НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зеленоградского районного суда (Калининградская область) от 04.04.2022 № 2-1370/2021

Гр. дело

39RS0001-01-2021-003789-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2022 года г. Зеленоградск

Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Реминец И. А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изгородиной О. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Багратионовского района Калининградской области в защиту интересов муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» и неопределенного круга лиц, администрации МО «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» к Азову Максиму Юрьевичу о признании распоряжения, дополнительного соглашения не законными, возмещении ущерба,

установил:

Прокурор Багратионовского района Калининградской области обратился в Ленинградский районный суд Калининградской области в защиту интересов муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» (до переименования администрация МО «Багратионовский городской округ») с иском к Азову М. Ю. о возмещении ущерба.

В обоснование заявленных требований указано, что органами прокуратуры Калининградской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при передаче главой администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» Азовым М.Ю. в 2018 году управляющей делами администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» Палкиной И.А. служебного автомобиля «КIА Sогеnto» г/н для использования в личных целях.

Ссылаясь на положения п.3 ч.1 ст.50, ч.1 ст.51, п.5 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-1ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), а также положения п.5 ч.1 ст.27, ч.2 ст.50 Устава муниципального образования «Багратионовский городской округ», утвержденного решением Совета депутатов Багратионовского муниципального района от 14.12.2016 №28, указывает, что во исполнение вышеуказанных требований законодательства, решением представительного органа местного самоуправления МО «Багратионовский муниципальный район» от 04.05.2011 № 15 утверждено Положение «Об управлении и распоряжении муниципальным имуществом муниципального образования «Багратионовский муниципальный район» (далее - Положение), согласно п. 2.3.6 которого, администрация муниципального образования вправе распоряжаться имуществом, в том числе, передавать его в безвозмездное пользование, в соответствии с решением Совета. Пунктами 8.1, 8.2 Положения предусмотрен порядок передачи муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление в соответствии с нормами федерального законодательства - муниципальное имущество может быть предоставлено в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление только на основании торгов в виде конкурсов или аукционов, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством; иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы распоряжения муниципальным имуществом, на территории муниципалитета не принято.

В результате проведенной проверки установлено, что 14.11.2016 по результатам проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» с Азовым М.Ю. заключен соответствующий контракт, в соответствии с которым, глава Администрации осуществляет от имени администрации имущественные и иные права и обязанности (п. 9.4), организует управление муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом депутатов (п. 9.20). При этом, в соответствии с п. 11.6 служебного контракта глава Администрации обязан обеспечивать сохранность материальных ресурсов и расходовать предоставленные финансовые средства по целевому назначению.

В нарушение указанного, распоряжением главы Администрации Азова М.Ю. -р от 27.03.2018 автомобиль «КIА Sогеnto» г/н был закреплен за управляющим делами администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» Палкиной И.А., являющейся муниципальным служащим. В дальнейшем, 01.04.2018, в нарушение вышеназванных положений действующего законодательства, между главой Администрации Азовым М.Ю., выступающим в качестве представителя работодателя и Палкиной И.А. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 06.02.2018, согласно которому вышеуказанный автомобиль, принадлежащий администрации МО «Багратионовский городской округ» и предназначенный для обеспечения ее деятельности, передан последней на безвозмездной основе для использования в личных целях (подп. «в» п. 1 Дополнительного соглашения).

Поскольку действующим законодательством не предусмотрена процедура передачи муниципального имущества в личное пользование муниципальным служащим, а также лицам, замещающим муниципальные должности, прокурор полагает, что дополнительное соглашение к трудовому договору от 06.02.2018 не основано на нормах законодательства и является незаконным.

Кроме того, ссылаясь на запрет лицам, замещающим муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, использовать в неслужебных целях средства материально-технического обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности, указывает, что по сведениям фотофиксации, предоставленным ГАУ КО «Безопасный город», указанный автомобиль эксплуатировался Палкинои И.А. в нерабочее время, а также в выходные дни, в период отпуска. При этом, расходы бюджета муниципального образования на ГСМ автомобиля за период 2018-2021 гг. составили 245420 рублей 67 копеек.

