НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зеленогорского городского суда (Красноярский край) от 04.04.2012 № 2-299

                                                                                    Зеленогорский городской суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Зеленогорский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ 2-299/2012

Именем Российской Федерации

04 апреля 2012 г. Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Марковкина Н.А.

при секретаре Федоровой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО г.Зеленогорска к Администрации ЗАТО г.Зеленогорск о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановления Администрации ЗАТО г.Зеленогорск в части, обязании внести изменения в постановление,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г.Зеленогорска в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации ЗАТО г.Зеленогорск /далее Администрации/. Просит с учетом их изменения/л.д.75/ признать противоречащими ст.ст.8,11,12 ТК РФ и недействующими со дня принятия строку 4 пункта 1.1 и пункт 2 постановления Администрации № 355-п от 22.09.2011 г. « О внесении изменений в постановление главы администрации ЗАТО г.Зеленогорска от 28.02.2008 г. № 98-п « Об утверждении Положения об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения «Служба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и общественной безопасности» /далее Постановление № 355-п и Постановление № 98-п/. Обязать ответчика исключить из правового акта строку 4 пункта 1.1 и пункт 2 постановления № 355-п от 22.09.2011 г., внести в постановление соответствующие изменения в установленном законом порядке.

Мотивирует тем, что муниципальное казенное /ранее бюджетное/ учреждение «Служба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и общественной безопасности» /далее Учреждение/ создано 01.02.2008 г. путем выделения из Управления по делам ГО,ЧС и ОБ администрации ЗАТО г.Зеленогорск. Согласно Уставу Учреждения к исключительной компетенции учредителя –Администрации относится организация финансового контроля и обеспечение финансовой деятельности службы, определение системы оплаты труда работников и порядка ее применения, осуществление прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с директором службы, утверждение штатного расписания, сформированного руководителем. Следовательно, за органом местного самоуправления сохранена часть полномочий работодателя. Постановлением № 98-п от 28.02.2008 г. утверждено Положение об оплате труда работников МУ «Служба обеспечения мероприятий гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности г.Зеленогорска», вступившее в силу с момента подписания и распространяющееся на правоотношения, возникшие с 01.02.2008 г. П. 3.3. данного Положения по должности « ведущий специалист» установлен диапазон разрядов 12-14. Постановлением № 355-п изменен диапазон разрядов по должности «ведущий специалист» на 10-12, тем самым существенно ухудшены условия труда работников учреждения, занимающих эти должности, действие этого постановления распространено на прошлое время.

Внесенное в адрес Администрации представление об устранении нарушений отклонено, до настоящего времени мер по устранению вышеперечисленных нарушений законодательства Администрацией принято не было.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным выше основаниям. Пояснил, что оспариваемое в части Постановление № 355-п ответчика касается неопределенного круга лиц, противоречит нормам трудового кодекса, нарушает права работников. Установленный диапазон разрядов резко отличается от действующих на территории края. У ответчика не было полномочий на издание оспариваемого Постановления № 355-п. Администрация, не являясь работодателем, не согласовала штатное расписание Учреждения, оспариваемое постановление и то, в которое последним внесены изменения. Распространение действия Постановления 3 355-п на прошлое время явно нарушает ст.12. ТК РФ, ухудшает положение работников.

Представитель ответчика Администрации по доверенности Петухова М.В. /полномочия проверены/ возражала против исковых требований. Пояснила, что заявление прокурора предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, которому не предоставлено такое право, производство по делу подлежит прекращению. Оспариваемое Постановление 3 355-п распространяется на определенный круг лиц, на правоотношения между работодателем и работником. Оно принято полномочным органом в соответствии со ст.70,86 Бюджетного Кодекса РФ, ст.ст. 5,12-13,143-144 ТК РФ и постановлением главы Администрации от 07.12.2007 г. № 560-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений города Зеленогорска», права граждан не нарушает. Постановление № 355-п не противоречит ст.8,22 ТК РФ, поскольку Администрация работодателем для работников Учреждения не является. Реорганизация места не имела, было вновь создано муниципальное учреждение. Регулирование вопросов оплаты труда муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления связано не с передачей прав работодателя, а с необходимостью выполнения требований бюджетного законодательства. В процессе подготовки и принятия постановления № 98-п была допущена техническая ошибка в указании диапазона разрядов ведущих специалистов, вместо диапазона 10-12 ошибочно был указан диапазон 12-14, что противоречило штатному расписанию, действующим на тот момент тарифно-квалификационным характеристикам, не было обеспечено финансово. В целях устранения указанных противоречий и допущенной технической ошибки было внесено изменение в положение об оплате труда Учреждения оспариваемым прокурором Постановлением № 355-п. Права работников не были нарушены, трудовые договоры заключены в соответствии со штатным расписанием.

