Дело № 2-12/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Завьялово 12 февраля 2019г.
Завьяловский районный суд Алтайского края в составе судьи Белоусова М.Н.,
при секретаре Абт Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Завьяловского района в интересах муниципального образования «<адрес>» к Кирюшкину Валерию Ивановичу, <адрес>ному собранию депутатов, Администрации Завьяловского района о признании незаконными решений Завьяловского районного собрания депутатов, признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок в виде взыскания незаконно выплаченной денежной компенсации,
Установил:
Прокурор Завьяловского района в интересах муниципального образования «Завьяловский район» обратился в суд с иском к Кирюшкину В.И. о признании незаконными решений Завьяловского районного собрания депутатов, признании сделок недействительными, взыскании незаконно выплаченной денежной компенсации. Свои требования прокурор обосновал тем, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности администрации Завьяловского района, в ходе которой установлено следующее.
Решением Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 30.03.2012 № 7 на должность председателя Завьяловского районного Собрания депутатов 6 созыва утвержден Кирюшкин В.И., избранный по избирательному округу № 6. Кроме того, решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 19.09.2017 № 10 Кирюшкин В.И. вновь утвержден на должность председателя Завьяловского районного Собрания депутатов 7 созыва.
Также установлено, что Кирюшкин В.И. с 29.12.2015г. является председателем МО ООГО ДОСААФ России Завьяловского района Алтайского края. Ранее, на протяжении более 5 лет, Кирюшкин В.И. также являлся председателем МО ООГО ДОСААФ России Завьяловского района Алтайского края.
Согласно ч.2 ст. 30 Устава муниципального образования Завьяловский район Алтайского края, утвержденного решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 22.12.2017 № 45, депутаты осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Аналогичное положение содержалось в предыдущей редакции Устава Завьяловского района, утвержденного решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 27.02.2015 № 342.
Решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 23.08.2017 № 609 утвержден Регламент Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края. Согласно ч.1 ст. 4 вышеуказанного Регламента, председатель районного Собрания депутатов осуществляет полномочия на непостоянной основе. Аналогичное положение содержалось в предыдущей редакции Регламент Завьяловского районного Собрания депутатов, утвержденного решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 29.06.2012 № 23.
В соответствии с ч.4 ст. 25 Устава к полномочиям районного Собрания депутатов относится введение компенсационных выплат депутатам для возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, установление их размера и периодичности.
Реализуя вышеуказанные полномочия, решениями Завьяловского районного Собрания депутатов от 14.12.2012 № 76 «О компенсационной выплате главе Завьяловского района» и от 23.11.2017 № 42 «О компенсационной выплате председателю районного Собрания депутатов муниципального образования Завьяловский район Алтайского края» Кирюшкину В.И., осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, установлена ежемесячная компенсационная выплата, связанная с организацией деятельности Завьяловского районного Собрания депутатов в размере денежного содержания начальника отдела администрации Завьяловского района.
Проверкой установлено, что между администрацией Завьяловского района Алтайского края и Кирюшкиным В.И. 28.12.2012 (на срок с 01.01.2013 по 31.12.2013), 03.02.2014 (на срок с 09.01.2014 по 31.12.2014), 31.12.2014 (на срок с 01.01.2015 по 31.12.2015), 31.12.2015 (на срок с 01.01.2016 по 31.12.2016), 31.12.2016 (на срок с 01.01.2017 и до окончания срока полномочий районного Собрания депутатов 6 созыва включительно) и 01.01.2018 (на срок с 01.01.2018 и до окончания срока полномочий районного Собрания депутатов 7 созыва) были заключены договоры гражданско-правового характера по оказанию Кирюшкиным В.И. услуг в виде организации деятельности Завьяловского районного Собрания депутатов и исполнение обязанностей председателя Завьяловского районного Собрания депутатов на непостоянной основе. Администрация района в свою очередь уплачивает Кирюшкину В.И. средства за фактически отработанное время из расчета 26908 рублей (по договорам от 28.12.2012, от 03.02.2014, от 31.12.2014, от 31.12.2015 и от 31.12.2016) и 31500 рублей (по договору от 01.01.2018) в месяц.
