НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зейского районного суда (Амурская область) от 12.01.2021 № 12-191/20

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Зея 12 января 2021 года

Судья Зейского районного суда Амурской области Охотская Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 17 ноября 2020 года № 949,

установил:

Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 17 ноября 2020 года № 949 ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - ПАО «ФСК ЕЭС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в суд с жалобой, в которой поставлен вопрос об его отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, в обоснование указав, что договор аренды лесного участка от 22 декабря 2016 года № 314, заключенный на срок до 17 января 2020 года, в силу положений ст. 621 ГК РФ, ст. 72 ЛК РФ продлен на неопределенный срок, так как возражений со стороны арендодателя не поступало, общество продолжило использование лесного участка, внося ежемесячные арендные платежи, которые принимались арендодателем без возражений, в связи с реализацией государственной политики в электроэнергетике общество заинтересовано в продолжении арендных отношений, так как работы на арендуемом лесном участке в связи с банкротством подрядчика не завершены, поэтому направило в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области письмо от 17 апреля 2020 года о продлении срока действия договора, ответ об отказе в продлении срока действия договора на которое дан 11 сентября 2020 года, 24 августа 2020 года и от 29 сентября 2020 года обратилось в министерство с заявлениями о предоставлении лесного участка в аренду на новый срок, 4 декабря 2020 года между указанным министерством и обществом заключен договор аренды того же лесного участка, который был предоставлен по договору от 22 декабря 2016 года, в связи с чем считает, что срок исполнения обязательств по рекультивации лесных земель не наступил; кроме того, считает, что в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении обществу вменяется совершение разных противоправных деяний, а также, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, не доказана, поскольку доказательства, подтверждающие обследование должностными лицами административного органа лесного участка, нарушение обществом правил санитарной безопасности в лесах, загрязнение им лесов и иное негативное воздействие на леса, отсутствуют, указывает, что ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель установлена ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, однако возбуждение дела о таком правонарушении в компетенцию указанного министерства не входит, в связи с чем переквалификация действий общества невозможна, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание законный представитель, защитник ПАО «ФСК ЕЭС» не явились, юридическое лицо надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. С учетом положений ст.ст. 25.1, 30.6 КоАП РФ судья считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Сучков А.Г., представитель министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещены.

Изучив представленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

Согласно ст. 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом РФ, Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами (ч.1). При использовании лесов должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (ч.2). Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом РФ и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ №Об охране окружающей среды» (ч.3).

В соответствии со ст. 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в частности для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты) (пп.4 п.1). Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации (ч.6).

В соответствии с п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года №800, рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений; деградация земель - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлены принципы охраны окружающей среды, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 34 Закона об охране окружающей среды такие виды хозяйственной деятельности, как размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, и тому подобные, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (п.1).

Указанная деятельность должна включать в себя мероприятия по охране окружающей среды, по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п.2).

Согласно п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года №800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.

Согласно п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, действующих на момент рассматриваемых правоотношений, при использовании лесов не допускается, в том числе невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Таким образом, невыполнение предусмотренной законодательством Российской Федерации рекультивации лесных земель свидетельствует о негативном воздействии на леса – с одной стороны, и указывает на наличие в таком случае объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ – с другой.

Как следует из обжалуемого постановления, 22 декабря 2016 года между министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и ПАО «ФСК ЕЭС» заключен договор аренды лесного участка № 314 для выполнения работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов на срок с 22 декабря 2016 года по 17 января 2020 года. В соответствии с пп. «у» п. 11 договора ПАО «ФСК ЕЭС» по истечении срока действия договора обязано освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка и выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов. 10 августа 2020 года установлено, что ПАО «ФСК ЕЭС» рекультивация лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка от 22 декабря 2016 года № 314 не выполнена.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 30 сентября 2020 года ПАО «ФСК ЕЭС» по состоянию на 10 августа 2020 года не приняло должных мер по сдаче лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка от 22 декабря 2016 года № 314.

Согласно ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В соответствии с п. 11 договора аренды лесного участка от 22 декабря 2016 года № 314 по истечении срока действия договора ПАО «ФСК ЕЭС» обязано: освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка и выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов (пп. «у»), передать арендодателю лесной участок по акту приема-передачи лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия договора (пп. «с»).

