НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 15.12.2015 № 2А-4789/2015

Дело №2а-4789/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2015 года г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Тагильцева Р.В.,

при секретаре Мисюренко А.Е.,

с участием административного ответчика Пасичняка И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края к Пасичняку И.Р. о взыскании страховых взносов,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края (далее – УПФ РФ) обратилась в суд с административным иском к Пасичняку И.Р., в котором просит взыскать с административного ответчика в свою пользу страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., из которых: <данные изъяты> – страховые взносы на ОПС на страховую часть трудовой пенсии; <данные изъяты> – неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты>. – неустойка за неуплату страховых взносов на ОПС (ФФОМС).

В обоснование требований административный истец указывает, что Пасичняк И.Р. являлся плательщиком страховых взносов на основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны не позднее 31 декабря текущего года уплатить страховые взносы за исключением случаев прекращения деятельности физического лица до конца календарного года.

В соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона №212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию (далее – ОПС) определяется в следующем порядке: если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., то страховой взнос уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

В силу п. 1.2 ч. 1 ст. 14 Закона №212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 настоящего Закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 №83-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2014 установлен МРОТ в размере 5 554 руб.

Согласно ст. 12 Закона №212-ФЗ на 2014 год установлены следующие тарифы: в Пенсионный фонд Российской Федерации – 26%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

Таким образом, размер страховых взносов, определяемый исходя из стоимости страхового года ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>., из них: <данные изъяты>. – страховые взносы на ОПС в Пенсионный фонд, <данные изъяты> – страховые взносы на ОМС в ФФОМС.

Из выписки из ЕГРИП следует, что Пасичняк И.Р. с ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем, состоял на учете в Пенсионном фонде в качестве страхователя. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате за период с ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>., из них:

<данные изъяты>. – страховые взносы на ОПС на страховую часть трудовой пенсии;

<данные изъяты>. – неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>. – неустойка за неуплату страховых взносов на ОПС (ФФОМС).

Требованием от ДД.ММ.ГГГГ должнику было предложено добровольно уплатить вышеуказанную сумму задолженности до ДД.ММ.ГГГГ, чего сделано не было.

В судебное заседание представитель административного истца УПФ РФ не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Административный ответчик Пасичняк И.Р. в судебное заседание представил квитанции, свидетельствующие о погашении задолженности, в связи с чем возражал против удовлетворения требований. Кроме того, пояснил, что УПФ РФ неверно исчисляет сумму его дохода, поскольку из него (дохода) следует вычитать суммы налогов и других обязательных платежей.

Выслушав Пасичняка И.Р., изучив доводы административного иска, материалы административного дела, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ было сформировано требование со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, в котором Пасичняку И.Р. предлагалось оплатить задолженность по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ и пеню.

Поскольку указанное требование должником оставлено без удовлетворения, ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ обратилось в суд с настоящим иском, т.е. в предусмотренный законом срок, поэтому препятствий для его рассмотрения не имеется.

Как следует из материалов дела, Пасичняк И.Р. с ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем, состоял на учете в Пенсионном фонде в качестве страхователя, поэтому на основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» являлся плательщиком страховых взносов.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Закона №212-ФЗ размер страхового взноса по ОПС определяется в следующем порядке:

- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Таким образом, если доход превышает 300 000 руб., то уплата взносов производится в фиксированном размере: МРОТ х тариф х 12 месяцев и дополнительно 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб.

Согласно п. 1.2 ч. 1 ст. 14 Закона №212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

При этом на основании ч. 2 ст. 16 Закона №212-ФЗ взносы, исчисленные с дохода, превышающего 300 000 руб., уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В силу ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 №83-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2014 установлен МРОТ в размере 5 554 руб.

Статьей 12 Закона №212-ФЗ на 2014 год установлены следующие тарифы: в Пенсионный фонд Российской Федерации – 26%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

Таким образом, размер страховых взносов, определяемый исходя из стоимости страхового года за ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> коп., из них: <данные изъяты>. – страховые взносы на ОПС в Пенсионный фонд, 3 <данные изъяты>. – страховые взносы на ОМС в ФФОМС.

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате Пасичняком И.Р. за период с ДД.ММ.ГГГГ, составила ДД.ММ.ГГГГ., из них:

ДД.ММ.ГГГГ – страховые взносы на ОПС на страховую часть трудовой пенсии;

ДД.ММ.ГГГГ – неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты> – неустойка за неуплату страховых взносов на ОПС (ФФОМС).

Административный ответчик в судебном заседании пояснил, что УПФ РФ неверно исчисляет сумму его дохода, поскольку из него (дохода) следует вычитать суммы налогов и других обязательных платежей. Данный довод основан на неверном толковании закона.

Частью 8 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ установлено, что в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:

1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) для плательщиков страховых взносов, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее – ЕСХН), - в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации;

3) для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации;

4) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД), - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации;

5) для плательщиков страховых взносов, применяющих патентную систему налогообложения (далее – ПСН), - в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации;

6) для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.

При этом под величиной дохода плательщика следует понимать:

1) для ЕНВД – сумму вмененного дохода, рассчитанную с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода (статьи 346.27, 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации);

2) для ПСН - сумму потенциально возможного к получению дохода в течение срока действия патента (статьи 346.47, 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации);

3) для НДФЛ, ЕСХН, УСН – сумму полученного им дохода от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой (соответственно статьи 227, 346.5, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, плательщики, применяющие ЕНВД или ПСН, руководствуются соответственно размером вмененного или потенциально возможного к получению дохода, порядок определения которого установлен Налоговым кодексом Российской Федерации. Размер фактически полученного плательщиками дохода от осуществления предпринимательской деятельности значения не имеет.

Что касается таких режимов налогообложения как НДФЛ, ЕСХН и УСН, то исходя из положений статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации при определении дохода плательщиков, уплачивающих НДФЛ, следует учитывать сумму фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, а исходя из положений статей 346.5, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении дохода плательщиков, применяющих соответственно ЕСХН или УСН, следует принимать во внимание доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в ИФНС сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов ФНС России в территориальные органы ПФР принадлежит налоговым органам.

На основании полученных от территориальных органов ФНС России данных, территориальные органы ПФР формируют обязательства плательщиков по размеру фиксированного страхового взноса, который подлежит уплате в соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ не самостоятельно, а на основании полученных от территориальных органов ФНС России данных.

Таким образом, задолженность у страхователя Пасичняка И.Р. по уплате страховых взносов и пени УПФ РФ в размере <данные изъяты>. рассчитана верно. Между тем на момент рассмотрения дела указанная задолженность ответчиком погашена в полном объеме, что подтверждается квитанциями от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства является, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

По смыслу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации защите подлежит только нарушенное право.

С учетом вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении требований УПФ РФ в полном объеме.

Руководствуясь статьями 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.В. Тагильцев