Дело №а-2391/2023
УИД: №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2023 года г.Зеленодольск РТ
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Загитовой Л.В.
при секретаре Набиуллиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Татарстан о признании незаконными решения налогового органа, об обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца,
Заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФИО3,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению ФНС России по РТ о признании незаконным решение № от 10.04.2023, к Межрайонной ИФНС России № 8 по РТ о признании незаконным решение № от 23.01.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании Межрайонной ИФНС России № 8 по РТ устранить нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО2
В обоснование исковых требований, с учетом заявления об уточнении административного иска (л.д.101-103 том 2), указано, что 23.01.2023 Межрайонная ИФНС России №8 по РТ рассмотрев акт налоговой проверки № от 24.10.2022 о начислении ФИО2 НДФЛ (недоимка) от продажи жилого дома в размере 892736 руб. и пени в размере 23542,75 руб., решила привлечь ФИО2 к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также начислить пени по состоянию на 23.01.2023: НДФЛ (недоимка) от продажи жилого дома в размере 892736 руб., штраф за не предоставление налоговой декларации в размере 65925,50 руб., а также штраф за неуплату сумм налога в размере 44636,75 руб. Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 8 по РТ от 23.01.2023 №, административный истец обжаловал его в порядке подчиненности в вышестоящий орган - Управление ФНС России по РТ, которое своим решением от 10.04.2023 оставило жалобу без удовлетворения. Административный истец с обжалуемыми решениями категорически не согласен, считает их незаконными, необоснованными, принятыми без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела. Согласно свидетельству на право собственности на землю от 16.11.1992, ФИО2 предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок по адресу: <адрес>. Постановлением Осиновского сельского совета народных депутатов от 29.12.1994 №ФИО2 предоставлен в собственность земельный участок по адресу: <адрес>, в подтверждение чего выдан государственный акт на право собственности на землю №РТ-№. Согласно выписке из похозяйственной книги от 07.08.2020, ФИО2 на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственной книге № (лицевой счет №, начата 01.01.1991 – окончена 31.12.1995) Осиновским Советом местного самоуправления сделана соответствующая запись. Ссылаясь на п.9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Закона №122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ч.1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Письмо ФНС России от 04.10.2021 №БС-4-21/13984@ «Об основаниях налогообложения ранее учтенных объектов недвижимости», административный истец считает, что вывод Межрайонной ИФНС №8 по РТ об обязательной регистрации права собственности на жилой дом в органах БТИ не основан на нормах действующего законодательства, а также нормативных правовых актах, действующих в тот период времени. Помимо законодательно установленной дискреции свободы воли собственника на регистрацию прав в ЕГРН у ФИО2 были и объективные причины, препятствующие внесению записи в ЕГРН ввиду наличия арестов (запрета на регистрационные действия), установленных постановлением судебного пристава-исполнителя о запрете на совершение действий по регистрации от 10.12.2016, 25.04.2016, 03.02.2017, 13.09.2019. 16.09.2019 ФИО2 обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании гражданина банкротом (дело №А65-№) и соответственно с этого момента и до завершения процедуры банкротства (21.12.2020) не мог зарегистрировать в ЕГРН право собственности на дом. По мнению административного истца, ранее возникшим считается право, которое возникло до 31.01.1998, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», а право собственности, возникшее до указанной даты, считается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации. Право собственности ФИО2 возникло на основании государственного акта (документ-основание) и считается юридически равным записи в ЕГРН, а государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Тем самым, фактический срок нахождения имущества в собственности ФИО2 превышает предельный срок, установленный п.3 и п.4 ст.217.1 Налогового кодекса РФ, и, соответственно, предоставлять налоговую декларацию, а также уплачивать НДФЛ при продаже имущества не требуется. Также налоговой инспекцией не принято во внимание то обстоятельство, что ФИО2 несет бремя содержания жилого дома как полноправный собственник, и при этом у него заключены все необходимые договоры с государственными учреждениями на отпуск и поставку энергоресурсов (газ, вода, электроэнергия), и помимо прочего, ежегодно страховал свое имущество (дом) от несчастных случаев и иных страховых рисков, что само по себе свидетельствует об открытом и добросовестном владении имуществом на праве собственности. Кроме того, налоговым органом не учтены следующие фактические обстоятельства. 18.11.2021 ФИО2 продал жилой дом с земельным участком по адресу: <адрес>. 12.03.2021 супруга административного истца ФИО7 приобрела в собственность жилой дом по адресу: <адрес> (право собственности зарегистрировано в ЕГРН 12.11.2021). Таким образом, налогообложению подлежит не полная сумма дохода, уменьшенная на соответствующий размер имущественного налогового вычета или на сумму документально подтвержденных расходов на приобретение такого недвижимого имущества. Помимо изложенного, при указанных обстоятельствах в соответствии с п.17.1 ст. 217 и п.2 ст. 217.1 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более. С учетом вышеприведенных обстоятельств по делу и системного толкования указанных нормативных положений следует, что обжалуемым решением налогового органа нарушаются права ФИО2 на справедливое и законное установление налога в отношении произведенной им сделки по отчуждению принадлежащего на праве собственности недвижимого имущества, в зависимости от порядка и формы регистрации такого имущества в тот или иной период времени при наличии достоверных сведений о правообладателе недвижимого имущества. Такой дифференцированный подход административного ответчика ставит ФИО2 в неравное положение с другими лицами и приводит к произвольному характеру установления такого налога.
