Дело №2-3409/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Садыкова И.И.
при секретаре Гурьяновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеленодольского городского прокурора РТ, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету г.Зеленодольск о признании отдельных положений постановления противоречащими закону и недействующими,
установил:
Зеленодольский городской прокурор РТ, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Исполкому г.Зеленодольск о признании отдельных положений Постановления Исполнительного комитета г.Зеленодольск №01-08-432 от 23 ноября 2010 года «Об установлении тарифов на жилищные услуги по городу Зеленодольск» и Приложение № 1 к нему, а также последующие изменения в него, внесенные на основании Постановления №01-08-236 от 28 мая 2012 года, противоречащим федеральному закону - Жилищному кодексу РФ и другим нормативно-правым актам - постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», и недействующим со дня его принятия в части:
А) установления в приложении №1 тарифа (платы) за «пользование лифтом»;
Б) установления в приложении №1 тарифа за «техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых сетей газоснабжения»;
В) техническое обслуживание общедомовых приборов тепловой энергии;
Г) техническое обслуживание общедомовых приборов горячего водоснабжения;
Д) техническое обслуживание общедомовых приборов холодного водоснабжения.
Признании экономически необоснованным установление размера тарифа (платы) за:
- управление жилым фондом в части включения в размер указанной платы взносов ООО «УК «Жилкомплекс» в СРО;
- «сбор, вывоз и утилизация ТБО», в части включения в этот тариф платы за сбор и утилизацию;
- «уборка придомовой территории, в том числе уборка контейнерных площадок» в части включения в тариф платы за уборку контейнерных площадок.
Обязании Исполкома г.Зеленодольск внести изменения в структуру платы указанную в приложении №1 и №2 в части исключения:
-из тарифа «уборка придомовой территории, в том числе уборка контейнерных площадок», фразы «в том числе уборка контейнерных площадок»,
- из тарифа «сбор, вывоз и утилизация ТБО», слов «сбор», «утилизация».
Обязании Исполнительного комитета г.Зеленодольск внести изменения в постановление Исполнительного комитета г.Зеленодольск №01-08-432 от 23 ноября 2010 года «Об установлении тарифов на жилищные услуги по городу Зеленодольску» и приложение №1 к нему, а также внести изменения в Постановление руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-236 от 28 мая 2012 года и приложение №2 к нему, в части включения в структуру платы за жилищные услуги отдельного тарифа с наименованием «текущий ремонт» с соответствующим экономическим обоснованием его цены.
Обязании Исполнительного комитета г.Зеленодольск внести изменения в постановление Исполнительного комитета г.Зеленодольска №01-08-432 от 23 ноября 2010 года «Об установлении тарифов на жилищные услуги по городу Зеленодольску» и приложение №1 к нему, а также внести изменения в Постановление руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-236 от 28 мая 2012 года и приложение №2 к нему, в части исключения из тарифов «текущий ремонт жилых зданий и благоустройство придомовой территории, в том числе содержание контейнерных площадок», «техническое обслуживании и текущий ремонт внутридомовых водопроводно-канализационных сетей», «техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых сетей отопления», «техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых сетей электроснабжения» фразы «текущий ремонт» с последующим проведением экономического обоснования указанных тарифов без учета затрат на текущий ремонт.