Прокурор полагает, что в результате незаконных действий главы администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» Азова М.Ю. данному муниципальному образованию, а также неопределенному кругу лиц, в связи с заключением с Палкинои И.А. дополнительного соглашения к трудовому договору от 06.02.2018, причинен ущерб в указанном выше размере, выразившийся в незаконном расходовании денежных средств бюджета муниципального образования на приобретение топлива, расходуемого Палкинои И.А., на цели

не связанные с исполнением должностных обязанностей, а также не соответствующих задачам ее деятельности; при этом Азов М.Ю. не принял необходимых мер, препятствующих незаконному использованию служебного автотранспорта, а напротив, согласовал его использование муниципальным служащим.

Ссылаясь на ст.ст. 11, 12, 15, 1064 ГК РФ, просил:

- взыскать с Азова Максима Юрьевича, занимающего должность муниципальной службы в доход муниципального образования «Багратионовский городской округ» денежные средства в размере в размере 245420 рублей 67 копеек.

Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25.06.2021 настоящее гражданское дело было передано по подсудности в Центральный районный суд г. Калининграда для рассмотрения по существу.

Определением Центрального районного суда г. Калининграда от 30.07.2021 дело принято к производству суда.

Определением Центрального районного суда г. Калининграда от 26.10.2021 настоящее гражданское дело было передано по подсудности в Зеленоградский районный суд Калининградской области для рассмотрения по существу.

Определением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 17.12.2021 дело принято к производству суда.

Судом к участию в деле в качестве истца привлечена администрация МО «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области»;качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Палкина И. А., Окружной Совет депутатов МО «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» (ранее Окружной Совет депутатов МО «Багратионовский городской округ»),

В ходе судебного разбирательства прокурором были дополнены заявленные требования. при ссылке на те же обстоятельства, а также на норму Трудового кодекса Российской Федерации, окончательно просит:

- признать незаконным распоряжение главы Администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» Азова М. Ю. № 91-Р от 27.03.2018;

- признать незаконным дополнительное соглашение от 01.04.2018 № 01 к трудовому договору с Палкиной И. А. от 06.02.2018;

- взыскать с Азова Максима Юрьевича, занимающего должность муниципальной службы в доход муниципального образования «Багратионовский городской округ» денежные средства в размере в размере 245420 рублей 67 копеек.

В судебное заседание помощник прокурора Багратионовского района Калининградской области Лынова И. В. заявленные требования с учётом их дополнения поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему. Уточнив, что денежные средства с Азова М. Ю. просит взыскать с доход бюджета администрации МО «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области».

В судебное заседание представитель истца администрации МО «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представлено ходатайство об отказе от исковых требований, а также о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В судебное заседание ответчик Азов М. Ю. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика Азова М. Ю. – адвокат Тоимбетов М. М., действующий на основании ордера возражал против удовлетворения заявленных требований.

В судебное заседание третье лицо Палкина И. А., представитель третьих лиц Окружного Совета депутатов МО «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области», не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили дело рассматривать в их отсутствие, о чем представлены соответствующие заявления.

Заслушав участников процесса, исследовав все доказательства по делу и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Как уже указано выше, от администрации МО «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» поступило ходатайство, в котором заявлено об отказе от исковых требования к Азову М. Ю.

