НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область) от 14.07.2016 № 2-1472/2016

Дело № 2-1472/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2016 года г. Тверь

Заволжский районный суд г. Твери в составе председательствующего судьи Богдановой М.В., при секретаре Унжаковой М.С.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика Государственного казенного учреждения Тверской области «Государственный архив Тверской области» ФИО2, представителя ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ФИО3, представителя третьего лица Архивного отдела Тверской области ФИО4 и представителя третьего лица Правительства Тверской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Государственный архив Тверской области» и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о взыскании надбавки за выслугу лет и стимулирующих выплат

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Тверской области «Государственный архив Тверской области»( далее ГКУ ГАТО) о понуждении произвести расчет невыплаченных стимулирующих выплат и выплатить их с момента прекращения данной выплаты и понуждении произвести расчет надбавки за выслугу лет к должностному окладу с момента начала работы и выплатить её.

Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в ГКУ «Государственный архив Тверской области» на временную должность архивиста II категории отдела обеспечения сохранности документов и государственного учета документов Архивного фонда, а с ДД.ММ.ГГГГ переведена на данную должность постоянно. До <адрес> работодателем ежеквартально выплачивалась стимулирующая выплата, а с ДД.ММ.ГГГГ работодатель перестал выплачивать стимулирующие выплаты, которые установлены пп. 3.3.4 п. 3 трудового договора. На все её вопросы по поводу невыплаты стимулирующих выплат работодатель никаких объяснений не дает. Полагает, что ответчик нарушил свои обязательства по оплате стимулирующих выплат и обязан произвести расчет невыплаченных стимулирующих выплат и выплатить их с момента прекращения данной выплаты. Так же, считает, что ей незаконно не платили надбавку за выслугу лет, положенную на основании ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации”, так как она ранее проходила военную службу в Армии в звании прапорщика (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)

В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 неоднократно уточняли свои исковые требования, в окончательной редакции просила суд взыскать с Государственного казенного учреждения Тверской области «Государственный архив Тверской области» в её пользу невыплаченные стимулирующие выплаты с учетом показателей выполненных работ в размере 50 процентов от средней квартальной выплаты стимулирующих выплат в ДД.ММ.ГГГГ, с момента прекращения данной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включая стимулирующие выплаты за 1 и 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ в сумме 124 920 рублей 20 копеек и надбавку за выслугу лет к должностному окладу с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 29 524 рубля 69 копеек.

Определением суда от 01.07.2016 года, занесенным в протокол судебного заседания уточненное исковое заявление ФИО1 принято к производству суда.

Определением суда от 04.03.2016 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

Определением суда от 04.03.2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Тверской области и Архивный отдел Тверской области.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно пояснила суду, что она просит взыскать в её пользу только квартальные премии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с размером ежемесячных премий она согласна. Все планы, которые даются на месяц и на квартал, она выполняет и перевыполняет. После восстановления на работе ей запрещен доступ в архивохранилище, в связи с чем, она не может выполнять все свои должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией. Сначала работы в архиве её заработная плата составляла в среднем 15000 рублей в месяц, а сейчас стала ниже 7000 рублей в месяц. Надбавку за выслугу лет должны были платить с момента устройства на работу в размере 15%, с учет её службы в армии. Когда она устраивалась на работу, она поставила в известность работодателя о своей службе в армии. Полагала, что срок обращения в суд, предусмотренный ст.392 Трудового кодекса РФ ею не пропущен, так как ранее она не знала о нарушении своих прав. Кроме этого, она думала, что срок давности составляет три года, а не три месяца. Заработную плату перечисляют на банковскую карточку два раза в месяц ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ числа. Расчетные листки выдают каждый месяц.

Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Тверской области «Государственный архив Тверской области» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать по доводам, изложенным в письменных объяснениях и дополнениях к письменным объяснениям. В письменных объяснениях указала, что выплата заработной платы в ГКУ ГАТО осуществляется в соответствии с Постановлением Администрации Тверской области «О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в государственных архивных учреждениях Тверской области» № 466-па от 03.11.2009, которое является основополагающим при разработке других локальных нормативных актов архива, регламентирующих осуществление некоторых заявленных в означенном положении компенсационных и стимулирующих выплат. Всем сотрудникам при устройстве на работу в ГКУ ГАТО все это объясняется, помимо этого, разъясняется структура заработной платы и все положения, на основании которых производятся выплаты, указанные в трудовом договоре сотрудника. Согласно пункту 3.3.4 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ГКУ ГАТО и ФИО1, истцу установлена следующая структура заработной платы: базовый должностной оклад в размере 5983 рубля в месяц; стимулирующие выплаты предельным размером не ограничиваются. Поощрительные выплаты работникам ГКУ ГАТО устанавливаются директором ГКУ ГАТО по представлениям руководителей структурных подразделений архива, использующих для оценки работы сотрудников с целью определения размера стимулирующих выплат Критерии оценки работы сотрудников ГКУ ГАТО, утвержденные приказом директора ГУ «Государственный архив Тверской области» от ДД.ММ.ГГГГ. По представлению заведующего отделом обеспечения сохранности документов и государственного учета документов АФ РФ и по решению и.о. директора архива с учетом исполнения должностных обязанностей в соответствующем периоде, инициативы и применения в работе современных форм и методов организации труда, качественной организации и реализации мероприятий, направленных на достижение целей и задач, стоящих перед учреждением, участия в течение месяца в выполнении важных работ и мероприятий архивисту II категории отдела обеспечения сохранности документов и государственного учета документов АФ РФ ФИО1 устанавливались и ежемесячно выплачивались поощрительные выплаты по итогам работы за месяц в соответствии с ее вкладом в развитие, достижение целей и задач, стоящих перед ГКУ ГАТО, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 10% тарифной ставки (оклада), обязательная выплата в размере 4% тарифной ставки (оклада), как сотруднику, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

При устройстве на работу ФИО1 в комиссию по исчислению трудового стажа сотрудников ГКУ ГАТО по вопросу об утверждении стажа работы сотрудников для определения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет не обращалась, подтверждающих документов на право получения надбавки за выслугу лет к должностному окладу ФИО1 не предоставляла. Приказом и. о. директора архива от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола заседания комиссии по исчислению трудового стажа сотрудников ГКУ ГАТО от ДД.ММ.ГГГГ архивисту II категории отдела обеспечения сохранности документов и государственного учета документов АФ ФИО1 была утверждена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 5% от должностного оклада. С ДД.ММ.ГГГГ архивисту II категории отдела обеспечения сохранности документов и государственного учета документов АФ РФ ФИО1 приказом и. о. директора архива от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола заседания комиссии по исчислению трудового стажа сотрудников ГКУ ГАТО от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 10%. По вопросу несогласия с решением комиссии по исчислению трудового стажа сотрудников ГКУ ГАТО об утверждении стажа работы сотрудников для определения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет ФИО1 не обращалась, подтверждающих документов на право получения надбавки за выслугу лет к должностному окладу ФИО1 не предоставляла.

В соответствии с подпунктом 4.1.2. Коллективного договора между администрацией и работниками Государственного казенного учреждения Тверской области «Государственный архив Тверской области» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и подпунктом 3.3.7. трудового договора выплата заработной платы производится ежемесячно в следующие сроки: за I половину месяца - ДД.ММ.ГГГГ числа текущего месяца, за II половину месяца - ДД.ММ.ГГГГ числа следующего месяца.

Получая заработную плату в указанный период в производимых работодателем расчетах по её начислению, истец ФИО1 не могла не знать о нарушении своих прав. Поэтому начало течения срока для обращения в суд за защитой нарушенного права должно исчисляться с момента получения заработной платы за соответствующий месяц. В связи с чем, заявили о пропуске истцом срок на обращение в суд и просили суд применить основания пропуска трехмесячного срока исковой давности к соответствующим временным периодам взыскания.

Представитель ответчика Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области ФИО6 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала и просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. В отзыве указали, что Министерство не является надлежащим ответчиком по данному делу, в связи с чем просили отказать истцу в удовлетворении требований, заявленных к Министерству.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1 по доводам, изложенным в письменных возражениях. В возражениях указала, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора в отношении всех взыскиваемых выплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Доводов об уважительности пропуска указанного срока исковое заявление не содержит. Кроме того, указала, что стимулирующие выплаты носят по своей правовой природе «премиальный» характер, назначаются решением руководителя ГКУ в пределах утвержденного фонда оплаты труда. В соответствии с действующей в ГКУ системой оплатой труда данные выплаты устанавливаются работодателем по своему усмотрению, в целях стимулирования работников, и являются его правом, а не обязанностью. Поскольку директором ГКУ не принимались решения об установлении истцу стимулирующих выплат (кроме выплаты по итогам за месяц, размер который определен решением руководителя, в данном размере выплата произведена), то правовые основания для удовлетворения требований истца о расчете стимулирующих выплат и их осуществлении отсутствуют. Возможность взыскания таких выплат без соответствующего решения руководителя учреждения невозможна. Доказательств необоснованности неназначения истцу стимулирующих выплат конкретного вида суду также не представлено.

