НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область) от 17.03.2014 № 2-844/15

Дело № 2-844/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Тверь 17 марта 2014 года

Заволжский районный суд г.Твери в составе:

Председательствующего судьи Н.Ю.Туруткиной,

при секретаре Соловых Е.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Заволжского района г.Твери Пивоваровой Е.С., действующей на основании удостоверения ТО №125373, выданного 09.02.2015 г.;

при участии представителя ответчика ФИО4, действующей на основании приказа от 129 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » о возложении обязанности по проведению оценки условий труда работников,

Установил:

<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному бюджетному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » о возложении обязанности по проведению оценки условий труда работников, согласно штатного расписания в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В заявлении указано, что <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в Государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат ».

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации труд и здоровье людей в Российской Федерации охраняется государством.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Согласно абз. 2 ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Данные мероприятия призваны способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также профилактике производственного травматизма.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в Государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » в нарушение требований ст. 212 ТК РФ не проведена в полном объеме специальная оценка условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Частью 2 статьи 4, статьей 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для: 1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; 2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от

воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; 4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; 5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; 6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом

Российской Федерации гарантий и компенсаций; 7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; 8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 10) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями; 13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления; 14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; 15) оценки уровней профессиональных рисков; 16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, специальная оценка условий труда проводится с целью обеспечения охраны труда, недопущения производственного травматизма и аварийных ситуаций. Не проведение Государственным бюджетным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » специальной оценки условий труда, может повлечь за собой указанные неблагоприятные последствия, причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Определением Заволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в порядке подготовки дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора на стороне ответчика было привлечено Управление образования администрации <адрес>.

Определением Заволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ была произведена замена ненадлежащего третьего лица Управления образования администрации <адрес> образования <адрес>.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора <адрес>ФИО5 поддержала исковые требования в полном объеме, обосновав доводами изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что согласно Уставу учредителем Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » является Министерство образования администрации <адрес>. К компетенции Учредителя относится утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности и контроль за его исполнением, а также осуществление бюджетного финансирования МДОУ на основе утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ МДОУ составляет и исполняет бюджетную смету. Составление бюджетной сметы осуществляется исходя из указаний Учредителя, а также требований законов и иных нормативно-правовых актов. Ввиду недостаточности финансирования муниципальных бюджетных образовательных учреждений <адрес> расходы на проведение оценки условий труда работников Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » не могут быть заложены в бюджетную смету на 2015 <адрес> имеющихся средств в 2015 г. запланировано исходя из указаний Учредителя, требований законов и иных нормативно-¬правовых актов, интересов воспитанников и первоочередных нужд Учреждения, что подтверждается данными, отражёнными в смете. То есть включение в смету расходов на проведение оценки условий труда работников в условиях недостаточного финансирования негативно отразится на образовательном процессе и осуществлении Государственным бюджетным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » предусмотренной Уставом деятельности, повлечёт нарушение прав и законных интересов воспитанников и работников данного учреждения.

Кроме того, поддержала письменный отзыв, в котором указано, что в 2012 году была разработана программа «Улучшение условий и охраны труда в ГБОУ «Тверская школа-интернат » на 2012-2015 годы, которая в том числе включала в себя аттестацию рабочих мест по условиям труда согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации -н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Приказом по учреждению за от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден План-график по аттестации рабочих мест на период с 2013 года по 2016 годы, создана аттестационная комиссия и определены сроки проведения 1этапа аттестации рабочих мест.

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лаборатория-Оптимал» провела комплекс работ по аттестации 28 рабочих мест по условиям труда в соответствии с действующими государственными нормативными документами на сумму 67750 рублей.

По итогам аттестации рабочих мест были разработаны мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда, которые были выполнены незамедлительно.

В установленные сроки работники школы-интерната были ознакомлены с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Сводная ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации были направлены в Государственную инспекцию в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях.

В связи с принятием Федерального закона РФ № 426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О специальной оценке условий труда» приказом по учреждению от ДД.ММ.ГГГГ за были внесены изменения в План- график проведения специальной оценки условий труда на период 2014-2015 года, а также в Перечень наименований профессий в соответствии со штатным расписанием, подлежащих специальной оценке условий труда, увеличив его на 40 рабочих мест (с 69 до 109).

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лаборатория-Оптимал» в декабре 2014 года начала работы по специальной оценке условий труда 36 рабочих мест, общая стоимость выполненных работ составляет 96210 рублей.

В соответствии с Графиком выполнения работ по специальной оценке условий труда вышеназванная организация в январе 2015 года завершила выполнение инструментальных замеров и провела оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам с оформлением протокола измерений и оценок по каждому фактору, подлежащему оценке.

В феврале 2015 года оформлены карты СОУТ с комплексной оценкой фактического состояния условий труда на рабочих местах, оформлены сводные документы по СОУТ.