В обоснование иска указано, что по результатам проведенной Зеленодольской городской прокуратурой проверки законности Постановления Исполкома г.Зеленодольск №01-08-432 от 23 ноября 2010 года «Об установлении тарифов на жилищные услуги по городу Зеленодольск» и Приложение №1 к нему, с последующими изменениями, внесенными на основании постановлений №01-08-485 от 21 декабря 2010 года, №01-08-432 от 23 декабря 2011 года, №01-08-236 от 28 мая 2012 года, выявлены нарушения действующего законодательства в сфере установления тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг, поскольку любой тариф, плата должны быть экономически обоснованными, прозрачными и понятными населению. В ходе рассмотрения данного гражданского дела Постановлением руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-435 от 12 октября 2012 года, опубликованным в периодическом информационном издании «Зеленодольская правда» от 17 октября 2012 года №82 (14296), были признанны утратившими силу:
- Постановление руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-432 от 23 ноября 2010 года (с изменениями от 21 декабря 2010 года Постановление руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-485, от 23 ноября 2011 года Постановление руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-430, от 28 мая 2012 года Постановление руководителя Исполкома г.Зеленодольск № 01-08-236). Однако данным Постановлением №01-08-435 от 12 октября 2012 года и приложением №1 к нему установлен новый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, утверждена новая структура тарифов на услуги ЖКХ, которые распространяются на жилищные правоотношения с 01 октября 2012 года. Приложение №1 к настоящему Постановлению содержит следующие формулировки, не соответствующие требованиям действующего жилищного законодательства в сфере жилищных правоотношений, которые должны быть заменены, а именно: тариф с наименованием «лифт» на «техническое обслуживание лифта»,
«содержание общедомовых водопроводно-канализационных сетей» на «техническое обслуживание общедомовых водопроводно-канализационных сетей»,
«содержание общедомовых сетей центрального отопления» на «техническое обслуживание общедомовых сетей центрального отопления»,
«содержание общедомовых электросетей» на «техническое обслуживание общедомовых электросетей»,
«содержание общедомовых сетей газоснабжения» на «техническое обслуживание общедомовых сетей газоснабжения». Кроме того, в данном приложении №1 отсутствует тариф за проведение текущего ремонта, что является незаконным и противоречит требованиям ЖК РФ, постановлению правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Несмотря на то, что из данного Приложения №1 были исключены некоторые ранее установленные тарифы, такие как: «текущий ремонт жилых зданий и благоустройство придомовой территории, в том числе контейнерных площадок», «техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых водопроводно-канализационных сетей», «техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых сетей отопления», «техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых сетей электроснабжения», услуги по текущему ремонту, но это не повлекло за собой уменьшение взимаемой платы за эти услуги, что является нелогичным и незаконным, и требует снижения. В связи с чем истец считает необходимым снизить размер взимаемой платы по следующим видам услуг, а именно: «техническое содержание жилых зданий», содержание общедомовых водопроводно-канализационных сетей», «содержание общедомовых сетей центрального отопления», «содержание общедомовых электрических сетей», «содержание общедомовых сетей газоснабжения».
Поскольку приборы учета горячего и холодного водоснабжения являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей и затраты на их обслуживание должны возмещаться за счет статей «Техническое содержание жилых зданий» без увеличения размера тарифа, тогда как в приложении №1 к настоящему Постановлению в тарифе с наименованием «содержание общедомовых сетей центрального отопления, в т.ч. с общедомовыми приборами учета», «без общедомовых приборов учета», незаконно увеличен размер платы, исключенный из тарифа с наименованием «техобслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии».
Кроме того, Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомплекс» является участником СРО, оплачивает взносы, которые, как показала проверка, включены им в калькуляцию тарифа «управление жилым фондом» на 2011-2012 гг. В соответствии с ФЗ «О саморегулируемых организациях» расходы на содержание СРО могут взиматься только на добровольной основе, и только с участников СРО, коими являются субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности, поэтому возложение на граждан обязанности уплаты членских взносов в СРО за ООО «УК «Жилкомплекс» является незаконным.
В дальнейшем Зеленодольский городской прокурор РТ увеличил исковые требования и просил: признать Постановление Исполнительного комитета г.Зеленодольск №01-08-435 от 12.10.2012 «Об установлении тарифов на жилищные услуги по городу Зеленодольск» и Приложение № 1 к нему противоречащим федеральному закону - Жилищному кодексу РФ и другим нормативно-правым актам - постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», и недействующим со дня его принятия в части:
А) установления в приложении № 1 тарифа (платы) за «лифт»;
Б) установления в приложении №1 тарифа за «содержание водопроводно-канализационных сетей, содержание общедомовых сетей центрального отопления, содержание общедомовых электросетей, содержание общедомовых сетей газоснабжения».
Обязать Исполнительный комитет г.Зеленодольск внести изменения в постановление Исполнительного комитета г.Зеленодольск №01-08-435 от 12.10.2012 «Об установлении тарифов на жилищные услуги по городу Зеленодольск» и приложение № 1 к нему в тариф с наименованием «лифт» и присвоить наименование «техническое обслуживание лифта» с последующим проведением экономического обоснования указанного тарифа.
Обязать Исполнительный комитет г.Зеленодольск внести изменения в постановление Исполнительного комитета г.Зеленодольск №01-08-435 от 12.10.2012 «Об установлении тарифов на жилищные услуги по городу Зеленодольск» и приложение № 1 к нему в тарифы с наименованием - «содержание водопроводно-канализационных сетей, общедомовых сетей центрального отопления, содержание общедомовых электросетей, содержание общедомовых сетей газоснабжения» и заменить во всех тарифах слово «содержание» на «техническое обслуживание» с последующим проведением экономического обоснования указанных тарифов без учета затрат на текущий ремонт.
