НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область) от 25.01.2022 № 2А-3087/2021

Дело № 2а-339/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тверь 25 января 2022 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Грачевой С.О.,

при секретаре Рыченковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в Заволжский районный суд г. Твери с указанным административным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность пени по: транспортному налогу - 30 рублей 41 копейку; по налогу на имущество физических лиц - 12 рублей 88 копеек; налогу на доходы физических лиц - 46 рублей 24 копейки; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере – 41 рубль 28 копеек; налогу на доходы физических лиц - 613 рублей 60 копеек; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 14 рублей 32 копейки.

В обоснование иска указано, что налоговая инспекция требованием № 35855 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 26.06.2020 предложила налогоплательщику добровольно погасить числящуюся задолженность пени на общую сумму 703,13 за несвоевременную уплату налогов, в то числе: на недоимку по транспортному налогу за 2018 год - взыскивается сумма пени 30,41руб., на недоимку по налогу на имущество за 2018 год - взыскивается сумма пени 12,88 руб., на недоимку по НДФЛ за 2018 год - взыскивается сумма пени 46,24 руб., и на недоимку авансовых платежей по НДФЛ на 2019 год сумма пени 613,60 руб.

Налоговая инспекция требованием № 512 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.01.2021 предложила налогоплательщику добровольно погасить числящуюся задолженность пени за несвоевременную уплату налога. Недоимка по страховым взносам за 2020 год оплачена 08.06.2021, что позже установленного налоговым законодательством срока уплаты 31.12.2020.

До настоящего времени требования не исполнены, задолженность пени в бюджет не перечислена.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области и административный ответчик ФИО1 не явились, будучи уведомленными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В адрес административного ответчика судом направлялось уведомление о дате и месте судебного заседания, конверт вернулся по истечении срока хранения, что в соответствии с положениями ст. 100 КАС РФ свидетельствует о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.

На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При указанных обстоятельствах судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Кодексом.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Как следует из ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

По смыслу статьи 75 НК РФ следует, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Главой 28 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

П. 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).

Налогоплательщиками данного налога положениями ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Ст. 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что административный ответчик в налоговом периоде 2018 г. являлся собственником транспортного средства: автомобиль HYUNDAI MATRIX 1.6 GLMT, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с мощностью двигателя 103 л.с.

ФИО1, как владельцу указанного транспортного средства, согласно налоговому уведомлению № 46824517 был начислен транспортный налог в размере 2163 рубля за налоговый период - 2018 год с указанием срока уплаты не позднее 02 декабря 2019 года.

Транспортный налог уплачен 18.03.2020, что позже установленного срока.

В связи с тем, что административный ответчик выполнил ненадлежащим образом обязанность по уплате транспортного налога в установленные законом сроки, то на основании ст. 75 НК РФ начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 30 рублей 41 копейка за период с 10.01.2020 по 18.03.2020.

В соответствии со статьями 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 НК РФ.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 402 НК РФ).

Согласно ст. ст. 2, 3 Закона № 2003-1, объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Из материалов дела следует что в налоговом периоде 2018 г. ФИО1 владела на праве собственности объектом недвижимого имущества - квартира, расположенная по адресу: <адрес> кадастровый номер объекта <данные изъяты>.

Согласно налоговому уведомлению № 46824517 от 25.07.2019 был начислен налог на имущество физических лиц (квартира) за налоговый период – 2018 г. в размере 916 рублей.

ФИО1 налог на имущество уплачен 18.03.2020, что позже установленного срока.

В связи с тем, что административный ответчик выполнил ненадлежащим образом обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в установленные законом сроки, то на основании ст. 75 НК РФ начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 12 рублей 88 копеек за период с 10.01.2020 по 18.03.2020.

Статья 227 НК РФ устанавливает особенности уплаты НДФЛ отдельными категориями физических лиц, в том числе адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты (подпункт 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ).

В силу пункта 5 статьи 227 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 НК РФ, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области, является плательщиком налога на доходы физических лиц.

В связи с получением дохода от адвокатской деятельности, административный ответчик представил в Инспекцию налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в соответствии с которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 19890 рублей.

Из материалов дела следует, что указанная сумма налога оплачена административным ответчиком несвоевременно, а именно 05.09.2019.

Согласно представленным административным истцом расчетам ответчику в связи с несвоевременной уплатой обязательных платежей, начислены пени по налогу на доходы в размере 46 рублей 24 копейки за период с 16.07.2019 по 04.09.2019.

Пунктами 8, 9 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) предусмотрена уплата налогоплательщиком авансовых платежей по НДФЛ, расчет сумм которых на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Налоговым органом произведен расчет авансовых платежей на 2019 года по декларации 3-НДФЛ за 2018 года.

Сумма авансового платежа по сроку уплаты 15.10.2019 в размере 9945 рублей оплачен ФИО1 15.10.2019.

Сумма авансового платежа по сроку уплаты 15.01.2020 в размере 9945 рублей оплачен ФИО1 05.11.2020.

В связи с несвоевременной уплатой обязательных платежей административным истцом ответчику, начислены пени по налогу на доходы за 2019 год (авансовый платеж по сроку уплаты 15.10.2019 в размере 9945 рублей) в размере 325 рублей 45 копеек за период с 10.01.2020 по 25.06.2020.

В связи с несвоевременной уплатой обязательных платежей административным истцом ответчику, начислены пени по налогу на доходы за 2019 год (авансовый платеж по сроку уплаты 15.01.2020 в размере 9945 рублей) в размере 288 рублей 15 копеек за период с 28.01.2020 по 25.06.2020.

В связи с тем, что административный ответчик не выполнил надлежащим образом обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и налога на доходы физических лиц в установленные законом сроки, то налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое требование № 35855 по состоянию на 26 июня 2020 года, которым предложено налогоплательщику добровольно погасить числящуюся задолженность пени на общую сумму 703 рубля 13 копеек, в то числе: пени по транспортному налогу за 2018 год 30 рублей 41 копейка; пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год – 12 рублей 88 копеек; пени на недоимку по НДФЛ за 2018 год – 46 рублей 24 копейки; пени на недоимку авансовых платежей по НДФЛ на 2019 год – 613 рублей 60 копеек.

Согласно части 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Как установлено пунктом 1 части 1 статьи 430 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы: 1) на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

ФИО1 является частным адвокатом, в связи с чем за 2020 год ею подлежали уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Однако уплата страховых взносов за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей и на обязательное медицинское страхование размере 8 426 рублей административным ответчиком в установленный срок не произведена. Недоимка по страховым взносам за 2020 год оплачена налогоплательщиком 08.06.2021, что позже установленного налоговым законодательством срока уплаты 31.12.2020.

В связи с несвоевременной уплатой обязательных платежей административным истцом ответчику, начислены пени по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в размере 41 рубль 28 копеек, начисленные на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32448 рублей за период с 01.01.2021 по 12.01.2021; на обязательное медицинское страхование в размере 14 рублей 32 копейки, начисленные на сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8426 рублей за период с 01.01.2021 по 12.01.2021.

В связи с тем, что административный ответчик не выполнил надлежащим образом обязанность по уплате страховых взносов в установленные законом сроки, то налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое требование № 512 по состоянию на 13 января 2021 года, которым предложено налогоплательщику добровольно погасить числящуюся задолженность пени на общую сумму 55 рублей 60 копеек, в то числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 41 рубль 28 копеек и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 14 рублей 32 копейки.

Из материалов дела следует, что налоговые уведомления и требования направлялись в адрес налогоплательщика заказной почтовой корреспонденцией.

Таким образом, истец выполнил возложенную на него законом обязанность по направлению ответчику требования об уплате налога – в целях предупреждения о наличии задолженности по уплате налогов. Неполучение административным ответчиком в срок налогового уведомления не отменяет обязанность уплатить правильно начисленные налоги.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Вместе с тем, в добровольном порядке требование налогового органа административным ответчиком не исполнено.

Определением мирового судьи судебного участка № 68 Тверской области от 26.05.2021 года ранее выданный судебный приказ от 28.04.2021 года о взыскании с ФИО1 задолженности по налоговым платежам отменен.

Как установлено судом и не оспорено ответчиком, в добровольном порядке задолженность пени не оплачена, то есть обязанность по уплате пени в установленный законодательством срок не исполнена.

ФИО1 не представлено доказательств, подтверждающих уплату пени в установленном законом размере и в сроки, предусмотренные законодательством, равно как и доказательств наличия оснований, освобождающих ее от уплаты налогов.

Расчет пени налоговым органом произведен в соответствии с законом, является арифметически правильным и административным ответчиком не оспорен.

Поскольку в установленные законом сроки административный ответчик задолженность по пени не погасил, суд считает требования административного искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При решении вопроса о своевременности обращения в суд, в соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, не пропущен.

На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

При решении вопроса о размере подлежащей уплате государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которой размер госпошлины подлежащей взысканию с административного ответчика составляет 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области задолженность по обязательным платежам на общую сумму 758 рублей 73 копейки, в том числе:

- пени по транспортному налогу в сумме 30 рубль 41 копейка, начисленные за период с 10.01.2020 по 18.03.2020 на недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 2163 рублей;

- пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 12 рублей 88 копеек, начисленные за период с 10.01.2020 по 18.03.2020 на недоимку по налогу на имущество физических за 2018 год в размере 916 рублей;

- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 46 рублей 24 копейки, начисленные за период с 16.07.2019 по 04.09.2019 на недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 19890 рублей;

- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 325 рублей 45 копеек, начисленные за период 10.01.2020 по 25.06.2020 на недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год (авансовый платеж по сроку уплаты 15.10.2019) в размере 9945 рублей;

- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 288 рублей 15 копеек, начисленные за период 28.01.2020 по 25.06.2020 на недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2019 год (авансовый платеж по сроку уплаты 15.01.2020) в размере 9945 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 41 рубль 28 копеек, начисленные на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32448 рублей за период с 01.01.2021 по 12.01.2021

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8426 рублей за период с 01.01.2021 по 12.01.2021.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Тверь в размере 400 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31 января 2022 года.

Председательствующий подпись С.О. Грачева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2а-339/2022