НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Читы (Забайкальский край) от 13.02.2018 № 2А-1365/2017

Дело №2а-95/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Железнодорожный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Алёкминской Е.А.,

при секретаре Кирилловой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите 13 февраля 2018 года административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю к Забайкальскому благотворительному фонду помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» (ИНН 7536105336/ ОГРН 1097500000949) о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю обратилось в Железнодорожный районный суд г.Читы с указанным выше административным иском. В обоснование своих требований ссылалось на следующие обстоятельства.

20 октября 2009 года УФНС России по Забайкальскому краю в ЕГРЮЛ на основании решения № 458-н Управления Минюста России по Забайкальскому краю от 13.10.09 внесена запись о государственной регистрации Забайкальского благотворительного фонда помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» (далее - Фонд).

При осуществлении полномочий в сфере контроля деятельности некоммерческих организаций Управлением Минюста России по Забайкальскому краю установлено, что Фондом неоднократно нарушены нормы законодательства Российской Федерации. По результатам проведенной в период с 01 по 28 августа 2017 года плановой документарной проверки соответствия деятельности Фонда, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации установлено следующее.

В нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в проверенном периоде (с 31 декабря 2013 года по 31 июля 2017 года) Фондом не соблюдались отдельные положения Устава Фонда, утвержденного решением общего собрания учредителей 25 сентября 2009 года: 1) в нарушение п. п. 7.1 и 7.7 о ежегодном проведении Общего собрания участников Фонда указанные общие собрания в проверяемом периоде не проводились; 2) согласно п. 7.10 Устава в периоды между заседаниями Общего собрания участников текущее руководство работой Фонда осуществляет постоянно действующий руководящий орган – Правление, избираемое на срок 5 лет, однако, срок полномочий Правления Фонда истек 25 сентября 2014 года и в проверяемом периоде Правление не избиралось (не переизбиралось); 3) в нарушение п. 7.16 Устава в проверяемом периоде заседания Правления Фонда не собирались; 4) в нарушение п. 7.14 Устава в проверяемом периоде Президент Фонда отчеты о деятельности Правления Фонда Общему собранию участников Фонда не представлял, распорядительные документы Президентом Фонда по направлениям деятельности Фонда не издавались; 5) в нарушение п. 7.23 Устава в проверяемом периоде Директор Фонда годовые и полугодовые отчеты о деятельности Фонда на рассмотрение и утверждение Общему собранию участников Фонда не представлял, распорядительные документы (приказы) не издавал; 6) в нарушение п. 7.25 Устава трудовой договор с Директором Фонда не заключался; 7) в нарушение п. 7.26, 7.27 Устава Ревизор Общим собранием участников Фонда на новый срок (после 28.03.16) не избирался (не переизбирался), ежегодные ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Фонда в проверенном периоде Ревизором не проводились; 8) в нарушение п.п. 7.30, 7.31, 7.32 Устава Попечительский совет Фонда после истечения 28 сентября 2014 года срока его полномочий на новый срок не формировался; 9) в нарушение п. 7.35 Устава Председатель и Секретарь Попечительского совета Фонда не избирались; 10) в нарушение п. 7.36 Устава в проверенном периоде заседания Попечительского Совета не проводились, надзор за деятельностью Фонда не осуществлялся.

Отдельные положения Устава Фонда не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации: 1) п. 1.7 Устава предусмотрено, что Фонд вправе иметь зарегистрированную в установленном порядке символику, в то время как регистрация символики ФЗ «О некоммерческих организациях» не предусмотрена; 2) в нарушение п. 3 ст. 123.18 ГК РФ разделом 8 Устава Фонда предусмотрен порядок реорганизации Фонда.

В нарушение п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», которыми предусмотрено обязательное ежегодное проведение аудита, за 2014 – 2016 годы Фондом обязательный ежегодный аудит не проводился.

В нарушение п. 2 ст. 123.18 ГК РФ, п. 2 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» в проверяемом периоде Фонд не осуществлял публикацию отчетов об использовании своего имущества.

В нарушении абз.2 п. 1 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» в проверенном периоде баланс и (или) смета Фондом не составлялись и не утверждались.

В нарушение ст. 17 Федерального закона РФ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Общим собранием участников Фонда благотворительные программы в проверяемом периоде не разрабатывались и не утверждались.

В нарушение ст. 19 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Фондом в 2013 – 2016 годах не исполнялась ежегодная обязанность по представлению в орган, принявший решение о регистрации благотворительной организации, отчета о своей деятельности.

Вместе с тем, при указанных нарушениях Фондом в Управление Минюста России по Забайкальскому краю путем размещения на информационном портале в 2014 – 2017 годах ежегодно представлялись сообщения о продолжении деятельности.

