НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 15.01.2018 № 2-103/18

Дело № 2-103/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2018 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Климонтовой Е.В.,

при секретаре Аракелян Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клинчевой Надежды Ивановны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска об обязании произвести перерасчет страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Клинчева Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска (далее по тексту – УПФР в Заволжском районе г. Ульяновска) об обязании произвести перерасчет страховой пенсии, мотивируя свои требования следующим.

Ранее истец проживала и работала на территории государства Украина, где ей была назначена и до 31.10.2016 выплачивалась пенсия по старости. С 01.11.2016 ей была установлена страховая пенсия по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Вместе с тем, считает, что выплачиваемый ей размер пенсии в настоящее время является заниженным.

Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионногообеспечения» участники, в том числе Украина, признали, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (часть первая статьи 7).

Соглашение закрепило основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств - участников СНГ и реализуют это право на территории другого государства - участника Соглашения.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР Приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р (в ред. от 28.01.2005) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РоссийскуюФедерацию из государств -республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств -участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).

При этом периоды работы после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет трудового(страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Ответчику были представлены сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Украины за период работы с 01.01.2002 по 03.11.2015. Считает, что расчет размера страховой пенсии по старости должен быть произведен с учетом периода работы на территории Украины и размера ее заработка, из которого были уплачены страховые взносы, за период, включенный ответчиком в ее страховой стаж. Просит обязать УПФР в Заволжском районе г. Ульяновска произвести перерасчет назначенной и выплачиваемой страховой пенсии по старости, исходя из сумм начисленных и уплаченных страховых взносов в период работы на территории Украины с 01.01.2002 по 03.11.2015. В 2002 году сумма начисленных и уплаченных страховых взносов выплачена, исходя из заработка для начисления пенсии 628,22 грн.; в 2003 году – исходя из заработка для начисления пенсии 17534,54 грн.; в 2004 году – исходя из заработка для начисления пенсии 22672,22 грн.; в 2005 году – исходя из заработка для начисления пенсии 26846,44 грн.; в 2006 году – исходя из заработка для начисления пенсии 32489,58 грн.; в 2007 году – исходя из заработка для начисления пенсии 43358,42 грн.; в 2008 году – исходя из заработка для начисления пенсии 77889,18 грн.; в 2009 году – исходя из заработка для начисления пенсии 83408,64 грн.; в 2010 году – исходя из заработка для начисления пенсии 89329,52 грн.; в 2011 году – исходя из заработка для начисления пенсии 77973,22 грн.; в 2012 году – исходя из заработка для начисления пенсии 78404,72 грн.; в 2013 году – исходя из заработка для начисления пенсии 78190,23 грн., в 2014 году – исходя из заработка для начисления пенсии 78894,80 грн., в 2015 году – исходя из заработка для начисления пенсии 55513,69 грн.

Истец Клинчева Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в иске. Представитель ответчика Дубрикова А.Б. в судебном заседании с иском Клинчевой Н.И. не согласилась. Пояснила, что в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Постановления Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014 периоды работы, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Страховые взносы, уплаченные на обязательное пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Украины, при установлении пенсии на территории Российской Федерации не могут быть учтены, поскольку это не предусмотрено ни нормами международных соглашений, ни нормами российского законодательства. Предусмотренный Соглашением от 13.03.1992 учет трудового стажа и заработка не может применяться как учет страховых взносов. Продолжительность страхового стажа после 01.01.2002 учитывается только для определения права на страховую пенсию, поскольку на размер пенсии влияет сумма уплаченных после указанной даты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Просила в иске отказать.

Выслушав истца Клинчеву Н.И., представителя ответчика Дубрикову А.Б., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

С 01.11.2016 Клинчева Н.И. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является получателем страховой пенсии по старости в УПФР в Заволжском районе г. Ульяновска.

В соответствии со ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ч. 1 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства.

Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Таким образом, вопросы назначения учета трудового и страхового стажа и назначения пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, регламентируются Соглашением «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» (далее Соглашение) от 13 марта 1992 года или имеющим стаж работы после ратификации данного Соглашения.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р (в ред. от 28.01.2005) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего ССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе, с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 14 ч. 1,2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 и 12 указанного выше закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Постановления Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014 периоды работы, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Страховые взносы, уплаченные на обязательное пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Украины, при установлении пенсии на территории Российской Федерации не могут быть учтены, поскольку это не предусмотрено ни нормами международных соглашений, ни нормами российского законодательства.

Предусмотренный Соглашением от 13.03.1992 учет трудового стажа и заработка не может применяться как учет страховых взносов. Российское законодательство не содержит положений об учете при определении размера пенсии страховых взносов в пенсионный (социальные) фонды других государств и прямо указывает на учет страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, доводы Клинчевой Н.И. основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.

Кроме того, в письме Минтруда РФ от 29.01.2003 № 203-16 разъяснялось, что исходя из понятия расчетного пенсионного капитала, суммы страховых взносов и иных поступлений в пенсионные (социальные) фонды государств-участников Соглашения от 13.03.1992 после 01.01.2002 не могут учитываться в составе указанного капитала.

Кроме того, включение в страховой стаж спорных периодов работы не приведет к увеличению размера пенсии. Продолжительность страхового стажа после 01.01.2002 учитывается только для определения права на страховую пенсию. На размер пенсии влияет сумма уплаченных после указанной даты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При изложенных выше обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Клинчевой Н.И. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Клинчевой Надежды Ивановны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска об обязании произвести перерасчет страховой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов за период работы с 01.01.2002 по 03.11.2015 на территории Украины отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Климонтова