НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зейского районного суда (Амурская область) от 08.01.2019 № 12-54/20

УИД 28RS0008-01-2019-001122-22

Дело №12-54/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Зея, Амурской области 04 марта 2020 года

Судья Зейского районного суда Амурской области Куприянова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО «Могот» A.M. Максапетян на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Сучкова А.Г. от 16 августа 2019 года №604 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Сучкова А.Г. от 16 августа 2019 года №604 ООО «Могот» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Могот» A.M. Максапетян обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу, в обоснование указав, что основанием для привлечения к административной ответственности ООО «Могот» послужило то, что обществом не выполнена рекультивация лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов, а также лесной участок не сдан по акту приема - передачи в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности по договору аренды лесного участка №192 от 20 октября 2016 года. Срок действия указанного договора аренды установлен сторонами до 30 июня 2018 года (п.22 договора). Следовательно, срок привлечения к административной ответственности истёк 30 июня 2018 года в связи, с чем постановление было вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.

В дополнении к жалобе указал, что для квалификации административного правонарушения по ч.1 ст.8.31 КоАП РФ необходимо установить факт нарушения правил санитарной безопасности в лесах, для квалификации по ч.2 ст.8.31 КоАП РФ – факт загрязнения лесов, находящихся в категории земель лесного фонда. Согласно протоколу от 02 июля 2019 года №06/207 ООО «Могот» нарушило второй абзац п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года №607, что «При использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации». В материалах дела отсутствуют подтверждения того, что ООО «Могот» оказало негативное воздействие на лесной фонд с указанием конкретных координат загрязнения или не проведения рекультивации, которые оказали негативное воздействие на лес. Выезд и осмотр лесного участка, представителями лесничества не осуществлялся, акт не составлялся. Между тем, в постановлении №604 от 16 августа 2019 года указано, что вина общества подтверждается протоколом от 02.07.2019 года №06/207 и другими материалами дела в их совокупности. Бездействие ООО «Могот» образует состав административного правонарушение, за которое предусмотрена ответственность по ч.2 ст.8.31 КоАП РФ. Однако никаких иных материалов, кроме протокола, извещений в материалах дела нет. Также вина, выраженная в бездействии, не может характеризовать состав административного правонарушения по ч.2 ст.8.31 КоАП РФ. Кроме того, решением Благовещенского суда Амурской области от 21.05.2019 года по делу №2-4620/2019 установлен срок проведения рекультивации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, то есть до 21.12.2019 года, что и сделано обществом. В связи с чем, в действиях ООО «Могот» отсутствует состав и событие административного правонарушения, просит постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства, и пожарной безопасности Амурской области Сучкова А.Г. от 16 августа 2019 года №604отменить, административное производство в отношении ООО «Могот» прекратить.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ООО «Могот» своего законного представителя, защитника не направило, надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало.

Представитель министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в судебное заседание не явился, согласно представленным возражениям на жалобу между министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и ООО «Могот» заключен договор аренды лесного участка от 20.10.2016 года № 192 в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, по разработки месторождений полезных ископаемых (добыча россыпного золота бассейна р. Чапа) и заготовки древесины. В соответствии с подпунктом «у» пункта 11 Договора ООО «Могот» в случае прекращения действия Договора обязано было передать лесной участок по акту приема - передачи, освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, и выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов. Сотрудниками ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» было установлено, что ООО «Могот» в период с 30 июня 2018 года по 14 июня 2019 года не была выполнена рекультивация лесных земель в соответствии с проектом освоением лесов, а также лесной участок не сдан по акту приема-передачи в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности области по договору аренды лесного участка № 192 от 20.10.2016 года. Срок действия договора до 30 июня 2018 года. В соответствии с подпунктом «с» пункта 11 договора и ст. 610 ГК РФ арендатор обязан в день окончания срока действия настоящего Договора передать Арендодателю лесной участок по акту приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением № 5 к настоящему Договору, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия настоящего Договора; Акт приема-сдачи рекультивированных земель подписан министерством 01.08.2019 года № 22, акт приема-передачи лесного участка подписан 03 октября 2019 года и передан в министерство только 09 октября 2019 года, что подтверждает длительность правонарушения. Нарушение условий Договора № 192, выразившееся в не проведении рекультивации земель, а также не передачи лесного участка арендодателю по акту приема - передачи, является длящимся административным правонарушением. Поскольку административное правонарушение было обнаружено 14 июня 2019 года, постановление от 16 августа 2019 года № 604 о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в связи, с чем министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности области просит постановление о назначении административного наказания от 16.08.2019 года № 604 вынесенное в отношении ООО «Могот» признать законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

На основании ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя и защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Изучив представленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачей производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

На основании ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Как следует из обжалуемого постановления, 20 октября 2016 года между Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и ООО «Могот» заключен договор аренды лесного участка №192, сроком действия до 30 июня 2018 года, с целью выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождения полезных ископаемых (добыча россыпного золота бассейна р.Чапа) и заготовки древесины.

