Дело № 2а-2236/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Рева Н.Н.,
при секретаре Хачатрян Н.Ж.,
при участии:
представителя административного истца Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области – Назаренко Н.А.
административного ответчика – Назаров Ю.И.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области к Назаров Ю.И. о взыскании задолженности по пени по земельному налогу в сумме 95, 86 рублей, а также задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2012, 2014 года, а именно: по налогу в сумме 92034, 43 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц – 1594, 52 рублей, а всего 93724, 81 рублей,
установил:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Назаров Ю.И. о взыскании задолженности по пени по земельному налогу в сумме 95, 86 рублей, а также задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2012, 2014 года, а именно: по налогу в сумме 92034, 43 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц – 1594, 52 рублей, а всего 93724, 81 рублей.
Определением суда от 04.07.2016, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве заинтересованного лица привлечен филиал ФГУБ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области.
В обоснование заявленных требований указано, что налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц за 2012, 2014 годы в сумме 92034, 43 рублей, по сроку уплаты по налоговым уведомлениям до 01.10.2015.
Направление налоговых уведомлений №, № и требования № административному ответчику подтверждается реестрами отправки почтовой корреспонденции.
В соответствии со ст. 75 НК РФ вследствие неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов в установленный законом срок начислены пени по земельному налогу за период с 01.01.2015 по 01.10.2015 в размере 95, 86 рублей; за неуплату налога на имущество физических лиц за период с 01.07.2015 по 01.10.2015 пени в размере 1176, 88 рублей и за период с 02.10.2015 по 12.10.2015 пени в размере 417, 64 рублей.
Процентная ставка пени рассчитана, исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального Банка России.
Требование № содержало предложение уплатить задолженность по имущественным налогам в срок до 26.01.2016.
Задолженность до настоящего времени не погашена.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России по Тверской области № 9 – Назаренко Н.А. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – Назаров Ю.И. административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поскольку расчет по налогу произведен не верно из – за неправильного определения инвентаризационной стоимости объекта, а также просил применить срок исковой давности по налогу на имущество физических лиц за 2012 год.
Заинтересованное лицо - филиал ФГУБ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился, причин уважительности неявки не представил, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, полагает следующее.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги считаются установленными, когда определены все элементы налогообложения (ст. 3 НК РФ).
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица - собственники имущества, являющегося объектом обложения.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом п. 4 ст. 397 НК РФ уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором этого же пункта.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Как следует из п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Как следует из материалов дела, административному ответчику на праве собственности принадлежат объекты недвижимости – 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; 1/2 доли в праве общей долевой собственности на лесопильный цех, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и не оспаривается участвующими в деле лицами.
Срок уплаты налога, по обязательствам 2012 года, для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливался не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1 ст. 397 НК РФ).
Обязательства по уплате налога за 2012 год административным ответчиком не исполнены.
МИФНС России № 9 по Тверской области налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц за 2012 и 2014 годы в сумме 92034, 43 рублей.
До 01.01.2015 в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог на имущество физических лиц исчислялся на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года. Эти сведения в налоговый орган представляли органы, осуществляющие регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет ежегодно до 01 марта (п.п. 2, 4 ст. 5 Закона).
Налог на имущество исчислен из актуальной инвентаризационной стоимости имущества, которая составила 9203486 рублей.
Достаточных доказательств опровергающих указанную инвентарную стоимость не представлено.
Ответ ГУП «Тверское областное БТИ» от 22.08.2016 за № содержит сведения об инвентаризационной стоимости лесопильного цеха по состоянию на 2009 год, а потому не принимается судом.
Отклоняются судом и расчеты, представленные административным ответчиком, поскольку выполнены лицом, познания которого в указанной области не подтверждены.
Согласно ч. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии с действующим законодательством административному ответчику направлены налоговые уведомления от 27.08.2015 № с указанием срока уплаты задолженности в сумме 46017, 43 рублей не позднее 01.10.2015, и от 25.04.2015 № с указанием срока уплаты задолженности в размере 46017 рублей не позднее 01.10.2015.
Налоговые уведомления направлены 07.08.2016 и 23.06.2015 соответственно.
Задолженность по налогам административным ответчиком не погашена.
Достаточных доказательств отсутствия задолженности по налоговым платежам, а равно как и принятие мер по их уплате, суду не представлены.
В соответствии с диспозитивностью гражданского судопроизводства стороны, свободно распоряжаясь как своими субъективными материальными правами, так и процессуальными средствами их защиты, принимают на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Доказывание как процесс представления доказательств (ст.ст. 59, 62 КАС РФ) осуществляется по общему правилу, которым на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих доводов и возражений относительно предмета рассматриваемого спора.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
По истечении срока добровольного погашения задолженности по налогам Инспекцией в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика направлено 03.10.2015 требование №, с указание срок исполнения до 26.01.2016.
До настоящего времени требование не исполнено, задолженность по налогам не погашена.
Как следует из положений ч. 3 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Настоящее административное заявление подано в суд 12.04.2016.
Таким образом, пресекательный шестимесячный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ, для обращения в суд налоговым органом с соответствующими исковыми требованиями не пропущен.
В судебном заседании административным ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности по обязательствам 2012 года.
Согласно ст. 195 ГК РФ под исковой давностью понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Срок уплаты налога, по обязательствам 2012 года, для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливался не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1 ст. 397 НК РФ).
Таким образом, срок для обращения в суд с настоящими административными требованиями по обязательствам 2012 года истекает 01.11.2016.
В силу п. 1 ст. 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 75 НК РФ административному ответчику начислены пени в сумме 95, 86 рублей по земельному налогу и в сумме 1594, 52 рублей по налогу на имущество физических лиц.
Поскольку в установленные законом сроки задолженность не погашена, суд считает требования о взыскании задолженности по пени по земельному налогу в сумме 95, 86 рублей, а также задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2012, 2014 года, а именно: по налогу в сумме 92034, 43 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц – 1594, 52 рублей, а всего 93724, 81 рублей, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статьей 114 КАС РФ определено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиком государственной пошлины признается ответчик в случае, если решение суда принято не в его пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налогового кодекса Российской Федерации.
При решении вопроса о размере подлежащей уплате государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 НК РФ, согласно которой размер госпошлины подлежащей взысканию с ответчика составляет 3011, 74 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области к Назаров Ю.И. о взыскании задолженности по пени по земельному налогу в сумме 95, 86 рублей, а также задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2012, 2014 года, а именно: по налогу в сумме 92034, 43 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц – 1594, 52 рублей, а всего 93724, 81 рублей – удовлетворить.
Взыскать с Назаров Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Тверь, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области задолженность по пени по земельному налогу в сумме 95, 86 рублей, а также задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2012, 2014 года, а именно: по налогу в сумме 92034, 43 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц – 1594, 52 рублей, а всего 93724, 81 рублей.
Взыскать с Назаров Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 3011, 74 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца со дня составления мотивированной части.
Судья Н.Н. Рева
Мотивированная часть составлена 09.09.2016