Согласно информациям, поступившим из МИФНС № 7 по Алтайскому краю, межрайонного Управления Пенсионного фонда РФ в Благовещенском районе Алтайского края и УФК по Алтайскому краю в период с июня 2014 года по октябрь 2018 года администрацией Завьяловского района ежемесячно перечислялись денежные средства на счета Кирюшкина В.И., с которых администрация выплачивала налоги и страховые взносы. Всего за период с января 2014 года по октябрь 2018 года Кирюшкину В.И. из бюджета муниципального образования «Завьяловский район Алтайского края» было выплачено 1426314,42 рублей.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что председатель Завьяловского районного Собрания депутатов в нарушение положений Устава, Регламента, а также Закона Алтайского края №130-ЗС от 10.10.2011, имея основное место работы в качестве председателя МО ООГО ДОСААФ России Завьяловского района Алтайского края, фактически получал денежное вознаграждение за осуществление своих депутатских полномочий на непостоянной основе.
В уточненных требованиях прокурор просит в судебном порядке признать незаконными: решение Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края решения от 14.12.2012г. № 76 «О компенсационной выплате главе Завьяловского района», решение Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края решения от 25.12.2012 № 81 «Об утверждении решения № 76 от 14.12.2012г. «О компенсационной выплате главе Завьяловского района», решение Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 23.11.2017 № 42 «О компенсационной выплате председателю районного Собрания депутатов муниципального образования Завьяловский район Алтайского края». Признать недействительными договоры от 03.02.2014г., от 31.12.2014г., от 31.12.2015г., от 31.12.2016г. и от 01.01.2018г., заключенные между администрацией Завьяловского района Алтайского края и Кирюшкиным В.И. об оказании администрации Завьяловского района услуг по организации деятельности Завьяловского районного Собрания депутатов и исполнении обязанностей председателя Завьяловского районного Собрания депутатов. Применить последствия недействительности сделок и взыскать с Кирюшкина В.И. в пользу бюджета муниципального образования Завьяловский район Алтайского края денежную компенсацию, выплаченную Кирюшкину В.И. в период с января 2014 года по октябрь 2018 года в сумме 1426314,42 рублей.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Завьяловское районное собрание депутатов, администрация Завьяловского района.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, пояснив аналогично изложенному.
Представитель ответчика – администрации Завьяловского района Чернова Е.А., возражала по удовлетворению иска, считает действия администрации по выплате компенсаций Кирюшкину В.А., как председателю районного собрания, законными. Заявила ходатайство о применении срока исковой давности по требованию о применении последствий недействительности сделок.
Ответчик Кирюшкин В.И., действующий также как представитель ответчика Завьяловского районного собрания депутатов, исковые требования не признал, пояснил, что решения депутатов законны, данные решения принимались на основании писем Алтайского краевого Законодательного Собрания. На основании принятых решений ему выплачивались ежемесячные компенсационные выплаты, связанные с исполнением им полномочий председателя районного собрания депутатов.
Представитель ответчика Кирюшкина В.И. – Коноваленко Е.В. поддержал доводы Кирюшкина В.И., заявил ходатайство о применении срока исковой давности по требованию о применении последствий недействительности сделок.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с ч.5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
Согласно ст.2 Закона Алтайского края от 10.10.2011г. № 130-ЗС «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае», гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом, иными федеральными законами, а также настоящим Законом. Отдельные вопросы, связанные с установлением гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления, могут регулироваться иными муниципальными правовыми актами, если это предусмотрено уставом муниципального образования.
Статьями 7-<адрес> от 10.10.2011г. №-ЗС «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае» установлены гарантии по оплате труда, предоставлению отпуска, пенсионного обеспечения, медицинского и государственного социального страхования выборному лицу местного самоуправления, осуществляющего полномочия на постоянной основе.
Статьей 11 Закона Алтайского края от 10.10.2011г. № 130-ЗС «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае» установлены гарантии выборному лицу, осуществляющему полномочия на непостоянной основе.
В частности ч.1 ст. 11 названного закона установлено, что выборное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, временно освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на период осуществления его полномочий для участия в заседаниях (иных мероприятиях) выборного органа местного самоуправления и формируемых им органов на основании письменного оповещения о дате, времени и месте проведения заседания (иного мероприятия) соответствующего органа, а также иных полномочий, связанных со статусом выборного лица местного самоуправления, на основании личного письменного заявления, с сохранением места работы (должности).