Обязать Исполнительный комитет г. Зеленодольск внести изменения в постановление Исполнительного комитета г.Зеленодольска №01-08-435 от 12.10.2012 «Об установлении тарифов на жилищные услуги по городу Зеленодольск» и приложение № 1 к нему в части включения в структуру платы за жилищные услуги отдельного тарифа с наименованием «текущий ремонт» с соответствующим экономическим обоснованием его цены.
Обязать Исполнительный комитет г. Зеленодольск изменить тариф с наименованием «содержание общедомовых водопроводно-канализационных сетей», «в т.ч. с общедомовыми приборами учета ГВС, ХВС», «с общедомовыми приборами учета ХВС», «с общедомовыми приборами учета ГВС», «без общедомовых приборов учета» путем исключения тарифов с наименованием «т.ч. с общедомовыми приборами учета ГВС, ХВС», «с общедомовыми приборами учета ХВС», «с общедомовыми приборами учета ГВС», «без общедомовых приборов учета», оставив только наименование тарифа «техническое обслуживание общедомовых водопроводно-канализационных сетей» с размером платы 1 р.69 коп. с кв.м..
Признать незаконным установление в приложении № 1 постановления № 01-08-435 от 12.10.2012 в тарифе с наименованием «содержание общедомовых сетей центрального отопления», в т.ч. с общедомовыми приборами учета» и «без общедомовых приборов учета» отдельных тарифов в виде «в т.ч. с общедомовыми приборами учета», «без общедомовых приборов учета», обязать Исполком г. Зеленодольска изменить тариф с наименованием «содержание общедомовых сетей центрального отопления», «в т.ч. с общедомовыми приборами учета», «без общедомовых приборов учета» путем исключения тарифов с наименованием «т.ч. с общедомовыми приборами учета», «без общедомовых приборов учета», оставив только наименование тарифа «техническое обслуживание общедомовых сетей центрального отопления» с размером платы 1р.21 коп. с кв.м.
От первоначальных исковых требований истец отказался в связи с признанием утратившими силу - Постановление руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-432 от 23 ноября 2010 года (с изменениями от 21 декабря 2010 года Постановление руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-485, от 23 ноября 2011 года Постановление руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-430, от 28 мая 2012 года Постановление руководителя Исполкома г.Зеленодольск № 01-08-236).
На судебном заседании истец – старший помощник Зеленодольского городского прокурора РТ Бадретдинов А.М. на исковых требованиях настаивал.
На судебном заседании представитель ответчика Исполкома г.Зеленодольск ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме.
Представители третьих лиц МБУ «Департамент ЖКХ» ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, а также представитель ООО «Газпром трансгаз Казань» ФИО4, на судебном заседании исковые требования не поддержали.
Представители третьих лиц ФИО5, ООО «Центр Благоустройства», ООО «Мега плюс», ООО «УК «Экосервис», МУП «Экоресурс» на судебное заседание не явились, извещены своих возражений по делу не представили.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу ст.3 Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:… 7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Согласно ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление…
Согласно ст.156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
2. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
3. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления…, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В силу п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе:
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно п.29. настоящих правил расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с п.17 Постановления №48 от 29.11.2007г. Пленума Верховного суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» суду при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В силу п.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В судебном заседании установлено, что Постановлением руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-435 от 12 октября 2012 года установлены тарифы на жилищные услуги по г.Зеленодольск. Согласно Приложения №1 к данному постановлению установлены следующие размеры платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников, не выбравших способ управления многоквартирным домом и многоквартирных домов, собственники которых не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения:
- управление многоквартирным домом 1,43
- уборка подъездов 1,08
- уборка придомовой территории 1,55
- обслуживание мусоропроводов 0,65
- дератизация 0,17
- техническое содержание жилых зданий 2,69
- содержание общедомовых водопроводно-канализационных
сетей, в т.ч.
с общедомовыми приборами учета ГВС, ХВС 2,09
с общедомовыми приборами учета ХВС 1,89
с общедомовыми приборами учета ГВС 1,89
без общедомовых приборов учета 1,69
- содержание общедомовых сетей центрального
отопления, в т.ч.
с общедомовыми приборами учета 1,71
без общедомовых приборов учета 1,21
- содержание общедомовых электрических сетей 0,80
- содержание общедомовых сетей газоснабжения 0,21
- вывоз твердых бытовых отходов 1,14
- вывоз жидких бытовых отходов 2,55
- лифт 4,70
- капитальный ремонт 5,40.
