Дело № 2-523/2022
УИД 76RS0022-01-2021-004919-10
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2022 года г. Ярославль
Заволжский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Иванчиковой Ю.В.,
при секретаре Егоровой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Заволжского района г.Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по физической культуре и спорту мэрии г.Ярославля, мэрии г.Ярославля, МУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 21» об обязании устранить нарушения требований антитеррористического законодательства,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля, МУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 21», в котором просит обязать Управление по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля, МУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 22» оборудовать объект спорта по адресу: г.Ярославль, Школьный проезд, д.4, корп.2, системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения МУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 22» по адресу: г.Ярославль, Школьный проезд Д. 4, корп. 2, требований законодательства об антитеррористической защищенности. Учреждение осуществляет спортивную подготовку по олимпийским и не олимпийским видам спорта взрослых и детей, организацию и проведение муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Установлено, что в настоящее время объект спорта не в полном объеме соответствует требованиям антитеррористической защищенности, в частности система экстренного оповещения сотрудников и посетителей объектов спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на объекте не оборудована. По результатам проверки 29.03.2021 прокуратурой района руководителю муниципального учреждения внесено представление об устранении нарушений закона. Учреждением нарушения закона не устранены ввиду отсутствия необходимых денежных средств.
Определениями суда от 11.01.2022, 03.02.2022 с учетом характера спорных правоотношений и заявленных исковых требований мэрия г.Ярославля привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, в дальнейшем ее процессуальный статус изменен с третьего лица на соответчика.
В судебном заседании представитель прокуратуры Заволжского района г.Ярославля помощник прокурора Зелинская В.А. исковые требования поддержала, дала пояснения согласно заявленному.
Представители ответчиков, третьих лиц, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, третьих лиц в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчиков и третьих лиц, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 6 статьи 37 Федерального закона от 04.12 2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» лица в собственности или во владении которых находятся объекты спорта обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон № 35-ФЗ) установлены основные принципы противодействия терроризму, к числу которых относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма и их соразмерности степени террористической опасности.
Согласно пункту 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления деятельности, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Из подпункта «д» пункта 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В понимании статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ учреждения спорта относятся к местам с массовым пребыванием людей.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения, в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей) должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе меры направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктом 12 Требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 (далее - Требования) для каждой категории опасности объектов спорта устанавливается комплекс мероприятий, соответствующий степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий.
По результатам обследования объекту спорта - МУ «СШОР № 22», расположенному по адресу: г. Ярославль, Школьный проезд, д. 4 корп.2 присвоена третья категория опасности.
В соответствии с пунктом 13 Требований антитеррористическая защищенность объектов спорта обеспечивается путем минимизации возможных последствий и ликвидации угроз совершения террористических актов на объектах спорта.
Согласно пункту 15 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объекты спорта третьей категорий опасности оборудуются системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объектов спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Оповещение и информирование всех физических лиц, находящихся на объекте спорта, об угрозе совершения или о совершении террористического акта, должны осуществляться по системе оповещения (и. 22 Требований).
Прокуратурой Заволжского района г.Ярославля проведена проверка исполнения требований по соблюдению антитеррористического законодательства МУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 22» по адресу: г.Ярославль, Школьный проезд, д. 4, корп. 2. Учреждение осуществляет спортивную подготовку по олимпийским и не олимпийским видам спорта взрослых и детей, организацию и проведение муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Установлено, что в настоящее время объект спорта не в полном объеме соответствует требованиям антитеррористической защищенности, в частности система экстренного оповещения сотрудников и посетителей объектов спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на объекте не оборудована. По результатам проверки 29.03.2021 прокуратурой района руководителю муниципального учреждения внесено представление об устранении нарушений закона. Учреждением нарушения закона не устранены ввиду отсутствия необходимых денежных средств.
Стороной ответчиков не оспаривалось наличие выявленных прокуратурой Заволжского района г.Ярославля нарушений антитеррористического законодательства.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В силу п. 3 и п. 19 ч. 1 ст.16 Федерального закона № 131-Ф3, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 329-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры, детско-юношеского спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа, развитие массового спорта, детско-юношеского спорта и школьного спорта на территориях муниципальных образований.
Статьей 52 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 28, ст. 31 Бюджетного кодекса Российской федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также прав определять формы * направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий i субвенций из бюджетов других уровней).
В силу положений статей 69, 69.1, 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса РФ, в бюджете бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности является обязанностью не только муниципальных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В соответствии с Уставом МУ СШОР № 22 имеет статус некоммерческой организации, функции и полномочия учредителя которого от имени города Ярославля осуществляет Управление по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля.
Из приведенных норм права и положений Устава учреждения следует, что собственник обязан финансировать подведомственные учреждения.
Недостаточность средств не освобождает от принятия необходимых мер для обеспечения безопасности занимающихся спортом лиц и работников учреждения, поскольку в силу требований закона они должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств, в том числе с решением вопроса о финансировании расходов органами местного самоуправления при отсутствии достаточных для этого собственных средств.
Применительно к изложенному, суд считает исковые требования в отношении мэрии г.Ярославля, МУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 21» обоснованными и подлежащими удовлетворению. Непринятие мер антитеррористической направленности, снижает безопасность при выполнении работ на спортивном объекте и влечет за собой нарушение прав работников школы и ее воспитанников, в том числе несовершеннолетних на безопасность и охрану жизни и здоровья.
Таким образом, суд, учитывая объем мероприятий, которые необходимо провести для приведения безопасности спортивного объекта в надлежащее состояние, принцип разумности, баланс интересов сторон, приходит к выводу о том, что сроки для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки в отношении ответчиков – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, являются достаточными и разумными.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что истец предоставил суду доказательства законности и обоснованности своих исковых требований в пределах удовлетворенных.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора Заволжского района г.Ярославля в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать мэрию г. Ярославля, муниципальное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва № 22» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект спорта по адресу: город Ярославль, Школьный проезд, дом 4, корпус 2, системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Заочное решение может быть отменено Заволжским районным судом г.Ярославля путем подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.В. Иванчикова