НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Читы (Забайкальский край) от 03.02.2017 № 2-132/2017

Дело № 2-132/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Железнодорожный районный суд г.Читы в составе

председательствующего судьи Алёкминской Е.А.,

при секретаре Керимовой А.И.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите 03 февраля 2017 года гражданское дело по иску ФИО1 к межрайонному филиалу ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности исправить допущенную ошибку, внести сведения о «Ветеране труда», выдавать талоны-уведомления о принятых документах, указать на недопустимость сроков работы с обращениями и заявлениями граждан, взыскать сумму задолженности по выплатам на ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ, компенсацию морального вреда, государственную пошлину,

установил:

ФИО1 обратилась в Железнодорожный районный суд г.Читы с указанным выше иском к межрайонному филиалу ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края. В обоснование своих требований ссылалась на следующие обстоятельства. С 20 февраля 2010 года по 06 февраля 2015 года ФИО1 являлась Ветераном труда Забайкальского края. В связи с прекращением с 2015 года выплат по ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ, истец обратилась за переоформлением документов с Ветерана труда Забайкальского края на Ветерана труда федерального значения. 06 февраля 2015 года ФИО1 в связи с получением удостоверения «Ветеран труда» в Черновский отдел социальной защиты населения поданы документы для назначения ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ на ЖКУ). По вине работников отдела социальной поддержки документы ФИО1 были утеряны, о чем истцу стало известно только 05 февраля 2016 года. Просит суд с учетом произведенных уточнений от 20.01.17 (л.д. 184-185) обязать межрайонный филиал Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты» Забайкальского края исправить допущенную ошибку и внести фамилию ФИО1 в базу данных как «Ветеран труда» с момента подачи заявления 06 февраля 2015 года; обязать межрайонный филиал Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края выдавать посетителям талоны-уведомления о принятых документах; указать на недопустимость нарушения сроков ответов на обращение граждан; взыскать с ответчика в пользу истца сумму задолженности по выплатам ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ за недостающие месяцы (с 01 февраля 2015 года по 26 февраля 2016 года), обязать ответчика выплатить моральный вред за доставленные нравственные страдания и потерю времени в размере 2000 руб., взыскать с межрайонного филиала Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края государственную пошлину в размере 600 руб.

Определением суда от 23.12.16 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края (протокол судебного заседания от 23.12.16, л.д. 124-129).

Соответчик Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края о времени и месте рассмотрения дела извещен, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, об отложении разбирательства дела либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил.

Соответчик Министерство финансов Забайкальского о времени и месте рассмотрения дела извещен, своего представителя для участия в судебном заседании, о причинах неявки не сообщил, об отложении разбирательства дела либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил. Ранее в материалы дела представителем Министерства финансов Забайкальского края представлены возражения на иск (л.д. 141-145), в рамках которых представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края отказать как к ненадлежащему ответчику, поскольку главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края в части предоставления ежемесячных денежных выплат, ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда является Министерство социальной защиты Забайкальского края. Также Министерством финансов Забайкальского края указано на то, что начисление и выплата ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ возобновлена ветеранам труда федерального значения на территории Забайкальского края с 29.07.2015 года, вместе с тем в материалах дела имеются сведения об обращении заявителя ФИО1 за соответствующими выплатами только 26 февраля 2016 года. Действующим законодательством порядок финансирования со стороны Министерства финансов Забайкальского края не предусматривает персонифицированного (с указанием конкретных учреждений, конкретных граждан или конкретных целей) перечисления средств бюджета главному распорядителю либо конкретным учреждениям или гражданам.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных ответчиков.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования в их уточненном варианте, а также ранее данные суду объяснения поддержала.

Представитель ответчиков – межрайонного филиала ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края и ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, ФИО2 исковые требования не признала, поддержав доводы представленных в материалы дела письменных возражений, а также ранее данные объяснения представителей указанных ответчиков.