Также административным истцом указано, что 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 10 мая 2017 года Фонд на основании постановлений мирового судьи привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ (за непредставление ежегодной отчетности в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 135-ФЗ). При этом нарушения, послужившие основанием для составления протоколов об административных правонарушениях, Фондом не устранены.

Приведенные обстоятельства, по мнению административного истца, свидетельствуют о том, что при осуществлении деятельности Фондом неоднократно и грубо нарушены нормы законодательства РФ.

Ссылаясь на положения п. 1 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях», пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ, пп. 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам), утвержденного приказом Минюста России от 03.03.14 № 26, ст. 19 КАС РФ, просит суд ликвидировать Забайкальский благотворительный фонд помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение», и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Протокольным определением суда от 14.12.17 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Забайкальскому краю.

Административный ответчик Забайкальский благотворительный фонд помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» о времени и месте рассмотрения дела извещен, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о причинах неявки не сообщил, об отложении разбирательства дела либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил. В судебных заседаниях от 14.12.17, 18.01.18 представители административного ответчика Рудый Н.К., Сорокин Д.Д. административный иск не признали, ссылаясь на то, что организация осуществляет деятельность, вместе с тем, наличие перечисленных в административном иске нарушений, допущенных Фондом, не отрицали.

Заинтересованное лицо – УФСИН России по Забайкальскому краю, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

На основании ч. 4 ст. 263 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца Кандакова И.С., поддержавшего исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании распоряжения № 458-н Управления Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю от 13.10.09 в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принято решение осуществить государственную регистрацию некоммерческой организации - Забайкальского благотворительного фонда помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение», при его создании (л.д. 17).

20 октября 2009 года УФНС России по Забайкальскому краю в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации указанного юридического лица (л.д. 14-16).

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

В рамках Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» указано, что поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (п. 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64).

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).

Из материалов дела следует, что в период с 01 по 28 августа 2017 года в отношении Забайкальский благотворительный фонд помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» Управлением Минюста России по Забайкальскому краю проведена плановая документарная проверка юридического лица (л.д. 19-22).

По результатам проверки установлено, что Фондом неоднократно нарушены нормы законодательства Российской Федерации. К числу неоднократных и грубых нарушений норм законодательства Российской Федерации административным истцом, в частности, отнесены допущенные Фондом нарушения требований п. 2 ст. 123.18 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

Неисполнение или несвоевременное исполнение благотворительными организациями указанной выше обязанности по ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

По результатам проведенной в августе 2017 года проверки в отношении Забайкальского благотворительного фонда помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» установлено, что Фондом в Управление Минюста по Забайкальскому краю не представлены указанные выше отчеты о своей деятельности за 2013, 2014, 2015, 2016 годы.

Согласно представленным в материалы постановлениям по делам об административных правонарушениях Фонд признавался виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, за непредставление в орган, принявший решение о его государственной регистрации, отчет о своей деятельности за 2014 год, за 2015 год, за 2016 год (постановление № 5-593/2015 мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района г.Читы от 20.05.15; постановление № 5-671/2016 мирового судьи судебного участка № 5 железнодорожного судебного района г.Читы от 08.06.16; постановление № 5-404/2017 и.о. мирового судьи судебного участка № 55 железнодорожного судебного района г.Читы – мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района г.Читы от 07.06.17, л.д. ).

В соответствии с п.2 ст. 123.18 ГК РФ ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Из положений п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда и обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

В нарушение п. 2 ст. 123.18 ГК РФ, п. 2 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» в 2013-2016 годах Забайкальский благотворительный фонд помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» не осуществлял публикацию отчетов об использовании своего имущества.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что допущенные Забайкальским благотворительным фондом помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» нарушения законодательства Российской Федерации являются неоднократными и служат основанием для его ликвидации. При этом суд учитывает, что, несмотря на предоставление такой возможности, административным ответчиком не предпринято мер для устранения нарушений и на момент рассмотрения дела.

Доводы представителей административного ответчика, приводимые в рамках возражений на иск, подлежат отклонению, поскольку не опровергают установленных выше обстоятельств о неоднократности допущенных нарушений законодательства РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю к Забайкальскому благотворительному фонду помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» (ИНН 7536105336/ ОГРН 1097500000949) о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Забайкальский благотворительный фонд помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» (ИНН 7536105336/ ОГРН 1097500000949).

Исключить данные о Забайкальском благотворительном фонде помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» (ИНН 7536105336/ ОГРН 1097500000949) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Читы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Алёкминская

Решение в окончательной форме принято 02 марта 2018 года.

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения находится в материалах дела № 2а-95/2018 Железнодорожного районного суда г.Читы.