В настоящее время по итогам специальной оценки условий труда комиссией разрабатываются мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда и проводится работа по ознакомлению работников школы-интерната с результатами специальной оценки условий труда.

Одновременно в марте этого года ведутся переговоры с аккредитованной организацией ООО НПП «ЦАРМ» по проведению завершающего этапа работы по специальной оценке условий труда сотрудников школы-интерната и школой-интернатом осуществляется подготовка необходимых сведений и документов, предусмотренных Федеральным законом № 426-ФЗ для проведения специальной оценки условий труда 45 рабочих мест.

При выполнении Учредителем обязательств по финансированию учреждения и выделении необходимого объема средств по статье 226 КОСГУ (необходимый объем финансирования - 70000 рублей) работы по специальной оценке условий труда будут завершены до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ и договором от ДД.ММ.ГГГГ в НАНО ДПО «Учебный центр-Оптимал» прошли платное обучение и проверку знаний требований охраны труда 8 сотрудников школы-интерната.

Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными законодательными актами: работники школы-интерната обеспечиваются средствами индивидуальной защиты;

проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работников с оплатой за медицинские услуги из бюджетных средств;

при приеме на работу и периодически в установленные сроки проводятся инструктажи с работниками по охране труда с регистрацией в специальных журналах; в учреждении создана и работает комиссия по контролю за охраной труда и соблюдением правил обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая осуществляет контроль за состоянием условий труда на рабочих местах; работникам выплачиваются компенсации и доплаты в соответствии с Трудовым кодексом и региональным законодательством; в соответствии с результатами проведения специальной оценки условий труда осуществляется расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.

Представитель третьего лица – Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации труд и здоровье людей в Российской Федерации охраняется государством.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Согласно абз. 2 ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Данные мероприятия призваны способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также профилактике производственного травматизма.

В соответствии с положениями ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Частью 2 статьи 4, статьей 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для: 1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; 2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от

воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; 4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; 5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; 6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом

Российской Федерации гарантий и компенсаций; 7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; 8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 10) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями; 13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления; 14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; 15) оценки уровней профессиональных рисков; 16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно материалам дела приказом директора школы-интернат ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден План-график по аттестации рабочих мест на период с 2013 года по 2016 годы, создана аттестационная комиссия и определены сроки проведения 1этапа аттестации рабочих мест.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Лаборатория-Оптимал» и Государственным бюджетным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » был заключен договор на выполнение работ по аттестации 28 рабочих мест по условиям труда.

Согласно материалам дела и пояснений директора Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » ФИО4 аттестация 28 рабочих мест была завершена, сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации были направлены в Государственную инспекцию труда <адрес>.

Приказом директора школы-интерната ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ за были внесены изменения в План-график проведения специальной оценки условий труда на период 2014-2015 года, а также в Перечень наименований профессий в соответствии со штатным расписанием, подлежащих специальной оценке условий труда, увеличив его на 36 рабочих мест.

Из пояснений представителя ответчика судом установлено, что в соответствии с заключенным ДД.ММ.ГГГГ договором ООО «Лаборатория-Оптимал» в декабре 2014 года начала работы по специальной оценке условий труда 36 рабочих мест.

Согласно Графиком выполнения работ по специальной оценке условий труда, имеющегося в материал дела ООО «Лаборатория-Оптимал» в январе 2015 года завершила выполнение инструментальных замеров и провела оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам с оформлением протокола измерений и оценок по каждому фактору, подлежащему оценке.

В феврале 2015 года оформлены карты СОУТ с комплексной оценкой фактического состояния условий труда на рабочих местах, оформлены сводные документы по СОУТ.

Из пояснений директора Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » ФИО4 судом установлено, что в настоящее время ведутся переговоры с аккредитованной организацией ООО НПП «ЦАРМ» по проведению завершающего этапа работы по специальной оценке условий труда сотрудников школы-интерната и школой-интернатом осуществляется подготовка необходимых сведений и документов, предусмотренных Федеральным законом № 426-ФЗ для проведения специальной оценки условий труда 45 рабочих мест.

Из пояснений директора Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » ФИО4 работы по специальной оценке условий труда будут завершены до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного заседания судом установлено, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в Государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат ».

В результате проверки прокуратурой также было установлено, что в Государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » не проведена в полном объеме оценка условий труда.

Поскольку, специальная оценка условий труда проводится с целью обеспечения охраны труда, для недопущения производственного травматизма и аварийных ситуаций, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование <адрес> о возложении на Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » обязанности по проведению оценки условий труда работников, согласно штатного расписания в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь 193 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Возложить на Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » обязанность по проведению оценки условий труда работников, согласно штатного расписания в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Заволжский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Н.Ю.Туруткина