Согласно ч.2 ст.11 названного закона, временное освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей выборного лица местного самоуправления по месту его работы на основании личного письменного заявления не может превышать двух рабочих дней в течение месяца.
Согласно ч.3 ст. 11 названного закона, выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, возмещаются расходы, связанные с осуществлением его полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, за счет средств, предусмотренных на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, в порядке и размере, установленных нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что выборному лицу, осуществляющему полномочия на постоянной основе, предусмотрено ежемесячное денежное вознаграждение, которое является оплатой труда, а также другие гарантии. Выборному лицу, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, законом предусмотрена компенсация исключительно расходов, понесенных выборным лицом и связанных с осуществлением его полномочий, которая не является оплатой труда выборного лица.
В судебном заседании установлено, что согласно ч.2 ст. 30 Устава муниципального образования «Завьяловский район Алтайского края», утвержденного решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 22.12.2017 № 45, депутаты осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Аналогичное положение содержалось в предыдущих редакциях Устава Завьяловского района.
В соответствии с ч.4 ст. 25 Устава Завьяловского района, к полномочиям районного Собрания депутатов относится введение компенсационных выплат депутатам для возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, установление их размера и периодичности. Аналогичные положения также были предусмотрены в предыдущих редакциях Устава Завьяловского района.
Решением Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 30.03.2012 № 7 на должность председателя Завьяловского районного Собрания депутатов 6 созыва утвержден Кирюшкин В.И., избранный по избирательному округу № 6.
Решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 29.06.2012 № 23 утвержден Регламент Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края. Согласно ч.1 ст. 4 вышеуказанного Регламента председатель районного Собрания депутатов осуществляет полномочия на непостоянной основе.
Решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 14.12.2012 № 76 «О компенсационной выплате главе Завьяловского района», Кирюшкину В.И., как главе Завьяловского района, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, с 1 января 2013 года установлена ежемесячная компенсационная выплата, связанная с организацией деятельности Завьяловского районного Собрания депутатов, в размере денежного содержания начальника отдела Администрации Завьяловского района. Решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 25.12.2012 № 81 утверждено вышеназванное решение Завьяловского районного Собрания депутатов, как принятое путем опроса депутатов согласно ст.42 Регламент Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края, утвержденного решением № 23 от 29.06.2012г.
На основании принятых Завьяловским районным Собранием депутатов вышеуказанных решений, между Администрацией Завьяловского района и Кирюшкиным В.И. 3.02.2014г. был заключен договор гражданско-правового характера сроком до 31.12.2014г. по оказанию Кирюшкиным В.И. услуг по исполнению обязанностей главы Завьяловского района, по организации деятельности Завьяловского районного Собрания депутатов. Стоимость услуг по договору составляет 26 908 рублей в месяц. Аналогичные договора, на тех же условиях были заключены Администрацией Завьяловского района с Кирюшкиным В.И. 31.12.2014г. сроком с 1.01.2015г. до 31.12.2015г., договор от 31.12.2015г. сроком с 1.01.2016г. по 31.12.2016г., договор от 31.12.2016г. сроком с 1.01.2017г. до окончания срока полномочий районного Собрания депутатов VI созыва.
Решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 23.08.2017 № 609 утвержден Регламент Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края. Согласно ч.1 ст. 4 вышеуказанного Регламента председатель районного Собрания депутатов осуществляет полномочия на непостоянной основе.
Решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 19.09.2017 № 10 Кирюшкин В.И. вновь утвержден на должность председателя Завьяловского районного Собрания депутатов 7 созыва.
Решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 23.11.2017г. № 42 «О компенсационной выплате председателю районного Собрания депутатов муниципального образования Завьяловский район Алтайского края» Кирюшкину В.И., как председателю районного Собрания депутатов, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, установлена ежемесячная компенсационная выплата, связанная с организацией деятельности Завьяловского районного Собрания депутатов в размере денежного содержания начальника отдела администрации Завьяловского района.
На основании указанного решения, между Администрацией Завьяловского района и Кирюшкиным В.И. 1.01.2018г. был заключен договор гражданско-правового характера сроком до окончания срока полномочий районного Собрания депутатов VII созыва, по оказанию Кирюшкиным В.И. услуг по исполнению обязанностей председателя Завьяловского районного Собрания депутатов на непостоянной основе, по организации деятельности Завьяловского районного Собрания депутатов. Стоимость услуг по договору составляет 31 500 рублей в месяц.
В судебном заседании установлено, что на основании заключенных между Администрацией Завьяловского района и Кирюшкиным В.И. договоров гражданско-правового характера за период 2014-2018г. из бюджета Завьяловского района выплачено Кирюшкину В.И. 1 426 314 рублей 42 копейки, в том числе за 2014г. – 280 920 рублей, за 2015г. – 280 920 рублей, за 2016г. - 280 920 рублей, за 2017г. – 282 099,42 рублей, за 2018г. – 301 445 рублей. Данное обстоятельство подтверждается представленными доказательствами, а именно: сведениями Межрайонной инспекции ФНС № 7 по Алтайскому краю, сведениями Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, судебными приказами о взыскании задолженности по указанным договорам, а также пояснениями ответчика Кирюшкина В.И., о том, что им были получены указанные денежные средства.
Рассматривая требование прокурора о признании незаконными: решения Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 14.12.2012г. № 76 «О компенсационной выплате главе Завьяловского района», решения Завьяловского районного Собрания депутатов от 25.12.2012 № 81 «Об утверждении решения Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 14.12.2012г. № 76 «О компенсационной выплате главе Завьяловского района», решения Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 23.11.2017г. № 42 «О компенсационной выплате председателю районного Собрания депутатов муниципального образования Завьяловский район Алтайского края» суд приходит к выводу о незаконности принятых решений по следующим основаниям.
Согласно ст.164 Трудового кодекса РФ, компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из анализа приведенных выше норм законов следует, что председателю Завьяловского районного собрания депутатов, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, предусмотрена компенсация исключительно расходов, понесенных председателем и связанных с осуществлением его полномочий, которая не является оплатой труда выборного лица, не может носить постоянного регулярного характера.
Между тем, вышеуказанные решения Завьяловского районного Собрания депутатов устанавливают не компенсацию понесенных расходов в связи с депутатской деятельностью, как это определено приведенными выше положениями закона Алтайского края и Устава Завьяловского района, а ежемесячную выплату председателю Завьяловского районного Собрания депутатов, независимо от понесенных им расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий и без представления документов, подтверждающих сумму таких расходов, что по своей сути является вознаграждением за исполнение публичных полномочий депутатом, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе, которое не предусмотрено действующим законодательством.
Поименованная в указанных решениях выплата хотя и названа "компенсацией расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности", но фактически, с учетом ее безусловности, периодичности и единого (фиксированного) размера, представляет собой денежное вознаграждение за осуществление депутатских полномочий, поэтому данная выплата не может носить компенсационный характер.
Кроме того, установлено, что с 2015г. Кирюшкин В.И. трудоустроен на постоянной работе в МО ООГО ДОСААФ России Завьяловского района Алтайского края на должности председателя. Ранее, на протяжении более 5 лет, Кирюшкин В.И. также являлся председателем МО ООГО ДОСААФ России Завьяловского района Алтайского края.
Таким образом, вышеуказанные решения Завьяловского районного Собрания депутатов от 14.12.2012г. № 76 и от 23.11.2017г. № 42, хотя и приняты в формальном соответствии с Регламентом Завьяловского районного Собрания депутатов и в пределах компетенции Собрания депутатов, однако по своей сути являются незаконными в той мере, в какой устанавливают ежемесячную компенсационную выплату председателю Завьяловского районного собрания депутатов, связанную с организацией деятельности Завьяловского районного Собрания депутатов, в размере денежного содержания начальника отдела администрации Завьяловского района. Решение Завьяловского районного Собрания депутатов от 25.12.2012 № 81 «Об утверждении решения Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 14.12.2012г. № 76 «О компенсационной выплате главе Завьяловского района», также является незаконным, поскольку подтверждает незаконное решение от 14.12.2012г.
Довод прокурора о том, что в нарушение ч.13 ст.44 Регламента оглашение решения от 23.11.2017 № 42 об установлении ежемесячных компенсационных выплат Кирюшкину В.И. не было включено в повестку 3 сессии районного Собрания депутатов 7 созыва, истцом не доказан, поэтому судом отклоняется.
Доводы представителей ответчиков о том, что требования о признании незаконными указанных выше решений Завьяловского районного Собрания депутатов должны разрешаться в ином судебном порядке, а именно по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и производство по делу подлежит прекращению, суд находит несостоятельными.
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Поскольку требования о признании незаконными актов органа местного самоуправления в данном случае соединены с требованием об осуществлении гражданских прав и являются основанием их возникновения, а также с учётом того, что их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, спор о признании таких актов незаконными подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Доводы представителя ответчика о том, что решение Завьяловского районного Собрания депутатов от 14.12.2012г. № 76 утратило силу, а решение от 23.11.2017г. № 42 отменено непосредственно Собранием депутатов, не влияет на их незаконность, поскольку данные решения послужили основанием для заключения договоров гражданско-правового характера.
Рассматривая требования прокурора о признании договоров гражданско-правового характера от 3.02.2014г., от 31.12.2014г., от 31.12.2015г., от 31.12.2016г., от 1.01.2018г. недействительными сделками и применении последствий недействительности сделок, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (ч.3 ст. 166 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ч.2 ст. 167 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2 ст. 168 ГК РФ).
Как установлено в судебном заседании, между Администрацией Завьяловского района и Кирюшкиным В.И. 3.02.2014г. был заключен договор гражданско-правового характера сроком до 31.12.2014г. по оказанию Кирюшкиным В.И. услуг по исполнению обязанностей главы Завьяловского района, по организации деятельности Завьяловского районного Собрания депутатов. Стоимость услуг по договору составляет 26 908 рублей в месяц. Аналогичные договора, на тех же условиях были заключены Администрацией Завьяловского района с Кирюшкиным В.И. 31.12.2014г. сроком с 1.01.2015г. до 31.12.2015г., договор от 31.12.2015г. сроком с 1.01.2016г. по 31.12.2016г., договор от 31.12.2016г. сроком с 1.01.2017г. до окончания срока полномочий районного Собрания депутатов VI созыва. Также 1.01.2018г. был заключен договор гражданско-правового характера сроком до окончания срока полномочий районного Собрания депутатов VII созыва, по оказанию Кирюшкиным В.И. услуг по исполнению обязанностей председателя Завьяловского районного Собрания депутатов на непостоянной основе, по организации деятельности Завьяловского районного Собрания депутатов. Стоимость услуг по договору составляет 31 500 рублей в месяц. На основании заключенных между Администрацией Завьяловского района и Кирюшкиным В.И. договоров гражданско-правового характера за период 2014-2018г. из бюджета Завьяловского района выплачено Кирюшкину В.И. 1 426 314 рублей 42 копейки.
Из анализа приведенных выше норм законов следует, что председателю Завьяловского районного собрания депутатов, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, предусмотрена компенсация исключительно расходов, понесенных председателем и связанных с осуществлением его полномочий, которая не является оплатой труда выборного лица, не может носить постоянного регулярного характера.
Основанием заключения указанных договоров послужили незаконные ненормативные акты: решение Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 14.12.2012г. № 76 «О компенсационной выплате главе Завьяловского района», решение Завьяловского районного Собрания депутатов от 25.12.2012 № 81 «Об утверждении решения Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 14.12.2012г. № 76 «О компенсационной выплате главе Завьяловского района», решение Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 23.11.2017г. № 42 «О компенсационной выплате председателю районного Собрания депутатов муниципального образования Завьяловский район Алтайского края».
Соответственно, оспариваемые сделки, заключенные с нарушением требований ст.11 Закона Алтайского края от 10.10.2011г. № 130-ЗС «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае» на основании незаконных решений Завьяловского районного Собрания депутатов, устанавливающих ежемесячную фиксированную оплату Кирюшкину В.И. за оказание им услуг по исполнению обязанностей председателя Завьяловского районного Собрания депутатов, по организации деятельности Завьяловского районного Собрания депутатов, нарушающие интересы муниципального образования «Завьяловский район», являются недействительными, в силу их ничтожности.
Между тем, представителем ответчика Администрации Завьяловского района и представителем ответчика Кирюшкина В.И. заявлено о применении срока исковой давности о применении последствий недействительности сделок.
В соответствии с ч.1 ст. 181 Гражданского кодекса РФ, срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Согласно ч.2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление (п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Соответственно, течение срока исковой давности по требованию прокурора о признании недействительными оспариваемых договоров должно исчисляться со дня, когда о нарушении своих прав оспариваемыми договорами узнало или должно узнать муниципальное образование «Завьяловский район» в лице своих органов, в частности, о незаконности выплаты ежемесячной фиксированной суммы председателю районного Собрания, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Поскольку администрация Завьяловского района являлась стороной сделок, начало течения срока в рассматриваемом случае следует исчислять со дня заключения и начала исполнения каждого договора, и срок исковой давности будет составлять три года по каждой сделке.
Из материалов дела следует, что 16.10.2018г. прокурором внесено представление в Завьяловского районное собрание депутатов об устранении нарушений законодательства о компенсационных выплатах председателю районного собрания депутатов. 13.12.2018г. прокурор обратился в суд в интересах муниципального образования. Соответственно, срок давности о признании недействительным договора гражданско-правового характера № 3 от 3.02.2014г., о признании недействительным договора гражданско-правового характера № 18 от 31.12.2014г., а также о применении последствий недействительности данных сделок, истек.
Согласно ч.2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении данной части иска прокурору следует отказать.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает подлежащим удовлетворению требование прокурора о применении последствий недействительности сделок - договора гражданско-правового характера № 34 от 31.12.2015г., договора гражданско-правового характера № 24 от 31.12.2016г., договора гражданско-правового характера № 32 от 1.01.2018г. в виде взыскания с Кирюшкина В.И. в пользу бюджета муниципального образования «Завьяловский район Алтайского края» денежных средств полученных по недействительным сделкам в сумме 864 474 рубля 42 копейки.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
По указанному основанию с ответчика Кирюшкина В.И., не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход бюджета Завьяловского района государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части иска, в сумме 11 844 рубля 74 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Завьяловского района Алтайского края удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 14.12.2012г. № 76 «О компенсационной выплате главе Завьяловского района».
Признать незаконным решение Завьяловского районного Собрания депутатов от 25.12.2012 № 81 «Об утверждении решения Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 14.12.2012г. № 76 «О компенсационной выплате главе Завьяловского района».
Признать незаконным решение Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 23.11.2017г. № 42 «О компенсационной выплате председателю районного Собрания депутатов муниципального образования Завьяловский район Алтайского края».
Признать недействительным, в силу его ничтожности, договор гражданско-правового характера № 34 от 31.12.2015г., заключенный между Администрацией Завьяловского района и Кирюшкиным Валерием Ивановичем на оказание услуг по исполнению обязанностей главы Завьяловского района.
Признать недействительным, в силу его ничтожности, договор гражданско-правового характера № 24 от 31.12.2016г., заключенный между Администрацией Завьяловского района и Кирюшкиным Валерием Ивановичем на оказание услуг по исполнению обязанностей главы Завьяловского района.
Признать недействительным, в силу его ничтожности, договор гражданско-правового характера № 32 от 1.01.2018г., заключенный между Администрацией Завьяловского района и Кирюшкиным Валерием Ивановичем на оказание услуг по исполнению обязанностей председателя Завьяловского районного собрания депутатов.
Применить последствия недействительности ничтожных сделок, взыскать с Кирюшкина Валерия Ивановича в пользу бюджета муниципального образования «Завьяловский район Алтайского края» денежные средства в сумме 864 474 рубля 42 копейки.
В удовлетворении остальной части иска: о признании недействительными договора от 3.02.2014г., о признании недействительными договора от 31.12.2014г., применении последствий недействительности данных сделок – отказать.
Взыскать с Кирюшкина Валерия Ивановича в доход бюджета Завьяловского района государственную пошлину в сумме 11 844 рубля 74 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме, путём подачи жалобы через Завьяловский районный суд.
Судья Белоусов М.Н.
Решение составлено в мотивированной форме 17 февраля 2019 года.