Представитель третьего лица Архивного отдела Тверской области ФИО4 в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала позицию и доводы представителей ответчика и третьего лица Правительства Тверской области.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу ст. 129 Трудового кодекса РФ заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 144 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что системы оплаты труда работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии); другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

При таких данных, само по себе включение в систему оплаты труда системы премирования работников, не влечет безусловную обязательность и гарантированность премиальных выплат, поскольку основанием для премирования является соблюдение условий, предусмотренных в локальных нормативных актах работодателя, а также условий трудового договора.

Судом установлено, что приказом лс от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1 принята временно на срок отпуска по уходу за ребенком ФИО на должность архивиста II категории в отдел обеспечения сохранности документов и государственного учета документов АФ.(т.11 л.д.72) Приказом от ДД.ММ.ГГГГ с 1ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена на постоянную должность архивиста II категории в ГКУ «Государственный архив Тверской области», отдел обеспечения сохранности документов и государственного учета документов АФ.(т.1 л.д.113) Указанные обстоятельства подтверждаются копиями приказов, копиями трудовых договоров и не оспариваются сторонами.

В соответствии с п. 3.3.4 Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 установлена заработная плата в следующем размере: базовый должностной оклад в размере 6342 рубля в месяц, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 5%, стимулирующие выплаты предельным размером не ограничиваются(т.1 л.д.115)

В соответствии со штатным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ архивисту 2 категории установлен оклад в размере 6691 рубль 00 копеек(т.1 л.д.121-124)

Положением о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в государственных архивных учреждениях Тверской области, утвержденным постановлением администрации Тверской области от 03.11.2009 № 466-па, установлен порядок и условия оплаты труда в государственных архивных учреждениях Тверской области.

Разделом 2 указанного положения предусмотрено, что размер должностного оклада архивиста второй категории составляет 6691 рубль 00 копеек(п.2.1).

В зависимости от условий труда работникам устанавливаются следующие компенсационные выплаты: надбавка за выслугу лет; надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; доплата за совмещение профессий (должностей); доплата за расширение зон обслуживания; доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (рабочего) без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Порядок и условия установления компенсационных выплат указаны в разделе 6 настоящего Положения.

Согласно раздела 6 Положения компенсационные выплаты устанавливаются к должностным окладам (окладам) работников (рабочих) государственных архивных учреждений без учета других доплат и надбавок к должностному окладу (окладу).

Надбавка за выслугу лет устанавливается в зависимости от общего количества лет, проработанных в государственных и муниципальных архивных учреждениях, в следующих размерах: 5% от должностного оклада - при выслуге лет от 1 года до 3 лет включительно; 10% от должностного оклада - при выслуге лет от 3 до 5 лет включительно; 15% от должностного оклада - при выслуге лет свыше 5 лет. Порядок исчисления стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, устанавливается локальным правовым актом.(п.6.3)

Судом установлено, что в ГКУ ГАТО разработан и утвержден Порядок исчисления стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет(т.1 л.д.106-108), в соответствии с раздело 2 которого в общий стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, включаются: время работы в ГУ «Государственный архив Тверской области» в качестве руководителей, специалистов и служащих; время работы на выборных должностях на постоянной основе в органах государственной власти; время военной службы граждан, если они работали в ГУ «Государственный архив Тверской области» до того, как были призваны на службу; периоды обучения, переподготовки, повышения квалификации работников государственных архивов с отрывом от работы по направлению государственного архива, если они работали ГУ «Государственный архив Тверской области» до поступления на учебу; время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет работника, состоявшим в трудовых отношениях с ГУ «Государственный архив Тверской области».

В силу п. 3.4 указанного Порядка ежемесячная надбавка за выслугу лет выплачивается с момента возникновения права на назначение или изменение размера этой надбавки.

Пунктом 4.1 Порядка предусмотрено, что исчисление стажа работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работников государственных архивов Тверской области производится комиссией по исчислению стажа.

