НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 15.01.2021 № 2-323/2021

22RS0066-01-2020-005842-26

Дело № 2-323/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2021 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Этвеш К.Н.,

при секретаре Безменовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Баракова Ю.А. к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ООО «Алорто» о признании ничтожной сделки недействительной,

У С Т А Н О В И Л :

в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с иском к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ АРО ФСС РФ), ООО «Алорто» обратился Бараков Ю.А., который просил признать закупку с идентификационным кодом закупки: , а также государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Государственным учреждением - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Алорто», как сделку, недействительной в связи с ничтожностью.

В обоснование иска указывается, что ГУ АРО ФСС РФ в ДД.ММ.ГГГГ году была проведена закупка протезов нижних конечностей. Идентификационный код закупки: . Было составлено Извещение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении электронного аукциона. В соответствии с условиями Извещения ГУ АРО ФСС РФ на электронной площадке в сети Интернет ДД.ММ.ГГГГ был проведен электронный аукцион на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей.

По результатам электронного аукциона был заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Алорто» на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей.

В государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГг. ГУ АРО ФСС РФ является «Заказчиком», ООО «Алорто» - «Исполнителем», гражданин, которому выдано направление филиалом ФСС РФ на обеспечение техническими средствами реабилитации является «Получателем». Предмет контракта окончательно определен согласно Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ - протез голени модульного типа, в том числе при недоразвитии - 13 штук, протез бедра модульный - 8 штук.

Считает, что данная закупка, в том числе, государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, были заключены и исполнены с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, а также с нарушением положений Гражданского кодекса РФ.

Так, в Извещении о проведении электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ в пункте 5.2. «Описание объекта закупки» указано, что работы должны включать в себя обеспечение протезами нижних конечностей со следующими характеристиками.... Далее представлена таблица, в которой прописан объем выполняемых работ в штуках, а в графе «Наименование и характеристика работ» содержится только наименование протезов:

1. Протез голени модульного типа, в том числе при недоразвитии

2. Протез бедра модульный

Сама характеристика работ не приведена, т.е. не прописано из каких функциональных и технических элементов должны состоять протезы - это описание отсутствует. Под таблицей приведены общие фразы о том, что могут быть представлены различные модификации протезов «в рамках заявленных характеристик», но эти характеристики не заявлены.

Кроме этого, в этом же пункте 5.2. приведены ГОСТы, которым должен соответствовать протез бедра модульного типа (требовании Межгосударственных стандартов ГОСТ 180 10993-1-2011, ГОСТ 180 10993-5- 2011, ГОСТ 180 10993-10-2011). Однако отсутствует указание на стандарты, которым должен соответствовать протез голени модульного типа, в том числе при недоразвитии.

В п. 5.5. Извещения от ДД.ММ.ГГГГ срок выполнения работ указан «в течение 10 дней со дня получения направлений Заказчика, выдаваемых Заказчиком с даты вступления в сипу Государственного контракта (т.е. с ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ.».

Эти же нарушения (отсутствие функциональных, технических и качественных характеристик протезов; не указан стандарт, которому должен соответствовать протез голени, указаны только ГОСТы, которым должен соответствовать протез бедра модульного типа) содержатся также в Техническом задании (Приложение к Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ).

В государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ, в разделе 4. «Срок действия контракта», согласно пункту 4.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания (т.е. с ДД.ММ.ГГГГ) и действует по «29» декабря 2017 г.

Пунктом 4.2. предусмотрено, что Срок выполнения работ по настоящему Контракту - в течение 10 (десяти) дней со дня получения Исполнителем от Получателя направлений. Направления выдаются Заказчиком с даты вступления в силу настоящего контракта (т.е. с ДД.ММ.ГГГГ) по «ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пункту 5.1.1. Госконтракта Исполнитель обязан выполнить работы по настоящему Контракту и передать их результат непосредственно Получателю в срок, предусмотренный Технический заданием.

