НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан) от 15.02.2022 № А-200/2022

Дело а-200/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2022 года г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Загитовой Л.В.

при секретаре Набиуллиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан к ФИО2 о взыскании обязательных платежей, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, пеням по страховым взносам, транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу,

установил:

Межрайонная ИФНС №8 по РТ обратилась в суд с административным иском к Утееву Д.Е. о взыскании задолженности по обязательным платежам на общую сумму ... руб. 49 коп., в том числе пеням по транспортному налогу ... руб., пеням по налогу на имущество ... руб., пеням по земельному налогу ... руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии ... руб., пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии ... руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ... руб., пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ... руб.

В обоснование требований указано, что по данным Межрайонной ИФНС № 8 по РТ административный ответчик имеет задолженность в бюджет по пеням по транспортному налогу за 2015-2018гг., пеням по налогу на имущество за 2016-2018гг., пеням по земельному налогу за 2015-2018гг., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017г., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017г., пеням по указанным страховым взносам за 2017-2019гг. Размер и расчет задолженности по налогам содержится в налоговом уведомлении. Согласно сведениям, поступившим из УГИБДД МВД РТ, переданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ должник имеет в собственности указанные в налоговом уведомлении транспортные средства, объекты недвижимости, в том числе земельные участки. Согласно данным, имеющимся в налоговом органе, с 14.02.2017 ФИО2 поставлен на учет в Межрайонной ИФНС России № 8 по РТ в качестве адвоката, осуществляющего деятельность в коллегии адвокатов, адвокатском бюро или в юридической консультации, по месту жительства. Уплата страховых взносов адвокатом осуществляется с момента присвоения ему статуса адвоката и до момента прекращения статуса адвоката. Ссылаясь на положения Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», 05.06.2020 налоговый орган доначислил ФИО2 суммы страховых взносов за 2017г. с момента вынесения решения о присвоении статуса адвоката, а именно с 08.02.2017, то есть за 6 календарных дней. Размер страховых взносов установлен ст.430 Налогового кодекса РФ. Поскольку административный ответчик обязанность по уплате налогов и страховых взносов не исполнил, налоговым органом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ на сумму недоимки начислены пени и направлено требование от 25.06.2020, от 27.06.2020. Однако, в установленный в требовании срок налогоплательщик не уплатил указанные суммы. 22.12.2020 мировым судьей судебного участка по Зеленодольскому судебному району РТ вынесен судебный приказ (дело а-702/2020) о взыскании задолженности с ФИО2 на общую сумму ...,49 руб. 02.06.2021 мировым судьей судебного участка по Зеленодольскому судебному району РТ вынесено определение об отмене указанного судебного приказа. В связи с чем, административный истец обратился в суд с административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала мотивируя доводами, изложенными в административном исковом заявлении, а также в письменных пояснениях относительно возражений административного ответчика по поводу пропуска срока для обращения о взыскании налоговой задолженности в судебном порядке (л.д.108-109), указав, что должнику было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 25.06.2020 с указанием срока для добровольной уплаты до 16.11.2020, по которому срок для обращения в суд истек 17.05.2021; требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 27.06.2020 с указанием срока для добровольной уплаты до 17.11.2020, по которому срок для обращения в суд истек 18.05.2021. Судебный приказ о взыскании задолженности на общую сумму ... руб. вынесен мировым судьей судебного участка по Зеленодольскому судебному району 22.12.2020 (дело а-706/2020). Определением мирового судьи судебного участка по Зеленодольскому судебному району от 02.06.2021 указанный судебный приказ отменен. В соответствии с ч.3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, страховых взносов, пеней предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Таким образом, довод административного ответчика о нарушении налоговым органом установленных законодательством сроков взыскания обязательных платежей в бюджет является несостоятельным, противоречит нормам законодательства о налогах и сборах и имеющимся в деле документальным доказательствам.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом посредством смс-сообщения (л.д.99), а также заказным письмом по адресу: РТ, <адрес>, по которому согласно сведениям, представленным ОВМ ОМВД России по Зеленодольскому району (л.д.52), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, и по адресу: <адрес>, конверты возвращены с отметкой «истек срок хранения» (л.д.100,101). 21.01.2022 по электронной почте, 14.02.2022 по почте поступили письменные возражения административного ответчика, согласно которым ФИО2 считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Межрайонная ИФНС №8 по РТ не направляла налогоплательщику ФИО2 по месту его регистрации налоговое уведомление с предложением погасить числящуюся задолженность до определенного срока; административный истец утратил право на принудительное взыскание задолженности по налогу за спорный период, так как истек срок принятия решения в порядке, установленном ст.48 Налогового кодекса РФ, поскольку административное исковое заявление направлено в суд за пределами шестимесячного срока. Достаточных доказательств для восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления не имеется (л.д.88-90, 103-105).

