НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зейского районного суда (Амурская область) от 22.09.2010 № 2-1090/10

Дело Номер обезличен г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области Дата обезличена

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Прокопович Н.Ф.,

при секретаре Ш.,

с участием представителя ответчика - ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании расходов, связанных с выездом из района, приравненного к Крайнему Северу,

УСТАНОВИЛ:

Истец П., являясь неработающим пенсионером по старости и проживающим в <адрес> - в районе, приравненном к Крайнему Северу, Дата обезличена выехал вместе с супругой П. на новое место жительства в <адрес>. В связи с этим истец обратился в Зейский районный суд с исковыми требованиями к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области о взыскании расходов, связанных с переездом на новое место жительства в сумме 22047 руб. 27 коп.

Определением суда от Дата обезличена по ходатайству истца в качестве соответчика по делу было привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области.

В судебное заседание истец не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.

Представитель ответчика – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе с исковыми требованиями не согласен. Суду пояснил, что в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 19 декабря 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» за счет средств консолидированного бюджета РФ компенсируются расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам бюджетных учреждений, организаций, проработавшим в указанных районах и местностях не менее 3-х лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в этих местностях. Источниками финансирования данного вида компенсации являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Пенсионный фонд РФ – для лиц, получающих государственные пенсии, Фонд социального страхования РФ – для лиц, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и имеющих право на выплаты, связанные с санаторно-курортным лечением, Государственный фонд занятости населения РФ – для лиц, имеющих право на гарантии в области занятости, - в соответствии с положениями об указанных фондах. В соответствии с п. 2 Положения о Пенсионном Фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1, ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд РФ является распорядителем средств бюджета РФ только в пределах, субвенций, предусмотренных Государственной Думой РФ в законе о бюджете ПФР на очередной финансовый год, строго на цели определенные этим законом. Пенсионный фонд РФ не несет ответственности по обязательствам бюджета Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ может нести ответственность по обязательствам бюджета РФ только в пределах целевых средств, предусмотренных Федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год. Порядок расходования средств внебюджетных фондов определен ст. 147 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами. При этом согласно ст. 32 Бюджетного кодекса РФ все расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджете соответствующего фонда в обязательном порядке и в полном объеме. Федеральными законами о бюджете Пенсионного фонда РФ за 1996-2007 года средства на компенсацию расходов по переезду к новому месту жительства не предусматривались, поэтому возложение на Пенсионный фонд РФ финансирования расходов, связанных с переездом к новому месту жительства, является неправомерным. Федеральными законами о бюджете ПФР расходование средств на оплату переезда пенсионеров к новому месту жительства в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 не было предусмотрено. Указанный Закон не связывает предоставление компенсации пенсионерам по переезду к новому месту жительства с условием назначения пенсии по старости и по инвалидности. Эта льгота предоставляется пенсионерам по старости и по инвалидности в связи с особыми условиями труда и проживаем в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом согласно ст. 32 Бюджетного кодекса РФ все расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджете соответствующего фонда в обязательном порядке и в полном объеме. Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 182-ФЗ «О бюджете ПФР на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» расходы на оплату стоимости переезда неработающим пенсионерам по старости и инвалидности не предусмотрены. Таким образом, поскольку из федерального бюджета Российской Федерации в бюджет Пенсионного фонда РФ денежные средства на реализацию положений статьи 4Федерального закона № 4520-1 не поступали, то источником финансирования является федеральный бюджет РФ. Данная гарантия по выплате компенсаций по своей правовой природе является льготной, носящей компенсационный характер, право на ее предоставление непосредственно из положений Конституции не вытекает. Порядок, размер и условия предоставления компенсации федеральный законодатель возложил на Правительство РФ, однако с момента принятия названного закона данный порядок Правительством РФ не был утвержден. Учитывая, что Правительство РФ не приняло Правила компенсации расходов на оплату стоимости переезда пенсионерам к новому месту жительства и не определяло Порядок финансирования соответствующих компенсаций за счет средств Пенсионного фонда РФ, возложение на Пенсионный фонд РФ финансирования данных расходов противоречит законодательству Российской Федерации. В связи с изложенным просит в удовлетворении исковых требований к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области отказать.

Представитель соответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 3 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 572 от 11 августа 1992 г. «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции постановления Правительства РФ № 840 от 2 ноября 1992 г.) утвержден Порядок выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с которым, гражданам, в том числе пенсионерам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи. Указанный Порядок является действующим и подлежащим применению, в связи с чем, истец, являясь неработающим пенсионером и получающим трудовую пенсию по старости, имеет право на компенсацию расходов, связанных с выездом из района, приравненного к Крайнему Северу.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации, установленные данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного Фонда Российской Федерации и федерального бюджета, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 19.02.1993 г. № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с момента введения указанного Закона, действующие законодательные акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей этому Закону. Данным Законом предусмотрено, что предоставление гарантий и компенсаций, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного Фонда Российской Федерации и федерального бюджета, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно ст. 72 Конституции РФ, решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установленные льготы, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26.1 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации. Статьей 26.3 указанного Федерального Закона предусмотрено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Поскольку установленное постановлением Правительства РФ от 11.08.1992 г. № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право граждан, в том числе пенсионеров, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на компенсацию расходов, связанных с выездом из указанных мест является государственной гарантией, следовательно, финансирование реализации данных федеральных обязательств должно осуществляться из федерального бюджета.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о необходимости возложения гражданской ответственности по взысканию компенсации понесенных истцом П. затрат по оплате переезда к новому месту жительства на Министерство финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

При определении суммы компенсации понесенных истцом затрат по переезду, судом исследованы представленные истцом доказательства.

Так, истцом представлены документы – чеки, квитанции, подтверждающие понесенные расходы, состоящие из оплаты перевозки домашних вещей автомобильным транспортом от места жительства истца: <адрес> до ст. Тыгда-Товарная в сумме 4500 руб., железнодорожным транспортом от ст. Тыгда до <адрес> в сумме 6796 руб. 47 коп. (5246 руб. 28 коп. + 1550 руб. 19 коп.) и расходы по проезду истца и его супруги железнодорожным транспортом сообщением: ст. Тыгда - <адрес> в сумме 8190 руб. 80 коп. Согласно представленной товарно-транспортной накладной от Дата обезличена истцом был отправлен груз массой 1000 кг.

Кроме того, в расчет затрат по проезду и провозу багажа к новому месту жительства истцом включены расходы, связанные со страхованием багажа при провозе его железнодорожным транспортом, в сумме 2560 руб.

Суд считает, что исковые требования П. подлежат частичному удовлетворению и взыскивает с ответчика - Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации компенсацию расходов, связанных с выездом из района, приравненного к Крайнему Северу, состоящих из оплаты перевозки домашних вещей автомобильным и железнодорожным транспортом и проезда истца и его супруги железнодорожным транспортом в сумме 19487 руб. 27 коп., в части взыскания расходов, связанных со страхованием багажа в сумме 2560 руб. суд отказывает в удовлетворении требований, поскольку возмещение данных расходов не предусмотрено Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Согласно подпункта 5 пункта 2 и подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины:

истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации…;

государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков…, в связи с чем судебные расходы не подлежат возмещению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования П. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу П. компенсацию расходов, связанных с выездом из района, приравненного к Крайнему Северу, в размере 19487 руб. 27 коп. (девятнадцать тысяч четыреста восемьдесят семь руб. 27 коп.).

В остальной части иска отказать.

В удовлетворении исковых требований П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области о взыскании расходов, связанных с выездом из района, приравненного к Крайнему Северу, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение десяти дней со дня его провозглашения.

Председательствующий