В Техническом задании (Приложение к Госконтракту) сроки выполнения работ указаны в течение 10 (десяти) дней со дня получения направлений Заказчика, выдаваемых Заказчиком с даты вступления в силу Государственного контракта (т.е. с ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, пункты 4.2., 5.1.1. Госконтракта и Техническое задание (Приложение к Госконтракту) содержат некорректные условия по срокам, что является невыполнимым условием - с даты вступления в силу Госконтракта - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В разделе 6 Госконтракта предусмотрен «Порядок приемки» результатов работ. Однако согласно «Акту выборочной проверки приема-передачи технических средств реабилитации, поставляемых ООО «Алорто» согласно Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ», данный Акт был составлен в результате проведенной выборочной проверки по адресу <адрес>, на соответствие выполнения работ по обеспечению гражданина Хлыстунова В.Ф. протезами обеих голеней модульного типа, поставляемых «Алорто», ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов.

Поскольку Госконтракт № был заключен ДД.ММ.ГГГГ, разделом 6 предусмотрен определенный порядок приемки выполненных работ, вызывает сомнение надлежащее исполнение данных условий Госконтракта в день его заключения, как это указано в «Акте выборочной проверки приема-передачи технических средств реабилитации» от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>

Кроме этого, в «Акте выборочной проверки приема-передачи технических средств реабилитации» от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> указано, что «комиссия установила выдачу протезов голени модульного типа 2 шт.».. . Далее по тексту: «Условия выполнения работы и фактические характеристики протеза предплечья косметического соответствуют техническому заданию, предусмотренному Государственным контрактом».

Заключение комиссии в «Акте выборочной проверки приема-передачи технических средств реабилитации» от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> о том, что выполненные работы соответствуют условиям Государственного контракта, оказаны в срок, с надлежащим качеством, не соответствует сведениям, указанным в этом Акте, а также вызывает сомнение надлежащее исполнение в целом данного Госконтракта, согласно указанным в нем положениям.

Кроме этого, неизвестно как проводилась приемка остальных изготовленных протезов.

Таким образом, в государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ содержатся ничтожные условия по его исполнению ответчиками. Кроме этого, ответчиками были изменены существенные условия Госконтракта при его исполнении, что не допускается законом. Указанные нарушения являются существенными и противоречат предусмотренному законодательному регулированию соответствующего вида обязательства.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции ФЗ, действовавшей в период проведения данной закупки с 10.08.2017 по 29.12.2017 г.), - описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Кроме того, в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки, если это возможно, должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как следует из положений ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с исполнителем в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: 1) приемку выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов выполнения работы (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта. Исполнитель в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей (ч. 2 ст. 94 Закона о контрактной системе).

Согласно общему положению ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Существенные условия контракта перечислены в ст. 34 ФЗ о контрактной системе, среди которых указано условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе).

О том, что был заключен данный Государственный контракт между ответчиками Бараков Ю.А. узнал из ответа ГУ АРО ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Бараков Ю.А. обратился в ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о выплате денежной компенсации за приобретенные за собственный счет протезы. На основании решений ГУ АРО ФСС РФ , от ДД.ММ.ГГГГ ему выплачена компенсация за приобретенный протез голени модульного типа в сумме 72 244 руб. 70 коп. и за протез бедра модульный - в сумме 76 181 руб. 99 коп. по результатам последней по времени осуществления закупки: Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении гражданского дела по иску Баракова Ю.А. решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Баракова Ю.А. с ГУ АРО ФСС РФ взыскана денежная компенсация за приобретенные средства реабилитации в сумме 832 781,64 рублей. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края отменено, по делу принято новое решение, согласно которому исковые требования Баракова Ю.А. к ГУ АРО ФСС РФ о взыскании компенсации на приобретение технического средства реабилитации оставлены без удовлетворения. При принятии данного решения апелляционная инстанция взяла за основу Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение оставлено без изменения. При рассмотрении гражданского дела соответствие Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ требованиям закона судами не исследовалось.

