НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Читы (Забайкальский край) от 02.07.2020 № 2А-744/20

Дело №2а-744/2020

УИД 75RS0003-01-2020-000750-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июля 2020г.

Железнодорожный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Попковой Н.А.,

при секретаре Размахниной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края к Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о признании предписания незаконным, его отмене,

у с т а н о в и л :

Административный истец обратился в суд с административным иском, указывая, что по результатам проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае (далее - Инспекция труда) с 21.02.2020г. по 23 марта 2020 года, директору Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Читинский психоневрологический дом- интернат» Забайкальского края (далее - учреждение) 23 марта 2020 года выдано предписание № ... от 23 марта 2020 года (далее - предписание).

В соответствии с предписанием Директору учреждения предписано устранить нарушение части 2 статьи 22, статьи 130, статьи 129, статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации - произвести начисление заработной платы работникам ГАУСО «ЧПНДИ» Забайкальского края категории средний медицинский персонал на основании перерасчета о реализации мер по достижению целевого показателя средней заработной платы за 2018 год. Представить в подтверждение расчетные листы работников. О выполнении предписания необходимо сообщить в Инспекцию труда в срок до 22 мая 2020 года с приложением расчетных листов работников, подтверждающих его надлежащее исполнение.

Учреждение считает предписание Инспекции труда незаконным, выданным не тому Государственному органу и необоснованным по следующим основаниям: Учреждение, это бюджетная организация, имеющая учредителя в лице Министерства, созданное для исполнения государственного задания, выплачивающее заработную плату на основании доведенных лимитов, на основании Соглашений. Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее Указ) принята программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики. Программой поэтапное повышение оплаты труда (в частности, повышение к 2018 году средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе) обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, данный Указ адресован Правительству Российской Федерации.

В целях стимулирования производительности труда и качества выполняемых работ со всеми работниками учреждения, включая и работников среднего медицинского персонала, заключены «эффективные контракты», т.е. трудовые договоры, в которых конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг.

Заработная плата среднему медицинскому персоналу в 2018 году начислялась согласно условиям оплаты труда, определенным действующими трудовыми договорами с учетом ежемесячной бальной оценки их труда на основании показателей эффективности.

При этом обеспечивалось сохранение обусловленной различиями в сложности труда дифференциации в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к данной категории работников (медицинская сестра диетическая; медицинская сестра палатная; старшая медицинская сестра; медицинский дезинфектор; и т.д.).

Согласно расчетным листам, сравнивая с трудовыми договорами, положением об оплате труда, расчет произведен правильно, какой - либо задолженности у учреждения не имеется. Так же установлено и отсутствие задолженности по выплате заработной платы при проверке расходования бюджетных средств Министерством труда и социальной защите населения Забайкальского края.

Учреждение является бюджетным, созданным для выполнения государственного задания, и подчиняется Бюджетному законодательству Российской Федерации.

Предоставление денежных средств учреждению на выполнение государственного задания осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края на основании заключенного Соглашения. В 2018 году было заключено Соглашение о предоставлении субсидий из бюджета Забайкальского края (Учредителем) государственному автономному учреждению Забайкальского края на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № ... от 20 февраля 2018 года.

Согласно Соглашению Министерство, которому как получателю средств бюджета Забайкальского края доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Забайкальского края на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края согласно Соглашению, учреждению было предоставлено в 2018 году - 54 800 100, 00 (пятьдесят четыре миллиона восемьсот тысяч сто рублей).

Учредителем установлены и доведены до Учреждения нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ), с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных Учреждению Учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество Учреждения.

Также, Соглашением Учредитель установил нормативную численность работников Учреждения и предельную долю оплаты труда работников административно- управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда Учреждения (не более 40 процентов), исходя из которой сформированы затраты на оплату труда, а также сформирован перечень должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу учреждения.

Денежные средства «указным» категориям лиц — не выделялись и не предусматривались какими-либо документами Учредителя, само учреждение является только исполнителем государственного задания, и не имеет права поступившую Субсидию распределять на иные выплаты — не предусмотренные Положением об оплате труда, Соглашениями.

Сумма, предусмотренная Соглашением, которая была выплачена учреждению, Министерством была реализована полностью и каких-либо нарушений при проведении проверки в этой части выявлено не было.

Учреждение не может исполнить Предписание, так как «указной» категории лиц в 2018 году денежные средства Министерством не выделялись, а стали предусматриваться согласно Соглашению только в 2019.

Учитывая вышеизложенное, у руководства учреждения отсутствуют правовые основания (а также источник для осуществления таких расходов) производить перерасчет заработной платы за 2018 год обратившимся в Инспекцию труда работникам.

По итогам проверки Инспекцией труда составлен Акт, в котором не изложены факты недостижения целевого показателя средней заработной платы по конкретным работникам учреждения, обратившимся с жалобой в Инспекцию труда.

