Гр. дело № 2-797\2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2012 года г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
ФИО1
при секретаре Гуровой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда
гражданское дело по иску ФИО2 ФИО8 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Куршская коса» о признании незаконным и подлежащим отмене Положения о порядке проезда на территорию «Национальный парк «Куршская коса»
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ФГБУ «НП Куршская коса» о признании незаконным и подлежащим отмене Положения о порядке проезда на территорию «Национальный парк «Куршская коса».
В обосновании заявленных требований указал, что 11 августа 2012г. на принадлежащем ему автомобиле посетил НП «Куршская коса» с целью осуществления фотографирования и видеосъемки с использованием профессионального фотоаппарата и видеокамеры с последующим размещением фотографий с сети «Интернет» для коммерческих предложений и составлением журналистского очерка. На контрольно- пропускном пункте (КПП – 1) истцу было предложено оплатить 300 рублей за проезд на легковом автомобиле на территорию национального парка согласно действующему Положению о порядке проезда на территорию «Национальный парк «Куршская коса».
Считает такие действия ответчика незаконными, поскольку они создают ему ограничения в свободном посещении национального парка и противоречат законодательству РФ о свободном передвижении, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ. Так же считает, что изданное ответчиком Положение должно быть зарегистрировано в государственном органе и официально опубликовано, а кроме того должно было пройти антикоррупционную экспертизу, и при отсутствии проведения данных процедур является незаконным, в связи с чем подлежат отмене.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности в судебном заседании доводы заявления поддержал, пояснил, что истец является фотографом и журналистом, пишет очерки в Интернете, для чего выезжал на территорию НП и делал профессиональные фотографии. 11.08.2012г. при посещении НП оплатил проезд легкового автомобиля, однако представить доказательства данному факту не может.
Представители ответчика ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенностей в судебном заседании исковые требования истца не признали, пояснили, что территория Национального парка является особо охраняемой природной территорией, для чего администрацией парка было разработано Положение о порядке проезда на территорию «Национальный парк «Куршская коса», которое не является нормативным актом и не должно регистрироваться и проходить экспертизу, а опубликовано оно было в сети Интернет на официальном сайте парка, с которым обязаны ознакомится все граждане, перед посещением Национального парка.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 ЗК РФ, земли национальных парков относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об особо охраняемых природных территориях" территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В соответствии со ст.12 указанного Закона - национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма и отнесены к объектам федеральной собственности.
В соответствии со ст. 13 указанного Закона – основными задачами национальных парков являются, в частности сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, сохранение историко-культурных объектов, экологическое просвещение населения, создание условий для регулируемого туризма и отдыха, восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Как следует из материалов дела Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.11.1987г. за № 423 было принято решение о создании национального парка «Куршская коса» в Калининградской области.
Приказом Минприроды РФ, которое осуществляет полномочия Учредителя национального парка - Российской Федерации, был утвержден 20.05.2011г. Устав ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса».
Пунктом 20 данного Устава определены цели деятельности Учреждения, которыми являются сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
В соответствии с Положением о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Куршская коса", утвержденным Приказом Минприроды РФ от 01.09.2010 N 342 " проезд (въезд) и транзитный проезд на территорию национального парка «Куршская коса» и использование ее в рекреационных целях осуществляется на платной основе. Цены и тарифы на товары, работы и услуги, оказываемые Учреждением, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 67).
Согласно Положению о порядке проезда на территорию НП «Куршская коса» размер оплаты с 11.01.2012 г. за однократный проезд (въезд) на легковом автомобиле (до 6 мест) и прочих легковых и пассажирских микроавтобусах (до 8 мест категории «В» составляет 300 рублей. Группам граждан и отдельным гражданам, проезд (въезд) и транзитный проезд на территорию национального парка «Куршская коса» и использование ее в рекреационных, экскурсионное – познавательных целях, на личном транспорте или экскурсионных автобусах, разрешается по факту оплаты на контрольно – пропускном пункте (далее КПП). Гражданам выдается кассовый чек, действительный до 24 часов текущего дня, для нахождения в национальном парке.
Денежные средства, собранные на пунктах пропуска при въезде на территорию «Национального парка «Куршская коса», расходуются:
- на вывоз мусора;
- поддержание экологических маршрутов в надлежащем состоянии;
- изготовление наглядной агитации в виде аншлагов и буклетов;
- очистку леса от захламленности, проведение работ по укреплению береговой полосы;
- оплату труда сотрудников отдела охраны, осуществляющих пресечение правонарушений в области охраны окружающее среды на территории Национального парка;
- на подготовку и обслуживание техники к пожароопасному периоду и т.д.
Таким образом, суд находит доводы представителя истца не состоятельными в части нарушения его прав на свободу передвижения, поскольку сбор денежных средств за проезд на территорию национального парка связан с необходимостью соблюдения и обеспечения ограниченной рекреационной нагрузки на природные комплексы и направлен на сохранение Национального парка, как природного уникального объекта для человечества, а не нужд конкретного лица.
Кроме того, в вышеуказанном Положении в главе III закреплены положения о проезде (въезде) на территорию Национального парка без оплаты. Список является исчерпывающим.
В соответствии с требованиями ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения или изменения правоотношения.
Учитывая, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав действиями администрации НП «Куршская коса», в части издания Положения о порядке проезда на территорию «Национальный парк «Куршская коса», подготовленных в рамках предоставленных Учреждению полномочий по сохранению особо охраняемой природной территории, как не представлено доказательств и фактической оплаты проезда, исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
Кроме того, сам факт разработанного Учреждением Положения о порядке проезда на территорию Национального парка, внесенного комитетом по мировому наследию ЮНЕСКО в список мирового наследия в 2000г., направленного на охрану Куршской косы, как уникального природного объекта, не может считаться нарушающими права граждан, в том числе, и истца на свободу передвижения, что так же является основанием для отказа в иске.
Доводы истца о части недействительности изданного ответчиком Положения о порядке проезда, поскольку оно не прошло регистрацию и антикоррупционную экспертизу, как нормативный акт, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона. Изданное ответчиком Положение не является нормативным актом, поскольку ответчик не является правотворческим органом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 ФИО8 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Куршская коса» о признании незаконным и подлежащем отмене Положения о порядке проезда на территорию «Национальный парк «Куршская коса» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26.10.2012 г.
Судья: подпись ФИО1
Копия верна:
Судья Зеленоградского районного
Суда Калининградской области ФИО1