Действие настоящего Постановления, распространяется на жилищные отношения, возникшие с 01 ноября 2012 года (изменения, внесенные постановлением 301-08-480 от 07 ноября 2012 года) Данный нормативно-правовой документ опубликован в официальном периодическом издании г.Зеленодольска и Зеленодольского района РТ «Зеленодольская правда» от 17 октября 2012 года №82 (14296) (том 2 л.д.1-5).
При утверждении размеров вышеуказанных тарифов на 2011-2012 гг. ответчиком были учтены затраты Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомплекс» на участие в саморегулируемой организации, что также подтверждается заключением №11/10-ЭЭ от 27 июля 2011 года, составленным Обществом с ограниченной ответственностью «Аналитик-Эксперт», где в составе платы на оказание услуг по управлению жилищным фондом содержаться взносы на СРО.
Согласно статье 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «О, саморегулируемых организациях» источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:
регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);
добровольные имущественные взносы и пожертвования.
Таким образом, указанным Федеральным законом презюмируется добровольность внесения денежных средств в бюджет саморегулируемой организации гражданами, не являющимися ее членами.
Следовательно, возложение на жителей многоквартирных домов обязанности по уплате денежных средств за участие управляющей компании в саморегулируемой организации, то есть несение населением бремени расходов по содержанию саморегулируемой организации, противоречит положениям федерального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с чем Постановление руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-435 от 12 октября 2012 года в части включения в себя сумму затрат на участие управляющей компании в саморегулирующей организации в тарифе на управление многоквартирным домом, является незаконным и должно быть признано недействующим.
Согласно приложения №1 к Постановлению руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-435 от 12 октября 2012 года предусмотрено начисление тарифа на содержание общедомовых водопроводно-канализационных сетей, в т.ч.:
с общедомовыми приборами учета ГВС, ХВС 2,09
с общедомовыми приборами учета ХВС 1,89
с общедомовыми приборами учета ГВС 1,89
без общедомовых приборов учета 1,69, содержание общедомовых сетей центрального отопления, в т.ч.
с общедомовыми приборами учета 1,71
без общедомовых приборов учета 1,21.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила, содержания общего имущества в многоквартирномдоме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, приборы учета являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей и затраты по их обслуживанию должны возмещаться за счет статей «Техническое содержание жилых зданий», в том числе, внутридомовых систем водоснабжения и канализации, внутридомовых систем центрального отопления без увеличения тарифа.
Выделение в отдельную статью платы за текущий ремонт и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды, без уменьшения размера платы по статье техническое содержание жилых зданий является необоснованным и не может быть признано законным.
В связи с чем Постановление руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-435 от 12 октября 2012 года в части установления тарифов за содержание общедомовых водопроводно-канализационных сетей в части учета платы за содержание сетей: с общедомовыми приборами учета ГВС, ХВС; с общедомовыми приборами учета ХВС; с общедомовыми приборами учета ГВС; без учета общедомовых приборов учета и содержание общедомовых сетей центрального отопления, в том числе с общедомовыми приборами учета без общедомовых приборов учета, является незаконным.
В соответствии со статьями 10, 12 и 130 Конституции РФ суд не вправе вмешиваться в правотворческую деятельность органов местного самоуправления, подменять их компетенцию, возлагать на них обязанность по осуществлению нормативного правового регулирования в той или иной форме.
Данное положение нашло свое отражение в п.25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно п.5 и п.7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 в состав общего имущества включаются, в том числе внутридомовые инженерные системы газоснабжения,…а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу п.28 настоящих Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о признании недействующим со дня его принятия Постановления руководителя Исполкома г.Зеленодольск №01-08-435 от 12 октября 2012 года в части установления в приложении №1 тарифов за содержание общедомовых сетей газоснабжения и электрических сетей поскольку истец не предоставил доказательств того, что их утверждение противоречит нормам действующего законодательства.
Доводы представителя истца о том, что установленные Постановлением Исполнительного комитета г.Зеленодольск №01-08-435 от 12.10.2012 года тарифов на жилищные услуги по городу Зеленодольск экономически не обоснованы, плата за установленные услуги не понятна, суд находит несостоятельными, так как Постановлением Исполнительного комитета г.Зеленодольск №01-08-504 от 19 ноября 2012 года в вышеуказанное Постановление внесены дополнения следующего содержания: «Примечание: Размеры платы, установленные настоящим постановлением:
«техническое содержание жилых зданий»;
«содержание общедомовых водопроводно-канализационных сетей»;
«содержание общедомовых сетей центрального отопления»;
«содержание общедомовых электрических сетей»;
«содержание общедомовых сетей газоснабжения»;
«лифт» - предусматривает плату за услуги и работы по техническому содержанию и ремонту жилищного фонда, а именно – выполнение обязательных регламентных работ, подготовку к сезонной эксплуатации элементов оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей в соответствии с техническими регламентами, выполнение которых обязательно вне зависимости от того, требуется ли для их выполнения решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (том 2 л.д.7-8).
