Дело № 12-325/15
РЕШЕНИЕ
12 августа 2015 года город Ульяновск
Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Смирнова Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы директора ООО «Техногрупп» ФИО1 на постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 25 июня 2015 года № 119/2015/4/18, № 119 /2015/4/12 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст. 5.27.1, ч.2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л А :
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 25 июня 2015 года № 119/2015/4/18 директор ООО «Техногрупп» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Согласно данному постановлению правонарушение выразилось в том, что в нарушении установленных требований законодательства в ООО «ТехноГрупп» не проведен вводный инструктаж по безопасности труда с отделочником изделий из древесины ФИО3, принятым на малярный участок. Не проведен вводный инструктаж по безопасности труда со станочником деревообрабатывающих станок ФИО5 Не проведен повторный инструктаж на рабочем месте со сборщиком изделий из древесины ФИО4 В ООО «ТехноГрупп» лица, профессионально не подготовленные, допускаются к самостоятельной работе на деревообрабатывающем оборудовании, в том числе станочники деревообрабатывающих станков ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 25 июня 2015 года № 119/2015/4/12 директор ООО «ТехноГрупп» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Согласно данному постановлению правонарушение выразилось в том, что на момент проверки 2 июня 2015 в ООО «ТехноГрупп» не проведена специальная оценка условий труда семи рабочих мест: начальник диспетчерской службы, юрист, финансовый директор, руководитель отдела сбыта, главный технолог, электросварщик ручной сварки, специалист по отделке изделий из древесины (ОТК).
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 25 июня 2015 года № 119/2015/4/12 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
В жалобах, поданных в Заволжский районный суд, директор ООО «ТехноГрупп» ФИО1 просит об отмене постановлений государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 25 июня 2015 года № 119/2015/4/18, № 119/2015/1/12 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.5.27.1, ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В обоснование жалоб указал, что данное правонарушение может быть признано малозначительным с учетом положений п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ». Выявленные нарушения были устранены еще в момент проверки. Совершенное административное правонарушение не повлекло каких-либо вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Данное правонарушение совершено впервые, как руководителем общества. Считает, что назначение наказание в виде предупреждения является наиболее справедливым.
ФИО1 в судебном заседании не присутствовал, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании не возражала на соединение жалоб для рассмотрения в одно производство. Доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнила, что на иждивении у ФИО1 находятся двое несовершеннолетних детей. Часть нарушений была устранена при проведении проверки.
Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителей ФИО1 – ФИО2, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии с требованиями ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В силу ст. 122 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
В соответствии с п. п. 6.7, 6.10 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.03.1997 N 15 вводный инструктаж проводит работник службы охраны труда или лицо, его заменяющее, со всеми принимаемыми на работу, а также с учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, до издания приказа о зачислении.
При приеме работников в лесопунктах, участках, лесничествах, отдаленных от управления организации, проведение вводного инструктажа возлагается на начальников (техноруков, лесничих).
Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной службой охраны труда, утвержденной работодателем и согласованной с профсоюзным комитетом или иным представительным органом коллектива.
По окончании вводного инструктажа осуществляется его регистрация в журнале с обязательной подписью инструктируемого и лица, проводившего инструктаж, а также в документе о приеме на работу. Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения.
Повторный инструктаж по охране труда проводится ежеквартально непосредственно руководителем работ на вверенном ему участке со всеми работниками независимо от их квалификации, образования и стажа работы по данной профессии, индивидуально или с группой работников, если их безопасность находится в зависимости друг от друга (вальщик и лесоруб, тракторист и чокеровщик, крановщик и стропальщик, станочник и подсобный работник и др.).
Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме, включая совмещенные работы. Он должен быть ориентирован на исключение имевших место нарушений требований безопасности, умение выполнять работу с использованием правильных и безопасных приемов, освоение безопасных навыков труда и закрепление этих навыков. Регистрация повторного инструктажа в журнале должна осуществляться после того, как рабочий проработал под контролем непосредственного руководителя не менее получаса, соблюдая все требования инструкции по охране труда.
В соответствии с п. 7.1.1, 7.3.1 ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения", утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797 вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах.
Повторный инструктаж проходят все рабочие, за исключением лиц, указанных в примечании к п. 7.2.1, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.
Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 утвержден Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. В соответствии с п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5 вышеназванного Порядка для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).
Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 2.1.4 настоящего Порядка, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
Согласно п. 6.4 ГОСТ 12.3.042-88. Система стандартов безопасности труда. Деревообрабатывающее производство. Общие требования безопасности, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 21.12.1988 N 4391 к обслуживанию оборудования, используемого в деревообрабатывающих производствах, допускаются профессионально подготовленные лица.
Как усматривается из материалов дела, в ООО «ТехноГрупп» не проведен вводный инструктаж по безопасности труда с отделочником изделий из древесины ФИО3, принятым на малярный участок, не проведен вводный инструктаж по безопасности труда со станочником деревообрабатывающих станок ФИО5 Не проведен повторный инструктаж на рабочем месте со сборщиком изделий из древесины ФИО4 В ООО «ТехноГрупп» лица, профессионально не подготовленные, допускаются к самостоятельной работе на деревообрабатывающем оборудовании, в том числе станочники деревообрабатывающих станков ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 Указанные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО «ТехноГрупп» ФИО1 к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Кроме того, в нарушение ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса, п.1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на момент проверки 2 июня 2015 года в ООО «ТехноГрупп» не проведена специальная оценка условий труда семи рабочих мест: начальник диспетчерской службы, юрист, финансовый директор, руководитель отдела сбыта, главный технолог, электросварщик ручной сварки, специалист по отделке изделий из древесины (ОТК).
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Указанные факты послужили основанием для привлечения директора общества к административной ответственности по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства, установленные в постановлениях подтверждаются собранными доказательствами: протоколами об административных правонарушениях, актом проверки.
Проверка ООО «ТехноГрупп» проведена с соблюдением требований, установленных статьями 9, 11, 12, 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Таким образом, совершенное деяние образует составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27.1, ч.3 ст. 5.27.1.
Директор ООО «ТехноГрупп» ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной вышеуказанными нормами КоАП РФ, поскольку в организации не обеспечил соблюдение трудового законодательства.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Согласно ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При вынесении указанных постановлений государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения директором ООО «ТехноГрупп» ФИО1 были допущены в результате бездействия и выявлены они в результате одной проверки.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам выявленных нарушений в отношении директора общества было подведомственно одному лицу.
Следовательно, директор ООО «ТехноГрупп» совершил в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст. 5.27.1, ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией ст.5.27.1 ч.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что к ФИО1 применен штраф, а не предупреждение, суд находит необоснованными.
Ссылка в жалобе на то, что совершенное директором общества административное правонарушение должно быть признано малозначительным, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 и ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на общественные отношения в области осуществления трудовых прав граждан. Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, социальную значимость охраняемых общественных отношений, наличие у директора ООО «ТехноГрупп» возможности для предотвращения нарушений закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, основания для признания вменяемого последнему правонарушения малозначительным, применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения от административной ответственности отсутствуют.
Достаточных оснований для назначения должностному лицу наказания в соответствии менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, не имеется. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением, свидетельствующем о необходимости снижения размера административного штрафа из материалов дела не следует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.3, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А :
Постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 26 июня 2015 года № 119/2015/4/18, № 119/2015/4/12 изменить и назначить директору ООО «ТехноГрупп» ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. ст.5.27.1, ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Судья Ю.В. Смирнова