Дело № 12-434/2023
УИД: № 66RS0002-01-2023-000943-88
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург 27 декабря 2023 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Евдокимова Т.А.,
с участием защитника Боровик Ю.А.,
государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А.,
рассмотрев жалобу защитника АО «ПСМ» Небольсиной О.А. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. № 66/6-394-22-ИЗ/12-54346-И/57-314 от 25.09.2023, вынесенное в отношении
Акционерного общества «Пневостроймашина», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...> км., стр.8,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. № 66/6-394-22-ИЗ/12-54346-И/57-314 от 25.09.2023 АО «ПСМ» назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 120000рублей, в качестве основания к тому указано, что в ходе расследования несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 28.09.2022 с ведущим инженером по охране труда АО «Пневмостроймашина» Б. в помещении административного здания, в кабинете №208 в <...> км., стр.8 установлен факт допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, поскольку начальник ООТиПБ В., которая в соответствии с приказом *** от 20.09.2022 «Об организации обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве» не обучена в установленном порядке оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Указанное является нарушением ст.214, 219 ТК РФ, п. 32 Постановления Правительства РФ от 24.12.202 №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» и квалифицировано должностным лицом по части 3 статьи5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе защитник АО «ПСМ» Небольсина О.А. просила постановление отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку начальник ООТиПБ В. ответственная за организацию и проведение обучения по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на производстве имеет диплом профессиональной переподготовке *** от 25.09.2015, выданный УрМФ ФГБУ «ВНИИ охраны труда», а также прошла программу обучения руководителей и специалистов предприятий и организаций на 40-часовых курсах по охране труда с выдачей удостоверения в АНО ДПО «Учебный центр экономики, управления и охраны труда», что подтверждается протоколом №690 от 11.03.2021. Указанные образовательные учреждения соответствуют требованиям п.2 Постановления Правительства РФ от 24.12.202 №2464, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны быть аккредитованы и соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда".
В судебном заседании защитник Боровик Ю.А. доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в ней. Дополнительно указала, что прохождение соответствующего обучения и действующего удостоверения в рамках прохождения 40-часового обучения по охране труда В. освобождало ее от прохождения дополнительного обучения по оказанию первой помощи пострадавшим согласно абз. 6 п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.202 №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда», поскольку документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, и выданные до 1 сентября 2022 года, действительны до окончания своего срока.
Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. просила оставить обжалуемое постановление без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку обучение по оказанию первой помощи пострадавшим пройдено В. не по программам и не в том объеме, который предусмотрен п. 35 Постановления №2464.
Законный представитель АО «ПСМ», защитник Небольсина О.А. извещенные надлежаще и своевременно, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав должностное лицо, изучив доводы жалобы, защитника юридического лица Боровик Ю.А., полагаю необходимым отметить следующие обстоятельства.
Из обжалуемого постановления следует, что 28.09.2022 с ведущим инженером по охране труда АО «Пневмостроймашина» Б. в помещении административного здания, в кабинете *** в <...> км., стр.8 произошел несчастный случай со смертельным исходом. Согласно протоколу опроса техника по охране труда АО «ПСМ» Д., *** заведующая канцелярией Г. оказала первую помощь пострадавшему, после ей на помощь пришла В.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 5.27.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.
Таким образом, диспозиция данной части статьи является бланкетной и действует во взаимосвязи с Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464).
Согласно статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, а также недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты.
Обучение по охране труда - процесс получения работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями - индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья. Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
Обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения: инструктажей по охране труда; стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников); обучения по оказанию первой помощи пострадавшим; обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты; обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда (ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приказом №889к от 20.09.2022 «Об организации обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве» на начальника ООТиПБ В., возложена обязанность по организации и проведению обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Срок проведения обучения установлен до 05.10.2022.
Согласно представленному диплому о профессиональной переподготовке от 25.09.2015 ФИО1 ФИО2 (ранее ФИО3) прошла профессиональную переподготовку по направлению «Охрана труда». В программу переподготовки входило также обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.
Кроме того, согласно протоколу от 11.03.2021 №690 ФИО2 прошла обучение по охране труда руководителей и специалистов в объеме 40 академических часов в <...>, в том числе по оказанию первой помощи пострадавшим, имеет действующее удостоверение *** от 11.03.2021.