Учитывая положения ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие административного ответчика.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

С 01 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов переданы налоговым органам.

На основании п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Подпунктом 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны: уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

Согласно п.1 ст.432 Налогового кодекса РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п.2 ст.432 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) определено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В силу п.1 ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз.1 ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Исходя из смысла ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 400 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество:

1) жилой дом;

2) квартира, комната;

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

2. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

3. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

В силу п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (абзац 1).

Пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ предусматривает, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.

В соответствии с положениями п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (абзац 1 пункт 1).

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункт 1).

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзац 4 пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункт 2).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (абзац 2 пункт 2).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункт 2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (абзац 1 пункт 3).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункт 3).

Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков (пункт 7).

В судебном заседании из материалов дела и пояснений представителя административного истца установлено следующее.

Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица (л.д.8) в настоящее время административный ответчик имеет в собственности следующее имущество:

- земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер 16:, площадь 324,8 кв. м, дата регистрации права собственности 05.07.2012;

- земельный участок по адресу: 422610, <адрес>, кадастровый номер 16:, площадью 113 кв.м, дата регистрации права собственности 22.03.2021;

- садовый домик по адресу: <адрес>, Атлашкино-2 (Завод им.Горького), дп.143, площадью 8,4 кв.м, дата регистрации права собственности 05.07.2012;

- квартира по адресу: <адрес>, кадастровый номер 16:, площадь 67,1 кв. м, дата регистрации права собственности 01.01.2001;

- жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер 16:, площадь 73,8 кв. м, дата регистрации права собственности 22.03.2021;

- квартира по адресу: <адрес>, площадью 35,5 кв.м, дата регистрации права собственности 29.12.2015;

- квартира по адресу: <адрес>, площадью 53,9 кв.м, дата регистрации права собственности 29.12.2015.

Межрайонной ИФНС № 8 по РТ в соответствии с п.2 ст.52 Налогового кодекса РФ административному ответчику направлены:

- налоговое уведомление от 16.09.2016 (л.д.14) об уплате не позднее 01.12.2016 за 2015г. транспортного налога в размере ...,00 руб., земельного налога в размере ...,00 руб., налога на имущество в размере ...,00 руб., что подтверждается списком заказных писем, направленных 07.10.2016 (л.д.15);

- налоговое уведомление от 23.09.2017 (л.д.16) об уплате не позднее 01.12.2017 за 2016г. транспортного налога в размере ...,00 руб., земельного налога в размере ...,00 руб., налога на имущество в размере ...,00 руб., что подтверждается списком заказных писем, направленных 13.10.2017 (л.д.17);

- налоговое уведомление от 28.08.2018 (л.д.18) об уплате не позднее 03.12.2018 за 2017г. транспортного налога в размере ...,00 руб., земельного налога в размере ...,00 руб., налога на имущество в сумме ...,00 руб., что подтверждается списком заказных писем, направленных 25.09.2018 (л.д.19);- налоговое уведомление от 01.08.2019 (л.д.20) об уплате не позднее 02.12.2019 за 2018г. транспортного налога в размере ...,00 руб., земельного налога в размере ...,00 руб., налога на имущество в сумме ...,00 руб., что подтверждается списком заказных писем, направленных 22.08.2019 (л.д.21).

Вопреки доводам административного ответчика материалами дела подтверждается, что вышеуказанные налоговые уведомления направлены ФИО2 по адресу регистрации по месту жительства заказными письмами.

На основании сведений НО «Адвокатская палата Республики Татарстан» ФИО2 с 14.02.2017 поставлен на учет в налоговом органе в качестве адвоката с присвоением ИНН (л.д.12), решение о присвоении ФИО2 статуса адвоката принято 08.02.2017 (л.д.11).

Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации») квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» определено, что со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» территориальный орган юстиции ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

На основании ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен, уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

Таким образом, исходя из положений Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» и статьи 430 Налогового кодекса РФ в целях корректного формирования налоговыми органами обязательств по страховым взносам период начала (окончания) деятельности адвокатов, а также период приостановления (возобновления) статуса адвоката, необходимо исчислять с момента вынесения соответствующего решения Советом адвокатской палаты Российской Федерации. Указанная позиция изложена в Письме ФНС России от 23.01.2020 №БС-4-11/965@ «Об определении периода начала (окончания) деятельности адвокатов, а также периода приостановления статуса адвоката в целях формирования обязательств по страховым взносам».

В связи с этим, налоговый орган 05.06.2020 доначислил ФИО2 суммы страховых взносов за 2017 год с момента вынесения решения о присвоении статуса адвоката, а именно, с 08.02.2017, то есть за 6 календарных дней.

В 2017 году страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование определялись в порядке, установленном п.1 ст. 430 Налогового кодекса РФ:

1 минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ, ... руб. в месяц в 2017 году) *26% *12 месяцев = ... руб.

На обязательное медицинское страхование: 1 МРОТ (... руб. в месяц в 2017 году) *5,1% *12 месяцев = ...,00 руб.

Таким образом, доначислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 6 дней 2017 года:

... руб. : 12 месяцев = ...,00 руб. (начисления за один месяц)

...,00 руб. : 28 дней (февраль 2017г.) = ...,6428 руб. (за один день)

...,6428 руб. * 6 дней =...,86 руб. (за период с 08.02.2017-13.02.2017)

На обязательное медицинское страхование доначислено страховых взносов за 6 дней 2017 года:

... руб. : 12 месяцев = ...,50 руб. (начисления за 1 месяц)

...,50 : 28 дней (февраль 2017г.) = ...,66071 руб.(за один день)

...,66071 руб. * 6 дней = ...,97 руб. (за период с 08.02.2017-13.02.2017).

23.09.2020 согласно списку заказных писем (л.д.27) налоговым органом ФИО2 было направлено требование от 25.06.2020 (л.д.22), в котором указано о наличии вышеуказанной задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 88,43 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 17,34 руб., а также разъяснено, что в случае, если настоящее требование будет оставлено без исполнения в срок до 16.11.2020, налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры по взысканию налогов (сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов).

Расчет сумм пени за период с 10.01.2018 по 24.06.2020, включенной в требование по уплате от 25.06.2020, указан в таблице (л.д.25-26).

Кроме того, 23.09.2020 в адрес ФИО2 налоговым органом было направлено требование от 27.06.2020, согласно которому в срок до 17.11.2020 административный ответчик обязан оплатить пени по транспортному налогу с физических лиц 1230,90 руб., пени по налогу на имущество ...,30 руб., пени по земельному налогу ...,21 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере ...,04 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере ...,44 руб. (л.д.28, 39).

Подробный расчет суммы пеней, включенной в требование по уплате от 27.06.2020, указан в таблицах:

- пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 6 дней 2017г. в размере ...,86 руб. за период с 25.06.2020 по 26.06.2020 (2 дня) составляют ...,12 руб.; за 2018г. в размере ...,00 руб. за период с 12.07.2019 по 26.06.2020 (351 день) – ...,48 руб.; за 2019г. в размере ...,00 руб. за период с 15.01.2020 по 26.06.2020 (164 дня) – ...,44 руб. (л.д.29-30).

- пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 6 дней 2017г. в размере ...,97 руб. за период с 25.06.2020 по 26.06.2020 составляют 0,02 руб.; за 2018г. в размере ...,00 руб. за период с 12.07.2019 по 26.06.2020 – ...,28 руб.; за 2019г. в размере ...,00 руб. за период с 15.01.2020 по 26.06.2020 – ...,14 руб. (л.д.31-32).

- пени, начисленные за неуплату налога на имущество физических лиц, за 2016г. в размере ... руб. за период с 17.06.2019 по 26.06.2020 составляют ...80 руб.; за 2017г. в размере ...,00 руб. за период с 12.07.2019 по 26.06.2020 – ...,97 руб., за 2018г. в размере ...,00 руб. за период с 13.02.2020 по 26.06.2020 – ...,53 руб. (л.д.33-34).

- пени, начисленные за неуплату земельного налога с физических лиц, за 2015г. в размере ...,00 руб. за период с 12.07.2019 по 26.06.2020 составляют ...,41 руб.; за 2016г. в размере ...,00 руб. за период с 12.07.2019 по 26.06.2020 – 7,01 руб.; за 2017г. в размере ...,00 руб. за период с 12.07.2019 по 26.06.2020 – ...,41 руб.; за 2018г. в размере ...,00 руб. за период с 13.02.2020 по 26.06.2020 – ...,38 руб. (л.д.35-36).