Протокольным определением суда от 13.07.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по РТ (л.д.152-155 том 1).
Протокольным определением суда от 11.09.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО3 (л.д.43-45 том 2).
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.117 том 2).
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО8, действующий на основании доверенности, на требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и заявлении об уточнении административного иска.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Межрайонной ИФНС №8 по РТ, УФНС по РТ ФИО9, действующий на основании доверенностей, требования не признал, в удовлетворении административного иска просил отказать. Согласно отзыву, основанием для доначисления оспариваемых сумм послужил вывод налогового органа о непредставлении заявителем налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021 год и неотражении полученного дохода от реализации жилого дома с кадастровым номером № по адресу: РТ, <адрес>, находящегося в собственности менее минимального предельного срока владения. Дата регистрации факта владения на объект собственности 15.10.2021, дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности – 01.12.2021. В представленном заявлении налогоплательщик указывает, что реализованный объект недвижимости находился в собственности более минимального предельного срока владения имуществом, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от 07.08.2020, согласно которой «имеется запись № лицевой счет 145, начало 01.01.1991 – окончание 31.12.1995. Осиновский Совет местного самоуправления». По общему правилу для целей налогообложения минимальный предельный срок владения проданным объектом недвижимого имущества исчисляется со дня государственной регистрации на него права собственности. При отсутствии документов, подтверждающих оформление права собственности, в соответствии с положениями законодательства, действующего на момент возникновения такого права, к которым выписка из похозяйственней книги не относится, доводы налогоплательщика подлежат отклонению. Доводы заявителя о том, что он не мог зарегистрировать в ЕГРН право собственности на дом из-за запрета на регистрационные действия в связи с признанием ФИО2 банкротом по делу №А65-№ от 07.02.2020 и введением реализации его имущества до 18.12.2020, являются несостоятельными, так как ограничений, препятствующих регистрации права на спорный жилой дом Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве») не предусмотрено (л.д.68-69 том 1). В письменных пояснениях по делу представителем административных ответчиков указано, что имущественные налоговые вычеты по расходам на приобретение, в частности, земельного участка и строительству на нем жилого дома, предоставляются налогоплательщику в виде уменьшения полученных им в налоговом периоде доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц. ФИО3 и ФИО2 по имущественному налоговому вычету, предусмотренному подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ, при приобретении объекта имущества не заявлялись, ФИО2 вправе доход, подлежащий обложению на доходы физических лиц (от продажи жилого дома) уменьшить на имущественный налоговый вычет по приобретению земельного участка (для садоводства), строительству на нем жилого дома, вне зависимости на имя кого из супругов оформлено данное имущество (путем предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 год и приложением документов, подтверждающих произведенные расходы). Относительно доводов применения к данным отношениям пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ указано, что доход от продажи объекта недвижимого имущества освобождается от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение при соблюдении одновременно всех условий, указанных в данной статье (л.д.129-130 том 2).
Представитель заинтересованного лица Управление Росреестра по РТ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 42254088725256, отправление из Зеленодольского городского суда РТ 01.11.2023 покинуло место возврата/досылки (л.д.115 том 2).
