края от 5 июля 2005 года N 15-3672 "Об установлении норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в краевых государственных образовательных учреждениях". Средние розничные цены на продовольственные и непродовольственные товары, сложившиеся на потребительских рынках муниципальных районов и городских округов Красноярского края в текущем году, определяются территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю.

Как пояснил в судебном заседании Мансуров О.Б., при выпуске из профессионального лицея № 1 ему были выплачены денежные средства 48 000 - 50 000 рублей.

Указанные обстоятельства подтверждаются приказами КГБОУ НПО «Профессиональный лицей №1 № 71 осн от ДД.ММ.ГГГГ и осн от ДД.ММ.ГГГГ о выплате Мансурову О.Б. перечислена компенсация стоимости предметов вещевого обеспечения и мягкого инвентаря в сумме 30 452,36 руб. и единовременное денежное пособие в размере 500 руб.

Таким образом, доводы истца в рамках данного спора о сохранении за ним права на денежную компенсацию при выпуске из учебного заведения не состоятельны.

Также истцом не представлено доказательств причинения ему материального ущерба в размере 1 000 000 рублей, в нарушение ст. 56 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания денежной компенсации первой необходимости и материального ущерба.

Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Для применения ответственности в виде возмещения вреда, причиненного истцу, в действиях ответчиков необходимо установить наличие состава деликтного правонарушения, включающего в себя: факт наступление вреда; противоправность поведения и вину причинителя вреда; причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, а также доказанность размера причиненного вреда.

Поскольку, судом не установлена противоправность в действиях ответчиков, а также наличие причинно-следственной связи между не предоставлением Мансурову О.Б. жилого помещения и причинением ему морального вреда, суд не находит оснований для возложения на ответчиков обязанности компенсации морального вреда, и при указанных выше обстоятельствах отказывает истцу в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.

Таким образом, поскольку доказательств нарушения ответчиками действующего законодательства, и, как следствие, нарушения каких-либо прав истца, им в нарушение ст. 56 ГПК РФ представлено не было, суд отказывает Мансурову О.Б. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мансурова О. Б. к Министерству образования Красноярского края, Администрации г. Красноярска, КГАПОУ «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики», КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Центральному району в г. Красноярске о предоставлении жилого помещения, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий : Л.В. Панченко

Решение изготовлено в полном объеме 10 июля 2020 года