Дело №12-8/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
04 февраля 2016г.
Судья Железнодорожного районного суда г.Читы Попкова Н.А., при секретаре Размахниной А.Р., рассмотрев заявление Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» о признании постановления о назначении административного наказания незаконным,
у с т а н о в и л а:
Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Ш.М.Х. 06 ноября 2015г. вынесено постановление №... о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 150000руб.
В жалобе, поданной в Центральный районный суд г.Читы, представитель ОАО «РЖД» ФИО1 просит об отмене вынесенного постановления, указывая на то, что в ОАО «РЖД» на момент проведения проверок не имелось указанных в постановлении нарушений, и, соответственно, субъектом по административному правонарушению, ОАО «РЖД» являться не может.
Определением судьи Центрального районного суда г.Читы от 27 ноября 2015г. заявление представителя ОАО «РЖД» ФИО2 на постановление №... от 06.11.2015г. в отношении ОАО «РЖД» направлено по подведомственности в Железнодорожный районный суд г.Читы.
В судебном заседании 13.01.2016г. представителем ОАО «РЖД» ФИО3 подано дополнение к заявлению, в котором дополнительно указано, что согласно данных, размещенных на сайте ГИТ в сети «Интернет», указано о проведении плановой проверки в отношении Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» по адресу его нахождения: адрес 1 г.Чита. Вместе с тем, проверку ГИТ осуществило в отношении подразделений, находящихся по адресам в г.Чите по адрес 2, адрес 3, адрес 4. Проведение плановой проверки соблюдения трудового законодательства подразделений ОАО «РЖД», осуществляющих деятельность по указанным адресам, планом проверки не предусмотрено.
В настоящем судебном заседании представителем ОАО «РЖД» ФИО3 подано дополнение к заявлению, в котором дополнительно указано, что в нарушение ч.12 ст.9 Закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Государственная инспекция труда в Забайкальском крае вручает распоряжение о предстоящей проверке Забайкальской дирекции инфраструктуры, которая статусом юридического лица не обладает. Юридическое лицо, в отношении которого проводилась проверка, о проведении плановой проверки не уведомлялось.
Представитель ОАО «РЖД» начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Забайкальской дирекции инфраструктуры- структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» ФИО4 требования и доводы заявления поддержал.
Представитель Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО5 просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав участников процесса, изучив доводы заявлений, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Как следует из постановления Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Ш.М.Х. № ... от 06.11.2015г. в нарушение п.п.4.7, 4.8 ГОСТ ЕН 397-212 «Система стандартов безопасности труда. Каски защитные. Общие требования. Методы испытаний», в цехе ремонтно-технического участка на одной из четырех защитных касок отсутствует подбородочный ремень.
Как следует из представленных материалов, распоряжение (приказ) о проведении плановой (выездной) проверки в отношении юридического лица Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», место нахождения: адрес 5 г.Москва, адрес 1, г.Чита, Забайкальский край, вручено Забайкальской дирекции инфраструктуры 15 сентября 2015г.
Как следует из постановления о привлечении к административной ответственности, проверка проводилась фактически в отношении структурного подразделения Забайкальской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Читинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Забайкальской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» по адресу: г.Чита, адрес 4.
В постановлении о привлечении к административной ответственности указаны сведения об юридическом лице, в отношении которого проводится проверка: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»; виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, признано Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.55 ГК РФ филиал не является юридическим лицом, руководитель филиала назначается юридическим лицом и действует на основании его доверенности.
В силу ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами административной ответственности согласно статье 5.27.1 КоАП РФ могут быть граждане, должностные и юридические лица.
В соответствии с ч.12 ст.9 Закона РФ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, непосредственно само юридическое лицо - ОАО «Российские железные дороги» о проведении проверки не уведомлялось, и, соответственно, было лишено возможности реализовать права, предоставленные ему законом.
Действующими нормативными актами возможность извещения филиала либо подразделения юридического лица о проведении проверки не предусматривается.
Более того, Государственный инспектор труда, указывая о проведении проверки одного структурного подразделения (Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»), фактически осуществляет проверку структурного подразделения указанного структурного подразделения Читинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки – структурного подразделения Забайкальской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», при этом совершенно по иному адресу, чем указано в распоряжении о проведении проверки.
До момента начала проверки в Читинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки – структурном подразделении Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», Государственный инспектор труда о проведении проверки в данном структурном подразделении в известность никого не поставил и фактически прибыл в место проведения проверки без надлежащего уведомления о проведении проверки.
Не извещение юридического лица о проведении проверки является обстоятельством, свидетельствующим о существенном нарушении процедуры наложения административного взыскания и незаконности привлечения к административной ответственности и, соответственно, незаконности акта проведения проверки и составленного в соответствии с ним протокола об административном правонарушении.
Кроме того, Государственный инспектор труда уведомление о фактическом месте проведения проверки и в отношении конкретного подразделения юридического лица, в известность юридическое лицо не поставил, что также свидетельствует о допущенных при проведении проверки процессуальных нарушениях.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
Заявление Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить.
Постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 06.11.2015г. №... о назначении административного наказания отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
С у д ь я