НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 24.03.2021 № 2А-231/2021

Дело № 2а-231/2021

73RS0004-01-2020-007952-72

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2021 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Высоцкой А.В.,

при секретаре Аббазовой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска к Брель Людмиле Ивановне о взыскании задолженности по торговому сбору, пеней за несвоевременную уплату торгового сбора, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ФОПС,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Брель Л.И. о взыскании задолженности по торговому сбору, пеней за несвоевременную уплату торгового сбора, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ФОПС, мотивируя свои требования следующим.

На налоговом учете в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска состоит Брель Л.И., которая была зарегистрирована в ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска в качестве индивидуального предпринимателя и снята с учета 28.02.2019.

13.03.2018 Брель Л.И. представила в ИФНС №33 по г. Москве уведомление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, в котором отразила дату возникновения объекта обложения торговым сбором - 14.09.2017 и вид торговой деятельности - через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы (код вида деятельности 03).

Также Брель Л.И. в Уведомлении произвела расчет суммы торгового сбора по объекту, расположенному по адресу: <адрес>, размер которого составил 21 000 руб. за 1 квартал.

13.08.2020 года Брель Л.И. представила в ИФНС №33 по г. Москве уведомление о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, в котором отразила дату прекращения осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор - 28.02.2018. Торговый сбор по объекту, расположенному по адресу: <адрес>, был начислен за период с 14.09.2017 по 28.02.2018 всего в размере 63 000 руб.: за 3 квартал 2017 г. в размере 21 000 руб. по сроку уплаты 25.10.2017; за 4 квартал 2017 г. в размере 21 000 руб. по сроку уплаты 25.01.2018; за 1 квартал 2018 г. в размере 21 000 руб. по сроку уплаты 25.04.2018. До настоящего времени торговый сбор за период с 14.09.2017 по 28.02.2018 не уплачен.

По результатам проведенного обследования торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, Департамент экономической политики и развития г. Москвы составил акт от 10.05.2018 №19696 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, который был направлен в соответствующий налоговый орган.

Департамент экономической политики и развития г.Москвы в акте от 10.05.2018 №19696 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором отразил дату возникновения объекта обложения торговым сбором - 22.01.2018, и вид торговой деятельности - через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющиеся автозаправочными станциями) (код вида деятельности 1), произвел расчет суммы торгового сбора по объекту, расположенному по адресу: <адрес>, который составил 28 350 руб. за 1 квартал. Таким образом, торговый сбор по указанному объекту исчисляется с 22.01.2018 и за 2019 год составил в общей сумме 113 000 руб.: за 1 квартал 2019 г. - в размере 28 350,00 руб. по сроку уплаты 25.04.2019; за 2 квартал 2019 г. - в размере 28 350 руб. по сроку уплаты 25.07.2019; за 3 квартал 2019 г. - в размере 28 350 руб. по сроку уплаты 25.10.2019; за 4 квартал 2019 г.- в размере 28 350 руб. по сроку уплаты 25.10.2019. До настоящего времени торговый сбор не уплачен.

Так как Брель Л.И. осуществляла предпринимательскую деятельность до 28.02.2019, фиксированный размер страхового взноса на 2019 год составляет: в ФОПС (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере) 4 892,33 руб.; в ФФОМС (страховые взносы на обязательное медицинское страхование) 1 147,33 руб.

С учетом уточнения требований административного иска, ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска просит взыскать с Брель Л.И. задолженность по торговому сбору за 3 квартал 2017 г. в размере 21 000 руб., за 4 квартал 2017 г. в размере 21 000 руб., за 1 квартал 2018 г. в размере 21 000 руб., за 1 квартал 2019 г. в размере 28 350 руб., за 2 квартал 2019 г. в размере 28 350 руб., за 3 квартал 2019 г. в размере 28 350 руб., за 4 квартал 2019 г. в размере 28 350 руб.; пени за несвоевременную уплату за период с 16.04.2019 по 16.07.2019 в размере 2 343,13 руб., за период с 26.07.2019 по 17.09.2019 в размере 368,55 руб., за период с 26.10.2019 по 29.01.2020 в размере 579,99 руб., за период с 30.01.2020 по 02.02.2020 в размере 28,37 руб.; по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС за период с 29.03.2019 по 25.06.2019 в сумме 28,37 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ФОПС за период с 29.03.2019 по 25.06.2019 в сумме 121 руб., всего – 179 869,41 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в административном иске просит административное дело рассмотреть в свое отсутствие.

Административный ответчик Брель Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ее представитель Мокеев О.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от 12.09.2018, выданной сроком на три года, в судебном заседании требования административного иска не признал.