Заслушав объяснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На момент возникновения спорных правоотношений Закон Забайкальского края от 17.02.09 № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» устанавливал меры социальной поддержки категориям граждан, проживающим на территории Забайкальского края, в том числе, ветеранам труда.

Согласно ст. 2 Закона Забайкальского края от 17.02.09 № 129-ЗЗК в качестве мер социальной поддержки были предусмотрены ежемесячная денежная выплата; ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения, ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг.

Порядок предоставления ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан в Забайкальском крае был утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 31.03.09 № 119.

Порядок предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Забайкальском крае был утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 31.03.09 № 120.

Законом Забайкальского края от 18.12.2014 № 1103-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» с 01 января 2015 года установлено, что меры социальной поддержки гражданам, не достигшим возраста 80 лет, предоставляются при условии, что доход получателя мер социальной поддержки не превышает среднедушевого дохода в Забайкальском крае по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю на дату обращения получателя.

Внесение указанных изменений повлекло приостановление, а затем прекращение выплат по ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ ветеранам труда (ветеранам труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года; ветеранам труда Читинской области; ветеранам труда, звание которым присвоено в соответствии с Законом Агинского Бурятского автономного округа "О присвоении звания "Ветеран труда"; ветеранам труда Забайкальского края).

Затем с учетом состоявшихся судебных постановлений (решения Забайкальского краевого суда от 27.02.15 по делу № 3-13/15, определения Верховного суда от 27.07.15 № 72-АПГ15-6) Законом Забайкальского края от 21.12.2015 N 1267-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» исключено действие условия предоставления мер социальной поддержки в зависимости от величины среднедушевого дохода в отношении ветеранов труда федерального значения.

При этом в рамках Закона Забайкальского края от 04.07.16 № 1365-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» предусмотрено осуществить предоставление ежемесячных денежных выплат за период с 1 января 2015 года по 28 июля 2015 года в объеме и размере, установленных Законом Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» на 29 декабря 2014 года, ветеранам труда, утратившим право на предоставление ежемесячных денежных выплат на указанный период на основании Закона Забайкальского края от 18 декабря 2014 года № 1103-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае».

Указанными выше Порядками предоставления ЕДВ на ЖКУ и ЕДВ, утвержденными постановлениями Правительства Забайкальского края от 31.03.09 № 119, № 120, предусматривался заявительный характер предоставление данных выплат, предполагающий обращение гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки, и подачу им соответствующих документов в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.

При этом указанными Порядками также установлено, что в случае непосредственного обращения гражданина в уполномоченный орган после регистрации представленных документов уполномоченный орган должен сообщить гражданину (получателю) в устной форме дату и номер регистрации его документов (п. 5 Порядка, утв. постановлением Правительства Забайкальского края от 31.03.09 № 119, п. 3 Порядка, утв. постановлением Правительства от 31.03.09 № 120).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 с 20 декабря 2010 года являлась получателем ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ как Ветеран труда Забайкальского края (л.д. 23-26).

С 11 февраля 2015 года денежные выплаты ФИО1 как ветерану труда Забайкальского края приостановлены, с 11 мая 2015 года – прекращены, в связи с непредоставлением сведений, подтверждающих доход (л.д. 27-28).

Возобновление выплат на ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ ФИО1 осуществлено с 26 февраля 2016 года, т.е. со дня регистрации заявления ФИО1 о предоставлении ей выплат как ветерану труда федерального значения (л.д. 32-33).

В рамках возражений на иск представители ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края» ссылаются на то, что в журнале учета заявлений граждан на ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ, а также автоматизированной системе «АСП PRO» отсутствуют сведения о регистрации обращения ФИО1 06 февраля 2015 года с заявлением о назначении выплат по ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ как ветерану труда федерального значения.

