НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область) от 24.08.2020 № 2А-1479/20

Дело № 2а-1479/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тверь 24 августа 2020 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Дёминой Н.В.,

при секретаре Лебедеве Э.А.,

с участием представителя Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области Шарагиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области к Воронцову Р.Е. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в Заволжский районный суд г. Твери с указанным административным иском, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в размере 374 руб., пени по транспортному налогу в размере 1 руб. 60 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 7551 руб., пени по налогу на имущество в размере 32 руб. 28 коп., задолженность по земельному налогу в размере 5272 руб., пени по земельному налогу в размере 22 руб. 54 коп., а всего 13253 руб. 42 коп.

В обоснование иска административный истец указал, что на имя административного ответчика зарегистрированы транспортные средства, земельные участки, а также иные объекты недвижимого имущества. Сведения о транспортных средствах, земельных участках и объектах недвижимого имущества с указанием конкретных идентификационных характеристик, размер налогов приведены в налоговом уведомлении. Должником налог в бюджет не оплачен в полном объеме. В соответствии со ст. 75 НК РФ в связи с несвоевременной уплатой налога начислены пени В адрес ответчика были направлены налоговое уведомление, требование № 69127, которые не были исполнены.

Представитель административного истца Шарагина А.Н. полностью поддержала заявленные административные исковые требования, просила взыскать с административного ответчика недоимку по налогам за 2018 г., пени, начисленные на указанную недоимку за период с 03.12.2019 по 22.12.2019. Указала, что до настоящего времени задолженность не погашена.

В судебное заседание явилось лицо, представившееся Воронцовым Р.Е., вместе с тем, документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, данное лицо не предъявило, после удаления председательствующего в совещательную комнату для разрешения поступившего заявления об отводе, покинуло зал судебного заседания.

Воронцовым Р.Е. представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что из извещений, поступающих из суда, ему стало известно о наличии административного дела о взыскании с него обязательных платежей и санкций в пользу Межрайонной ИФНС России №12 по Тверской области, однако, в нарушение части 3 ст. 127 КАС РФ, копии искового заявления с документами в его адрес не поступало. Ранее денежных средств налоговой инспекции он не платил, договоров по оплате услуг и товаров с налоговым органом не заключал, иных оснований для взыскания с него денежных средств не имеется. Ссылаясь на п. 1 ст. 13, ст. 20 Закона СССР от 23.05.1990 N 1518-1 "О гражданстве СССР" указал, что до настоящего времени он состоит в гражданстве СССР и пользуется правами гражданина СССР. Паспорт гражданина Российской Федерации выдан ему в нарушение закона, он не обращался с заявлением о получении гражданства Российской Федерации, не отказывался от гражданства СССР. Поскольку он является гражданином СССР и в законодательстве СССР отсутствуют нормы права, обязывающие исполнять законы иных правовых образований, при обращении в его адрес представителей иных правовых образований подлежит представлению заверенная должным образом копия Налогового кодекса Российской Федерации, содержащая печать и подпись уполномоченного лица, подписавшего данный документ, в целях удостоверения факта принятия и подписания данного документа. Привел положения ст. ст. 3, 4, 9, 11 НК РФ, указал, что установленные данным кодексом налоги и сборы подлежат взысканию только на территории Российской Федерации и только с граждан Российской Федерации. Таким образом, в НК РФ и иных законах отсутствуют нормы права, обязывающие граждан СССР, производить оплату налога на территории, являющейся территорией СССР и не передававшейся РФ. Сослался на абз. 2, 5 постановления Верховного Совета СССР от 21.03.1991 N 2041-1 "Об итогах референдума СССР 17 марта 1991 года", абз. 3 п.1 раздела второго Конституции РФ, указал, что действие Конституции СССР не прекращено и имеет юридическую силу до настоящего времени. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15.03.1996 N 157-II ГД постановлено подтвердить для Российской Федерации юридическую силу результатов референдума СССР по вопросу, о сохранении Союза ССР, состоявшегося на территории РСФСР 17.03.1991. Привел положения ст. 124, 307 ГК РФ, указал, что налоговым органом не представлен договор, заключенный между Российской Федерацией и административным ответчиком, по которому у него возникли обязательства уплачивать налоги, некие платежи и санкции.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьями 387, 388, 389 НК РФ установлены общие положения о земельном налоге, налогоплательщиках и объектах налогообложения, в соответствии с которыми земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, последними могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Решением Тверской городской Думы от 03.11.2005 N 106 "Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога" установлены ставки земельного налога, правила определения налоговой базы, льготы по налогу.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В силу п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки, в соответствии с положениями ст. 361 НК РФ, установлены в ст. 1 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 г. № 75-ЗО.

Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК РФ).

Налоговые ставки, в соответствии с положениями ст. 406 НК РФ, установлены в ст. 4 решения Тверской городской Думы от 25.11.2014 № 414 "Об установлении и введении на территории города Твери налога на имущество физических лиц".

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный в законодательстве о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Пунктом 4 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно положениям п. 1, 2, 6 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно материалам дела в налоговый период 2018 г. Воронцов Р.Е. имел в собственности транспортное средство ВАЗ 21043, государственный регистрационный знак с мощностью двигателя 71,4 л.с., а также мотороллер WY150-T-3 Nirvana, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 9,4 л.с.

Как установлено в судебном заседании, в 2018 г. Воронцов Р.Е. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Кроме того, в 2018 г. Воронцов Р.Е. являлся собственником жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 361 НК РФ, ст. 1 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 г. № 75-ЗО административному ответчику был начислен транспортный налог, подлежащий уплате за 2018 г. в сумме 374 руб. за указанные выше транспортные средства.

В соответствии со ст. 406 НК РФ, ст. 4 решения Тверской городской Думы от 25.11.2014 № 414 "Об установлении и введении на территории города Твери налога на имущество физических лиц" Воронцову Р.Е. исчислен налог на имущество за 2018 г. в размер 7551 руб.

В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 3 ст. 4 решения Тверской городской Думы от 03.11.2005 N 106 "Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога", Воронцову Р.Е. исчислен земельный налог за 2018 г. за вышеуказанный земельный участок в размере 5272 руб.

03.08.2019 налоговым органом в адрес Воронцова Р.Е. было направлено налоговое уведомление № 45509075 от 25.07.2019 об уплате в срок до 02.12.2019 транспортного налога в сумме 374 руб., земельного налога в сумме 5272 руб., налога на имущество физических лиц в размере 7551 руб., что подтверждается списком № 231426 почтовых отправлений.

В связи с неуплатой данных налогов административному ответчику 25.12.2019 было направлено требование № 69127 об уплате транспортного налога в сумме 374 руб., пеней по транспортному налогу в размере 1 руб. 60 коп., налога на имущество физических лиц в размере 7551 руб., пеней по налогу на имущество в размере 32 руб. 28 коп., земельного налога в размере 5272 руб., пеней по земельному налогу в размере 22 руб. 54 коп., что подтверждается реестром 00518/Н12-19.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Из требования № 69127 следует, что оно должно быть исполнено налогоплательщиком в срок до 31.01.2020.

24.03.2020, т.е. в установленный законом шестимесячный срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

27.03.2020 мировым судьей судебного участка № 68 Тверской области вынесен судебный приказ о взыскании с Воронцова Р.Е. недоимки по налогам и пеней, который был отменен определением мирового судьи от 28.04.2020 в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

В силу абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

08.06.2020, то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок, Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

При решении вопроса о своевременности обращения в суд, в соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд не пропущен.

Административный истец выполнил возложенную на него законом обязанность по направлению ответчику налогового уведомления и требования об уплате налогов. Ответчик требование в установленный срок не исполнил, законно установленную обязанность оставил без удовлетворения.

Воронцов Р.Е. не представил доказательств, подтверждающих уплату налогов в установленном законом размере и в сроки предусмотренные законодательством, равно как и доказательств наличия оснований, освобождающих его от уплаты налогов.

С доводами административного ответчика о том, что он является гражданином СССР, гражданства не менял, он не обязан подчиняться нормам права Российской Федерации на территории СССР, и, следовательно, платить налоги, суд не может согласиться.

Нормами национального российского законодательства, вступившими в силу после денонсации 12.12.1991 постановлением Верховного Совета РСФСР N 2015-I Договора об образовании СССР и ратификации 12.12.1991 постановлением Верховного Совета РСФСР N 2014-I Соглашения о создании Содружества независимых государств, согласно которому Союз ССР прекращает свое существование, - предусмотрен механизм обеспечения прав граждан бывшего СССР на гражданство.

В ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" было установлено, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего закона (то есть на 06.02.1992), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Посредством указанного заявления о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации государство обеспечило гражданам бывшего СССР возможность выразить свою позицию. Предусмотренной законом возможностью, как следует из его возражений и материалов дела, административный ответчик не воспользовался, соответствующего заявления в установленный срок не подал, поэтому приобрел гражданство Российской Федерации в силу вышеназванного закона.

Принятой всенародным голосованием 12.12.1993 Конституцией Российской Федерации подтверждено, что Российская Федерация является государством с распространением своего суверенитета на всю его территорию (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Конституции Российской Федерации), а гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ).

В соответствии со ст.11 Соглашения о создании Содружества независимых государств, с момента подписания данного соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм бывшего Союза ССР. Кроме того, в ст. 49 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" оговорено, что со дня его вступления в силу на территории Российской Федерации прекращается действие тех положений Закона СССР от 23.05.1990 N 1519-1 "О гражданстве СССР" и постановления Верховного Совета СССР от 23.05.1990 "О порядке введения в действие Закона СССР "О гражданстве СССР", а также других нормативных актов СССР, которые противоречат настоящему Закону Российской Федерации. Поскольку последним изменен порядок прекращения и приобретения гражданства для отдельных категорий граждан, то положения ст. 20 Закона СССР от 23.05.1990 N 1519-1 "О гражданстве СССР", на которые ссылается административный ответчик в представленных возражениях, в рассматриваемом случае не применяются.

Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15.03.1996 № 156- ГД "Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации Договора об образовании СССР" и от 15.03.1996 № 157- ГД "О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17.03.1991 по вопросу о сохранения Союза СССР" отражают гражданскую и политическую позицию депутатов и не затрагивают стабильность правовой системы Российской Федерации и международные обязательства Российской Федерации, о чем напрямую указано в ином постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10.04.1996 N 226-II ГД "О стабильности правовой системы Российской Федерации", поэтому не могут являться основанием для пересмотра результатов денонсации Договора об образовании СССР в каждом конкретном административно-правовом споре.

В подтверждение приобретения гражданства Российской Федерации выдается паспорт гражданина Российской Федерации, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Как указано в возражениях, административный ответчик документирован паспортом гражданина Российской Федерации, что подтверждает приобретение им гражданства Российской Федерации.

При этом Воронцов Р.Е. в силу ст. 57 Конституции Российской Федерации обязан платить законно установленные налоги и сборы.

С доводами о необходимости предъявить административную ответчику заверенную должным образом копию Налогового кодекса Российской Федерации, содержащую печать и подпись уполномоченного лица, подписавшего данный документ, в целях удостоверения факта принятия и подписания данного документа, не могу согласиться.

Действующим законодательством определены обязательные условия для вступления в силу нормативных актов.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" часть первая Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 01.01.1999, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.

Текст данного документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998, "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации ведена в действие с 01.01.2001, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.

Текст данного документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, №32, ст. 3340, "Парламентская газета", №151-152, 10.08.2000.

Поскольку Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2) был принят и опубликован в установленном законом порядке, он подлежит применению на всей территории Российской Федерации.

Вопреки возражениям административного ответчика, Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области 04.06.2020 Воронцову Р.Е. направлена копия административного искового заявления, что подтверждается реестром 003676/Н12-20 заказных писем. Кроме того, 31.07.2020 Воронцову Р.Е. Заволжским районным судом г. Твери также направлена копия административного искового заявления с приложениями для сведения. Указанные документы получены Воронцовым Р.Е. 07.08.2020, что подтверждается уведомлением о вручении.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

При решении вопроса о размере государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 НК РФ, согласно которой размер госпошлины подлежащей взысканию с административного ответчика, составляет 530 руб. 14 коп

Руководствуясь ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области к Воронцову Р.Е. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Воронцова Р.Е., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области задолженность по транспортному налогу в размере 374 руб., пени по транспортному налогу в размере 1 руб. 60 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 7551 руб., пени по налогу на имущество в размере 32 руб. 28 коп., задолженность по земельному налогу с физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 5272 руб., пени по земельному налогу в сумме 22 руб. 54 коп., а всего 13253 руб. 42 коп.

Взыскать с Воронцова Р.Е., проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Тверь в размере 530 руб. 14 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий . Н.В. Дёмина

В окончательной форме решение принято 02.09.2020

Дело № 2а-1479/2020