Приказом директора ГУ «Государственный архив Тверской области» от ДД.ММ.ГГГГ была создана комиссия по исчислению трудового стажа сотрудников ГКУ ГАТО, что подтверждается копией приказа(т.1 л.д.105).

В судебном заседании установлено, что приказом и. о. директора архива от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола заседания комиссии по исчислению трудового стажа сотрудников ГКУ ГАТО от ДД.ММ.ГГГГ архивисту II категории отдела обеспечения сохранности документов и государственного учета документов АФ ФИО1 была утверждена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 5% от должностного оклада, что подтверждается копией приказа(т.1 л.д. 110) и протоколом заседания комиссии(т.1 л.д. 111). С 03.09.2015 года истцу ФИО1 приказом и. о. директора архива от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола заседания комиссии по исчислению трудового стажа сотрудников ГКУ ГАТО от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 10%, что подтверждается копией приказа и протоколом заседания комиссии(Т.1 л.д.125-126).С указанными приказами ФИО1 была ознакомлена и знала о размере установленной ей надбавки, что не оспаривалось истцом. При этом в комиссию по исчислению трудового стажа сотрудников ГКУ ГАТО с заявлениями об исчислении иного стажа не обращалась, документы, подтверждающие право на выплату надбавки в большем размере не предоставляли, приказы об установлении надбавки не оспаривала.

Оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что надбавка за выслугу лет (компенсационная выплата) была установлена истцу в соответствии с п.6.3 Положения о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в государственных архивных учреждениях Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 03.11.2009 № 466-па, в зависимости от общего количества лет, проработанных истцом только в государственных и муниципальных архивных учреждениях.

Выслуга лет истца у работодателей, не являющихся архивными учреждениями, правообразующего значения для целей применения Положения не имеет.

К доводам истца ФИО1 о том, что она относится к государственным гражданским служащим Тверской области, суд относится критически, так как они не соответствуют действительности.

Согласно Уставу ГКУ ГАТО является некоммерческой организацией в организационно-правовой форме казенного учреждения, созданной на основании распоряжения Правительства Тверской области от 03.11.2011 № 240-рп.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ«О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Должность истца замещается на основании трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ, не входит в Перечень должностей в Законодательном Собрании Тверской области, утвержденный Законом Тверской области от 21.06.2005 № 90-30, а также в перечни должностей государственной гражданской службы Тверской области в исполнительных органах государственной власти Тверской области, утвержденные постановлением Губернатора Тверской области от 31.08.2011 № 32-пг.

То есть истец ФИО1 на государственной гражданской службе не состоит. Следовательно, положения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на трудовые отношения истца с ГКУ ГАТО не распространяются.

К доводам истца ФИО1 о том, что надбавка за выслугу лет должна ей назначаться с учетом её военной службы, суд относится критически, поскольку они основаны на неверном понимании закона.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Указанная норма права определяет порядок зачисления стажа (год за год/год за два года), предоставляя соответствующую гарантию, но не указывает для реализации каких конкретно социальных прав уволенных военнослужащих стаж исчисляется подобным образом.

При этом, реализация указанной гарантии производится в форме установленной ч. 5 ст. 23 Закона, в соответствии с которой, зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы (статья 10 Закона), учитывается при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва.

Таким образом, требование истца о необходимости зачета военной службы в стаж необходимый для выплаты надбавки за выслугу лет, который прямо зависит от общего количества лет, проработанных только в государственных и муниципальных архивных учреждениях, является необоснованным.

Кроме этого, истцом ФИО1 ни суду, ни работодателю не представлено никаких надлежащих документов подтверждающих прохождение военной службы, выслугу лет, звание и должность. В данном случае запись в трудовой книжке носит информативный характер и не подтверждает в какой должности, звании проходила военную службу ФИО1 и какую имеет выслугу лет.

С учетом установленных судом обстоятельств и вышеприведенных положений закона суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании надбавки за выслугу лет к должностному окладу с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 29 524 рубля 69 копеек.

Согласно п. 2.3 Положения о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в государственных архивных учреждениях Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 03.11.2009 № 466-па с целью стимулирования качественного результата труда, повышения эффективности осуществления профессиональной деятельности и поощрения за выполненную работу работникам устанавливаются следующие стимулирующие выплаты: надбавка за присвоение ученой степени, почетного звания и награждение почетным знаком по соответствующему профилю; надбавка за знание и использование в работе одного, двух и более иностранных языков; персональная поощрительная выплата; поощрительная выплата по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, год); поощрительная выплата за выполнение особо важных и срочных работ; поощрительная выплата за высокие результаты работы; единовременная поощрительная выплата. Порядок и условия установления стимулирующих выплат указаны в разделе 7 Положения.