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 42254088725263, отправление из Зеленодольского городского суда РТ на дату 01.11.2023 имеет статус «неудачная попытка вручения» (422527, Осиново) (л.д.116 том 2).
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.137 Налогового кодекса РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В силу п.2 ст.138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Часть 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании из материалов дела установлено следующее.
Согласно свидетельству на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение землей, 16.11.1992 решением Осиновского сельского совета ФИО2 в пожизненное наследуемое владение для ведения личного подсобного хозяйства выделено 2505,9 кв.м, <адрес>. Свидетельство является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей (л.д.19-20 том 1).
Постановлением от 29.12.1994 № Осиновского сельского Совета народных депутатов ФИО2, <адрес>, предоставлено 0,25 га земель, в том числе в собственность 0,25 га, из них бесплатно 0,25 га, для ведения личного подсобного хозяйства, выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №РТ-№, который зарегистрирован в книге записей Государственных актов на право владения, пользования землей за № (л.д.21-23 том 1).
Выписка из похозяйственной книги от 21.12.2009 подтверждает, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2616 кв. м, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, назначение земельного участка – земли населенных пунктов, о чем в похозяйственной книге № лицевой счет № начало 01.01.1991 – окончание 31.12.1996, Осиновский Совет местного самоуправления, 19.10.1994 сделана соответствующая запись (л.д.25 том 1).
Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения ЗМР РТ в ответе от 07.08.2023 сообщает об отсутствии похозяйственной книги № Осиновского Совета местного самоуправления, начало 01.01.1991 – окончание 31.12.1996, в которой имеется запись по лицевому счету № (л.д.30 том 2).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.02.2010 (л.д.67 том 2), на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 21.12.2009, за ФИО2, зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 2899 кв. м, адрес объекта: <адрес>, о чем 07.09.2015 сделана запись государственной регистрации №.
05.07.2011 руководителем исполнительного комитета Осиновского сельского поселения ЗМР РТ вынесено постановление № «О присвоении почтового адреса», согласно которому, в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером № вновь образованным участкам присвоены почтовые адреса: земельному участку часть А площадью 1000 кв. м – <адрес>, <адрес>; земельному участку часть Б площадью 1000 кв. м – <адрес>; земельному участку часть В площадью 899 кв. м – <адрес>. ФИО2 подтвердил свое согласие на образование трех земельных участков путем раздела принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № (л.д.68 том 2).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.07.2021 №КУВИ-№, 25.07.2011 на кадастровый учет с кадастровым номером № поставлен земельный участок площадью 1000 +/-22 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>; правообладатель (правообладатели): ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; вид, номер, дата государственной регистрации права: собственность, №, 16.08.2011; документы-основания: выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, №, выдан 21.12.2009 (л.д.26-28 том 1).
18.11.2021 ФИО2, именуемый далее Продавец, и ФИО10, именуемая далее Покупатель, вместе именуемые в дальнейшем Стороны, заключили договор купли-продажи дома с земельным участком №ГБ-№ (л.д.40-42 том 1), согласно которому Продавец передает Покупателю, а покупатель принимает в единоличную собственность, и оплачивает в соответствии с условиями Договора следующее недвижимое имущество, находящееся по адресу: <адрес>: жилой дом общей площадью 377,4 кв. м, кадастровый номер №; земельный участок площадью 1000,00 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер № (пункт 1.1 Договора). Указанное имущество принадлежит залогодателю на праве собственности на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от 21.12.2009, технического плана здания от 05.10.2021, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации: № от 15.10.2021 (жилой дом); № от 16.08.2011 (земельный участок), что подтверждается выписками из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 18.10.2021, 28.09.2021 (пункт 1.2 Договора).
Согласно списку внутренних почтовых отправлений (л.д.80-82 том 1), Межрайонной ИФНС №8 по Республике Татарстан ФИО2 направлено требование № от 13.09.2022, из которого следует, что в 2021г. продан (получен в дар) объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 3583477,16 руб. Декларация за 2021г. не представлена. Сумма налога на доходы физических лиц к уплате за 2021г. по данным налогового органа составляет 892736 руб. Доходы, в том числе в виде недвижимого имущества, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одариваемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и не полнородными (имеющих общих отца или мать) братьями и сестрами). В подтверждение доводов, приведенных в ответе на данное требование, налогоплательщик также вправе представить копии соответствующих документов в налоговый орган (л.д.79 том 1).
Из акта налоговой проверки № от 24.10.2022 (л.д.84-89 том 1) усматривается, что в период с 18.07.2022 по 18.10.2022 в отношении ФИО2 проведена камеральная налоговая проверка. Основание – (не представление) Ф.Л. Расчет НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости (первичная декларация) за 2021 год, дата предоставления/день истечения срока предоставления 04.05.2022. Налоговой проверкой установлено следующее. На основании сведений, предоставленных налоговому органу органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ, ФИО2 11.06.2021 реализовал объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №). Цена сделки составила 7867200 руб. При этом ранее право собственности продавца на указанный жилой дом возникло 15.10.2021 на основании технического плана здания от 05.10.2021. Таким образом, жилой дом по вышеуказанному адресу находился в собственности ФИО2 менее предусмотренного пунктом 3 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества. Следовательно, у ФИО2 возникла предусмотренная Налоговым кодексом РФ обязанность по предоставлению в налоговый орган в срок, не позднее 30.04.2022 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021 год в связи с получением доходов от продажи указанного выше жилого дома. На день составления настоящего акта налоговой проверки соответствующая налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2021 год ФИО2 в налоговый орган не представлена, в связи с чем, камеральная налоговая проверка проведена на основе имеющихся документов (информации) о налогоплательщике и об указанных доходах. Налоговым органом 13.09.2022 по почте по адресу места жительства ФИО2 направлено требование о предоставлении пояснений в связи с проведением камеральной налоговой проверки и (или) предоставления налоговой декларации по НДФЛ за 2021 год, ответ на которое на дату составления акта не представлен. По данным налогового органа, сумма налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате ФИО2 в соответствии с произведенным налоговым органом расчетом НДФЛ по продаже и (или) дарению объекта недвижимости за 2021 год составляет 892736 руб. ((7867200 руб. – 1000000 руб.) х13%)), где: 7867200 руб. – доход, полученный от продажи жилого дома по адресу: <адрес> руб. – имущественный налоговый вычет согласно п.п.1 п.2 ст.220 Налогового кодекса РФ, 13% - налоговая ставка в соответствии с п.1 ст.224 Налогового кодекса РФ. По результатам налоговой проверки установлена неуплата следующих налогов, сборов, страховых взносов (недоимка), предлагается начислить пени и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения: на сумму недоимки по налогу на доходы с физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 Налогового кодекса РФ за 2021 год в размере 892736 руб. (срок уплаты 15.07.2022) на 24.10.2022 начислены пени в сумме 23542,73 руб.
Согласно списку №18 внутренних почтовых отправлений от 25.10.2022 и почтовой квитанции (л.д.90-94 том 1), 27.10.2022 административному истцу направлен акт налоговой проверки № от 24.10.2022, в пункте 3.3. которого указано, что письменные возражения по настоящему Акту в целом или по его отдельным положениям могут быть представлены в соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ в Межрайонную ИФНС №8 по РТ.
05.12.2022 в Межрайонной ИФНС №8 по Республике Татарстан под вх.№/В зарегистрировано пояснение (возражение) ФИО2 (л.д.120-121 том 1), где он указал, что категорически не согласен с актом налоговой проверки № от 24.10.2022, согласно которому ФИО2 начислен НДФЛ (недоимка) от продажи жилого дома в размере 892736 руб. и пени в размере 23542,75 руб. Согласно свидетельству на право собственности на землю от 16.11.1992, ФИО2 предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок по адресу: <адрес>. Постановлением Осиновского сельского совета народных депутатов от 29.12.1994 №ФИО2 предоставлен в собственность земельный участок по адресу: <адрес>, в подтверждение чего выдан государственный акт на право собственности на землю №№. Согласно выписке из похозяйственной книги от 07.08.2020 ФИО2 на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственной книге № (лицевой счет №, начата 01.01.1991 – окончена 31.12.1995) Осиновским Советом местного самоуправления сделана соответствующая запись. Таким образом, право собственности ФИО2 возникло на основании государственного акта и считается юридически равным записи в ЕГРН, а государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Тем самым, фактический срок нахождения имущества в собственности ФИО2 превышает предельный срок, установленный п.3 и п.4 ст.217.1 Налогового кодекса РФ и, соответственно, предоставлять налоговую декларацию, а также уплачивать НДФЛ при продаже имущества не требуется.
