№ 2-389/20
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2020 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Бирюковой М.М.,
при секретаре Безменовой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мининой А.В. к администрации Губернатора и Правительства Алтайского края, Министерству социальной защиты населения Алтайского края о признании незаконным решения Комиссии, возложению обязанности по включению периодов работы в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, обзяании назначить пенсию за выслугу лет,
у с т а н о в и л:
Минина А.В. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с иском к Правительству Алтайского края, Департаменту по вопросам государственной службы и кадров о включении в стаж работы периода трудовой деятельности для назначения пенсии по выслуге лет.
В обоснование иска Минина А.В. указывает на то, что с ДД.ММ.ГГГГ освобождена от замещавшейся должности начальника отдела учета финансовых средств и контроля за их расходованием управления социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району по инициативе служащего. На момент увольнения с государственной службы стаж работы необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, согласно справке о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются для назначения пенсии за выслугу лет, составлял 17 лет 4 месяца 3 дня, при необходимом стаже 16 лет 6 месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ истец через Министерство социальной защиты Алтайского края обратилась по вопросу назначения пенсии за выслугу лет. Периоды работы в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии отдела по образованию администрации города Заринска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не были включены (ранее указанные периоды включены в стаж государственной службы – письмо Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№).
Истец считает, что указанный период подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет в связи с тем, что под ее руководством централизованная бухгалтерия исполняла функции главного распорядителя средств городского бюджета в отношении всех образовательных учреждений города, составляла сводную финансовую отчетность, проводила внутренний финансовый аудит. Этот вид деятельности является компетенцией органов местного самоуправления, выполняется муниципальными служащими.
С учетом неоднократного уточнения иска Минина А.В. просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения Департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам государственной службы и кадров об отказе в назначении Мининой А.В. пенсии по выслуге лет; обязать Комиссию включить в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периода работы Мининой А.В. в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии отдела по образованию администрации г. Заринска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Министерство социальной защиты Алтайского края назначить Мининой А.В. пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца Мининой А.В. Дробышева В.А. на иске настаивала и пояснила, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии отдела по образованию администрации г. Заринска. Администрация г. Заринска и входящий в нее в качестве структурного подразделения отдел по образованию относятся к органам местного самоуправления, муниципальному органу, в связи с чем, должность истца соответствует должности специалиста в органах местного самоуправления. Кроме этого сторона истца также указывала на то, что отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, засчитываются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет. Истец для решения вопроса о назначении пенсии по выслуге лет обратилась с заявлением установленной формы через Министерство социальной защиты Алтайского каря и полагала, что все период стажа, указанные работодателем в справке, будут зачтены, поскольку ранее указанные периоды были зачтены для выплаты надбавок, оплаты отпусков.
Представитель ответчика Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края Бован О.Л. возражала против удовлетворения иска, указав на то, что истец в установленном законом порядке с заявлением о включении спорного периода в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет не обращалась; доказательства того, что истец осуществляла в указанный период свою трудовую деятельность в органах местного самоуправления не предоставляла. Кроме этого представитель считает, что отсутствуют доказательства, по которым возможно отнести должность и трудовую функцию истца к должностям органов местного самоуправления. Также считает, что пропущен срок для обращения в суд; заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты Алтайского края Васильева А.С. возражала против иска, указав, что по заявлению истца сформировали пакет документов и направили для экспертизы в Управление по труду и занятости населения Алтайского края. В случае, если периоды будут включены судом, решение о назначении пенсии ответчиком будет исполнено.
Представитель третьего лица Управления по труду и занятости населения Алтайского края Пожидаева Э.Г. возражала против иска, указав, что безусловно спорный период работы истца в указанной должности не может быть включен в стаж, дающий истцу право на назначение пенсии по выслуге лет. Истец не предоставила доказательств, что указанный стаж подлежит зачету, как государственная служба.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, Минина А.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду письменные доказательства, оценив фактические данные в совокупности, суд приходит к следующему.
Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что государственный гражданский служащий имеет право на государственной пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. При этом государственный гражданские служащие субъектов РФ, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
Аналогичная норма содержится в ст. 17 закона Алтайского края от 28 октября 2005 года № 78-ЗС «О государственной гражданкой службе Алтайского края».
В силу ч. 1 ст. 17 указанного закона Алтайского края необходимая для назначения пенсии за выслугу лет продолжительность стажа гражданской службы определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 199-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и в 2019 году составлял 16 лет 6 месяцев.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств и вправе определять, периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей государственной гражданской службе, помимо предусмотренной непосредственно федеральным законодательством, подлежат зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя в том числе из своих финансовых возможностей (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 332-О).
