НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика) от 18.12.2023 № 2А-918/2023

административное дело №2а-918/2023

УИД 09RS0007-01-2023-001133-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2023 года ст-ца Зеленчукская, КЧР

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Борлаковой Ф.Л.,

при секретаре судебного заседания Трухачевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Управления федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике к Шаманову К.Б. о взыскании недоимки по налогу с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ и штрафу за налоговые правонарушения установленные главой 16 НК РФ,

у с т а н о в и л:

Управление федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в суд с административным иском к Шаманову К.Б. в котором просит взыскать недоимки за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ по: налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 31171,93 руб., штраф в размере 13000 руб.; штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (непредставление налоговой декларации)- в размере 9750 руб.; суммы пеней - в размере 2522,01 руб., а всего на общую сумму 56 443 рубля 94 коп.

В обоснование заявленных требований указал, что определением мирового судьи судебного участка Зеленчукского судебного района Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шаманова К.Б.

На налоговом учёте в УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике) ФИО1<данные изъяты>, состоит в качестве плательщика налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ. В соответствии с п.1 ст.23 228 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщиком была произведена в <данные изъяты> года продажа земельного участка, находящегося в его собственности: земли для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер , расположенный но адресу <адрес> в.

По договору купли-продажи сумма дохода составляет 1 500 000 руб. Сумма имущественного налогового вычета по доходам от продажи имущества, установленный пп.1 п.1, ст. 220 НК РФ - 1 000 000 руб. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составила 500 000 руб., то есть 1 500 000 -1 000 000.

Налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 13% (п.1, ст. 224 228 НК РФ, с расчетом налога: 500 000 х 13% = 65 000 рублей. На момент формирования искового заявления сумма налога уменьшилась и составляет 31 171 рублей 93 коп. Административным ответчиком сумма налога полностью не уплачена, о чем приложен скриншот отдельной карточки налоговых обязательств по НДФЛ.

В соответствии со статьей 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). Расчет штрафа: 65000 х 20% = 13 000 рублей. Административным ответчиком в настоящее время сумма штрафа не уплачена, о чем приложен скриншот отдельной карточки налоговых обязательств по штрафу.

Согласно п.1, ст.229 НК РФ налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма -НДФЛ) не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления декларации за 2020 года - ДД.ММ.ГГГГ. Однако, Шаманов К.Б. налоговую декларацию не представил, т.е. совершил налоговое правонарушение, предусмотренное п.1 ст.119 НК РФ. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Расчет штрафа: 65000 х 5% х 3 = 9750 рублей. Административным ответчиком сумма штрафа не уплачена, о чем приложен скриншот отдельной карточки налоговых обязательств по штрафу.

В отношении налогоплательщика была проведена камеральная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц. По результатам проведенной камеральной проверки было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении к ответственности Шаманова К.Б. за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.1, ст.119 и п.1ст.122 НК РФ. На момент формирования настоящего искового заявления суммы, указанные в решении налогоплательщиком не уплачены.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки указанные суммы налогоплательщиком не были уплачены, на суммы недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Пунктом 6 ст. 45 НК РФ установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога предусмотренных ЖРФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Налоговым органом в отношении Шаманова К.Б. были выставлены требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени, а также предлагалось уплатить в срок, указанный в требованиях соответствующие суммы налогов, пеней и штрафов.

Требование направленное заказным письмом согласно п.6 ст.69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налоговым органом принимались надлежащие игры по взысканию налоговой задолженности административного ответчика в установленном законом порядке.

До настоящего времени вышеуказанные суммы в бюджет не поступили. Ответчиком обязанность по уплате налогов добровольно не исполнена.

В судебное заседание представитель административного истца, будучи надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания не явился, об уважительности не явки суду не сообщил.

Административный ответчик Шаманов К.Б., будучи надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания в судебное заседание не явился, об уважительности не явки суду не сообщил.

В соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ информация о времени и месте рассмотрения дела также была размещена на официальном сайте Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с п. 5 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. ст. 59, 62, ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

По общему правилу, установленному пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ такой минимальный срок составляет три года.

При этом, в силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Статьей 219 ГК РФ, в свою очередь, установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и представляют в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию. Согласно пункту 1 статьи 229 НК РФ, налогоплательщики, получившие доход от продажи имущества, обязаны представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 3 статьи 214.10 НК РФ предусмотрено для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ, или на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 кодекса.

Доход от продажи недвижимого имущества определяется, исходя из цены сделки, информация о которой получена налоговым органом в соответствии со статьей 85 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ.

Пунктом 2 статьи 214.10 Кодекса установлено, что, в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

При этом с учетом положений подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогообложению подлежит не полная сумма полученного дохода от продажи имущества, а сумма дохода, в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела налогоплательщиком Шамановым К.Б. была произведена в ДД.ММ.ГГГГ году продажа земельного участка, находящегося в его собственности: земли для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер с датой регистрации права ДД.ММ.ГГГГ и дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ, фактическая сумма дохода от продажи земельного участка составила 1 500 000 рублей.

Сумма имущественного налогового вычета по доходам от продажи имущества, установленный пп.1 п.1 ст. 220 НК РФ равна 1 000 000 руб.

Налоговая база по НДФЛ составила 500 000 рублей из расчета 1 500 000 рублей - 1 000 000 рублей).

В силу п.1, ст. 224 НК РФ налоговая ставка по НДФЛ установлена в размере 13%.

Налог рассчитан следующим образом 500 000 рублей х 13% = 65 000 рублей.