Решением № от 12.12.2022 срок рассмотрения материалов налоговой проверки продлен в связи с поступлением пояснений (возражений) административного истца с приложением документов (л.д.95 том 1).
23.01.2023 заместителем начальника Межрайонной ИФНС России №8 по РТ принято решение № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ФИО2, в отношении которого проведена налоговая проверка. В описательной части решения указано следующее. ФИО2 не уплачена в установленный Налоговым кодексом РФ срок сумма налога на доходы физических лиц за 2021 год в размере 892736 руб. в результате неправомерного бездействия, выразившегося в не исчислении суммы налога на доходы физических лиц и непредставления в установленный срок в налоговый орган соответствующей налоговой декларации, в силу чего, в деяниях ФИО2, усматривается состав налогового правонарушения, влекущего взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Поскольку на день составления акта налоговой проверки срок уплаты налога за 2021 год (не позднее 15.07.2022) наступил, налог в размере 892736 руб. не уплачен, то ФИО2 подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ, выразившегося в неуплате или неполной уплате сумм налога (сбора) в результате неправильного исчисления налога в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога – 178547 руб. (892736 руб. х 20%). Также на сумму задолженности по налогу начислены пени. Руководствуясь статьями 112 и 114 Налогового кодекса РФ, возможно снижение в 4 раза суммы штрафа. Резолютивная часть. На основании статьи 101 Налогового кодекса РФ: 3.1. Привлечь к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также начислить пени по состоянию на 23.01.2023. Сумма недоимки по налогу на доходы с физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 Налогового кодекса РФ за 2021 год в размере 892736 руб., штраф в размере 44636,75 руб. 3.2. Предложить: уплатить указанные в пункте 3.1 настоящего решения недоимку, пени и штрафы (л.д.10-15, 104-114 том 1).
Решением заместителя руководителя Управления ФНС по РТ от 10.04.2023 № жалоба ФИО2 на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.01.2023 № оставлена без удовлетворения (л.д.16-17 том 1). При изучении доводов жалобы налогоплательщика установлено следующее. Согласно сведениям, поступившим в соответствии с п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ от ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ, заявителем в 2021 году реализован жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадь объекта 377,4 кв. м. Цена сделки составила 7867200 руб. Дата регистрации факта владения на объект собственности – 15.10.2021, дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности – 01.12.2021. Получение заявителем указанного дохода и непредставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021 год явилось основанием для составления акта налоговой проверки № от 24.10.2022 в соответствии с п.1.2 ст.88 Налогового кодекса РФ. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом принято обжалуемое решение. Сумма налога, подлежащего уплате налогоплательщиком в соответствии с произведенным налоговым органом расчетом НДФЛ по продаже объекта недвижимости за 2021 год, составила 892736 руб. ((7867200 руб. – 1000000 руб.) х13%). Установление факта непредставления налоговой декларации и неуплаты налога послужило основанием для привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.119 и п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, а также доначисления спорной суммы НДФЛ. В представленной жалобе налогоплательщик указывает, что реализованный объект недвижимости находился в собственности более минимального предельного срока владения имуществом, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от 07.08.2020, согласно которой имеется запись – «№ лицевой счет № начало 01.01.1991. – окончание 31.12.1995. Осиновский Совет местного самоуправления». На основании п.2 ст.8.1 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. В случае продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более, полученный от его продажи доход освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц. Дата регистрации факта владения ФИО2 на жилой дом с кадастровым номером 16:20:080103:478 в ЕГРН – 15.10.2021, дата снятия с регистрации – 01.12.2021. По общему правилу для целей налогообложения минимальный предельный срок владения проданным объектом недвижимого имущества исчисляется со дня государственной регистрации на него права собственности. Учитывая вышеизложенное, при отсутствии документов, подтверждающих оформление права собственности, в соответствии с положениями законодательства, действовавшего на момент возникновения такого права, к которым выписка из похозяйственной книги не относится, доводы налогоплательщика подлежат отклонению. Довод заявителя о том, что он не мог зарегистрировать в ЕГРН право собственности на дом из-за запрета на регистрационные действия в связи с признанием ФИО2 банкротом и введением процедуры реализации его имущества является несостоятельным, так как ограничений, препятствующих регистрации права на спорный жилой дом Федеральным законом от 26.10.200 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не предусмотрено.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Порядок взыскания недоимки по обязательным платежам и санкциям регламентирован Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) и положениями главы 32 КАС РФ.