Представители заинтересованных лиц – ИФНС №33 по городу Москве, Департамента экономической политики и развития города Москвы, - в судебное заседания не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Исследовав материалы настоящего административного дела, материалы дел №2а-2920/2019, №2а-3701/2020, №2а-2037/2020, №2а-3742/2020, №2а-1669/2020, №2а-188/2021, заслушав представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, статье 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодеса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги и (или) сборы.

Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Торговый сбор устанавливается и регулируется главой 33 Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе - законами субъектов РФ.

Так, согласно ст. 1 Закона города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе», с 1 июля 2015 года на территории города Москвы установлен торговый сбор в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 411 Налогового кодекса РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Пунктом 1 статьи 412 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком торгового сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 412 Налогового кодекса РФ в целях главы 33 Налогового кодекса РФ датой возникновения объекта обложения торговым сбором признается дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор.

Датой прекращения объекта обложения торговым сбором признается дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (пп. 2 п. 2 ст. 412 Налогового кодекса РФ).

На основании п. 1 ст. 416 Налогового кодекса РФ постановка на учет, снятие с учета индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 Налогового кодекса РФ уполномоченным органом в налоговый орган.

Согласно п. 4 приведенной статьи в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик торгового сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

При этом датой снятия с учета индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора является дата прекращения осуществления плательщиком торгового сбора вида деятельности, указанной в уведомлении.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, прекративший осуществление предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли и представивший в налоговый орган соответствующее уведомление, не признается плательщиком торгового сбора с даты прекращения осуществления плательщиком торгового сбора вида деятельности, указанной в уведомлении.

Согласно ст. 414 Налогового кодекса РФ периодом обложения сбором признается квартал.

В соответствии с п. 1 ст. 417 Налогового кодекса РФ сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором, начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли. Уплата торгового сбора производится плательщиками торгового сбора в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 Налогового кодекса РФ).

Материалами дела установлено, что на налоговом учете в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска состоит Брель Л.И. ИНН <данные изъяты>, которая была 26.06.2017 зарегистрирована в ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид экономической вид деятельности – торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.

13.03.2018 Брель Л.И. представила в ИФНС №33 по г. Москве Уведомление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, в котором отразила дату возникновения объекта обложения торговым сбором - 14.09.2017 и вид торговой деятельности - через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы (код вида деятельности 03).

Брель Л.И. в Уведомлении самостоятельно произвела расчет суммы торгового сбора по объекту, расположенному по адресу: <адрес>, размер которого составил 21 000 руб. за 1 квартал.

13.08.2020 года Брель Л.И. представила в ИФНС №33 по г. Москве уведомление о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, в котором отразила дату прекращения осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор - 28.02.2018.

28.02.2019 Брель Л.И. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что отражено в выписке из ЕГРИП.

Таким образом, торговый сбор по объекту, расположенному по адресу: <адрес>, был начислен за период с 14.09.2017 по 28.02.2018 всего в размере 63 000 руб.: за 3 квартал 2017 г. в размере 21 000 руб. по сроку уплаты 25.10.2017; за 4 квартал 2017 г. в размере 21 000 руб. по сроку уплаты 25.01.2018; за 1 квартал 2018 г. в размере 21 000 руб. по сроку уплаты 25.04.2018.

Как следует из административного иска, до настоящего времени торговый сбор за период с 14.09.2017 по 28.02.2018 не уплачен. Доказательств уплаты торгового сбора за указанный период по требованию стороной административного ответчика не представлено.

Таким образом, задолженность по уплате торгового сбора за 3 квартал 2017 г. в сумме 21 000 руб., за 4 квартал 2017 г. в сумме 21 000 руб., за 1 квартал 2018 г. в сумме 21 000 руб., - подлежит взысканию в пользу налогового органа с Брель Л.И.

Как указывает административный истец в иске, по результатам проведенного обследования торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, Департамент экономической политики и развития г. Москвы составил акт от 10.05.2018 №19696 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, который был направлен в соответствующий налоговый орган.

Департамент экономической политики и развития г.Москвы в акте от 10.05.2018 №19696 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором отразил дату возникновения объекта обложения торговым сбором - 22.01.2018, и вид торговой деятельности - через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющиеся автозаправочными станциями) (код вида деятельности 1), произвел расчет суммы торгового сбора по объекту, расположенному по адресу: <адрес>, который составил 28 350 руб. за 1 квартал.