- пени, начисленные за неуплату транспортного налога с физических лиц, за 2015г. в размере ...,00 руб. за период с 12.07.2019 по 26.06.2020 составляют ...,83 руб.; за 2016г. в размере ...,00 руб. за период с 12.07.2019 по 26.06.2020 – ...,83 руб.; за 2017г. в размере ...,00 руб. за период с 12.07.2019 по 26.06.2020 – ...,83 руб.; за 2018г. в размере ...,00 руб. за период с 13.02.2020 по 26.06.2020 – ...,41 руб. (л.д.37-38).

Согласно п.6 ст.69 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В пункте 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Таким образом, независимо от фактического получения административным ответчиком требований по уплате от 25.06.2020, от 27.06.2020, материалами дела подтверждается, что положения пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ налоговым органом соблюдены.

22.12.2020 мировым судьей судебного участка по Зеленодольскому судебному району РТ на основании заявления Межрайонной ИФНС по РТ вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 недоимки в общей сумме ...,49 руб., в том числе пеням по транспортному налогу ...,90 руб., пеням по налогу на имущество ...,30 руб., пеням по земельному налогу ...,21 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии ...,86 руб., пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии ...,47 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ...,97 руб., пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ...,78 руб.

Определением от 02.06.2021 мировым судьей судебного участка по Зеленодольскому судебному району судебный приказ от 22.12.2020 по делу а-706/2020 отменен (л.д.42).

30.09.2021 административному ответчику налоговым органом направлено административное исковое заявление с приложенными документами (л.д.44), конверт заказного письма возвращен отправителю (л.д.45-46).

Учитывая положения статьи 48 Налогового кодекса РФ и имеющиеся в деле доказательства, доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом срока обращения в суд являются ошибочными.

Как усматривается из материалов дела, срок исполнения требования об уплате от 25.06.2020 – 16.11.2020, от 27.06.2020 – 17.11.2020, судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности в общей сумме ...,49 руб. вынесен 22.12.2020, то есть до истечения шестимесячного срока, установленного абзацем 1 пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ. 02.06.2021 судебный приказ отменен, следовательно, с административным иском в суд налоговый орган должен был обратиться не позднее 02.12.2021. Административное исковое заявление поступило в Зеленодольский городской суд РТ 30.11.2021, зарегистрировано под вх. (л.д.4), принято к производству определением от 01.12.2021 (л.д.2).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.02.2015 -О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1,2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации», необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

По запросу суда, мировым судьей судебного участка по Зеленодольскому району РТ представлены административные дела а-142/2017, а-192/2018, а-429/2019.

Из материалов административного дела а-142/2017 установлено, что судебный приказ от 28.08.2017 о взыскании с ФИО2 задолженности за 2015 год по земельному налогу ...,00 руб., пени по земельному налогу за период со 02.12.2016 по 05.02.2017 в сумме ...,43 руб., по налогу на имущество ...,00 руб., по транспортному налогу ...,00 руб., пени по транспортному налогу пени по земельному налогу за период со 02.12.2016 по 05.02.2017 в сумме ...,57 руб. определением мирового судьи судебного участка по Зеленодольскому судебному району РТ отменен. Из пояснений представителя Межрайонной ИФНС по РТ следует, что после отмены судебного приказа требования о взыскании налоговой задолженности, указанной в требовании от 06.02.2017, в порядке искового производства не заявлялись.

Как усматривается из материалов административного дела а-192/2018, 05.07.2018 мировым судьей судебного участка по Зеленодольскому судебному району вынесен судебный приказ о взыскании с Утеева Д.Е. задолженности за 2016 год, указанной в требовании №31031 от 18.12.2017, а именно, по земельному налогу ...,00 руб., пени по земельному налогу за период с 01.12.2017 по 17.12.2017 в сумме ...,41 руб., по налогу на имущество ...,00 руб., по транспортному налогу ...,00 руб., пени по транспортному налогу за период с 01.12.2017 по 17.12.2017 в сумме ...,71 руб.