Установлено, что истец Минина А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости, назначенной с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец освобождена от замещаемой должности начальника отдела учета финансовых средств и контроля за их расходованием управления социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району по собственной инициативе.
Согласно представлению Министерства социальной защиты Алтайского края стаж работы истца составил 17 лет 04 месяца 03 дня.
Управлением по труду и занятости населения Алтайского края в заключении исключен из стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет период работы истца в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии отдела по образованию администрации города Заринска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанное заключение направлено в комиссию по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе Мининой А.В. в назначении пенсии за выслугу лет.
Ответом Департамента по вопросам государственной службы и кадров Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края основания к отказу в назначении истцу пенсии за выслугу лет доведены до сведения Мининой А.В.
Суд считает, что решение об отказе во включении спорного периода работы в стаж государственной гражданской службы и отказе в назначении пенсии по выслуге лет является правомерным, основанным на нормах законодательства.
Из позиции истца следует, что, поскольку в стаж государственной гражданской службы был включен период замещения должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии отдела по образованию администрации г. Заринска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и она получала положенные ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет и поощрения за безупречную государственную службу, соответственно указанный стаж должен был быть включен и для назначения пенсии по выслуге лет. Данное суждение истца основано на ошибочном толковании норм права.
Постановлением Администрации Алтайского края от 26.11.2015 № 478 принято Положение о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии (далее Положение).
Согласно пункту 12 Положения в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях, установленных перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».
В соответствии с пунктом 20 Порядка, гражданские служащие, замещавшие должности в управлениях социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам, заявление о назначении пенсии за выслугу лет подают в Минсоцзащиту Алтайского края.
Согласно пункту 25 Порядка государственный орган Алтайского края в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении пенсии за выслугу лет (за исключением случаев направления кадровой службой государственного органа Алтайского края запросов, предусмотренных пунктом 24 настоящего Положения) с приложением документов, указанных в пункте 21 настоящего Положения, оформляет представление о назначении пенсии за выслугу лет и направляет его в управление Алтайского края по труду и занятости населения (далее по тексту Управление).
На основании пункта 27 Положения Управление в течение 5 рабочих дней со дня поступления представления государственного органа Алтайского края о назначении пенсии за выслугу лет с приложением документов, указанных в пункте 26 настоящего Положения, готовит заключение о правильности включения в стаж гражданской службы соответствующих периодов службы (работы) и направляет эти документы в комиссию по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения (далее - комиссия).
Комиссия на ежеквартальном (очередном) заседании рассматривает представления о назначении пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии, доплаты к пенсии, заключение о правильности включения в стаж гражданской службы соответствующих периодов службы (работы), другие приложенные документы заявителя; выносит решение о назначении пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии, доплаты к пенсии либо отказе в назначении соответствующей выплаты (п. 28 Положения).
В случае отказа в назначении пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии, доплаты к пенсии о принятом решении секретарь комиссии сообщает в государственный орган Алтайского края, а также заявителю в письменной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения. При этом предоставленные документы передаются в государственный орган Алтайского края.
На заседании комиссии по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ отказано Мининой А.В. в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием необходимого стажа, а именно не включен период работы должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии отдела по образованию администрации города Заринска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Из представленных документов следует, что указанный период был включён в порядке исключения в стаж государственной гражданской службы Мининой А.В., как иной период работы, опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности федерального государственной службы, согласно приказу Территориального Управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора № 168 л/с от 11 декабря 2006 года, в целях установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, определения продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.
С учетом этого, при разрешении вопроса о назначении пенсии за выслугу лет, ответчик пришел к обоснованному выводу о том, что согласно пункту 3 Порядка принятия решений о включении в стаж государственной гражданской службы государственных гражданский служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Алтайского края, периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 12.05.2017 № 159, включенные (засчитанные) в соответствии с настоящим Порядком периоды замещения отдельных должностей, не включаются в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
В данном случае необходимо руководствоваться пунктом 12 Положения, согласно которому в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях, установленных перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».
Названным Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 не предусмотрено включение в специальный стаж государственной гражданской службы периода работы в организации. Отдел по образованию г. Заринска являлся на период с 1992-1997 годы бюджетной организацией.
Согласно пункту 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141, отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, засчитываются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в порядке, определяемом Правительством РФ. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Как следует из п. 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.12.2011 N 1648н, решение о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, принимается Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с Министерством финансов РФ по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих выполняемые трудовые (служебные) обязанности.