Административный истец просит признать предписание Инспекции труда № ... от 23 марта 2020 года незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель административного истца Сафронова Е.А. заявленные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Забайкальском крае, заинтересованное лицо Главный государственный инспектор труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Стародубцева К.Н. полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, просит в их удовлетворении отказать в связи с законностью вынесенного предписания.

Заинтересованное лицо Филатова Н.П. просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Заинтересованные лица Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, суд полагает возможным приступить к рассмотрению административного дела в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 358 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу требований ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству РФ в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано принять до 01 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597 Правительством РФ была принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 года N 2190-р). Приложением N 4 к указанной Программе утверждена Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597, и средней заработной платы в субъектах РФ в 2012-2018 годах. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в "дорожных картах" по мере реализации Программы. Согласно п. 4 и п. 5 Динамики примерных (индикативных) значений - соотношение средней зарплаты работников и средней зарплаты в субъектах РФ за 2013 год у среднего медицинского (фармацевтического) персонала составит 75,6%, за 2014 год - 76,2%, за 2015г. – 79,3%, за 2016г. – 86,3%, за 2017г. - 100%, за 2018г. – 100%; у младшего медицинского персонала за 2013 год составит 50,1%, за 2014 года - 51%, за 2015г. – 52,4%, за 2016г. – 70,5%, за 2017г. – 100%, за 2018г. – 100%.

Главным государственным инспектором труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Стародубцевой К.Н. в ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края проведена проверка с 07 по 20 мая 2019г.

В ходе проведенной проверки выявлены факты нарушения оплаты труда в части невыполнения требований Указа Президента РФ от 07 мая 2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В акте проверки от 20 мая 2019г. указано, что Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае рассмотрено коллективное обращение работников ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края. Изложенные работниками факты нарушения оплаты труда в части невыполнения требований Указа Президента РФ от 07 мая 2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в связи с искажением статистических данных установлены ранее. Так, по итогам внеплановой проверки, проведенной в ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края комиссией учредителя Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края (справка от 18 марта 2019г.) установлены факты нарушения п.5 приказа Министерства от 13.03.2019г. «Об исполнении бюджета 2019 года» и недостижения среднего целевого показателя по социальным работникам, по среднему медицинскому (обеспечивающему) персоналу, по категории врачи.

Работодателем 20.03.2019г. исх.№... направлены документы по перерасчету начисленной заработной платы за январь-февраль 2019г. работникам «указных категорий», 26.04.2019г. исх.254, исх.№... направлены ходатайства и дополнительная заявка на финансирование из краевого бюджета на выплату произведенного перерасчета для реализации мер по достижению целевого показателя средней заработной платы за 2018г. на сумму 2317024,00руб.

Согласно представленному в табличной форме перерасчету разница к доплате до средней указной общей суммы работникам категории «Средний медицинский персонал» на основании приказа №... от 20.03.2019г. за 2018г. составляет 1452482,83руб. Вместе с тем, по расчетным листам перерасчет заработной платы за 2018г. работникам не произведен и не начислен.

По результатам проверки в адрес директора ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края 20 мая 2019г. выдано предписание об устранении нарушения ч.2 ст.22, ст.130, ст.129, ст.132 ТК РФ – произвести начисление заработной платы работникам категории средний медицинский персонал на основании перерасчета о реализации мер по достижению целевого показателя средней заработной платы за 2018г. Представить в подтверждение расчетные листы работников.

Не согласившись с указанным предписанием, ГАУСО «ЧПНДИ» Забайкальского края обратилось в суд с требованиями о признании предписания, акта проверки незаконными, их отмене.

Решением Железнодорожного районного суда г.Читы от 30 октября 2019г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 января 2020г., кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 мая 2020г., в удовлетворении административного искового заявления Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края к Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о признании предписания, акта проверки незаконными, их отмене, отказано.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, нехватка финансирования на выплату доначисленных сумм заработной платы явилась следствием представления недостоверного статистического отчета по количеству работающих лиц.

В ходе рассмотрения дела представители административного истца Сафронова Е.А., Баданова С.В., указывая на незаконность предписания, поясняли об отсутствии задолженности предприятия перед работниками по заработной плате, отсутствии денежных средств для дополнительных выплат.

Согласно Приказу №... от 19.03.2019г. и.о. директора ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края «О перерасчете заработной платы», приказано произвести перерасчет начисленной заработной платы за период с января по декабрь 2018г. работникам «указных категорий», достичь прогнозного значения показателя среднемесячной начисленной заработной платы в размере 33591,8руб.

Согласно Приказу №... от 20.03.2019г. и.о. директора ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края «О перерасчете заработной платы», в связи с нарушением исполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» приказано произвести перерасчет начисленной заработной платы за период с января по декабрь 2018г. для достижения среднего уровня заработной платы по «указным» категориям работников.