Согласно п. 2.3.1 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», действующего до 01.09.2022, руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости но не реже одного раза в три года.
С 01.09.2022 Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 №2464 утверждены новые Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения:
а) инструктажей по охране труда;
б) стажировки на рабочем месте;
в) обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
г) обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
д) обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда (далее - обучение требованиям охраны труда).
Порядок обучения по оказанию первой помощи пострадавшим предусмотрен пунктами 32 - 37 данных Правил.
В соответствии с п.33 Правил, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится в отношении следующих категорий работников:
а) работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда;
б) работники рабочих профессий;
в) лица, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
г) работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством;
д) работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
е) председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда;
ж) иные работники по решению работодателя.
В пункте 34 указано, что обучение по оказанию первой помощи пострадавшим может проводиться как в рамках обучения требованиям охраны труда у работодателя, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, так и в виде самостоятельного процесса обучения. В первом случае темы оказания первой помощи пострадавшим должны быть включены в программы обучения требованиям охраны труда, во втором случае должны быть разработаны отдельные программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим.
Согласно п.35 обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим проводится организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, или работодателями с привлечением работников или иных специалистов, имеющих подготовку по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов и в соответствии с примерными перечнями тем, предусмотренными приложением N 2, и прошедших подготовку по программам дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.
Продолжительность программы обучения работников по оказанию первой помощи пострадавшим составляет не менее 8 часов в случае организации самостоятельного процесса обучения по этому виду обучения. Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится не реже одного раза в 3 года.
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим заканчивается проверкой знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, требования к проведению которой установлены положениями раздела VII настоящих Правил. В случае если темы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим включены в программы обучения требованиям охраны труда, проверка знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим может быть совмещена с проверкой знания требований охраны труда по окончании обучения требованиям охраны труда. Результаты проверки знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим оформляются в соответствии с требованиями раздела VIII настоящих Правил (пункты 36,37 Правил).
Абзацем 6 пункта 2 Постановления № 2464 установлено, что документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в порядке, установленном Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29, до введения в действие Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда») действительны до окончания срока их действия.
Между тем, оценка наличия у В. соответствующего обучения полученного как в ходе профессиональной переподготовки, так и в рамках 40-часового обучения по охране труда в организациях, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, и в программы обучения которых включено также обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, должностным лицом ГИТ СО, вынесшим обжалуемое постановление, не дана.
При этом, ни в оспариваемом постановлении, ни в протоколе об административном правонарушении событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственным инспектором ГИТ СО должным образом не описано. Не указано нарушение каких норм и правил допущено работодателем, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность; какого работника работодатель неправомерно допустил к исполнению обязанностей без прохождения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим – пострадавшего Б., начальника ООТиПБ В., заведующую канцелярией Г.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Статьями 28.2 и 26.10 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении наказания подлежит описанию событие правонарушения, в т.ч. с учётом бланкетного характера диспозиции статьи должны быть приведены ссылки на законодательство и подзаконные акты, нормы которых нарушены, а также мотивировка с анализом доказательств и их совокупности, достаточных для признания лица виновным.
Между тем в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении наказания, приведены лишь общие положения ст.ст. 214, 219 ТК РФ, п. 32 Постановления №2464, без конкретизации обвинения.
По смыслу закона, а также исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении определяет содержание и объём обвинения, квалификацию правонарушения.
Положениями статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ предусмотрена обязанность должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, формулировать объём и содержание обвинения, событие и состав административного правонарушения.
Вместе с тем анализ содержания протокола об административном правонарушении и вынесенного по результатам его рассмотрения постановления показывает, что при указанных в них ссылках на нормативно-правовое законодательство в обжалуемом постановлении, равно как и протоколе отсутствует описание административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Судья учитывает, что суд не вправе самостоятельно формулировать содержание обвинения и его рамки, за исключением случаев улучшения положения лица, привлеченного к административной ответственности, что к данной ситуации не относится.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу постановление должностного лица подлежит отмене, а производство - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. № 66/6-394-22-ИЗ/12-54346-И/57-314 от 25.09.2023, вынесенное в отношении Акционерного общества «Пневостроймашина», - отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10суток с момента получения его копии.
Судья Т.А. Евдокимова