Представитель третьего лица МКУ Кисилев С.И. /полномочия проверены/ поддержал доводы ответчика о допущении технической ошибки в Положении об оплате труда, поскольку в штатном расписании был установлен диапазон разрядов с 10 по 12, трудовые договоры с работниками были заключены именно по этим разрядам, оплата производилась в полном объеме по данным разрядам. В настоящее время он принимает меры к повышению уровня заработной платы работникам в установленном для этого порядке.

Выслушав прокурора, представителей ответчика, третьего лица, исследуя материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Ст.12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе, путем признания недействительным акта местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе, граждан, неопределенного круга лиц в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных отношений) и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В судебном заседании установлено, что Муниципальное казенное учреждение «Служба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» /далее Учреждение/ является некоммерческой организацией, созданной на основании постановления главы администрации ЗАТО г.Зеленогорск от 16.11.2007 г. № 513-п «О создании муниципального учреждения «Служба обеспечения мероприятий гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности города Зеленогорска».

Учредителем Учреждения является муниципальное образование город Зеленогорск Красноярского края, функции которого осуществляет Администрация ЗАТО г.Зеленогорск, что следует из Устава Учреждения/л.д.56-67/.

Ранее Учреждение являлось муниципальным, его учредителем являлась Администрация ЗАТО г.Зеленогорск/л.д.77-87/. Постановлением Администрации № 35-п от 31.01.2008 г. были утверждены его Устав и штатное расписание, являющееся приложением № 2 к данному постановлению/л.д.36 и на обороте/.

В соответствии со штатным расписанием должность ведущего специалиста (по радиационной, химической, бактериологической защите, первичным мерам пожарной безопасности) тарифицирована по 10 разряду, должность ведущего специалиста (по средствам связи, оповещению) тарифицирована по 12 разряду.

Постановлением Администрации № 347-п от 09.09.2009 г./л.д.18/ его наименование было изменено на наименование - муниципальное бюджетное учреждение «Служба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и общественной безопасности», был утвержден его Устав/л.д.19-25/.

Согласно постановлению Администрации № 98-п от 28.02.2008 г. было утверждено Положение об оплате труда работников Муниципального учреждения «Служба обеспечения мероприятий гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности города Зеленогорска»/л.д.9/.

При принятии указанного Положения в пункте 3.3 была допущена техническая ошибка, вместо диапазона разрядов с 10 по 12 для ведущих специалистов был ошибочно указан диапазон с 12 по 14/л.д.10 на обороте/.

В целях устранения этой ошибки, приведения вышеназванного Положения в соответствие с ранее принятым постановлением главы Администрации № 35-п от 31.01.2008 г. «Об утверждении Устава муниципального учреждения «Служба обеспечения мероприятий гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности города Зеленогорска», Положением об оплате труда работников муниципальных учреждений города Зеленогорска, утвержденного постановлением главы Администрации № 560-п от 07.12.2007 г., с учетом Постановлений Минтруда РФ от 20.04.1993 № 84 (в редакции постановления Минтруда РФ от 06.07.1994 г. № 53) «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных учреждений и организаций, подведомственных Государственному комитету Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий", от 06.06.1996 г. № 32 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих».

В адрес администрации 09.11.2011 г. прокурором был внесен протест об отмене постановления № 355-п как противоречащего требованиям федерального трудового законодательства, нарушающего права работников Учреждения/л.д.7-/, который 18.11.2011 г. был обоснованно отклонен, что подтверждается письмом «О рассмотрении протеста /л.д.8/.

