НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зеленоградского районного суда (Калининградская область) от 08.08.2019 № 2А-729/19

УИД 39RS0011-01-2019-000826-88

Ад. дело № 2а-729\2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области

Сайбель В.В.

при секретаре Евсиковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области

административное дело по административному исковому заявлению Виноградова Эдуарда Юрьевича к администрации МО «Зеленоградский городской округ» об оспаривании постановления о предоставлении земельного участка в собственность в части определения выкупной цены и понуждении к внесению изменений

установил:

Виноградов Э.Ю. обратился в суд с иском к администрации МО «Зеленоградский городской округ» об оспаривании постановления о предоставлении земельного участка в собственность в части определения выкупной цены, понуждению к внесению изменений, подготовке договора купли продажи земельного участка по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога.

В обосновании своих требований указал, что он является арендатором земельного участка с КН , площадью 1200 кв.м, расположенного в <адрес>, с категорией земель- земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для строительства индивидуального жилого дома на основании договора аренды № 391-КЗО\2005 и дополнительных соглашений к нему. На основании разрешения на строительство от 2013 года истец возвел на данном земельном участке жилой дом. Постановлением администрации МО «Ковровское сельское поселение» от 24.09.2013 жилому дому был присвоен адрес: <адрес><адрес>. Право собственности на жилой дом, площадью 175,7 кв.м было зарегистрировано за истцом 02.02.2015. С целью приобретения земельного участка в собственность, истец 19.01.2019 обратился в администрацию с соответствующим заявлением. 28.04.2019 администрация направила истцу договор купли-продажи земельного участка с КН и постановление № 736 от 25.04.2019 о предоставлении участка в собственность за плату. Из п.3.1 данного постановления следует, что администрация предоставляет спорный земельный участок по цене 278598 руб., такая же стоимость указана и п.2 договора купли-продажи. Считает, что при определении выкупной цены администрация руководствовалась Решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 29.01.2019 за № 286, которым был определен Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности МО «Зеленоградский городской округ» в размере 25% от его кадастровой стоимости. Однако земельный участок, находящийся в аренде у истца, не является собственностью МО «Зеленоградский городской округ», следовательно, его цена должна определяться на основании ст. 25 Закона Калининградской области от 21.12.2006 за № 105, и составлять не более десятикратного размера ставки земельного налога, что составляет 16715,88 руб. В целях защиты нарушенных прав истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором так же просил взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в размере 900 руб. и расходы по выдаче нотариальной доверенности в сумме 1500 руб.

Истец Виноградов Э.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Зоренко Е.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили заявление, в котором просили рассмотреть заявление в отсутствии представителя.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1).

Из материалов дела следует, что Виноградов Э.Ю. является арендатором земельного участка с КН , площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием - для строительства индивидуальных жилых домов, на основании договора аренды № 391-КЗО\2005, дополнительных соглашений к нему, со сроком действия до 01.04.2020.

На данный земельный участок 14.08.2013 был выдан градостроительный план, в котором указано на расположение земельного участка в территориальной зоне Ж2- зона застройки индивидуальными жилыми домами.

30 августа 2013 года Виноградову Э.Ю. администрацией МО «Ковровское сельское поселение» было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, со сроком действия 10 лет.

Постановлением Главы администрации МО «Ковровское сельское поселение» от 24.09.2013 за № 210 жилому дому, расположенному на земельном участке с КН в <адрес>, был присвоен адрес: <адрес>

Право собственности на возведенный на земельном участке с КН жилой дом, площадью 175,7 кв.м было зарегистрировано за истцом 02.02.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

19 января 2019 года Виноградов Э.Ю. обратился в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с КН

Постановлением администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 25.04.2019 за № 736 Виноградову Э.Ю., в соответствии с п. 5 ст. 2 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» ( с изменениями), п.п.6 п.2 решения окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 26.11.2015 за № 314 «Об установлении на территории МО «Зеленоградский городской округ» земельного налога» был предоставлен в собственность за плату земельный участок с КН , расположенный в <адрес> нос, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, с указанием кадастровой стоимости земельного участка в размере 1114392 руб. Стоимость земельного участка была определена в размере 278598 руб.

Кроме того, истцу Виноградову Э.Ю. был направлен и договор № 62\2019 купли-продажи земельного участка, в п. 2 которого указана выкупная цена земельного участка с КН в размере 278598 руб., что составляет 25% от кадастровой стоимости земельного участка.

Не согласившись с таким расчетом администрации по выкупной стоимости земельного участка, истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец Виноградов Э.Ю. наделен правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.

Оценивая требования истца, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанных с обращением истца, суд приходит к следующему.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных истцом требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК Российской Федерации закреплено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.4 ЗК Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (п. 3 ст. 39.4 указанного выше кодекса).

Следовательно, цена находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Как следует из сведений об основных характеристиках на объект недвижимости, право на земельный участок с КН не зарегистрировано, следовательно, он относится к землям неразграниченной государственной собственности

В силу ст. 25 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 105 (ред. от 22.02.2019) "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности Калининградской области, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Калининградской области, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога при заключении договора купли-продажи земельного участка предоставленного гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на таком земельном участке (п.5).

Поскольку земельный участок истца имеет разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, истец является собственником законно возведенного жилого дома, право на который за ним зарегистрировано в установленном законом порядке, следовательно, размер выкупной цены для него не может превышать десятикратную ставку земельного налога.

Ставка земельного налога на территории Зеленоградского района установлена Решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 26.11.2015 за № 314 «Об установлении на территории МО «Зеленоградский городской округ» земельного налога» и составляет 0.15% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения индивидуального жилого дома.

Следовательно, размер выкупной цены земельного участка с будет составлять 16715,88 руб.

Указание в оспариваемом постановлении иной стоимости земельного участка не отвечает требованиям вышеуказанных правовых норм и нарушает права истца, в связи с чем, заявленные им требования в части признания п. 3.1 постановления и понуждении к внесению изменений в размер выкупной цены подлежат удовлетворению.

Что касается требований в части понуждения ответчика к подготовке договора купли продажи земельного участка с указанием иной выкупной цены, то данные требований заявлены преждевременно, после внесения изменений в постановление от 25.04.2019, администрация обязана будет привести в соответствие с ним и договор купли-продажи.

Согласно части 1 статьи 111 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

При подаче иска, истцом была оплачена госпошлина в размере 900 руб., кроме того, понесены расходы по выдаче нотариальной доверенности на имя представителя Зоренко Е.Ю. в размере 1500 руб.

В силу пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей.

Данный размер и подлежит возмещению, а возврат излишне уплаченных сумм госпошлин производится в рамках ст. 333.40 НК Российской Федерации.

Вместе с тем, требования истца в части возвещения расходов на доверенность удовлетворению не подлежат, поскольку доверенность выдана на 10 лет, является общей, а не выданной в рамках рассмотрения настоящего спора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Виноградова Эдуарда Юрьевича удовлетворить частично.

Признать незаконным п. 3.1 постановления администрации МО «Зеленоградский городской округ» № 736 от 25 апреля 2019 года «О предоставлении в собственность за плату Виноградову Э.Ю. земельного участка в <адрес> в части установления выкупной цены в размере 278598 руб.

Обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу внести изменения в п. 3.1 вышеуказанного постановления, указав выкупную цену земельного участка с КН в размере не выше десятикратного размера ставки земельного налога.

О принятом решении сообщить административному истцу и суду в течении месяца.

Взыскать с администрации МО «Зеленоградский городской округ» в пользу Виноградова Эдуарда Юрьевича возврат госпошлины в размере 300 (Триста) руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 09.08.2019.

Судья Сайбель В.В.