В силу положений раздела 7 Положения поощрительная выплата по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, год) устанавливается по решению руководителя государственного архивного учреждения: заместителям руководителя, главному бухгалтеру, главному хранителю фондов, руководителям структурных подразделений государственного архивного учреждения - непосредственно; остальным работникам (рабочим), занятым в структурных подразделениях государственного архивного учреждения, - по представлению руководителей соответствующих структурных подразделений государственного архивного учреждения.

Поощрительные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, год) работникам (рабочим) устанавливаются с целью поощрения работников (рабочих) за общие результаты труда по итогам работы.

При этом учитываются: успешное и добросовестное исполнение работником (рабочим) своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; инициатива и применение в работе современных форм и методов организации труда; качественная организация и реализация мероприятий, направленных на достижение целей и задач, стоящих перед учреждением; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса; качественная подготовка и своевременная сдача отчетности; участие в течение месяца в выполнении важных работ и мероприятий.

Поощрительные выплаты по итогам работы за период (месяц, квартал, полугодие, год) выплачиваются в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

В соответствии с п.8.1 Положения фонд оплаты труда государственных архивных учреждений определяется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных областному исполнительному органу государственной власти Тверской области в сфере архивного дела законом об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

Таким образом, в соответствии с действующей в ГКУ ГАТО системой оплатой труда премия по итогам работы за месяц или квартал устанавливаются работодателем по своему усмотрению, в целях стимулирования работников, и являются его правом, а не обязанностью. В отношении данных выплат определение их конкретного размера являются исключительной прерогативой руководителя учреждения, поскольку такие выплаты обязательными не являются.

В судебном заседании установлено, что на основании приказов руководителя ГКУ ГАТО в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по представлению руководителя отдела обеспечения сохранности и государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, в котором работает истец, ФИО1 ежемесячно выплачивались премии по итогам работы за месяц в ДД.ММ.ГГГГ году в размере от 12% до 11% процентов от оклада, в ДД.ММ.ГГГГ в размере от 11 до 1% и в ДД.ММ.ГГГГ в размере от 1,1%: до 1%, а также были выплачены премии за 4-й квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 22.42% и за 2-й квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 1.1% от оклада. Данные обстоятельства подтверждаются копиями приказов о премировании и оценками работы сотрудников отдела обеспечения сохранности и государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации за указанный период.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше положения закона и локальных нормативных актов, а также положения трудового договора, заключенного с истцом, исходя из того, что выплата стимулирующего характера, а также установление её размера является правом, а не обязанностью работодателя, и зависит от определенных критериев, условий и характера работы и финансовых возможностей государственного учреждения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании с Государственного казенного учреждения Тверской области «Государственный архив Тверской области» невыплаченных стимулирующих выплат с учетом показателей выполненных работ в размере 50 процентов от средней квартальной выплаты стимулирующих выплат в ДД.ММ.ГГГГ, с момента прекращения данной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включая стимулирующие выплаты за 1 и 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ в сумме 124 920 рублей 20 копеек.

Доводам истца о том, что она выполняла и перевыполняла планы не являются основанием для увеличения установленной работодателем с учетом оценки ее труда премии. Начисление и выплата стимулирующих выплат по итогам работы за месяц или квартал не является автоматической, а поставлена в зависимость от оценки показателей эффективности и результативности деятельности конкретного работника и производится из средств стимулирующего фонда и экономии средства фонда оплаты труда.

Выплата поощрений является исключительной компетенцией работодателя. Работники поощряются за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение эффективности труда, улучшение качества результатов труда, другие достижения в работе, продолжительную безупречную работу, выполнение дополнительных поручений и другие случаи проявления активности работника.

Возможность взыскания таких выплат без соответствующего решения руководителя учреждения невозможна. Кроме того, доказательств необоснованности неназначения истцу стимулирующих выплат конкретного вида суду также не представлено.