Таким образом, прекращение договора аренды возврат (принятие мер по возврату) лесного участка арендодателю возлагает на арендатора обязанность предварительно выполнить работы по сносу объектов, созданных для освоения лесного участка, его рекультивации и приведению в состояние, пригодное для использования этого участка по целевому назначению.

Изложенное указывает на то, что в обжалуемом постановлении должностное лицо министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, не выходя за пределы вмененного в протоколе об административном правонарушении противоправного деяния, сократило его объем, вменив невыполнение одного из действий, которые обязан выполнить арендатор при возврате арендодателю лесного участка и которые вменены в указанном протоколе, что не свидетельствует о вменении разных противоправных деяний в протоколе и обжалуемом постановлении и о нарушении права юридического лица на защиту.

Как следует из материалов дела, 22 декабря 2016 года между министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (арендодателем) и ПАО «ФСК ЕЭС» (арендатором) заключен договор аренды лесного участка № 314, по которому арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности и расположенный по адресу: Амурская область, Зейский район, ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» в квартале 1756 (часть выдела 1) Бомнакского участкового лесничества с кадастровым номером 28:13:000000:66 (учетный номер части 42) для выполнения работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (подъездной автомобильной дороги к ПС 220 кВ А по титулу «Две ВЛ 220 кВ Призейская – Эльгауголь с ПС 220 кВ Эльгауголь, с ПС 220 кВ А, ПС 220 кВ Б, расширением ОРУ 220 кВ ПС 220кВ Призейская») на срок с 22 декабря 2016 года по 17 января 2020 года, и которым, в числе прочих, предусмотрена обязанность арендатора по истечении срока действия договора освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка и выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов (пп. «у» п. 11).

10 августа 2020 года сотрудником ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» установлено, что лесной участок, предоставленный по договору аренды от 22 декабря 2016 года № 314, ПАО «ФСК ЕЭС» в период с 18 января 2020 года по 10 августа 2020 года не передан министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области по акту приема-передачи, что указывает на невыполнение работ по его рекультивации.

Факт использования указанного лесного участка, осуществления на нем хозяйственной деятельности (строительства автомобильной дороги) и невыполнение его рекультивации ПАО «ФСК ЕЭС» не оспаривается.

Отсутствие доказательств, подтверждающих обследование должностными лицами административного органа лесного участка, взятие проб воды, почвы, воздуха и их лабораторное исследование, на что ссылается юридическое лицо, не свидетельствует о том, что в результате невыполнения рекультивации лесного участка обществом не нарушены правила санитарной безопасности в лесах, не осуществлено негативное воздействие на леса, поскольку, как указано выше, действующим законодательством установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, что означает возникновение указанных последствий самим фактом осуществления хозяйственной деятельности.

Доводы жалобы о правомерности использования лесного участка ввиду возобновления договора аренды лесного участка от 22 декабря 2016 года № 314 на неопределенный срок во внимание не принимаются.

В соответствии со ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (п. 13 ст. 25 ЛК РФ). Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов заключается на срок до сорока девяти лет.

В силу ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором (п.1). Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному (п.3).

Согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст.610).

В соответствии со ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.

Таким образом, для договора аренды лесного участка, используемого для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, установлен предельный срок действия - 49 лет, в случае заключения такого договора на меньший срок после истечения его срока он может считаться возобновленным при условии продолжения его использования арендатором при отсутствии возражений со стороны арендодателя; по истечении предельного срока договор прекращается.

Как следует из письма ПАО «ФСК ЕЭС» от 17 апреля 2020 года, ПАО «ФСК ЕЭС» уведомило министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о продолжении с 18 января 2020 года использования лесного участка, предоставленного по договору аренды от 22 декабря 2020 года № 314, со ссылкой на ст. 621 ГК РФ просило арендодателя подтвердить отсутствие возражений по данному вопросу.

Рассмотрев данное обращение, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в письме от 11 сентября 2020 года указало на невозможность возобновления договора аренды лесного участка на неопределенный срок в связи с пропуском срока подачи заявления о заключении нового договора аренды лесного участка и на необходимость передачи лесного участка по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.

Изложенное указывает на то, что со стороны арендодателя поступили возражения относительно возобновления договора аренды от 22 декабря 2020 года № 314, что свидетельствует о прекращении его действия 17 января 2020 года.

Внесение арендной платы после истечения срока действия договора соответствует положениям ст. 622 ГК РФ и не свидетельствует о продлении срока его действия.

