Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-831/2011
Мотивированное решение изготовлено 15.04.2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2011 г. г. Екатеринбург
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Подкорытовой Н.П.
при секретаре Шкляевой Ю.А.,
с участием истца Трегубова Е.Е., представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управлению социальной защиты населения Железнодорожного района г. Екатеринбурга – Антипиной О.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трегубова Е.Е. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной защиты населения по Железнодорожному району г. Екатеринбурга о признании действий незаконными, возложении обязанности по совершению действий, возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Трегубов Е.Е. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной защиты населения по Железнодорожному району г. Екатеринбурга о признании действий незаконными, возложении обязанности по совершению действий, возмещении морального вреда.
В судебном заседании истец свои требования поддержал, в обоснование указал, что он является ***. Кроме того, ему установлена ***. 29.12.2010 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном Правительством Свердловской области от 30.12.2008. Однако, ответчик отказал в назначении и выплате указанного пособия, со ссылкой на то обстоятельство, что истец является получателем такого пособия как ***. Истец считает, что отказ ответчика неправомерен, не соответствует действующему законодательству, а именно ст. 31 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 13 Закона РФ «О ветеранах», Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области». Считает, что имеет право получать указанное пособие как на основании федерального, так и регионального законодательства. Просил требования удовлетворить. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере *** руб.
Представитель ответчика Антипина О.В. в судебном заседании требования не признала, в обоснование указала, что действительно Трегубов Е.Е. является ***, кроме того, истец является ***. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменен принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан. Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты. Преамбулой к Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусматривается, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях указанного Закона, при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Часть ранее установленных льгот в натуральной форме заменены ежемесячной денежной выплатой, которая включает в себя, в том числе выплату на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси и направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты, уравнивая инвалидов независимо от того, как они реализуют имеющиеся льготы (пользуется или нет транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения). Поэтому льгота по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси является мерой социальной поддержки, предоставляемой инвалидам в виде ежемесячной денежной выплаты, аналогична мере социальной поддержки по бесплатному проезду ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), которая Законом Свердловской области от 26.12.2008 № 137-03 заменена ежемесячным пособием. Истец получает социальные льготы по наиболее выгодному варианту, ему сохранен размер льгот, которыми он пользовался до внесения изменений в законодательство. Помимо этого истцу выплачивается дополнительно ежегодное пособие на проезд. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец является ***, что подтверждается справкой *** от *** ( л.д.9), кроме того, является ***, что подтверждается копией удостоверения ***, выданное *** ( л.д. 8).
29.12.2010 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном Правительством Свердловской области от 30.12.2008, что подтверждается заявлением ( л.д. 10).
В назначении выплаты истцу было отказано, что подтверждается копией ответа от 21.01.2011 ( л.д. 13 – 14). Доводы истца о незаконности отказа, суд не может признать обоснованными, по следующим основаниям.
Статья 22 Федерального закона от 12.01.1995 «О ветеранах» до внесения в нее изменений ФЗ-122 от 22.08.2004 предусматривала в подп. 4 п. 2 бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После внесения изменений ст. 22 установила, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Упомянутым выше Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) изменен принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан.
Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты.
В порядке реализации полномочий по установлению мер социальной поддержки ветеранов труда был принят Закон Свердловской области от 25.11.2004 № 190-03 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», в котором фактически воспроизведены положения статьи 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), предусматривавшей, в том числе, бесплатный проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов.
Законом Свердловской области от 26.12.2008 № 137-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (подпункты 22, 26 статьи 1) вместо установленного ранее для ветеранов труда бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов с 1 февраля 2009 года было введено ежемесячное пособие на проезд. Его размер, порядок, условия назначения, выплаты и индексации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Свердловской области. Указанные изменения были внесены в пределах полномочий, предоставленных Свердловской области как субъекту Российской Федерации подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также статьями 20, 22 Федерального закона «О ветеранах».
Во исполнение Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (в редакции от 26.12.2008 № 137-03) принято постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2008 № 1428-ПП, пунктом 1 которого установлен размер ежемесячного пособия на проезд на территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (далее - ежемесячное пособие на проезд) в сумме 275 рублей (с 01.01.2011 -323,00 рубля). Пунктом 2 указанного постановления утвержден Порядок и условия назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов.
Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 01.01.2005, инвалидам предоставлялось право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси (статья 30).
Федеральным Законом от 22.08.2004 №122-ФЗ с 01.01.2005 ряд норм Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе и статья 30 признаны утратившими силу, и дополнен статьей 28.1, предусматривающей ежемесячную денежную выплату.