На основании приказа №... от 20.03.2019г. в организации произведен перерасчет заработной платы с составлением единого документа перерасчета, в котором указан размер недоплаченной заработной платы по каждому работнику конкретно, общая сумма доплат по всем работникам «указной категории» составила 1452482,83руб.

На основании представленных документов, результатов проверки организации ее учредителем, Главным государственным инспектором труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Стародубцевой К.Н. составлен акт проверки и выдано предписание о начислении работникам заработной платы на основании перерасчета о реализации мер по достижению целевого показателя средней заработной платы за 2018г.

В ходе рассмотрения административного дела Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края проведена повторная проверка правильности начисления заработной платы в ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края, по результатам которой указано, что согласно вышеуказанным (представленным для проверки документам), среднемесячная начисленная заработная плата в учреждении в целом по категории «средний медицинский персонал» за 2018г. составила 27261руб. или 81,2% от установленного целевого значения показателей по сфере – 33591,80руб. Это свидетельствует о недостижении планового целевого значения показателя по данной категории работников учреждения на 18,8%.

Таким образом, проведенной в ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края повторной проверкой учреждения также установлено недостижение целевого показателя, и, следовательно нарушение прав работников на выплату им заработной платы в соответствии с показателями, установленными Указом Президента РФ №597.

На основании указанного, судом сделан вывод о том, что предписание о необходимости произвести доначисление заработной платы вынесено законно.

Также в решении суда от 30.10.2019г. указано, что представленный в материалы дела представителем административного истца приказ директора ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края №... от 23.07.2019г. о признании утратившими силу приказов №..., №... суд во внимание, как основание для признания выданного предписания незаконным, не принимает, поскольку на момент выдачи предписания действовал Приказ о доначислении работникам заработной платы. И, кроме того, из представленного в суд Приказа №... от 23.07.2019г. не представляется возможным определить основания утраты силы ранее вынесенных Приказов о доначислении заработной платы.

Представители административного истца ссылались на отсутствие финансирования на указанные цели. Вместе с тем, отсутствие денежных средств само по себе не может влечь освобождение от предусмотренной нормативными актами обязанности по начислению денежных средств для выплаты заработной платы.

Административный истец не лишен возможности обращения за выделением денежных средств либо изыскания иных источников для выплаты заработной платы для достижения её целевого показателя.

При этом в ходе рассмотрения административного дела установлено, что финансирование ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края осуществлено в полном объеме в пределах запрошенных денежных лимитов, и, соответственно, недофинансирование мероприятий по выплате заработной платы находится в границах зоны ответственности административного истца.

Главным государственным инспектором труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Стародубцевой К.Н. в ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края проведена проверка с 21.02.2020г. по 23.03.2020г.

Как следует из акта проверки, основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения работодателем выданного государственным инспектором труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

При проведении проверки установлен факт неисполнения ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края предписания от 20.05.2019г. №... (законность которого являлась предметом рассмотрения судом, и которое было признано вынесенным законно).

По результатам проверки 23 марта 2020г. было выдано новое предписание №..., аналогичное предписанию от 20.05.2019г. №..., по нарушениям, выявленным в акте проверки от 20 мая 2019г.

В предписании №... указано устранить нарушения ч.2 ст.22, ст.130, ст.129, ст.132 ТК РФ – произвести начисление заработной платы работникам ГАУСО «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края категории средний медицинский персонал на основании перерасчета о реализации мер по достижению целевого показателя средней заработной платы за 2018г. Представить в подтверждение расчетные листы работников. Срок исполнения предписания до 22.05.2020г.

Поскольку акт проверки от 20 мая 2019г. признан вынесенным законно, основанный на нем акт проверки от 23 марта 2020г. также законен, соответственно, оснований для признания основанного на них предписания №... незаконным и его отмены, не имеется.

При этом суд учитывает, что ранее установленные нарушения в оплате труда работников не устранены, каких-либо новых обстоятельств, по сравнению с ранее установленными судом обстоятельствами, не установлено. Ситуация сохранена в неизменном виде.

Ранее установленным обстоятельствам судом дана оценка с принятием правового решения.

В силу п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, вступившие в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренным настоящим Кодексом.

С учетом указанного, поскольку ранее обстоятельства нарушения прав работников по выплате заработной платы установлены, эти обстоятельства обязательны для суда, соответственно, вынесенное на этих обстоятельствах предписание об устранении выявленных нарушений, признанию незаконным не подлежит.

С учетом указанного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, в связи с чем в иске административному истцу должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

Р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Читинский психоневрологический дом-интернат» Забайкальского края к Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о признании предписания незаконным, его отмене, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

С у д ь я

Мотивированное решение суда изготовлено 03.07.2020г.