Данное ходатайство не может быть принято во внимание, поскольку оно не отвечает требованиям ст.ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом, представитель истца в судебном заседании не участвует, что лишает суд возможности разъяснить стороне по делу последствия отказа от исковых требований и поставить на обсуждение участников процесса данный вопрос. В связи с изложенным, заявленное ходатайство не может быть удовлетворено, а дело подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Законом Калининградской области от 07.03.2006 № 730 (ред. от 14.09.2020) "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" (далее Закон № 730) определены особенности организации местного самоуправления на территории Калининградской области по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Так, абзацем 7 статьи 2 Закона № 730 установлено, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Статьей 4-1 Закона № 730 предусмотрено ответственность главы администрации муниципального образования, которая наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения им Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Калининградской области, законов Калининградской области, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления им переданных в установленном порядке отдельных государственных полномочий.

В силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что Азов М. Ю. является главой администрации МО «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» с 2016 года, о чем 14.11.2016 года с ним заключен Контракт с лицом, назначаемым на должность главы администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный район» (далее Контракт).

В соответствии с разделом 3 Контракта, действовавшего в спорный период времени (2018г), Глава администрации подконтролен и подотчетен Совету депутатов муниципального района (п. а).

Кроме того, глава администрации назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации, определяет их полномочия, назначает и освобождает от должности иных муниципальных служащих администрации в соответствии с трудовым законодательством; назначает и освобождает от должности руководителей унитарных предприятий и муниципальных учреждений (п. 9.11 Контракта); применяет в соответствии с Законом Калининградской области от 17.06.2016 № 536-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и трудовым законодательством Российской Федерации, законами Калининградской области, нормативными правовыми актами Совета депутатов муниципального района меры поощрения и дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим и иным работникам администрации муниципального района (п. 9.13 Контракта); имеет право на использование в пределах своих полномочий материальных и финансовых средств муниципального образования (п. 10.4 Контракта); соблюдать запреты и ограничения, установленные законодательством о муниципальной службе (п. 11.5 Контракта); обеспечивать сохранность материальных ресурсов и расходовать по целевому назначению предоставленные финансовые средства (п. 11.6 Контракта).

06.02.2018 между администрацией МО «Багратионовский городской округ» в лице главы Азова М. Ю. (работодатель) с одной стороны и Палкиной И. А. (муниципальный служащий) с другой стороны был заключен трудовой договор с муниципальным служащим , в соответствии с которым Палкина И. А. взяла на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы по должности управляющий делами (т. 1 л.д. 56-59), о чем 06.02.2018 был издан соответствующий приказ № 31-л от 06.02.2018 (т.1 л.д. 55).

Согласно п. 7 названного Договора муниципальный служащий обязан исполнять обязанности муниципального служащего, предусмотренные ст.ст. 12 и 15,15.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федеральный закон), в том числе соблюдать ограничения предусмотренные ст. 13 Федерального закона, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, предусмотренные ст. 14 Федерального закона, а также Федеральным законом «О противодействии коррупции» и Законы Калининградской области. В разделе VII. Иные условия трудового договора указано:

-п. 20 муниципальному служащему устанавливается испытания на срок 3 месяца в целях проверки его соответствия замещаемой должности муниципальной службы.

- 21. Иные условия трудового договора: нет.

06.02.2018 главой администрации МО «Багратионовский городской округ» была утверждена должностная инструкция управляющего делами (т.1 л.д. 60-65), с которой Палкина И. А. ознакомлена под роспись. В соответствии с п. 1.6 Инструкции – целью деятельности управляющего делами администрации является координация работы отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации МО «Багратионовский городской округ», муниципальных организаций по решению вопросов местного значения в сфере управления делами, ЗАГС, информационных ресурсов, архива, бухгалтерского учета.

Распоряжением главы Администрации № 91-р от 27.03.2018 за управляющей делами Администрации Палкиной И. А. был закреплен служебный автомобиль «KIA Sorento» г/н , этим же распоряжением Палкина И. А. назначена ответственно – материальным лицом (т. 1 л.д. 66).