В соответствии ст.56 ГПК РФ бремя доказывания возложено на стороны.

Довод прокурора в обоснование исковых требований об отсутствии полномочий у ответчика на издание оспариваемого постановления является необоснованным.

Согласно ст.5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, в том числе, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст.13 ТК РФ вышеуказанные нормативные правовые акты действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии со ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, указанной нормой предусмотрено право ответчика регулировать систему оплаты труда Учреждения. Оспариваемое истцом постановление № 355-п о внесении изменений в постановление № 98-п принято одним и тем же органом, законность постановления № 98-п, в которое внесены изменения, прокурором не оспаривается. Постановление № 98-п, как и оспариваемое постановление № 355-п, были согласованы с работодателем в лице директора Учреждения Кисилева С.И., что подтверждается листами согласования/ л.д.45,93/.

Пункты 1.1,1.2 Постановления главы администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 07.12.2007 № 560-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений города Зеленогорска" /далее Положение № 560-п/ регулируют оплату труда и определяет единые принципы оплаты труда работников муниципальных учреждений на основе тарифной системы/л.д.42-47/.

Согласно пункту 2.4 вышеуказанного Положения № 560-п разряды оплаты труда работников учреждений устанавливаются в зависимости от сложности выполняемых работ и определяются на основе их тарификации с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих /далее – ЕТКС/, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих /далее – ЕКС/ отраслей бюджетной сферы, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом диапазонов разрядов оплаты труда, указанных в Отдельных положениях.

В соответствии с п.2.5 Положения № 560-п до утверждения ЕТКС и ЕКС применяются тарифно-квалификационные /квалификационные/ характеристики, в соответствии с которыми работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 31 декабря 2004 года устанавливались разряды оплаты труда в части разделов, содержащих должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, утверждаемых решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что на момент утверждения постановления главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 28.02.2008 г. № 98-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения «Служба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и общественной безопасности» отсутствовали ЕТКС и ЕКС, при утверждении данного положения должны были применяться тарифно-квалификационные /квалификационные/ характеристики, в соответствии с которыми работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 31 декабря 2004 года устанавливались разряды оплаты труда. Таким актом являлось Постановление Минтруда РФ от 20.04.1993 № 84 (в редакции постановления Минтруда РФ от 06.07.1994 г. № 53) «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных учреждений и организаций, подведомственных Государственному комитету Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий". Согласно данному постановлению должность специалиста (ведущего специалиста) гражданской обороны тарифицировалась с 6 по 13 разряды.

Следовательно, установление пунктом 3.3 Положения об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения «Служба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и общественной безопасности», утвержденного постановлением главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 28.02.2008 г. № 98-п, диапазона разрядов с 12 по 14 для ведущего специалиста противоречило вышеуказанным нормам/л.д.10 на обороте/.

Кроме того, пункт 3.3 Положения об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения «Служба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и общественной безопасности» вступил в противоречие со штатным расписанием, утвержденным постановлением главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 31.01.2008 г. № 35-п «Об утверждении Устава муниципального учреждения «Служба обеспечения мероприятий гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности города Зеленогорска» (Приложение № 2 к постановлению)/л.д.36/.

Пунктом 4 штатного расписания должность ведущего специалиста (по радиационной, химической, бактериологической защите, первичным мерам пожарной безопасности) тарифицирована по 10 разряду, а пунктом 5 должность ведущего специалиста (по средствам связи, оповещению) тарифицирована по 12 разряду.

При этом указанные в пункте 3.3 Положения об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения «Служба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и общественной безопасности» диапазоны разрядов с 12 по 14 для ведущего специалиста не были финансово обеспечены, что противоречит нормам бюджетного законодательства о сбалансированности бюджетной сметы.

Учреждению при его создании по согласованию с департаментом финансов администрации края был утвержден фонд оплаты труда на 1 февраля 2008 г. в размере 1199,4 тыс. рублей. Данный фонд оплаты труда был рассчитан исходя из 1 единицы ведущего специалиста (по радиационной, химической, бактериологической защите, первичным мерам пожарной безопасности) 10 разряда с тарифной ставкой 3448,80 рублей и из 1 единицы ведущего специалиста (по средствам связи, оповещению) 12 разряда с тарифной ставкой 4 082.40 руб. (пункты 4,5 расчета планового ФОТ с 01.02.2008 г. по 31.12.2008 г.)/л.д.37/.