Статьей 1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» установлено, что налоговые органы Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 2 статьи 228 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1.2 статьи 88 Налогового кодекса РФ, в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.
При проведении в соответствии с абзацем первым настоящего пункта камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения.
На основании пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом №122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.
Аналогичный порядок действия ранее зарегистрированных прав на недвижимое имущество сохранен положениями части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым осуществляется государственная регистрация прав на недвижимое имущество с 01.01.2017.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.11.2017 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и подлежащей применению с 1 января 2016 года, в целях настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий: право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации; право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации; право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением; в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее в настоящем подпункте - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).
В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
Согласно позиция, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2017 №18-КГ17-40, а также в письме Минфина России от 17.05.2022 №03-4-05/45177, по общему правилу для целей обложения налогом на доходы физических лиц минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества исчисляется со дня государственно регистрации права собственности на такое имущество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на дату регистрации таких прав, в частности, с даты регистрации права собственности на недвижимое имущество в Бюро технической инвентаризации.
Материалами дела подтверждено, что право собственности за ФИО2 на жилой дом с кадастровым номером № в ЕГРН зарегистрировано 15.10.2021. На основании договора купли-продажи от 01.12.2021 на указанный жилой дом осуществлена государственная регистрация права собственности за ФИО10 Цена сделки составила 7867200 руб.
Получение административным истцом указанного дохода и непредставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год явилось основанием для составления акта налоговой проверки № от 24.10.2022 в соответствии с п.1.2 ст.88 Налогового кодекса РФ. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом принято оспариваемое решение.
Доводы административного истца о том, что право собственности ФИО2 на проданный жилой дом возникло на основании государственного акта (документ основание) и считается юридически равным записи в ЕГРН, поэтому в данном случае предоставлять налоговую декларацию, а также уплачивать НДФЛ при продаже имущества не требуется, поскольку фактический срок нахождения имущества в собственности ФИО2 превышает предельный срок, установленный п.3 и п.4 ст.217.1 Налогового кодекса РФ, являются несостоятельными.
Согласно выписке из похозяйственной книги от 07.08.2020 №, которая представлена административным истцом в подтверждение ранее возникшего права, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 340 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, тип помещения – жилое, о чем в похозяйственной книге № лицевой счет № начало 01.01.1991 – окончание 31.12.1995 Осиновский Совет местного самоуправления, сделана соответствующая запись (л.д.24 том 1).
На основании договора купли-продажи дома с земельным участком №ГБ-№ от 18.11.2021, ФИО2 продал жилой дом общей площадью 377,4 кв. м, кадастровый номер № и земельный участок площадью 1000,00 кв. м, кадастровый номер №, находящиеся по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 1.2 Договора, указанное имущество принадлежит залогодателю на праве собственности на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от 21.12.2009, технического плана здания от 05.10.2021, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации: № от 15.10.2021 (жилой дом); № от 16.08.2011 (земельный участок), что подтверждается выписками из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 18.10.2021, 28.09.2021.
Выписка из ЕГРН от 28.07.2023 на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 16:20:080103:478 содержит следующую информацию: кадастровый номер присвоен 15.10.2021, площадь 377, 4 кв.м, год завершения строительства 2000 (л.д.183-185 том 1).
Завершение строительства указанного жилого дома в 2000 году также подтверждается Декларацией об объекте недвижимости (л.д. 197-198 том 1) в реестровом деле на жилой дом с кадастровым номером 16:20:080103:478 (л.д.193-206, 207-250 том 1).
Между тем, в техническом паспорте на индивидуальный жилой <адрес>, инвентарный номер №, составленном по состоянию на 16.04.1993 (л.д.34-39 том 2), собственником которого является ФИО2, указана площадь земельного участка фактическая – 2505,9 кв. м, застроенная – 276,4 кв. м (из них общая площадь жилого <адрес>,7 кв. м), незастроенная – 2229,5 кв. м; год постройки жилого дома Лит А – 1927, год постройки пристроя Литер А1 - 1989.
22.06.2020 АО «БТИ РТ» уведомило ФИО2 о том, что в Реестре объектов жилищного фонда и иных объектов недвижимого имущества, ведение которого осуществлялось ЗП АО «БТИ РТ» до 01.01.2000, информация о регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует (л.д.40 том 2).