На основании пункта 3 вышеуказанного Порядка включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа оформляется не позднее двухмесячного срока со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
Таким образом, возможность включения в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, во-первых, предусмотрена только в отношении федеральных государственных гражданских служащих, во-вторых, решение принимается на основании представления руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором служащий проходил государственную гражданскую службу; в-третьих, заявление федерального государственного гражданского служащего о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
Анализируя приведенные выше нормативные правовые акты, суд считает, что сама по себе работа в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии отдела по образованию администрации города Заринска государственной либо муниципальной службой не является, для установления данного обстоятельства необходимо принятие решение уполномоченным органом по заявлению гражданина о включении таких периодов работы в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, однако истец ни одно из указанных выше условий при обращении в комиссию с заявлением о включении в ее стаж службы периода работы в данной должности не выполнила, соответственно и оснований для включения указанного периода работы в стаж государственной службы у ответчика и комиссии не имелось.
Что касается доводов стороны истца о том, что спорный период является стажем муниципальной службы, а Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (подп. «к» п. 14) стаж муниципальной службы подлежит включению в специальный стаж, а потому и ответчик должен был включить данный стаж для назначения пенсии за выслугу лет, то они также являются ошибочными.
Действительно, согласно ст. 29 Закона РСФСР от 06 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении» органом местного самоуправления в районе, городе, районе в городе, поселке, сельсовете является местная администрация. Органы и структурные подразделения местной администрации по всем вопросам своей деятельности подчиняются главе местной администрации. В области образования городская администрация осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями народного образования и т.д. (ст. 32 указанного закона «О местном самоуправлении в РСФСР»).
Согласно Положению об отделе администрации г. Заринска по образованию, утвержденному Главой администрации г. Заринска в ДД.ММ.ГГГГ, отдел является бюджетной организацией, указания на то, что в период с 1992 года по 1997 год отдел являлся муниципальном органом в представленных истцом документах не имеется. Положений о централизованной бухгалтерии в материалах дела не имеется.
Должностной инструкцией истца на 1992 год предусмотрено, что в обязанности главного бухгалтера включена организация работы по ведению бухгалтерского учета в образовательных учреждениях, подведомственных отделу по образованию. При этом каких-либо полномочий по организации бухгалтерской работы непосредственно самого отдела по образованию как структурного подразделения администрации г. Заринска у Мининой А.В. не имелось. Не все должность в структурных подразделениях органов местного самоуправления относятся к должностям муниципальной службы. Должность, которая замещалась Мининой А.В. в спорном периоде, не включена в Реестр должностей муниципальной службы.
Решения о включении указанного периода в стаж муниципальной службы Мининой А.В. уполномоченным органом не принималось.
При этом действующими правовыми актами Правительства Алтайского края и муниципальными правовыми актами города Заринска не предусмотрен порядок включения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Таким образом, основания для зачета Мининой А.В. периода работы в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии отдела по образованию администрации г. Заринска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для назначения пенсии за выслугу лет отсутствуют.
Таким образом, стаж государственной гражданской службы истца составил менее требуемых 16 лет 6 месяцев, а поэтому у Мининой А.В. не возникло право на назначение пенсии за выслугу лет.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Довод ответчика о том, что данное дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Из существа заявленных требований усматривается, что они носят материальный характер, так как связаны с правом на назначение пенсии как государственного служащего.
Само по себе требование о признании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, не свидетельствует о необходимости рассмотрения дела в порядке КАС РФ, поскольку требования в их совокупности и взаимной связи сводятся к оспариванию отказа в предоставлении права на получение пенсии за выслугу лет.
Суть требований сводится к защите и восстановлению прав истца на пенсионное обеспечение в полном объеме; их рассмотрение и разрешение, вопреки доводам ответчика, не сводится к установлению обстоятельств, поименованных в частях 9 и 11 ст. 226 КАС РФ, предполагает исследование вопросов материально-правового характера, что в порядке названного процессуального закона не допускается.
В разъяснениях, данных в абз. 1 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ" указано, что не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Также суд считает несостоятельной ссылку ответчика на то, что истцом пропущен предусмотренный ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд, поскольку данный спор вытекает не из трудовых правоотношений, с ответчиком, отказавшему в зачете стажа для назначения пенсии за выслугу лет, Минина А.В. в трудовых отношениях не состояла.
Довод ответчика о нарушении истцом срока, предусмотренного п. 20 Положения об обращении с заявлением о назначении пенсии перед увольнением (истец уволена ДД.ММ.ГГГГ, обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ), судом расценивается как неправильное толкование нормы, поскольку право на пенсионное обеспечение возникает у гражданина и он вправе его реализовать как до так и после увольнения, при этом федеральное законодательство со сроком подачи заявления о назначении пенсии связывает лишь момент, с которого пенсия должна быть назначена.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Мининой А.В. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем принесения апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Барнаула.
Судья М.М. Бирюкова