Таким образом, закупка по заключенному и исполненному Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, была взята за основу при принятии решения по гражданскому делу , а выплаченная Баракову Ю.А. ГУ АРО ФСС РФ компенсация в размере стоимости протезов по данному контракту была признана судами как законная.

Однако, исходя из условий заключения Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ и его исполнения, данная закупка, как сделка, является ничтожной, так как была проведена с нарушением требований закона. Данная закупка нарушает право Баракова Ю.А. на получение законной компенсации за приобретенные за собственный счет протезы и не может быть принята за основу выплаты компенсации, поэтому должна быть признана недействительной.

В судебное заседание истец Бараков Ю.А. надлежаще извещенный, не явился, направил в суд своего представителя Панчук И.С., которая настаивала на удовлетворении иска в полном объеме по вышеуказанным основаниям.

Представитель ответчика ООО «Алорто» Беляев А.А. возражал против удовлетворения исковых требований Баракова Ю.А., полагая их необоснованными.

Представитель ответчика ГУ АРО ФСС РФ, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются письменные возражения на иск.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд принял решение о рассмотрении дела при данной явке.

Выслушав участников процесс, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу п. 2 ст. 437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 166 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 166 ГК РФ, требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ГУ АРО ФСС РФ в 2017 году была проведена закупка протезов нижних конечностей. Идентификационный код закупки: Составлено Извещение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении электронного аукциона. В соответствии с условиями Извещения ГУ АРО ФСС РФ на электронной площадке в сети Интернет ДД.ММ.ГГГГ был проведен электронный аукцион на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей.

По результатам электронного аукциона заключен государственный контракт № Ф.2017.560124 от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Алорто» на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей.

В государственном контракте № Ф.2017.560124 от ДД.ММ.ГГГГг. ГУ АРО ФСС РФ является «Заказчиком», ООО «Алорто» - «Исполнителем», гражданин, которому выдано направление филиалом ФСС РФ на обеспечение техническими средствами реабилитации является «Получателем». Предмет контракта окончательно определен согласно Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в государственный контракт № Ф.2017.560124 от ДД.ММ.ГГГГ - протез голени модульного типа, в том числе при недоразвитии - 13 штук, протез бедра модульный - 8 штук.

Бараков Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы согласно справки <данные изъяты>, инвалидность установлена повторно ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно медико-технического заключения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Баракову Ю.А. рекомендовано:

1. Протез голени модульного типа ПНЗ-ОБ (левый) – облицовка протеза мягкая полиуретановая. Высокофункциональная стопа с косметической оболочкой с компактной системой с интегрированным насосом культиприемных гильз с повышенным вакуумным разряжением. Крепление протеза голени эластичным бандажом.

2. протез бедра модульный ПН6-ОБ (правый) – протез бедра модульный. Пробная культиприемная гильза двойная: несущая и культиприемная с установкой под сгибательную контрактуру бедра. Материал индивидуальной постоянной гильзы: литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол. В качестве вкладного элемента применяются чехлы полимерные гелиевые, крепление двухточечное системой KISS. Регулировочно-соединительные устройства соответствуют весу инвалида. Стопа со средней степенью энергосбережения. Коленный шарнир полицентрический с геометрическим замком с независимым гидравлическим регулированием фаз сгибания – разгибания, с замком, отключающимся при переходе на передний отдел стопы, с упругим подгибанием. Тип протеза: для повседневного использования.

Данные протезы были изготовлены для Баракова Ю.А. и оплачены им за свой счет, что подтверждается копиями платежных документов, не оспаривалось ответчиком.

Стоимость протезов: протез голени модульного типа ПНЗ-ОБ (левый) – 370586 рублей, протез бедра модульный ПН6-ОБ (правый) – 632674 рублей.

Истец ДД.ММ.ГГГГ обращался к ответчику с заявлением о выплате стоимости протезов в сумме 1003260 рублей.