Поэтому исковые требования Зеленодольского городского прокурора РТ в части признания Постановления Исполнительного комитета г.Зеленодольск №01-08-435 от 12.10.2012 года «Об установлении тарифов на жилищные услуги по городу Зеленодольск» и Приложение № 1 к нему противоречащим федеральному закону - Жилищному кодексу РФ и другим нормативно-правым актам - постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», и недействующим со дня его принятия в части: А) установления в приложении № 1 тарифа (платы) за «лифт», Б) установления в приложении №1 «содержание водопроводно-канализационных сетей, содержание общедомовых сетей центрального отопления, содержание общедомовых электросетей, содержание общедомовых сетей газоснабжения»; внесении изменений: в тариф с наименованием «лифт» с присвоением наименования «техническое обслуживание лифта» с последующим проведением экономического обоснования указанного тарифа; в тарифы с наименованием «содержание водопроводно-канализационных сетей, общедомовых сетей центрального отопления, содержание общедомовых электросетей, содержание общедомовых сетей газоснабжения» с заменой во всех тарифах слово «содержание» на «техническое обслуживание» с последующим проведением экономического обоснования указанных тарифов без учета затрат на текущий ремонт; обязании Исполкома г.Зеленодольск изменить тариф с наименованием «содержание общедомовых водопроводно-канализационных сетей», «в т.ч. с общедомовыми приборами учета ГВС, ХВС», «с общедомовыми приборами учета ХВС», «с общедомовыми приборами учета ГВС», «без общедомовых приборов учета» путем исключения тарифов с наименованием «т.ч. с общедомовыми приборами учета ГВС, ХВС», «с общедомовыми приборами учета ХВС», «с общедомовыми приборами учета ГВС», «без общедомовых приборов учета», оставив только наименование тарифа «техническое обслуживание общедомовых водопроводно-канализационных сетей» с размером платы 1р.69 коп. с кв.м.; обязании Исполкома г.Зеленодольск внести изменения в Постановление №01-08-435 от 12 октября 2012 года в части включения в структуру платы за жилищные услуги отдельного тарифа с наименованием «текущий ремонт» с соответствующим экономическим обоснованием его цены; обязании Исполкома г. Зеленодольск изменить тариф с наименованием «содержание общедомовых сетей центрального отопления», «в т.ч. с общедомовыми приборами учета», «без общедомовых приборов учета» путем исключения тарифов с наименованием «т.ч. с общедомовыми приборами учета», «без общедомовых приборов учета», оставив только наименование тарифа «техническое обслуживание общедомовых сетей центрального отопления» с размером платы 1р.21 коп. с кв.м., суд находит не подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание, что признание указанных нормативных положений недействующими со дня принятия повлечет за собой существенные изменения бюджетных обязательств организаций и повлияет на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы, а также учитывая, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1) и 34 (часть 1), определяющими конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, в правовом регулировании публичных платежей должны действовать разумные сроки, по истечении которых возникает обязанность каждого платить законно установленные платежи, суд считает необходимым признать недействующими оспариваемые положения с момента вынесения данного решения.
На основании изложенного и ст.ст.10,12,15,130 Конституции Российской Федерации, ст.ст.154,156 ЖК РФ, Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, руководствуясь ст.56,194-199,209, 251,253 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Зеленодольского городского прокурора РТ удовлетворить частично.
Признать постановления Исполнительного комитета г. Зеленодольск №01-08-435 от 12.10.2012 года «Об установлении тарифов на жилищные услуги по городу Зеленодольск» и Приложение № 1 к нему противоречащим закону и недействующим со дня вынесения данного решения в части:
- установления размера тарифов на управление многоквартирным домом включающую в себя сумму затрат на участие управляющей компании в саморегулирующей организации;
- установления размера платы за содержание общедомовых водопроводно-канализационных сетей в части учета платы за содержание сетей: с общедомовыми приборами учета ГВС, ХВС; с общедомовыми приборами учета ХВС; с общедомовыми приборами учета ГВС; без учета общедомовых приборов учета;
- установления размера платы за содержание общедомовых сетей центрального отопления в части учета платы за содержание сетей: с общедомовыми приборами учета; без общедомовых приборов учета.
В остальной части исковых требований отказать.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 04 декабря 2012 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца, начиная с 05 декабря 2012 года.
Судья: