НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Заволжского районного суда (Ивановская область) от 25.03.2016 № 2-1550/2015

Дело № 2-16/2016 (2-1550/2015)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Заволжск Ивановской области 25 марта 2016 года

Заволжский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи И. Н. Беляковой

при секретаре Н. Е. Кудряшовой

с участием старшего помощника прокурора Заволжского района Ивановской области Киселева Д. А.,

представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Мега-Тур» - ФИО4, действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области - ФИО3, действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица - ОГКУ «Заволжское лесничество» - ФИО6, действующего на основании приказа о назначении на должность,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заволжского района Ивановской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Мега-Тур» о признании зарегистрированного права собственности на земельный участок отсутствующим,

установил:

прокурор Заволжского района Ивановской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Мега-Тур», в котором просил прекратить право собственности ООО «Мега-Тур» на земельный участок с кадастровым номером , аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка № и снять его с кадастрового учёта.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в ходе проверки законности владения, пользования и распоряжения частью земель лесного фонда собственником земельного участка с кадастровым номером ООО «Мега-Тур», проведённой прокуратурой Заволжского района Ивановской области по запросу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее - ФИО1), установлено, что принадлежащий ответчику спорный земельный участок с разрешённым использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, входит в состав лесного участка с кадастровым номером в части выделов 1-24, 27-36 квартала 6 Заволжского сельского участкового лесничества СПК «<данные изъяты>». Участок с кадастровым номером , состоящий из земель лесного фонда, находится в федеральной собственности, должен использоваться в соответствии с целевым назначением и в силу закона не может быть отчуждён третьим лицам. Ссылаясь на то, что ООО «Мега-Тур» нарушено право собственности Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда, а государственная регистрация права собственности ответчика на спорный земельный участок произведена по недействительным в силу ничтожности сделкам, прокурор просит прекратить право собственности ООО «Мега-Тур» на земельный участок с кадастровым номером , аннулировать в ЕГРП запись о регистрации права собственности на указанный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ и снять его с кадастрового учёта.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил заявленные исковые требования и просил признать право собственности ООО «Мега-Тур» на земельный участок с кадастровым номером , имеющим адресный ориентир: Ивановская область, Заволжский район, отсутствующим.

В судебном заседании старший помощник прокурора Заволжского района Ивановской области Киселев Д. А. уточнённые исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным в заявлении основаниям, ссылаясь на то, что у ответчика отсутствует право собственности на спорный земельный участок в том виде, в котором он сформирован, поскольку подавляющую часть этого участка занимают земли лесного фонда, которые в силу закона не могут находиться в собственности юридических лиц. Данные обстоятельства не опровергнуты ответчиком и подтверждаются, в том числе, картой-схемой наложения земельных участков, где видно, что покрытые лесами 6 194 000 кв. м земельного участка с кадастровым номером входят в состав находящихся в собственности Российской Федерации лесных участков с кадастровыми номерами и . Считает, что документальное оформление в государственную собственность лесных участков позднее, чем было зарегистрировано право собственности СПК «<данные изъяты>», не имеет значения для разрешения спора. Полагает, что при передаче земельного участка с кадастровым номером в собственность коммерческих организаций, в частности ООО «Мега-Тур», последние не могли не осознавать, что значительную площадь данного земельного участка занимают леса и такой участок ограничен в обороте. В связи с этим действия ответчика не могут быть признаны добросовестными. В сложившихся отношениях также не могут быть применены последствия недействительности сделки.

