НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика) от 15.04.2022 № 2-45/2022

Гражданское дело №2-45/2022

УИД - 09RS0007-01-2021-002053-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2022 года станица Зеленчукская, КЧР

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Урусова Э.Д.,

при секретаре судебного заседания Байрамуковой М.И.,

с участием:

представителя истца – Министерства Природных ресурсов и экологии КЧР – Эбзеева М.Х., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика Касмина Ольги Владимировны, ее представителя - Какупшевой М.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства Природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Касмине Ольге Владимировне о взыскании задолженности по договору аренды, обязании заключить дополнительное соглашение,

установил:

Представитель истца Министерства Природных ресурсов и экологии КЧР обратился в Зеленчукский районный суд с исковым заявление к Касмине О. В. в котором просит взыскать с ответчика Касмина О. В. задолженность по арендной плате за пользование лесным участком с кадастровым в размере 1 005 977,68 рублей, неустойку в размере 100,59 рублей, а так обязать Касмина О. В. заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В обосновании иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами Карачаево - Черкесской Республики (далее - Управление) и Касминой Ольгой Владимировной был заключен договор аренды лесного участка (далее - договор), по виду использования лесов - выполнение работ по строительству и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, общей площадью лесного участка - <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровый номер лесного участка: ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Указа Главы КЧР от 18.03.2020 года № 56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики» Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) реорганизовано. Функции Управления переданы Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство). Согласно передаточному акту от 10.07.2020 года Министерство является правопреемником по всем имущественным и неимущественным правам Управления.

В порядке исполнения требований указанных норм закона, договор прошел государственную регистрацию в регистрирующем органе, о чем свидетельствует совершенная надпись от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная печатью на оборотной стороне договора.

ДД.ММ.ГГГГ заключено Дополнительное соглашение к Договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в связи с несоответствием площади лесного участка и зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике от 17.08.2020 года № 09:06:0021501:191 -09/001 /2020-1.

В соответствии с ч. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года №218-ФЗ.

При расчете арендной платы по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ был ошибочно не применен поправочный коэффициент 6 - в отношении особо защитных участков защитных лесов указанный в пункте 4, подпункта в) примечания к таблице 15 постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее Постановление от 22.05.2007 № 310) установлены ставки арендной платы при предоставлении в аренду лесных участков (принадлежность лесного участка к указанному целевому назначению лесов указанно в приложении № 2 договора).

Без применения коэффициента индексации «6» сумма арендной платы за <данные изъяты> гектар составляет 190 635 (сто девяноста тысяч шестьсот тридцать пять) рублей.

Так за период пользования участком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком сумма арендной платы по настоящему договору, где применен поправочный коэффициент «6» составляет 1 005 977 (один миллион пять тысяч девятьсот семьдесят семь) рублей 68 копеек в год.

За нарушение условий п. 13 пункта 4 договора арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 0,01 % от суммы арендной платы. Неустойка составила - 100 (сто) рублей 59 копеек

Арендная плата является формой оплаты собственнику за право пользования переданным в аренду имуществом. Размер перечисляемой арендатором платы существенно ниже, чем предусмотрено федеральным законодательством.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Пунктом 1 ст.614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с п. 1 ст. 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (пункты 3, 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ).

Так Постановлением от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Согласно таблице № 15 к указанному Постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 на территории Карачаево - Черкесской Республики ставки оплаты за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов в размере 3 242, 10 рублей за 1 га. Принимая во внимание, что арендуемый ответчиком лесной участок, является федеральной собственностью и пунктом 2.7. договора от 11.11.2008 № 394 прямо предусмотрено, что арендная плата за этот участок определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса РФ, то в данном случае такая плата является регулируемой и стороны не вправе применять иной размер независимо от внесения изменений в условия спорного договора (пункты 16,19 Постановления Пленума ВАС РФ №73).

В целях досудебного урегулирования сложившейся ситуации, Министерством в адрес Касмина Ольги Владимировны было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости оплаты суммы недополученных средств в Федеральный бюджет в разумный срок. Уведомление было получено арендатором ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью в уведомлении. Однако, по настоящее время Арендатор не предпринял каких-либо действий для решение данного спора. Поскольку арендная плата по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ устанавливается уполномоченными на то государственными органами, то Касминой Ольги Владимировны отсутствуют правовые основания уплачивать заниженную арендную плату.