Таким образом, невыполнение рекультивации лесных земель после истечения срока действия договора аренды лесного участка, свидетельствующее о негативном воздействии на леса, подтверждается представленными материалами и указывает на наличие в действиях ПАО «ФСК ЕЭС» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ.

Вместе с тем, достаточных оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности не имеется.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу закона малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как видно из материалов дела, ПАО «ФСК ЕЭС» в рамках исполнения инвестиционной программы, утвержденной приказом Минэнерго России от 18 декабря 2015 года №980 с изменениями, внесенными приказами Минэнерго России от 28 декабря 2016 года №1432, от 27 декабря 2017 года №31@, от 27 декабря 2019 года №36@, осуществляет реализацию титула «Две ВЛ 220 кВ Призейская – Эльгауголь с ПС 220 кВ Эльгауголь, с ПС 220 кВ А, ПС 220 кВ Б, расширением ОРУ 220 кВ ПС 220кВ Призейская», срок окончания реализации которого продлен до 2023 года и в целях реализации которого, в частности, заключен договор аренды лесного участка от 22 декабря 2016 года № 314.

Также из материалов дела видно, что 4 декабря 2020 года между министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (арендодателем) и ПАО «ФСК ЕЭС» (арендатором) заключен договор аренды лесного участка № 281, по которому арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности и расположенный по адресу: Амурская область, Зейский район, ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» в квартале 1756 (часть выдела 1) Бомнакского участкового лесничества с кадастровым номером 28:13:000000:66 (учетный номер части 42) для выполнения работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (подъездной автомобильной дороги к ПС 220 кВ А по титулу «Две ВЛ 220 кВ Призейская – Эльгауголь с ПС 220 кВ Эльгауголь, с ПС 220 кВ А, ПС 220 кВ Б, расширением ОРУ 220 кВ ПС 220кВ Призейская») на срок 10 лет, и которым, в числе прочих, предусмотрена обязанность арендатора по истечении срока действия договора или в случае досрочного прекращения срока действия договора освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка и осуществить рекультивацию земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию, в соответствии с проектом рекультивации земель и требованиями законодательства Российской Федерации (пп. «т» п. 3.4).

Таким образом, указанный договор предоставляет ПАО «ФСК ЕЭС» право временного использования той же части лесного участка с кадастровым номером 28:13:000000:66, право пользования которой предоставлял договор аренды лесного участка от 22 декабря 2016 года № 314, для тех же целей и также возлагает на арендатора обязанность по истечении срока действия договора или досрочного прекращения срока его действия выполнить рекультивацию лесных земель.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со ст. 7-9 Федерального закона 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 3.1 Устава ПАО «ФСК ЕЭС» является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, оказывает услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети в условиях естественной монополии.

При таких данных доводы ПАО «ФСК ЕЭС», имеющего статус естественного монополиста в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, о незавершенности работ по строительству подъездной дороги на арендуемом лесном участке, нецелесообразности ее сноса и проведения в настоящее время рекультивации лесных земель заслуживают внимания, равно как и принимаются во внимание основания, по которым министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области первоначально отказано в продлении (заключении) договора аренды лесного участка, являющиеся следствием нарушения юридическим лицом процессуальных требований при заключении договора (несоблюдение срока подачи заявления, приложение доверенности, незаверенной надлежащим образом), но не нарушения условий договора.

Статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлены принципы охраны окружающей среды, в том числе презумпции допустимости воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и обязательности участия юридических лиц в деятельности по охране окружающей среды.

При этом как действующим законодательством Российской Федерации, так и договором аренды лесного участка от 4 декабря 2020 года № 281 установлена обязанность арендатора по истечении срока действия договора или досрочного прекращения срока его действия осуществить рекультивацию лесных земель.

Изложенное указывает, что по истечении срока действия договора от 4 декабря 2020 года № 281 или досрочного прекращения срока его действия обязанность ПАО «ФСК ЕЭС» осуществить рекультивация лесных земель, которые были предоставлены по договору аренды от 22 декабря 2016 года №314 и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию, сохранится в том же виде и должна будет исполнена.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что в действиях ПАО «ФСК ЕЭС» хотя формально содержатся признаки состава административного правонарушения, но его действия не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, правонарушение является малозначительным.

С учетом изложенного в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2,9, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» удовлетворить.

Постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 17 ноября 2020 года № 949 о привлечении ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить, объявив ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение 10 суток со дня его получения.

Судья Е.В. Охотская