16.11.2021 ФИО2 уведомил исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района о сносе объекта капитального строительства №, кадастровый номер земельного участка №, адрес или описание местоположения земельного участка: <адрес> (л.д.59 том 2).
Согласно выписке из ЕГРН от 31.07.2023 на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, площадью 42 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>, год завершения строительства 1927, дата присвоения кадастрового номера 02.07.2011, снят с кадастрового учета 02.12.2021 (л.д.182 том 1).
Из вышеизложенного следует, что жилой дом с кадастровым номером № и жилой дом с кадастровым номером № – это разные объекты недвижимости, которые находились в собственности ФИО2, срок владения последним составляет менее пяти лет на дату отчуждения имущества.
Поскольку в установленный законом срок ФИО2 не представлена налоговая декларация в налоговый орган и не исполнена обязанность по уплате налога на доходы физических лиц, полученные от продажи имущества, то у налогового органа имелись основания для принятия решения о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ, при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены указанными пунктами и настоящей статьей: 1) имущественный налоговый вычет при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при получении денежных средств, иного имущества (имущественных прав) акционером (участником, пайщиком) организации в случае ее ликвидации, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 02.11.2006 №444-О, реализация предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ общих правил применения имущественного налогового вычета при определении налоговой базы (в части определения периода, в течение которого отчужденное налогоплательщиком имущество находилось в его собственности) в системе действующего правового регулирования предполагает учет предусмотренных законодательством (Гражданским кодексом Российской Федерации и др.) правоустанавливающих обстоятельств, в частности относительно определения основания и момента возникновения права собственности на соответствующее имущество налогоплательщика, поскольку иное приводило бы к установлению необоснованных различий в налогообложении физических лиц и тем самым - к ущемлению в налоговых правоотношениях их прав и законных интересов, а значит, нарушало бы принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) и вытекающее из него правило равного и справедливого налогообложения.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей: имущественный налоговый вычет предоставляется: в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса РФ, вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Пунктом 1 статьи 256 Гражданского кодекса РФ и пунктом 1 статьи 34 Семейного кодекса РФ установлено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Соответственно имущественный налоговый вычет может получить любой из супругов и в том числе, если документы о праве собственности оформлены на одного из них. При этом не имеет значения, на имя кого из супругов оформлено такое имущество, а также кем из них вносились деньги при его приобретении.
Сумма налог, подлежащего уплате ФИО2 в соответствии с произведенным налоговым органом расчетом НДФЛ по продаже объектов недвижимости за 2021 год, составила 892736 руб. ((7867200 руб. – 1000000 руб. * 13%).
Доводы административного истца о том, что Межрайонной ИФНС №8 по РТ не учтены фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для правильного рассмотрения дела, а именно, приобретение супругой административного истца 12.03.2021 в собственность жилого дома, в связи с чем налогообложению подлежит неполная сумма полученного дохода от продажи дома и земельного участка, уменьшенная на соответствующие размер имущественного налогового вычета или на сумму документально подтвержденных расходов на приобретение такого недвижимого имущества, не могут быть приняты во внимание.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 12.03.2021 (л.д.50-51 том 2), ФИО12, именуемый в дальнейшем Продавец, и ФИО3, являющаяся супругой ФИО2, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.49 том 2), именуемая в дальнейшем Покупатель, заключили настоящий договор о нижеследующем: продавец продал, а покупатель купил земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводство, площадь 352 кв. м, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> (пункт 1 договора). Цена продаваемого по настоящему договору указанного земельного участка составляет 2500000 (два миллиона пятьсот тысяч) рублей (пункт 3 договора).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, 12.11.2021 на кадастровый учет с кадастровым номером № поставлено здание площадью 107,6 кв. м, наименование: жилой дом, год завершения строительства: 2021, адрес: <адрес>, кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости №; правообладатель (правообладатели): ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; вид, номер, дата государственной регистрации права: собственность, №, 12.11.2021; документы-основания: договор купли-продажи земельного участка, выдан 12.03.2021, технический план здания, выдан 27.10.2021, ФИО4 (л.д.53-58 том 2).
В ходе проведения камеральной проверки административному истцу предлагалось представить ответ на акт от 24.10.2022 и соответствующие документы.