На основании решения ГУ АРО ФСС России от ДД.ММ.ГГГГ ответчик выплатил компенсацию за приобретенный протез голени в сумме 72 244 руб. 70 коп.

На основании решения ГУ АРО ФСС России от ДД.ММ.ГГГГ ответчик выплатил компенсацию за приобретенный протез бедра в сумме 76 181 руб. 99 коп.

Бараков Ю.А. в исковом заявлении указывает, что в технической документации госзакупки отсутствуют функциональные, технические характеристики протезов. Кроме того, отсутствует указание на стандарты, которым должен соответствовать протез голени модульного типа, в том числе при недоразвитии. Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. содержит неккоректные условия по срокам, что является невыполнимым условием.

Указанные доводы истца суд полагает необоснованными.

В соответствии с пунктом 5.2. Извещения Заказчиком представлено Описание объекта закупки: «Протез нижней конечности - техническое средство реабилитации, заменяющее частично или полностью отсутствующую, или имеющую врожденные дефекты нижнюю конечность и служащее для восстановления косметического и (или) функционального дефекта.

В соответствии Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 22523-2007 «Протезы конечностей и ортезы наружные. Требования и методы испытаний» протез нижней конечности - это наружное устройство, состоящее из отдельного элемента или сборки элементов, используемое для замещения полностью или частично отсутствующего или неполноценного сегмента нижней конечности.

Работы по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей предусматривают индивидуальное изготовление, обучение пользованию и выдачу технического средства реабилитации.

Протез бедра модульного типа должен соответствовать требованиям Межгосударственных стандартов ГОСТ ISO 10993-1-2011, ГОСТ ISO 10993-5- 2011, ГОСТ ISO 10993-10-2011 «Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий».

Выполняемые работы по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей должны производиться с учетом анатомических дефектов нижних конечностей, индивидуально для каждого пациента, при этом в каждом конкретном случае необходимо максимально учитывать физическое состояние, индивидуальные особенности пациента, его психологический статус, профессиональную и частную жизнь, индивидуальный уровень двигательной активности.

Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей должно осуществляться при наличии регистрационных удостоверений или деклараций о соответствии изделий, выданных на имя Исполнителя.

Действующее законодательство в сфере закупок допускает при формировании Заказчиком описания объекта закупки указывать требования к объекту закупки, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупки. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона №44-ФЗ, закон регулируем отношения, направленные па обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ заказчик при описании в документации объекта закупки должен в описании указывать функциональные технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии е частью 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ. документация о закупке в соответствии е требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Но смыслу части 2 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ Заказчик устанавливает соответствующие требования к товару исходя из своей потребности с учетом специфики его деятельности. Заказчик вправе детализировать требования к товару, работе, услуге. При этом закон не содержит норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации такие требования к описанию объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

В силу ч. 2 ст. 437 ГК РФ. документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе, в части определения предмета контракта.

Кроме того, следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок дли государственных нужд.

Закон о контрактной системе нс обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.

Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы па приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Протезы нижних конечностей являются изделиями, изготавливаемыми по заказу пользователя (пациента) в соответствии с рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации и предназначенным исключительно для компенсации ограничений жизнедеятельности конкретного пользователя.

Кроме чего, согласно ГОСТ Р ИСО 29782-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Протезы и ортезы. Факторы, учитываемые при определении характеристик протезов для лиц с ампутацией нижней конечности» устанавливает, что при выборе компонентов, используемых в протезах, необходимо учитывать уровень ампутации, культю и общие физические характеристики, общее клиническое состояние, функциональные возможности, мотивацию и потребности, предполагаемую деятельность, социальные и экономические условия.

Таким образом, при формировании Описания объекта Заказчиком закупки протезов, в том числе протезов нижних конечностей не представляется возможным установить точное описание выполняемых работ, поскольку потребность в закупаемых изделиях формируется на основании заявлений подаваемых инвалидами в соответствии с рекомендациями индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида, в которых в свою очередь содержатся лишь вид рекомендуемого изделия (например, протез голени модульный, в том числе при недоразвитии) в соответствии с Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р».