В судебном заседании представитель истца Эбзеев М.Х. исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик Касмина О.В. признала исковые требования в части взыскания суммы задолженности с учетом расчета, представленного в судебном заседании, согласно которому задолженность составляет 262 489,12 рублей, требования в части обязании заключить дополнительного соглашение оставила на усмотрение суда, в остальной части иск не признала.

Представитель ответчика Какупшева М.А. просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, указала, что согласно ссылаясь на ст. ст. 10, 309,310 и 614 ГК РФ считает, что перерасчёт о наличии задолженности за 2018, 2019, 2020 годы представитель является незаконным, не соответствующим договорным отношениям, и требованиям законодательства, и составленным с целью злоупотребления истцом правом в корыстных целях, так как любое изменение в законодательстве, соглашении, договоре – обратной силы не имеет.

Увеличение суммы арендной платы в 20 раз недопустимо. Если бы истца предупредили о том, что размер аренды может так увеличиваться в одностороннем порядке никто бы договор аренды не заключал, никто не нес затрат на оснащение и содержание прудов.

В направленном в адрес истца уведомлении указано: «Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 утверждены - ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

При заключении Дополнительного соглашения к договору от 30.06.2020 года в расчете арендной платы был применен понижающий поправочный коэффициент в отношении лесных участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами и защитные леса, расположенные в водоохранных зонах.

В результате приведения в соответствие (перерасчет), установлен недополученный доход федерального бюджета за 2018 год года сумму 261 885.70 руб., за 2019 год на сумму 315 261,06 руб., за 2020 год на сумму 316 835.18 рублей; Предлагаем Вам погасить недополученный доход в течение 30 дней с момента получения настоящего уведомления».

Уведомление о новом заключении дополнительного соглашения направлено только с целью увеличения суммы арендной платы, что в силу положений ст. 614 ГК РФ является незаконным. У ответчика задолженности нет, поскольку она оплатила все досрочно, у нее на сегодняшний день имеется переплата с учетом нового договора от августа 2020 года.

Статус особо защищенных участков защитных лесов спорный лесной участок приобрел только в ДД.ММ.ГГГГ после проверки и утверждения приказом от ДД.ММ.ГГГГ Федерального агентства лесного хозяйства РФ в связи с чем, применение поправочного коэффициента 6 в данном случае не уместно.

В соответствии с пунктами 63 и 64 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), к землям, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или рединам относятся лесные земли, которые заняты кустарниками или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства (прутяных и высокотаннидных ив, орехоплодных, технических культур), то есть лесные участки, на которых произрастают лесные насаждения с полнотой 0,1 - 0,2 (молодняки - с полнотой 0.1 - 0,3) и где формирование лесных насаждений с большей полнотой невозможно (естественные редины).

Согласно ч.2 ст. 44 ЛК РФ лесные участки используются для строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений в соответствии с водным законодательством. В соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) относятся к поверхностным водным объектам. Подпунктом 3 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) пруда, водохранилища определяется по нормальному подпорному уровню воды. Также в соответствии с пунктом 65 Лесоустроительной инструкции водный объект (пруд) относится к нелесным землям в составе лесною фонда (если определен как часть лесного фонда - выдел, квартал).

Таким образом, понижающий коэффициент 0,75, определенный абзацем третьим пункта 8 примечаний к таблице 15 Постановления N 310, применяется к лесным землям, указанным в пунктах 63 и 64 Лесоустроительной инструкции, что полностью соотносится с положением ответчика и арендуемого им лесного участка, который занят только прудами, где полностью отсутствуют и не могут произрастать древесные породы лесных насаждений. Закон обратной силы не имеет и новый расчет может быть произведен только на будущее время. Также просит применить последствия пропуска сроков исковой давности к взысканиям за 2018 годы, поскольку истец обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что следует обратить внимание на Акт от ДД.ММ.ГГГГ плановой документарной и выездной проверки исполнения органом государственной власти КЧР переданных полномочий российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз), который на 118 в таблице 11.7 указывает, что в отношении Касмина О.В. имеет место нарушение п.6 п.8 абз.3 приложения к таблице №15 Постановления №310 (ОЗУ не применен коэфф. 6; 0,75 для пруда), но несмотря на это истец заявляет иные требования к начислению задолженности по участку, переданного в аренду Касмина О.В.

Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства по ЮФО Ломатченко М.С., надлежащим образом извещенный о дне и времени слушания дела в судебное заседание не явился, направил ходатайство в котором просит рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Департамента лесного хозяйства по ЮФО, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии КЧР поддерживает в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению Министерства Природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Касмине Ольге Владимировне о взыскании задолженности по договору аренды, обязании заключить дополнительное соглашение, в отсутствие представителя третьего лица - Департамента лесного хозяйства по ЮФО.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к убеждению о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

В силу части 4 названной статьи для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с требованиями ч.3 ст.71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии со ст.ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

Согласно ст.94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ Касмина О.В. и Управление лесами КЧР заключили договор аренды лесного участка сроком на 49 лет, площадью <данные изъяты> Га по адресу: <адрес>. Арендная плата установлена п.5 договора и составляет 23 829 рублей в год. Согласно п.7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст.73 Лесного кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Управление лесами КЧР и Касмина О.В. заключили дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что размер арендной платы составляет 95 318 рублей в год. Согласно новой редакции подпункта 7 пункта 2 договора ежегодно в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджета на соответствующий год применяется коэффициет индексации. Коэффициент индексации за аренду лесного участка на 2020 год составляет 2,26. Сумма арендной платы за <данные изъяты> Га составляет 215 419 рублей на 2020 год; расчет арендной платы произведен на основании таблицы №15 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» за использование лесного участка предоставленного арендатору Касмина О.В.

Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 года №54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» согласно которым договор, на основании которого производится уступка по сделке, требующей государственной регистрации, должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. Такой договор, по общему правилу, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации (п. 2 ст. 389, п. 3 ст. 433 ГК РФ). Например, договор, на основании которого производится уступка требования об уплате арендных платежей по зарегистрированному договору аренды, подлежит государственной регистрации. В отсутствие регистрации указанный договор не влечет юридических последствий для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении, например для приобретателя арендуемого имущества.

Изменение цены после заключения договора в соответствие с п. 2 ст. 424 ГК РФ допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

С учетом положений названной нормы материального права, положений ст.73 ЛК РФ при расчете платы должен быть применен коэффициент, установленный государственный органом.

Из расчета арендной платы от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что задолженность образовалась за 2018 год, 2019 год, 2020 год, 1 полугодие 2021 года и составляет 1 314 427,37 рублей, внесена задолженность в размере 308 449.69 рублей, остаток задолженности 1 005 977,68 рублей, в виду не надлежащего исполнения обязанности по внесению арендной платы начислена неустойка из расчета 0,01 % от суммы задолженности равная 100,59 рублей.

В связи с образованием задолженности в адрес Касмина О.В. направлено уведомление о задолженности.

Указом Главы КЧР Темрезова Р.Б. от 18.03.2020 года №56 Министерство природных ресурсов и экологии КЧР образовано путем слияния Управления Карачаево-Черкесской Республики по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов, Управления охраны окружающей среды и водных ресурсов КЧР, Управления лесами КЧР.

Актом выездной плановой проверки исполнения органом государственной власти КЧР в области лесных отношений от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ допущены нарушения в части применения коэффициентов расчета арендной платы, в связи с чем сумма недополученной арендной платы составила за 2018 год 261 885,7 рублей, за 2019 год 315 261,06 рублей.

При расчете арендной платы для участков, занятых прудом, Министерством в отдельных случаях к ставкам платы применен коэффициент 0,75, установленный пунктом 8 примечаний к таблицам 14 и 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление №310) для участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений или занятых рединами.

Статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации разделяет земли лесного фонда на лесные земли и нелесные земли (просеки, дороги, болота, каменистые россыпи и другие). Лесные земли, в свою очередь, подразделяются на покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие).

Согласно пункту 94 и 63 (во взаимосвязи) Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 (действовал в проверяемый период), Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.03.2018 № 122, к землям, покрытым лесной растительностью, в том числе относятся земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства (прутяных и высокотаннидных ив, орехоплодных, технических культур). Земли, занятые естественными рединами - лесными участками в экстремальных физико-географических условиях, где формирование древостоев с большей полнотой невозможно, согласно пункту 95 и 64 Лесоустроительной инструкции отнесены к землям, не покрытым лесной растительностью.