Согласно данным Электронной картотеки Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», которые дублируются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» на официальном сайте Зеленодольского городского суда Республики Татарстан в разделе «Судебное делопроизводство», решением Зеленодольского городского суда от 10.03.2021, дополнительным решением Зеленодольского городского суда РТ от 20.08.2021 по административному делу а-691/2021 с ФИО2 взыскана задолженность по обязательным платежам за 2018 год на общую сумму ...,41 руб., в том числе по транспортному налогу ...,00 руб., по налогу на имущество ... руб., по земельному налогу ...,00 руб., а также начисленные за период с 03.12.2019 по 12.02.2020 пени по транспортному налогу в сумме ...,44 руб., пени по налогу на имущество ...,24 руб., пени по земельному налогу ...,73 руб.

Из материалов административного дела а-429/2019 установлено, что судебный приказ от 12.12.2019 о взыскании с ФИО2 задолженности за 2018 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии ...,00 руб., пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии ...,90 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ...,00 руб., пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ...,77 руб. определением мирового судьи судебного участка по Зеленодольскому судебному району РТ от 13.01.2020 отменен. В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС № 8 по РТ пояснила, что после отмены судебного приказа требования о взыскании налоговой задолженности в порядке искового производства не заявлялись.

Согласно данным Электронной картотеки Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», которые дублируются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» на официальном сайте Зеленодольского городского суда Республики Татарстан в разделе «Судебное делопроизводство», за период с 01.01.2020 по 14.01.2020 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме ...,62 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме ...,08 руб., а также задолженность по обязательным платежам за 2019 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере ... руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере ... руб., взысканы с ФИО2 решением Зеленодольского городского суда РТ от 08.07.2021 по административному делу а-2183/2021.

Принимая во внимание, что после отмены судебного приказа а-142/2017, административное исковое заявление о взыскании с ФИО2 задолженности по обязательным платежам за 2015 год, в том числе по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу не подавалось, задолженность по вышеуказанным налогам за 2017 год в принудительном порядке со слов представителя административного истца не взыскивалась, следовательно, с ФИО2 подлежат взысканию только пени по транспортному налогу за 2016 год в период с 12.07.2019 по 26.06.2020 – ...,83 руб., за 2018 год за период с 13.02.2020 по 26.06.2020 – ...,41 руб. Итого ...,24 руб.; пени по налогу на имущество за 2016 год за период с 17.06.2019 по 26.06.2020 – ...,80 руб., за 2018 год за период с 13.02.2020 по 26.06.2020 – ...,53 руб. Итого ...,33 руб.; пени по земельному налогу за 2016 год за период с 12.07.2019 по 26.06.2020 – ...,01 руб., за 2018 год за период с 13.02.2020 по 26.06.2020 – ...,38 руб. Итого ...,39 руб.

Кроме того, суд считает необходимым удовлетворить требования Межрайонной ИФНС по РТ о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 6 дней 2017г. (с 08.02.2017 по 13.02.2017) в размере ... руб. 86 коп. и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере ... руб. 97 коп.; пеням, начисленным за неуплату страховых взносов за 6 дней 2017 года в период с 10.01.2018 по 24.06.2020, указанных в требовании от 25.06.2020, в период с 25.06.2020 по 26.06.2020, указанных в требовании от 27.06.2018, а также пеням, начисленным за неуплату страховых взносов за 2019 год за период с 15.01.2020 по 26.06.2020, а именно, пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (...,43 руб. + ...,12 руб. + ...,44 руб. = ...,99 руб.); пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (...,34 руб. + ...,02 руб. + ...,16 руб. = ...,52 руб.).

Требования Межрайонной ИФНС по РТ о взыскании пеней, начисленных за неуплату страховых взносов за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии и на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, удовлетворению не подлежат, поскольку после отмены судебного приказа а-492/2019 налоговый орган с административным исковым заявлением в суд не обращался.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец при подаче иска в суд освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина с учетом положений ст.333.19 Налогового кодекса РФ в размере ... руб. подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.175- 180, 289, 290, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2, ИНН , зарегистрированного по адресу: РТ, <адрес> бюджет задолженность по обязательным платежам на общую сумму ... руб. 30 коп., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017г. в размере ... руб. 86 коп., пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017г., 2019г. в сумме ... руб. 99 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017г. в размере ... руб. 97 коп., пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017г., 2019г. в сумме ... руб. 52 коп., пеням по транспортному налогу за 2016г., 2018г. в сумме ... руб. 24 коп., пеням по налогу на имущество за 2016г., 2018г. в сумме ... руб. 33 коп., пеням по земельному налогу за 2016г., 2018г. в сумме ... руб. 39 коп.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан госпошлину в сумме ... руб.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 25.02.2022.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Решение03.03.2022