Таким образом, действуя в рамках принципов, установленных преамбулой и статьей 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ федеральный законодатель произвел замену натуральных льгот для инвалидов (в том числе льготу по бесплатному проезду) на денежную компенсацию, назвав ее ежемесячной денежной выплатой.
Таким образом, часть ранее установленных льгот в натуральной форме заменены ежемесячной денежной выплатой, которая включает в себя, в том числе выплату на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси и направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты, уравнивая инвалидов независимо от того, как они реализуют имеющиеся льготы (пользуется или нет транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения). Поэтому льгота по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси является мерой социальной поддержки, предоставляемой инвалидам в виде ежемесячной денежной выплаты, аналогична мере социальной поддержки по бесплатному проезду ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), которая Законом Свердловской области от 26.12.2008 № 137-03 заменена ежемесячным пособием.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты). Аналогичная норма содержится в статье 13 Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с которой, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Истец, как инвалид, включенный в соответствии со статьей 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи получает ежемесячную денежную выплату, которая включает в себя, в том числе выплату на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения. Размер выплат на 01.01.2011 составляет *** руб. *** коп. Ответчиком произведен анализ производимых истцу выплат, из которого следует, что наиболее выгодный вариант выплат для истца – это вариант получения льгот как инвалиду в соответствии с федеральным законодательством, чем вариант выплат, как ветерану по областному законодательству. При этом нарушения прав истца, как получателя льгот, в сторону уменьшения не установлено.
Кроме того, в соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.12.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802 «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации», постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 № 1426-ПП «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, порядке его индексации и внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 22.11.2007 №1148-ПП «О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2008 году» установлена дополнительная мера социальной поддержки для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации -ежегодное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере 600 рублей (с 01.01.2011 г. -703,00 рубля). В указанную категорию, в том числе включены и инвалиды, которым помимо ежемесячной денежной выплаты, выплачиваемой из федерального бюджета, выплачивается ежегодное пособие на проезд из бюджета Свердловской области.
Из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании усматривается, что в августе 2010 года истцу выплачено ежегодное пособие на проезд в размере *** руб., что не оспаривалось истцом в судебном заседании, подтверждается ответом ответчика, от 21.01.2011 ( л.д. 13 – 14).
Таким образом, установлено, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации права истца не нарушены, ему обеспечено сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики правового, имущественного положения.
Ссылки истца на постановление Уставного Суда Свердловской области от 25.03.2010, которым подпункт 4 пункта 9 Порядка и условий назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008г. № 1428-ПП, признан утратившим силу, суд не может признать обоснованными, поскольку данная норма не определяла право гражданина на меру социальной поддержки, условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд не изменились.
Следует также отметить, что выплата ежемесячного пособия на проезд региональным льготникам будет продолжаться, если гражданин, получивший инвалидность, был получателем ежемесячного пособия на проезд по постановлению Правительства Свердловской области № 1428-ПП от 30.12.2008 до вступления в силу Постановления Уставного Суда Свердловской области от 25.03.2010 и реализовал свое право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законодательством, после вступления в силу Постановления Уставного Суда Свердловской области.
Таким образом, по мнению суда, ответчик обоснованно отказал Трегубову Е.Е. в назначении выплаты ежемесячного пособия на проезд в соответствии с постановлением №1428-ПП от 30.12.2008, поскольку право на меры социальной поддержки реализовано им с 01.01.2005, в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законодательством, до вступления в силу Постановления Уставного Суда Свердловской области от 25.03.2010. Постановлением Уставного Суда не рассмотрено и не вынесено решение о прекращении действия подпункта 4 пункта 9 Постановления № 1428-ПП от 30.12.2008 с более раннего срока.
На основании вышеизложенного, суд находит, что доводы истца, указанные в обоснование иска не нашли своего подтверждения в судебном заседании, а потому в удовлетворении иска Трегубова Е.Е. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной защиты населения по Железнодорожному району г. Екатеринбурга о признании действий незаконными, возложении обязанности по совершению действий, возмещении морального вреда, надлежит отказать.
В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истцом иных требований, по иным основаниям, с указанием иных обстоятельств, предъявлено не было.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
в удовлетворении исковых требований Трегубова Е.Е. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной защиты населения по Железнодорожному району г. Екатеринбурга о признании действий незаконными, возложении обязанности по совершению действий, возмещении морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения, с подачей кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Решение суда может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.
Судья: Н.П. Подкорытова