В дальнейшем согласно справке отдела по труду Администрации фонд оплаты труда Учреждения изменялся в 2008 г. дважды/л.д.38/:

- с 1 апреля 2008 г. фонд оплаты труда увеличен на 171,6 тыс. рублей (краевая субсидия на индексацию);

- с 1 декабря 2008 г. фонд оплаты труда увеличен на 85,5 тыс. рублей (выделены дополнительные средства по ходатайству директора учреждения).

В связи с принятием постановления главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 28.02.2008 г. № 98-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения «Служба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и общественной безопасности» фонд оплаты труда не изменялся, соответствующих обращений и расчетов от директора Учреждения в Администрацию не поступало.

Суд принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что в целях устранения указанных противоречий и допущенной технической ошибки постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 22.09.2011 г. № 355-п внесено изменение в Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Служба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и общественной безопасности», которое было приведено в соответствие с более ранним правовым актом – штатным расписанием, утвержденным постановлением главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 31.01.2008 г. № 35-п «Об утверждении Устава муниципального учреждения «Служба обеспечения мероприятий гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности города Зеленогорска». Действие данного постановления распространено на правоотношения, возникшие с 01.02.2008 г., то есть с момента вступления в силу постановления главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 31.01.2008 г. № 35-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения «Служба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и общественной безопасности».

Указанный выше довод обоснован, подтвержден в суде представителем третьего лица Кисилева С.И., пояснившем о произошедшей технической ошибке в указании диапазона разрядов.

Довод истца о нарушении оспариваемым постановлением ст.12 ТК РФ не может быть принят судом во внимание как не основанный на законе.

В силу ст.12 ТК РФ действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие в случаях, прямо предусмотренных эти актом.

Постановление Администрации от 22.09.2011 г. № 355-п не противоречит нормам о действии нормативных актов во времени. Она имела право изменить свой нормативный правовой акт, распространив его действие на прошлое время.

Оспариваемое постановление не противоречит ст.ст.8,11,22 ТК РФ, как утверждает истец, поскольку указанные нормы регулируют порядок принятия работодателями локальных нормативных актов, основные права и обязанности работодателя. В силу ст.20 ТК РФ Администрация работодателем для работников Учреждения не является.

Не нашел своего подтверждение в суде и довод истца об ухудшении существенных условий труда работников Учреждения по должности «ведущий специалист», предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ, а именно условия о квалификации и оплате труда. Как установлено в судебном заседании, действующим штатным расписанием предусмотрен диапазон разрядов вышеуказанных специалистов с 10 по 12, оплата по которым производится в полном объеме, что не оспаривал истец.

Довод истца о резком отличии условий оплаты труда в Учреждении от действующих в аналогичных учреждениях на территории края не мотивирован и не может служить основанием для признания оспариваемого постановления в части незаконным и недействующим со дня принятия. При этом представитель третьего лица Кисилев С.И. пояснил о возможности и намерении решать вопросы относительно повышения разрядов работникам в установленном для этого порядке. Необходимо сделать расчеты, обоснование, обратиться к главе Администрации в целях повышения фонда оплаты труда.

Довод представителя ответчика о пропуске трехмесячного срока исковой давности не может быть принят судом во внимание, поскольку в силу ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года. Предусмотренный ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок установлен для оспаривания решения, действия/бездействия/ органов местного самоуправления в порядке главы 25 ГПК РФ.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает обоснованным довод истца о том, что исковое заявление подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц. Оспариваемое постановление затрагивает как интересы работников данного Учреждения, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга лиц, которые вправе вступать в трудовые отношения с Учреждением. Право на заключение трудовых договоров имеет неограниченное количество граждан. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора ЗАТО г.Зеленогорск в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановления Администрации ЗАТО г.Зеленогорск № 355-п от 22.09.2011 г. в части, обязании внести изменения в постановление, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения через Зеленогорский городской суд.

Судья Н.А.Марковкина