Пояснения (возражения) представлены ФИО2 05.12.2021 с приложением следующих документов: свидетельство на право собственности на землю от 16.11.1992, государственный акт на право собственности на землю №РТ-№, выписка из похозяйственной книги от 07.08.2020, выписка из похозяйственной книги от 21.12.2009, выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, определение Арбитражного суда РТ от 21.12.2020 №А65-№, выписка из домовой книги № (л.д.122-142 том 1).
Таким образом, административный истец не представил никаких документов для расчета иного размера имущественного налогового вычета либо уменьшения суммы полученного дохода на сумму документально подтвержденных расходов на приобретение его супругой земельного участка и строительство жилого дома, в связи с чем при вынесении оспариваемого решения от 23.01.2023 налоговый орган применил минимальный размер налогового вычета.
Вопреки доводам административного истца основания для освобождения от налогообложения, предусмотренные пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ, также отсутствуют.
Как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Налогового РФ освобождаются от налогообложения доходы, полученные от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального срока владения объектом недвижимого имущества и более.
Согласно пункту 2.1. статьи 217.1 Налогового кодекса РФ, доход от продажи объекта недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее в настоящем пункте - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение освобождается от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, если одновременно соблюдаются следующие условия:
налогоплательщик и (или) его супруг (супруга) являются родителями (усыновителями) не менее двух детей, не достигших возраста 18 лет (24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), или налогоплательщик является одним из указанных детей. Возраст детей для целей настоящего пункта определяется на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение;
в календарном году, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение, либо не позднее 30 апреля следующего календарного года налогоплательщиком (членами его семьи, указанными в абзаце втором настоящего пункта) на основании договора купли-продажи (договора мены) приобретено иное жилое помещение или доля в праве собственности на жилое помещение и осуществлена государственная регистрация перехода права собственности от продавца к налогоплательщику (членам его семьи, указанным в абзаце втором настоящего пункта) на приобретаемое жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) или осуществлена полная оплата стоимости приобретаемого налогоплательщиком (членами его семьи, указанными в абзаце втором настоящего пункта) жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение в соответствии с договором участия в долевом строительстве (договором инвестирования долевого строительства или другим договором, связанным с долевым строительством), договором об участии в жилищно-строительном кооперативе, в которой для указанных целей не учитывается дополнительная оплата в связи с увеличением площади указанного жилого помещения после ввода в эксплуатацию соответствующего объекта строительства;
общая площадь приобретенного жилого помещения (общая площадь жилого помещения, указанная в полностью оплаченном договоре участия в долевом строительстве (договоре инвестирования долевого строительства или другом договоре, связанном с долевым строительством), договоре об участии в жилищно-строительном кооперативе) или его кадастровая стоимость, определяемые с учетом совокупного размера долей налогоплательщика и членов его семьи, указанных в абзаце втором настоящего пункта, превышает соответственно общую площадь в проданном жилом помещении или его кадастровую стоимость, определяемые с учетом совокупного размера долей налогоплательщика и членов его семьи, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
кадастровая стоимость проданного жилого помещения независимо от размера продаваемой доли налогоплательщика в соответствующем праве собственности не превышает 50 миллионов рублей (если кадастровая стоимость может быть определена);
налогоплательщику, его супругу (супруге), его детям (в том числе усыновленным), не достигшим возраста 18 лет, его родителям (если налогоплательщик является лицом, не достигшим возраста, указанного в абзаце втором настоящего пункта) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение не принадлежит в совокупности более 50 процентов в праве собственности на иное жилое помещение с общей площадью, превышающей общую площадь в приобретенном жилом помещении, независимо от размера приобретаемой доли налогоплательщика в соответствующем праве собственности.
В данном случае одновременно все условия, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ, не соблюдаются. Более того, супругой административного истца приобретен земельный участок, на котором впоследствии построен жилой дом.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1); об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными (пункт 2).
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая приведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО2 требования удовлетворению не подлежат. В иске необходимо отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180, 218, 226, 227, ч.1 ст.298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании незаконным решение № от 10.04.2023, к Межрайонной ИФНС №8 по Республике Татарстан о признании незаконными решение № от 23.01.2023 о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании Межрайонную ИФНС №8 по РТ устранить нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО2, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 20.11.2023.
Судья: подпись