01.04.2018 между администрацией МО «Багратионовский городской округ» в лице главы Азова М. Ю. с одной стороны и Палкиной И. А. с другой стороны было заключено дополнительное соглашение к Трудовому договору от 06.02.3018 (т. 1 л.д. 67-68), которым пункт 21 Раздела VII. Иные условия трудового договора изложен в редакции, предусматривающей:

- передачу муниципальному служащему автомобиля «KIA Sorento» г/н (далее служебный автомобиль) (п. а);

- предоставление права использовать Служебный автомобиль в личных целях; затраты на горюче-смазочные материалы в данном случае муниципальным служащим осуществляются самостоятельно (п. в);

- использование работником Служебного автомобиля осуществляется на безвозмездной основе (п. г);

- затраты на страхование автомобиля, горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт Служебного автомобиля при эксплуатации осуществляются за счет работодателя. Возмещение Работодателем затрат на использование Служебного автомобиля в личных целях не осуществляется (п. д).

Таким образом, названными выше распоряжением и дополнительным соглашением к трудовому договору, муниципальное имущество – служебный автомобиль «KIA Sorento» г/н был передан Палкиной И. А. на безвозмездной основе, в том числе и для использования в личных целях.

Судом также установлено и подтверждается материалами надзорного производства , представленного по запросу суда (2том), что органами прокуратуры <адрес> на основании заявления депутата муниципального образования «Багратионовский городской округ» ФИО7 была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при передаче главой администрации МО «Багратионовский городской округ» Азовым М. Ю. в 2018 году управляющей делами Администрации Палкиной И. А. служебного автомобиля «KIA Sorento» г/н для использования в личных целях.

В рамках проведенной проверки было установлено, что администрация МО «Багратионовский городской округ» является собственником автомобилей, согласно представленному реестру (т. 1 л.д. 153), включая названный выше автомобиль «KIA Sorento» г/н , являющийся муниципальным имуществом.

Суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что Азов М. Ю. допустил нарушение п. п. 8.1, 8.2 Положения «Об управлении и распоряжении муниципальным имуществом муниципального образования «Багратионовский муниципальный район», утвержденного решением Совета депутатов Багратионовского муниципального района от 04.05.2011 N 15, регламентирующих порядок передачи муниципального имущества в аренду, без возмездное пользование, доверительное управление путем проведения торгов, поскольку само по себе закрепление транспортного средства за сотрудником организации для целей исполнения служебных обязанностей, не предусматривает организацию торгов, а также согласие на это представительного органа власти муниципального образования, на что указано и в отзыве окружного Совета депутатов.

Вместе с тем, доводы прокурора о неправомерном предоставлении ответчиком, являющимся главой Администрации служебного автомобиля права муниципальному служащему Палкиной И. А. использовать служебный автомобиль в личных целях, суд полагает заслуживающими внимания.

Так, согласно ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), муниципальное имущество предназначено, в том числе, для решения вопросов местного значения; для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ст. 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 34 указанного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе целевого характера бюджетных средств.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Как следует из объяснительной Палкиной И. А. (без даты) (т.1 л.д. 78-79), объяснительной коменданта здания администрации ФИО8 от 18.03.2021 (т.1 л.д.80), объяснения Азова М. Ю. от 01.03.2021, данных прокурору области (материалы надзорного производства – копия в деле), протокола служебного совещания при главе администрации МО «Багратионовский городской округ» М. Ю. Азове от 30.03.2021, ни азов М. Ю., ни Палкина И. А. не оспаривают того обстоятельства, что служебный автомобиль Палкиной И. А. использовался в том числе и личного пользования, в частности, для поездок на работу и с работы, в связи с ее проживанием в г. Калининграде; равно как не оспаривался и факт того, что по окончании рабочего дня (у Палкиной И. А. ненормированный рабочий день) автомобиль на служебную стоянку она не ставила. Как пояснял Азов М. Ю., он считал это нецелесообразным, поскольку она проживает в г. Калининграде. Сам факт закрепления автомобиля за Палкиной И. А. обусловлен служебной необходимостью в силу разъездного характера работы (осуществляет на постоянной основе поездки по муниципалитету, в Правительство Калининградской области).