С учетом данных обстоятельств административный истец указывает, что торговый сбор по указанному объекту исчисляется с 22.01.2018 и за 2019 год составил в общей сумме 113 000 руб.: за 1 квартал 2019 г. - в размере 28 350,00 руб. по сроку уплаты 25.04.2019; за 2 квартал 2019 г. - в размере 28 350 руб. по сроку уплаты 25.07.2019; за 3 квартал 2019 г. - в размере 28 350 руб. по сроку уплаты 25.10.2019; за 4 квартал 2019 г.- в размере 28 350 руб. по сроку уплаты 25.10.2019. Поскольку за указанный период торговый сбор Брель Л.И. не уплачен, ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска заявляет к взысканию с нее задолженности в общей сумме 113 000 руб.

Между тем, суд исходит из того, что 28.02.019 Брель Л.И. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Законом (ст.411 НК РФ) определено, что плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В данном случае с прекращением статуса индивидуального предпринимателя, о чем Брель Л.И. заявлено налоговому органу, она не является плательщиком торгового сбора.

С учетом того, что периодом обложения сбором признается квартал, суд приходит к выводу, что за 1 квартал 2019 г. Брель Л.И. обязана уплатить торговый сбор в сумме 28 350 руб. за объект, расположенный по указанному выше адресу, за последующие периоды торговый сбор взысканию не подлежит в связи с прекращением деятельности Брель Л.И. в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с тем, что в установленный законом срок Брель Л.И. обязанность по уплате торгового сбора исполнена не была, на сумму задолженности были начислены пени в сумме 2 343,13 руб. за период с 16.04.2019 по 16.07.2019 (требование №92092 от 16.07.2019), их расчет суд полагает верным, пени начислены на недоимку в сумме 91 350 руб., взысканную настоящим решением.

Пени за период с 26.07.2019 по 17.09.2019, за период с 26.10.20189 по 29.01.2020, за период с 30.01.2020 по 02.02.2020, - взысканию с Брель Л.И. не подлежат, поскольку начислены на недоимку, во взыскании которой настоящим решением отказано.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.

Поскольку Брель Л.И. осуществляла предпринимательскую деятельность до 28.02.2019, фиксированный размер страхового взноса на 2019 год составляет: в ФОПС (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере) 4 892,33 руб.; в ФФОМС (страховые взносы на обязательное медицинское страхование) 1 147,33 руб.

Как следует из административного иска, согласно выписке из КРСБ налогоплательщика по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, задолженность по страховым взносам за 2019 год зачисляемым в ФОПС в размере 4 892,33 руб. и ФФОМС в размере 1 147,3 руб. была оплачена по судебному приказу от 30.08.2019.

Таким образом, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС за период с 29.03.2019 по 25.06.2019 составили 28,37 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ФОПС за период с 29.03.2019 по 25.06.2019 – 121 руб. Пени в указанных размерах подлежат взысканию с административного ответчика в пользу налогового органа.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа взыскание осуществляется в судебном порядке.

В связи с тем, что административным ответчиком не была исполнена обязанность по уплате налога, Инспекция обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа, 04.06.2020 был вынесен судебный приказ по делу №2а-1669/2020, 02.07.2020 - по делу №2а-2037/2020, определением от 22.07.2020 отменен судебный приказ №2а-2037/2020, определением от 27.07.2020 отменен судебный приказ №2а-1669/2020.

Согласно п.3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, административным истцом сроки обращения в суд с настоящим иском соблюдены.

При таких обстоятельствах требования административного иска подлежат частичному удовлетворению.

В связи с тем, что административный истец при подаче искового заявления в суд от уплаты государственной пошлины освобожден, в соответствии со ст. 114 КАС РФ с Брель Л.И. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в размере 3 015,27 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска к Брель Людмиле Ивановне о взыскании задолженности по торговому сбору, пеней за несвоевременную уплату торгового сбора, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ФОПС, удовлетворить частично.

Взыскать с Брель Людмилы Ивановны в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска задолженность по торговому сбору за 3 квартал 2017 г. в сумме 21 000 руб., за 4 квартал 2017 г. в сумме 21 000 руб., за 1 квартал 2018 г. в сумме 21 000 руб., за 1 квартал 2019 г. в сумме 28 350 руб., а также пени за несвоевременную уплату торгового сбора за период с 16.04.2019 по 16.07.2019 в сумме 2 343,13 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС за период с 29.03.2019 по 25.06.2019 в сумме 28,37 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ФОПС за период с 29.03.2019 по 25.06.2019 в сумме 121 руб., а всего – 93 842,5 руб., в удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Брель Людмилы Ивановны в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 3015,27 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Высоцкая