НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 04.04.2018 № 12-171/18

Дело

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

04 апреля 2018 года город Ульяновск

Судья Заволжского районный суд города Ульяновска Мочалова О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Завод крупнопанельного домостроения №2» на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области ФИО4 от 29.11.2017 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Завод крупнопанельного домостроения №2»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области ФИО4 от 29.11.2017 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ признано виновным Акционерное общество «Завод крупнопанельного домостроения №2», назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, в части размера назначенного наказания АО «Завод КПД №2» обратилось в суд с жалобой, просит его отменить, применить положения ст.2.9 КоАП РФ, признав малозначительным или назначить наказание ниже низшего предела.

В жалобе, указывается на то, что Государственным инспектором труда в Ульяновской области составлен протокол -ИЗ/131/13/4 об административном правонарушении предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Постановлением от 29 ноября 2017 года о назначении административного наказания АО «Завод КПД-2» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей. АО «Завод КПД-2» считает постановление от 29 ноября 2017 г. по делу о назначении административного наказания необоснованным, подлежащим отмене в связи с тем, что при вынесении постановления административным органом не дана всесторонняя оценка фактическим обстоятельствам дела, необходимая для принятия обоснованного, справедливого решения. Согласно протоколу, ФИО2 прошла проверку знаний про охране труда 12.09.2014 года. Следовательно, очередная проверка знаний по охране труда должна была быть проведена до 12.09.2017 года. Интервал времени между этой датой и временем совершения вменяемого правонарушения, которое установлено инспектором как 06.10.2017 года, составляет меньше одного календарного месяца. Не прохождение проверки знаний связано с объективными причинами - увольнением специалиста по охране труда в сентябре 2017 года. В период с 06.10.2017 года, после получения травмы ФИО2, не имела возможности пройти обучение по охране труда, в момент составления Постановления и протокола, в связи с нахождением на лечении. 13.11.2017 года ЗАО «Завод КПД-2» направило в АНО ДПО ЦПП «Авиастар» письмо с просьбой провести обучение и проверку знаний требований охраны труда работниками организации АО «Завод КПД-2», в том числе ФИО3. 14.11.2017 года с АНО ДПО ЦППК «Авиастар» заключен договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам, предметом которых является оказание услуг по обучению требованиям охраны труда руководителей и специалистов организации. При назначении административного наказания административным органом не были учтены смягчающие ответственность обстоятельства: привлечение к административной ответственности впервые, отсутствие негативных последствий, отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в области трудового законодательства, небольшую длительность правонарушения, предпринятые действия по устранению правонарушения. Предупредительные цели административного наказания достигнуты. В рассматриваемом случае, назначение АО «Завод КПД-2» административного наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей явно не соразмерно характеру допущенного нарушения. При этом ФИО2 работает на предприятии уже более 30 лет, в должности директора с 18 ноября 2011 года, следовательно, не имеется оснований полагать об отсутствии у нее знаний требований охраны труда. Просят отменить постановление государственного инспектора труда в Ульяновской области от 29.11.2017 года о назначении АО «Завод КПД-2» административного наказания по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, признав административное правонарушение малозначительным и ограничившись устным замечанием на основании ст. 2.9 КоАП РФ. В случае если суд придет к выводу об отсутствии оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ, назначить административное наказание ниже низшего предела, установленного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, на основании ст. 4.1 КоАП РФ.

На рассмотрение жалобы представитель АО «Завод КПД-2» и представитель Государственной инспекции труда в Ульяновской области ФИО4 не явились, извещались о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, в связи с чем дело по жалобе рассмотрено в их отсутствие.

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Согласно части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Частью 1 статьи 225 ТК РФ установлено, что все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года N 1/29 (далее - Порядок обучения по охране труда).

В силу пунктов 2.2.2 - 2.2.4 указанного Порядка в процессе трудовой деятельности работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Порядок, форма, периодичность и продолжительность такого обучения и проверки знаний устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим.

Согласно пунктам 3.4, 3.5 Порядка обучения по охране труда для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.

В соответствии с пунктом 1.7 названного Порядка ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области 09.10.2017 года поступило извещение о пострадавшем от несчастного случая на производстве работнике АО «Завод КПД-2» ФИО3. На основании данного извещения Государственной инспекцией труда в Ульяновской области проведена документарная проверка в отношении АО «Завод КПД-2», в ходе которой запрошены материалы расследования несчастного случая, произошедшего 06.10.2017 года с ФИО3, из которых установлено, что Генеральный директор АО «Завода крупнопанельного домостроения №2» ФИО2 прошла проверку знаний по охране труда 12.09.2014 года (протокол №43 от 12.09.2014). Однако, на момент несчастного случая 06.10.2017 года проверку знаний по охране труда (не реже 1 раза в три года) не прошла, и была допущена к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке проверки знаний требований охраны труда, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Нарушены работодателем: ст.225 ТК РФ, п.2.3.1 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 года №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

29.11.2017 года за выявленные правонарушения в отношении АО «Завод КПД-2» составлен протокол -ИЗ/131/13/4 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания , вынесенным главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области ФИО4 29.11.2017 года, АО «Завод КПД-2» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в размере 110 000 рублей.

В соответствии с нормами действующего законодательства по обучению охране труда работников ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 20 ТК РФ работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются, в том числе органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

В жалобе на постановление и привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, не оспаривается факт нарушения юридическим лицом порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда пострадавшей в результате несчастного случая на производстве ФИО3.

Доводы жалобы о малозначительности административного правонарушения, судья считает не состоятельными по следующим основаниям.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на охрану жизни и здоровья людей, и где каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статьи 7, 20, 37 Конституции Российской Федерации).

Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, направлены на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а, следовательно, на охрану их жизни и здоровья, что относится к конституционно защищаемым ценностям государства.

Административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение конституционно защищаемых ценностей, не может быть признано малозначительным правонарушением.

Допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда влечет угрозу причинения вреда их жизни и (или) здоровью.

В данном случае, произошел несчастный случай на производстве, повлёкший причинение тяжкого вреда здоровью пострадавшей в виде закрытого оскольчатого компрессионного перелома тел L1 позвонка 1 степени со смещением, без миелопатии, со стенозом позвоночного канала. Закрытое повреждение капсульно-связочного аппарата шейного отдела позвоночника.

При таких обстоятельствах суд не могут быть приняты во внимание доводы жалобы и признано правонарушение малозначительным, либо назначено наказание ниже низшего предела.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу соблюдены.

Административное наказание назначено Государственной инспекцией труда в Ульяновской области в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Таким образом, обстоятельств, которые могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления должностного лица административного органа, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области ФИО4 от 29.11.2017 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Завод крупнопанельного домостроения №2», оставить без изменения, жалобу Акционерного общества «Завод крупнопанельного домостроения №2» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.И. Мочалова.