Представленными в материалы дела копией журнала учета принятых заявлений ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ (л.д. 134-140, 152а-159), скриншотами с автоматизированной системы «АСП PRO» (л.д. 34-36, 85-86, 152), протоколом изменений в личном деле ФИО1 (л.д. 160-183) подтверждается факт отсутствия сведений о регистрации обращения ФИО1 по состоянию на 06 февраля 2015 года.

Вместе с тем из объяснений самой ФИО1 следует, что приостановление ей выплат по ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ как ветерану труда Забайкальского края явилось для неё мотивом оформления документов на звание «Ветеран труда» федерального значения. 06 февраля 2015 года ФИО1 получено соответствующее удостоверение и в этот же день его копия с заявлением о назначении выплат по ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ как ветерану труда федерального значения сдана ФИО1 в Черновский отдел социальной защиты населения.

Также ФИО1 пояснила, что на личном приеме как 06 февраля 2015 года, так и до этого, и после этого специалистом соцзащиты осуществлялся только прием документов, регистрация заявления в присутствии заявителя не производилась, заявителю ни в момент приема, ни позднее не сообщались дата и номер регистрации поданного заявления.

Объяснения истца ФИО1 в части нахождения 06 февраля 2015 года в Черновском отделе социальной защиты населения, в части её намерений подать 06 февраля 2015 года заявление на ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ в связи с получением удостоверения «Ветеран труда», в части её обращения 06 февраля 2015 года по этому вопросу к специалисту Черновского отдела социальной защиты населения ФИО3 и подачи ему документов подтверждаются показаниями свидетеля ФИО4 (протокол судебного заседания от 23.12.16, л.д. 124-129).

Объяснения истца ФИО1 в части того, что на личном приеме специалистами Черновского отдела соцзащиты осуществлялся только прием документов, регистрация заявления в присутствии заявителя не производилась, заявителю ни в момент приема, ни позднее не сообщались дата и номер регистрации поданного заявления подтверждаются показаниями свидетеля ФИО3 (протокол судебного заседания от 23.12.16, л.д. 124-129).

Из показаний свидетеля ФИО3 следует, что прием граждан осуществлялся в понедельник, среду, пятницу с 08-00 до 12-00, регистрация и обработка документов осуществлялась после окончания приемных часов, при этом регистрация принятых заявлений на ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ по состоянию на февраль 2015 года осуществлялась только специалистом ФИО3, которому передавались от других специалистов (около 8 сотрудников) все поступившие в приемные часы заявления данной категории, в среднем в день приема принималось около 20 человек.

Из имеющейся в материалах дела копии журнала учета принятых заявлений ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ следует, что 06 февраля 2015 года зарегистрировано 55 обращений данной категории (л.д. 134-140).

При данных обстоятельствах, учитывая показания свидетеля Е.Т.Ю., допрошенной в установленном законом порядке, оснований не доверять показаниям которой у суда не имеется, принимая во внимание сведения о выдаче ФИО1 удостоверения «Ветеран труда» ... (л.д. 13), которое приходилось на приемный день (пятницу) в Черновском отделе социальной защиты, факт допускаемых нарушений со стороны работников соцзащиты в части регистрации заявлений и информирования об этом заявителей, суд полагает возможным признать, что факт обращения ФИО1 06 февраля 2015 года с заявлением на получение ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ в связи с присвоением ей статуса «Ветеран труда» имел место быть.

Отсутствие регистрации этого обращения может являться следствием человеческого фактора и само по себе не исключает факта обращения ФИО1, наличие которого подтверждается совокупностью приведенных выше доказательств.

Учитывая официально представленные ответчиком (ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края) сведения относительно размера подлежащих выплате ФИО1 сумм ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ (л.д. 150-151), отсутствие возражений в указанной части со стороны истца, суд полагает требования ФИО1 о взыскании суммы задолженности по выплатам ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ за период с 06 февраля 2015 по 25 февраля 2016 года подлежащими удовлетворению в размере, рассчитанном ответчиком: ЕДВ на ЖКУ – 9888,18 руб., ЕДВ – 8262,48 руб.