Представитель ответчика ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований, ссылаясь на то, что прокурором не представлено доказательств наложения земельного участка с кадастровым номером на земельные участки с кадастровыми номерами и . Землеустроительная экспертиза по делу не проведена, а схема наложения не устанавливает и не придаёт указанной территории статуса учтённой, поскольку такое возможно лишь в ходе межевания. Земельный участок с кадастровым номером расположен на землях сельскохозяйственного назначения с разрешённым использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, следовательно, он не может быть отнесён к землям лесного фонда. До настоящего времени категория земель не изменена, изменения в реестр объектов недвижимости не вносились. Доводы прокурора о том, что спорный земельный участок отнесён к землям лесного фонда не соответствует реальному положению. Каких-либо обременений на данный земельный участок в ЕГРП не зарегистрировано. При этом право собственности на земельный участок № было зарегистрировано за предыдущим собственником - СПК «<данные изъяты>» ранее, чем зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок № . Границы принадлежащего в настоящее время ООО «Мега-Тур» спорного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, тогда как границы земельного участка, находящегося в федеральной собственности, не установлены. Вместе с тем, распоряжением Правительства Ивановской области от 6 ноября 2009 года № 333-рп «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков, входящих в состав земель категории «земли сельскохозяйственного назначения» при осуществлении мероприятий по отнесению лесоустроенных участков к землям лесного фонда предписывалось учитывать права третьих лиц на лесные участки и осуществлять корректировку площадей лесных участков при наличии обоснованной невозможности их отнесения к землям лесного фонда. В связи с этим полагает, что прежде чем осуществлять регистрацию права собственности Российской Федерации на лесоустроенный участок, необходимо было установить границы этого участка с учётом прав третьих лиц на смежные земельные участки. Регистрация участков лесного фонда лишь на основании электронной копии планов лесных насаждений без выявления наложений и пересечений границ с иными земельными участками нарушила право СПК «<данные изъяты>», который на тот момент открыто владел спорным земельным участком с кадастровым номером . Указывает на наличие противоречий в площади земельного участка, относящегося к землям лесного фонда. Ссылаясь на то, что ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрен исчерпывающий перечь оснований для прекращения права собственности, считает требование прокурора о прекращении права собственности ООО «Мега-Тур» на земельный участок № необоснованным. Доказательств необходимости изъятия у ответчика спорного земельного участка для государственных или муниципальных нужд прокурором не представлено. Поскольку сделки по передаче в собственность земельного участка № не оспорены, не признаны незаконными, не имеется оснований и для аннулирования в ЕГРП записи о регистрации права собственности ответчика на указанный земельный участок. Более того, по состоянию на 9 сентября 2015 года земельный участок № снят с кадастрового учёта и в Управление Росреестра подано заявление о прекращении права на данный земельный участок. Данная сделка приостановлена на основании определения суда. При этом отмечает, что ООО «Мега-Тур» является добросовестным приобретателем этого земельного участка, так как последний перешёл в собственность ответчика на основании возмездной сделки, зарегистрированной в установленном законом порядке. Ссылку в исковом заявлении на то, что регистрация права собственности ООО «Мега-Тур» на земельный участок произведена на основании недействительных в силу ничтожности сделках, считает несостоятельной, так как прокурором не указано какие именно сделки являются недействительными. Учитывая, что право собственности ООО «Мега-Тур» на земельный участок никем не оспорено и не признано незаконным, оно не подлежит прекращению.

Представитель Управления Росреестра по Ивановской области, привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5 считала требование прокурора подлежащим удовлетворению. Объяснила, что 16 декабря 2009 года Управлением Росреестра по Ивановской области было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесные участки с условными номерами и , которым в настоящее время присвоены кадастровые номера и . На государственную регистрацию права собственности были представлены соответствующие планы лесных участков, как того требует ст. 4.4 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Вместе с тем, 13 августа 2009 года было зарегистрировано право собственности СПК «<данные изъяты>» на земельный участок , который был предоставлен постановлением главы администрации Заволжского муниципального района Ивановской области от 18 июня 2009 года № 490 «О предоставлении в собственность за плату находящегося в государственной собственности земельного участка, имеющего адресный ориентир: Ивановская область, Заволжский район». Из кадастрового паспорта, представленного на государственную регистрацию, следует, что сведения об указанном объекте недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 6 января 1994 года. В ходе анализа дел по выявлению несоответствий сведений о лесных участках между ГКН и ЕГРП установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером находится в границах лесных участков с кадастровыми номерами и . Данное наложение произошло в связи с тем, что в силу действующего законодательства государственная регистрация права собственности на лесные участки осуществлялась без постановки их на кадастровый учёт и у Управления Росреестра не имелось технической возможности выявить пересечение границ лесного участка с земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером . Сложившаяся ситуация нарушает права и законные интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда. Лесной фонд не подлежал приватизации и не мог передаваться в собственность юридическим лицам. Считает, что требование об аннулировании записи в ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером излишне, так как решение по иску об оспаривании зарегистрированного права на недвижимое имущество само по себе является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРП.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОГКУ «Заволжское лесничество» - ФИО6 считал, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку земельный участок с кадастровым номером расположен на территории лесного фонда и входит в состав лесных участков с кадастровыми номерами и (предыдущие условные номера и ), находящихся в федеральной собственности. Пояснил, что в соответствии с действовавшим ранее лесным законодательством все леса подразделялись на леса государственного назначения, в том числе совхозные леса, и леса колхозные, которые были переданы в бессрочное пользование соответственно совхозов и колхозов. Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что леса, находившиеся во владении сельхозорганизаций, входят в состав лесного фонда и предоставляются этим организациям на праве безвозмездного пользования. Однако договоров о передаче в безвозмездное пользование таких лесных участков с сельхозорганизациями заключено не было. Таким образом, у совхозов и колхозов не возникло права пользования земельными участками из состава земель лесного фонда. Такие земли ограничиваются в обороте и не могут быть переданы в частную собственность. В материалах государственного учёта лесного фонда участки, переданные совхозам и колхозам, отражались как лесной фонд, на них за счёт государственных средств проводилось лесоустройство, осуществлялось ведение лесного хозяйства. Согласно таксационным описаниям, проекту организации и ведения лесного хозяйства ГУ сельский лесхоз «Заволжский ГУ «Ивановосельлес» Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 2000 года площадь 6 квартала составляет 122,0 га, из них покрытые лесными насаждениями 107,9 га. На территории лесного участка с кадастровым номером в квартале № 6 в 1993 году была произведена посадка лесных культур на площади 1,2 га, в 2000 году - перевод лесных культур в покрытую лесом площадь, и прочие мероприятия, проводимые до настоящего времени.