Исходя из того, что протезы нижних конечностей являются изделиями с индивидуальными параметрами изготовления, Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона на закупку одновременно большого объема работ по изготовлению протезов не представляется возможным указал и точные характеристики выполняемых работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей. При этом в «Описании закупки» указано, что выполняемые работы по обеспечению протезами нижних конечностей должны производиться с учетом анатомических дефектов нижних конечностей, индивидуально для каждого пациента, при этом в каждом конкретном случае необходимо максимально учитывать физическое состояние, индивидуальные особенности пациента, его психологический статуе, индивидуальный уровень двигательной активности.

Учитывая данные обстоятельства и принимая во внимание отсутствие законодательной обязанности проведения индивидуальных закупок для каждого заявителя, по общему правилу, детализация требований к товару, работе, услуги не производится, объект закупки определяется исходя из обобщенных характеристик, требований ГОСТ.

Таким образом, детализация требований к приобретаемому товару, работе, услуге является правом, а не обязанностью Заказчика, в связи с чем доводы Баракова Ю.А. о том, что а документации должны быть обозначены все качественные и количественные характеристики товара, работ иди услуг, основаны на неверном толковании правовых норм и судом во внимание не принимаются.

В части 2 Документации об электронном аукционе, размещенной ДД.ММ.ГГГГ в Единой информационной системе, в проекте Государственного контракта установлены сроки действия контракта.

Согласно пункту 4.1. проекта Государственного контракта, он вступает в силу с момента его подписания и действует но «29» декабря 2017 г.

При этом согласно пункту 4.2 проекта Государственного контракта, срок выполнения работ - в течение 10 (десяти) дней со дня получения Исполнителем от Получателя направлений. Направления выдаются Заказчиком с даты вступления в силу контракта по ДД.ММ.ГГГГ. В случае приема направлений после указанного срока Исполнитель принимает па себя обязательство по выполнению работ по обеспечению Получателей техническими средствами реабилитации в течение 10 (десяти) дней, по не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Сроки действия Государственного контракта установлены Заказчиком при формировании проектной документации к электронному аукциону с учетом требований бюджетного законодательства Российской Федерации об исполнении финансовых обязательств в текущем финансовом году.

Таким образом, Контрактом допускается выдача направлении на изготовление протезов после даты, указанной в пункте 4.2 Контракта, указаний о прекращении обязательств после наступления каких - либо событий или истечения срока действия контракта текст документа не содержит.

Соглашаясь на данные условия Исполнитель принял на себя все возможные риски, связанные с его исполнением, а также еще при принятии решения об участии в закупке имел возможность просчитать свои возможности по его исполнению. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с условиями данного государственного контракта требовалось изготовить протезно-ортопедические изделия в соответствии с требованиями ГОСТ, заранее известными любому участнику закупки, осуществляющему свою деятельность в данной сфере, стандартной комплектации с учетом индивидуальных анатомических дефектов конкретного Получателя, что не требовало значительных временных затрат.

Более того, согласно акту об исполнении контракта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанный контракт исполнен сторонами в полном объеме, что свидетельствует о том, что закупленные Заказчиком работы выполнены, протезы изготовлены и вручены получателям. По указанному контракту с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ изготовлен и вручен получателям 21 протез. Каких-либо жалоб и претензий со стороны получателей протезов не поступало. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что условия контракта и порядок его исполнения позволили сторонам не только исполнить его в полном объеме, в срок, предусмотренный контрактом, но и увеличить объем закупленных работ, обеспечив, тем самым, еще одного нуждающегося гражданина протезно-ортопедическим изделием, что свидетельствует о необоснованности доводов Баракова Ю.А.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Баракова Ю.А.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска Баракова Ю.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.Н. Этвеш