Из содержания ст. 11 Закона Забайкальского края от 04.07.16 № 1365-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» меры социальной поддержки по выплате ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ ветеранам труда являются расходными обязательствами бюджета Забайкальского края.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 23.12.16 № 1429-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (приложение № 15) Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (код ведомства 009) является главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края в части выплат ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ ветеранам труда.

Согласно Уставу ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края (л.д. 48-70) учреждение создано в целях обеспечения Министерством социальной защиты населения Забайкальского края (в настоящее время – Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, постановление Правительства Забайкальского края от 06.10.16 № 395) государственных функций и государственных услуг в сфере социальной защиты населения (п.п. 1.6, 2.1); для достижения указанных целей учреждение осуществляет, в том числе, социальную поддержку ветеранов труда (п. 2.2).

С учетом приведенных положений суд полагает необходимым взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края для перечисления Государственному казенному учреждению «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края денежные средства по ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ в размере 18150,66 руб. (ЕДВ на ЖКУ – 9888,18 руб., ЕДВ – 8262,48 руб.) и обязать ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края при получении денежных средств произвести ФИО1 выплату ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 06.02.15 по 25.02.16 в размере 9888,18 руб., ежемесячной денежной выплаты ветерану труда за период с 06.02.15 по 25.02.16 в размере 8262,48 руб.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 об обязании ответчика исправить допущенную ошибку и внести фамилию ФИО1 в базу данных как «Ветеран труда» с момента подачи заявления 06 февраля 2015 года, поскольку согласно объяснениям представителей ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края в базе данных учреждения ФИО1 числится в качестве ветерана труда федерального значения с момента присвоения ей данного статуса – 06 февраля 2015 года. Сведений об ином истцом в ходе рассмотрения дела не представлено.

Также не подлежащими удовлетворению суд полагает требования ФИО1 об обязании межрайонный филиал Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края выдавать посетителям талоны-уведомления о принятых документах, поскольку действующими в настоящее время Порядком предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае, утв. постановлением Правительства Забайкальского края от 18.08.2016 № 348, а также Порядком предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Забайкальском крае, утв. постановлением Правительства Забайкальского края от 31.03.09 № 120, такая процедура не предусмотрена, имеется только указание на необходимость сообщения заявителю даты и номера регистрации его заявления лично либо посредством электронного сообщения.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда, в связи со следующим.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В рассматриваемой ситуации имеет место нарушение имущественных прав ФИО1, вместе с тем закон, предусматривающий возможность компенсации морального вреда при подобных нарушениях, отсутствует.

Требование ФИО1 об указании на недопустимость нарушения ответов на обращения граждан также не подлежит удовлетворению в силу его декларативности, не влекущей восстановления каких-либо нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов истца.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, когда действия, подлежащие оплате, осуществлялись по инициативе суда (ч.2 ст.96 ГПК РФ).

Согласно части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Из материалов дела следует, что при подаче иска ФИО1 уплачена государственная пошлина в размере 600 руб. (л.д. 7).

Принимая во внимание данные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами закона, суд присуждает возместить истцу ФИО1 за средств казны Забайкальского края понесенные по делу судебные расходы в виде суммы уплаченной государственной пошлины при подаче иска в суд.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края для перечисления Государственному казенному учреждению «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края денежные средства по ЕДВ и ЕДВ на ЖКУ в размере 18150,66 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в размере 600 руб., всего взыскать 18750,66 руб.

Обязать Государственное казенное учреждение «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края при получении денежных средств произвести ФИО1 выплату ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 06.02.15 по 25.02.16 в размере 9888,18 руб., ежемесячной денежной выплаты ветерану труда за период с 06.02.15 по 25.02.16 в размере 8262,48 руб., судебные расходы в размере 600 руб., всего произвести выплату в размере 18750,66 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Читы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Алёкминская

Решение суда в окончательной форме принято 01 марта 2017 года.

...

...

...