Между тем, указанное обстоятельство само по себе не наделяло правом Азова М. Ю. по предоставлению служебного автомобиля в распоряжение Палкиной И. А. в том числе и для личного использования (поездок с работы домой и обратно).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается: использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество.

В соответствии с подпунктом 5 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе: использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.

Приведенные положения закона, предусматривают прямой запрет на использование муниципальным служащим муниципального имущества, к которому относится и служебный автомобиль в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, о чем ответчику не могло быть известно при заключении дополнительного соглашения к трудовому договору с Палкиной И. А.

При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что Палкина И. А. использовала служебный автомобиль в основном в служебных целях, а также заправляла автомобиль за свой счет, если он ею использовался в личных целях, на что указано стороной ответчика.

Более того, использование автомобиля предполагает не только использование ГСМ для его заправки, но и расходы по его страхованию ремонту, амортизации и т.д., что осуществлялось за счет бюджетных средств.

Таким образом, при предоставлении служебного автомобиля в пользование Палкиной И. А. на безвозмездной основе, в том числе для личного использования, Азовым М. Ю. был нарушен запрет на использование муниципального имущества в личных целях, установленный п. 7 ч. 1 ст. 14 Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в связи с чем требования прокурора в части взыскания с ответчика денежных средств в заявленном размере 245420 рублей 67 копеек подлежат удовлетворению.

При этом, доводы стороны ответчика о том, что прокурором не предоставлен расчет и доказательств тому, сколько из этих денег было потрачено Палкиной И. А. в рамках личного использования автомобиля, суд признает несостоятельными, поскольку в данной ситуации ответчик был обязан доказать отсутствие допущенных им нарушений, однако из представленных документов Администрацией ( запрос суда исполнен только в части) не представляется возможным это сделать. Более того, как уже указано выше, ответчик вообще не вправе был предоставлять служебный автомобиль в личное пользование как Палкиной И. А., так и любому другому сотруднику.

Доводы стороны ответчика о том, что служебная деятельность Палкиной И. А. носит разъездной характер, а ее рабочий день является ненормированным, также не состоятельны, поскольку из служебной инструкции и трудового договора Палкиной И. А. этого не следует.

При этом, ненормированный рабочий день - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 101 ТК РФ), а не на постоянной основе. Особенностью данного режима является такой характер работы, который по не зависящим от работника причинам зачастую не позволяет выполнять определенные трудовые функции в рабочее время.

Таким образом, никаких доказательств необходимости использовать служебный автомобиль на постоянной основе для личных целей, ответчиком суду также не представлено.

Вместе с тем, требования прокурора о признании незаконными распоряжения главы Администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» Азова М. Ю. № 91-Р от 27.03.2018 и дополнительного соглашения от 01.04.2018 № 01 к трудовому договору с Палкиной И. А. от 06.02.2018 не подлежат удовлетворению, поскольку непосредственно Азов М. Ю. не является работодателем по отношению в Палкиной И. А..

Более того, оспариваемое распоряжение отменено распоряжением -р от 15.04.2021 (т.1 л.д. 72), а Дополнительным соглашением от 16.04.2021 к Трудовому договору от 06.02.2018 изменен п. 21 Раздела VII и изложен в следующей редакции: «Иные условия трудового договора: нет».

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 654 рубля.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Багратионовского района Калининградской области удовлетворить частично.

Взыскать с Азова Максима Юрьевича в пользу администрации МО «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» в счет возмещения причиненного ущерба 245420 (двести сорок пять тысяч четыреста двадцать) рублей 67 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Азова Максима Юрьевича в доход местного бюджета МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» государственную пошлину в размере 5654 (пять тысяч шестьсот пятьдесят четыре) рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 11 апреля 2022 года.

Судья, подпись –

Копия верна, судья - И. А. Реминец