Кроме того, согласно стандарту отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения», разработанному Всероссийским исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства, естественные редины, редколесье - лесные земли с редким древостоем в экстремальных лесорастительных условиях, не обеспечивающих произрастание сомкнутых древостоев.

Таким образом, редины и земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы, относятся к лесным землям. Совокупный анализ норм позволяет сделать вывод, что коэффициент 0,75, предусмотренный пунктом 8 примечаний к таблице 14 Постановления № 310, применяется только к лесным землям. Следовательно, у Министерства отсутствовало основание для применения понижающего коэффициента 0,75 для нелесных земель.

Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными актами (часть 2 статьи 4 ЛК РФ).

В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено названным Кодексом.

В соответствии со статьей 614 ГК РФ и статьей 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды участка лесного фонда.

Положениями статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади арендуемого лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).

Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, арендная плата за пользование лесным участком является регулируемой ценой.

Постановлением N 310 утверждены ставки платы и поправочные коэффициенты за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

В судебном заседании ответчик Касмина О.В. представила расчет арендной платы, утвержденный и согласованный министерством Природных ресурсов и экологии КЧР, из которого следует, что Касмина О.В. оплатила задолженность в размере 589 815 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по 1 полугодие 2021 года, с учетом частичной оплаты задолженность составила 262 489.12 рублей. Наличие указанной задолженности подтверждено карточкой лицевого счета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом с учетом частичной оплаты задолженности, сумма требований к Касмина О.В. по договору аренды лесного участка составила 262 489,12 рублей, указанная сумма исчислена по правилам дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, признана ответчиком, в связи с чем суд считает исковые требования в части взыскания задолженности подлежащими частичному удовлетворению.

Разрешая требования о взыскании неустойки и обязании заключить дополнительное соглашение, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставляет суду в целях устранения ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

С учетом того, что задолженность образовалась не из-за неправомерных действий ответчика, а из-за ошибочного применения коэффициента, учитывающего категорию защитности лесов первой группы при расчете арендной платы лесного участка, то суд полагает, что предусмотренная договором неустойка не подлежит взысканию с ответчика, поскольку в действиях Касмина О.В. отсутствовали нарушения условий договора от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно п. 4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).

В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснено следующее. К договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.

Договор от 11.11.2008 года № 394 заключен в период действия Земельного кодекса, поэтому арендная плата по нему является регулируемой. Поскольку арендная плата за использование участком, находящимся в публичной собственности, носит регулируемый характер, определение ее размера необходимо производить исходя из положений принятых уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, устанавливающих ставки арендной платы и методику их расчета.

Между Касмина О.В. и Управлением лесами по КЧР заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, договор зарегистрирован в установленном законом порядке, затем ДД.ММ.ГГГГ между теми же сторонами по тому же предмету заключено дополнительное соглашение. Настоящие исковые требования основаны на положениях указанного договора, дополнения к нему, договор исполняется сторонами, действие договора сторонами не оспаривается, в связи с чем, суд считает требования о заключении дополнительного соглашения необоснованными, подлежащими отказу.

Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд приходит к следующему. В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ министерство как орган государственной власти освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд.

В соответствие с ч. 1 ст.103 ГПК РФ - государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что размер взыскиваемой задолженности изменился, то в силу ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований и составляет 5 824,89 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Министерства Природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республике к Касмине Ольге Владимировне о взыскании задолженности по договору аренды, обязании заключить дополнительное соглашение удовлетворить частично.

Взыскать с Касмина Ольги Владимировны задолженность по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в размере 262 489 (двести шестьдесят две тысячи четыреста восемьдесят девять) тысяч 12 копеек в счет федерального бюджета по коду бюджетной классификации -053 1 1 (плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда).

В удовлетворении исковых требований Министерства Природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Касмине Ольге Владимировне о взыскании задолженности в размере 743 488,55 рублей, взыскании неустойки в размере 100,59 рублей, обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Взыскать с Касмина Ольги Владимировны в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 5 824,89 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Зеленчукский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 29 апреля 2022 года.

Судья Зеленчукского районного суда Э. Д. Урусов