Кроме того, исковые требования ФИО1 о взыскании невыплаченных стимулирующих выплат с учетом показателей выполненных работ в размере 50 процентов от средней квартальной выплаты стимулирующих выплат в ДД.ММ.ГГГГ, с момента прекращения данной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и надбавки за выслугу лет к должностному окладу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Установленный ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ срок обращения в суд по спору, связанному с оспариванием размера заработной платы и ее взысканием, начинает течь со дня, следующего за днем, в который работодатель должен был ее выплатить или выплатил в неполном размере.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, статья 392 ТК РФ конкретизирует положение статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Предусмотренный ею трехмесячный срок исчисляется со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, чем обеспечивается возможность надлежащего обоснования исковых требований. Такое правовое регулирование направлено на оптимальное согласование интересов сторон трудовых отношений (Определения от 05.03.2009 г. N 295-О-О, от 27.01.2011 г. N 17-О-О, от 19.06.2012 г. N 1080-О и др.)

В силу ч. 2 ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Представителем ответчика ГКУ ГАТО в судебном заседании заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском истца срока обращения в суд в соответствии с требованиями ст. 392 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с подпунктами 4.1.2. Коллективных договоров, заключенных между администрацией и работниками Государственного казенного учреждения Тверской области «Государственный архив Тверской области», действующими в спорный период, с которыми истец ФИО1 была ознакомлена под подпись, выплата заработной платы производится ежемесячно в следующие сроки: за I половину месяца - ДД.ММ.ГГГГ числа текущего месяца, за II половину месяца - ДД.ММ.ГГГГ числа следующего месяца, о чем было известно истцу, что подтверждается его объяснениями, данными в судебном заседании, а также листами ознакомлениями с коллективными договорами, и текстами коллективных договоров, имеющихся в материалах дела.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что работодателем ежемесячно предоставлялись истцу расчетные листки с подробным указанием размера начисленных выплат.

Получая заработную плату, надбавку за выслугу лет и стимулирующие выплаты в указанный период в производимых работодателем расчетах по её начислению, истец не могла не знать о нарушении своих прав, в частности о том, что стимулирующие выплаты и надбавки производились в меньшем, по её мнению, размере. Поэтому начало течения срока для обращения в суд за защитой нарушенного права должно исчисляться с момента получения заработной платы за соответствующий месяц.

С настоящим иском ФИО1 обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Заволжского районного суда города Твери, то есть с пропуском трехмесячного срока за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем было сделано соответствующее заявление стороной ответчика.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании невыплаченных стимулирующих выплат с учетом показателей выполненных работ в размере 50 процентов от средней квартальной выплаты стимулирующих выплат в ДД.ММ.ГГГГ, с момента прекращения данной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и надбавки за выслугу лет к должностному окладу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

При этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд, истцом представлено не было, каких-либо исключительных обстоятельств, не зависящих от воли работника, препятствовавших подаче искового заявления, судом не установлено. Ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд истцом не заявлялось.

Доводы истца о том, что она считала, что срок исковой давности составляет три года, суд относится критически, так как они основаны на неправильном понимании закона и противоречат положениям ст.392 Трудового кодекса РФ.

К доводам истца о том, что срок не пропущен, так как ей не давали сведений о размерах выплаченных премий другим архивистам 2 категории, а также о размерах фондов оплаты труда, суд относится критически, поскольку данное обстоятельство не являлось препятствием для обращения в суд с иском о защите своих трудовых прав. Размер премии каждому сотруднику, в том числе и занимающим одинаковые должности, определяется индивидуально с учетом оценки его труда работодателем.

При несогласии с не начислением какой-либо выплаты в составе заработной платы за конкретный месяц, истец должен был обратиться с иском в суд в течение трех месяцев с даты получения окончательного расчета за конкретный месяц.

Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании невыплаченных стимулирующих выплат с учетом показателей выполненных работ в размере 50 процентов от средней квартальной выплаты стимулирующих выплат в ДД.ММ.ГГГГ, с момента прекращения данной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и надбавки за выслугу лет к должностному окладу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно именно по этому основанию, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному казенному учреждению Тверской области «Государственный архив Тверской области» и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о взыскании невыплаченных стимулирующих выплат с учетом показателей выполненных работ в размере 50% от средней квартальной выплаты стимулирующих выплат в ДД.ММ.ГГГГ с момента прекращения данной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включая стимулирующие выплаты за 1 и 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ в сумме 124920 рублей 20 копеек и взыскании надбавки за выслугу лет к должностному окладу с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 29524 рубля 69 копеек – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 июля 2016 года.

Председательствующий М.В. Богданова