Согласно подпункту «у» пункта 11 указанного договора аренды лесного участка, ООО «Могот» обязано по истечении срока действия настоящего договора или в случае досрочного прекращения срока действия освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, и выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов.

Сотрудниками ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» было установлено, что ООО «Могот» в период с 30 июня 2018 года по 14 июня 2019 года не была выполнена рекультивация лесных земель в соответствии с проектом освоением лесов, а также лесной участок не сдан по акту приема-передачи в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности области по договору аренды лесного участка №192 от 20.10.2016 года. Действия ООО «Могот» постановлением квалифицированы по ч.2 ст.8.31 КоАП РФ.

Частью 2 ст.8.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, что влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.3 ст.13 Лесного кодекса РФ объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадёт надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.13 Земельного кодекса РФ).

На основании ч.5 ст.13 Земельного кодекса РФ и в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года №800, рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, в том числе путём устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно п.14 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года №607, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Согласно ч.1 ст.60.12 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения административного дела и привлечения к административной ответственности ООО «Могот» послужило несвоевременное выполнение рекультивации земель арендуемого лесного участка, подвергнутых деградации земель.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ выражается в загрязнении лесов вредными веществами и в негативном воздействии на леса.

В соответствии с п.2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, деградация земель представляет собой ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Материалами дела установлено, что ООО «Могот» на арендованном участке занималось хозяйственной деятельностью по геологическому изучению недр, по разработке месторождений полезных ископаемых (добыча рассыпного золота бассейна р.Чапа) и заготовке древесины, тем самым оказывая негативное воздействие на леса.

Факт нарушения ООО «Могот» правил санитарной безопасности в лесах подтверждён собранными по рассматриваемым делам доказательствами: договором аренды лесного участка №192 от 20 октября 2016 года, приложениями к договору аренды, схемой расположения лесного участка, приказом Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области №955 - ОД от 12 августа 2016 года, служебной запиской от 13 июня 2019 года; протоколом об административном правонарушении №06/207 от 02 июля 2019 года и иными материалами дела, отвечающими требованиям допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, при привлечении юридического лица к административной ответственности необходимо установить наличие у него возможности для соблюдения законодательства, принятие или непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению, причины и условия допущенного нарушения.

Доказательств, препятствующих исполнению юридическим лицом ООО «Могот» правил санитарной безопасности в лесах, а также подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению, в материалах дела не имеется и в суд не представлено.

Изложенное свидетельствует о том, что у ООО «Могот», имелась возможность выполнить указанные правила: произвести с 30 июня 2018 года по 14 июня 2019 года рекультивацию лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка №192 от 20 октября 2016 года, однако Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их выполнению.

Оснований для признания совершённого Обществом правонарушения малозначительным, то есть не представляющим существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, судом не установлено.

Доводы защитника о том, что основанием для составления протокола послужило то, что ООО «Могот» с 30 июня 2018 года по 14 июня 2019 года не приняло должных мер по выполнению рекультивации лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка №192 от 20.10.2016 года, однако выезд и осмотр лесного участка, представителями лесничества не осуществлялся, акт не составлялся, никаких доказательств вины ООО «Могот» кроме протокола, извещений в материалах дела не содержится суд находит несостоятельным.

Так, согласно порядку приёмки работ по рекультивации земель, утверждённому приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 21 декабря 2018 года №1406-ОД, приёмка работ по рекультивации земель осуществляется в месячный срок после поступления письменного извещения о завершении работ по рекультивации в Постоянную комиссию или лесничество, на территории которого расположен участок (п.1); приёмку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается заместителем председателя Постоянной комиссии в десятидневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли (п.2); в ходе приёмки осуществляется выезд на место, формирование отчета, фотоотчета, акта; после проверки акта и всех приложенных документов, а также проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, акт подписывается председателем постоянной комиссии и утверждается министром лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (п.10); объект считается принятым после утверждения министром указанного акта с даты подписания акта (п.11).

Как следует из имеющейся в материалах служебной записки заместителя руководителя ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» ФИО3 на имя руководителя ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» от 13 июня 2019 года, при работе с договором аренды лесного участка ООО «Могот» №192 от 20 октября 2016 года ею было обнаружено следующие нарушение - срок действия договора истёк 30 июня 2018 года. На данный момент заявки на приемку рекультивации не поступило.

Оценив собранные по делу доказательства, суд находит их достаточными для выводов о виновности ООО «Могот» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ.

В связи с изложенным, юридическое лицо ООО «Могот» обоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку в действиях общества усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ - нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исключительные обстоятельства, которые могли бы препятствовать юридическому лицу ООО «Могот» соблюсти требования законодательства, не установлены.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении ООО «Могот» наказания должностным лицом учено отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств. Наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.8.31 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО «Могот» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Порядок привлечения ООО «Могот» к административной ответственности соблюден.

На основании изложенного оспариваемое постановление является законным и обоснованным, жалоба генерального директора юридического лица удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Сучкова А.Г. от 16 августа 2019 года №604 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Могот» оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Могот» A.M. Максапетяна – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.Н. Куприянова