На момент формирования искового заявления сумма налога уменьшилась и составляет 31 171 рублей 93 коп. и данная сумма налога административным ответчиком не уплачена.

В соответствии со статьей 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Расчет штрафа 65 000 рублей х 20% = 13 000 рублей, данная сумма штрафа административным ответчиком не уплачена.

Так, у административного ответчика Шаманова К.Б. возникло право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 635, расположенный по адресу: <адрес> в. для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком ФИО1 зарегистрировано право собственности на вышеуказанный земельный участок в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права данного земельного участка за административным ответчиком прекращена.

Налоговым органом представлена информация, о том что по договору купли-продажи сумма дохода составляет 1 500 000 рублей, сумма имущественного налогового вычета по доходам от продажи имущества, установленный пп.1 п.1, ст. 220 НК РФ, составляет 1 000 000 рублей, таким образом, налоговая база по НДФЛ составила 500 000 рублей., сумма налога НДФЛ составила 65 000 рублей.

С учетом данных обстоятельств, приведенных выше норм налогового и гражданского законодательства, а также законодательства, регулирующего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и момент возникновения и прекращения прав на него, в том числе для целей налогообложения, - у налогового органа имелись основания для проведения налоговой проверки административного ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и начисления налога, штрафа за непредставление налоговой декларации, а также штрафа за неуплату налога НДФЛ.

Налоговым органом установлено и нашло подтверждение при рассмотрении настоящего дела судом, что Шаманов К.Б. в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представил налоговую декларацию (форма -НДФЛ) за налоговый период 2020 года, то есть совершил налоговое правонарушение, предусмотренное п.1 ст.119 НК РФ в связи с этим по результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено нарушение п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ, что послужило основанием для начисления налога НДФЛ из следующего расчета: 500 000 х 13% = 65 000 рублей и пени на него в размере 2 522 рубля 01 коп., штрафа в размере 5 процентов неуплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, из следующего расчета штрафа: 65 000 рублей х 5% х 3 = 9 750 рублей, а также штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога из следующего расчета штрафа: 65000 х 20% = 13 000 рублей.

При этом налоговым органом при исчислении сумм НДФЛ применен налоговый вычет, при назначении штрафа учтено отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, а также установлено отсутствие обстоятельств, исключающих привлечение лица за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, судом установлено соблюдение налоговым органом процедуры проведения проверки и закрепления ее результатов.

На момент формирования искового заявления сумма налога уменьшилась и составляет 56 443 рубля 94 коп.

Представленный административным истцом расчет сумм налогов и пени за несвоевременную уплату налогов, произведенный налоговым органом исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, судом проверен и признается верным.

Поскольку административный ответчик не исполнил предусмотренную НК РФ обязанность по уплате налога и штрафов в установленные сроки, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Зеленчукского судебного района Карачаево-Черкесской Республики по заявлению УФНС по КЧР вынесен судебный приказ о взыскании с Шаманова К.Б. задолженности по налоговым и сборам.

Указанный судебный приказ отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с несогласием ответчика относительно его исполнения.

Задолженность налогоплательщика Шаманова К.Б. составляет в общей сумме 56 443 рубля 94 коп. Платежных документов, свидетельствующих об уплате задолженности по налогам, а также пени по данным налогам Шамановым К.Б. суду не предоставлено.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок с даты отмены судебного приказа.

До настоящего времени сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов и штрафам административным ответчиком не уплачена. Контррасчета подлежащих уплате вышеуказанных сумм административным ответчиком также не представлено.

Принимая во внимание, что Шаманов К.Б. являясь в налоговый период 2020 года собственником земельного участка земли для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет, продав третьему лицу вышеуказанный земельный участок, при этом фактическая сумма дохода административного ответчика от продажи данного земельного участка составила 1 500 000 рублей (до налогового вычета) в связи с чем, Шаманов К.Б. должен был в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить налоговую декларацию (форма -НДФЛ) за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года, что послужило правомерным основанием для начисления налоговым органом Шаманову К.Б. налога НДФЛ, штрафа за непредставление в установленный срок налоговой декларации, штрафа от неуплаченной суммы налога.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно части 1 статьи 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 333.36 НК РФ определен перечень граждан и организаций, освобожденных от уплаты государственной пошлины.

Административный истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче настоящего иска в суд.

В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом изложенного, с административного ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 893 рубля 32 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290,КАС РФ, суд

р е ш и л :

административные исковые требования Управления федеральной налоговой службы России по Карачаево-Черкесской Республике к Шаманову К.Б. - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (<данные изъяты>) в пользу Управления федеральной налоговой службы России по Карачаево-Черкесской Республике недоимку за налоговый период 2020 года в общей сумме 56 443 (пятьдесят шесть тысяч четыреста сорок три) рубля 94 коп, в том числе: налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 31 171 рублей 93 коп, штраф в размере 13 000 рублей; штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (непредставление налоговой декларации)- в размере 9 750 рублей; суммы пеней - в размере 2 522 рублей 01 коп.,по следующим реквизитам:

<данные изъяты>

Сумма задолженности подлежит уплате в виде Единого налогового платежа на Единый налоговый счет налогоплательщика <данные изъяты>

Взыскать с Шаманова К.Б. в доход бюджета муниципального образования Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики государственную пошлину в размере 1 893 (одна тысяча восемьсот девяносто три) рубля 32 коп.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Зеленчукский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2023 года.

Судья Зеленчукского районного суда Ф.Л. Борлакова