В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером на три участка с кадастровыми номерами , и в настоящее время имеется следующее пересечение этих земельных участков с землями лесного фонда:

в состав земельного участка с кадастровым номером площадью 55 901 кв. м входят выделы 17, 23, 24 квартала 6 площадью 47 000 кв. м лесного участка из земель лесного фонда ОГКУ «Заволжское лесничество» Заволжское сельское участковое лесничество СПК «<данные изъяты>» с кадастровым номером ;

в состав земельного участка с кадастровым номером площадью 44 700 кв. м входят выделы 25, 26 квартала 6 площадью 42 000 кв. м лесного участка с кадастровым номером ;

в состав земельного участка с кадастровым номером площадью 8 554 091 кв. м входят выделы 13 - 33, 38 - 40 квартала 2 площадью 604 000 кв. м и выделы 1 - 29 квартала 3 площадью 102,2 га лесного участка с кадастровым номером , а также выделы 1 - 22, 24 - 26 квартала 4 площадью 500 000 кв. м, выделы 2, 6, 7, 10, 12, 13, 23 квартала 5 площадью 402 600 кв. м, выделы 1 - 23, 27 -38 квартала 6 площадью 1 002 000 кв. м, выделы 1 - 13, 15 - 28, 30 - 48, 50, 51, 53 - 55, 58 квартала 7 площадью 2 977 000 кв. м лесного участка с кадастровым номером .

Привлечённый к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области, будучи надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направил, в письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело без его участия, сообщив, что в государственном кадастре недвижимости (ГКН) содержатся сведения о ранее учтённом земельном участке единого землепользования из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , уточнённой площадью 8655064 кв. м, разрешённым использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенном в Заволжском районе Ивановской области и принадлежащем на праве собственности ООО «Мега-Тур».

Привлечённое к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, будучи надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направило, в письменном отзыве на иск просило рассмотреть дело без его участия и, ссылаясь на ст.ст. 16, 17, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 6, 8, 67-69 ЛК РФ, ст. 11 ГК РФ, полагало требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку орган местного самоуправления муниципального района не уполномочен и не вправе распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда, а зарегистрированное право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером нарушает зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельные участки лесного фонда.

Привлечённая к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Заволжского муниципального района Ивановской области, надлежаще извещённая о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направила, представила письменный отзыв на иск, в котором просила рассмотреть дело без участия своего представителя, указала, что земельный участок с кадастровым номером был передан в собственность СПК «<данные изъяты>» на основании его заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельный участком и предоставлении его в собственность за плату, что полностью согласовывается с положениями п.п. 2, 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Размер платы за предоставление спорного земельного участка в соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 13 Закона Ивановской области от 8 августа 2008 года № 31-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ивановской области» составил 20% кадастровой стоимости участка. На момент приобретения СПК «<данные изъяты>» земельного участка с кадастровым номером его границы были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, участок находился в государственной собственности и был обременён правом постоянного (бессрочного) пользования СПК «<данные изъяты>», сведения об иных правообладателях отсутствовали. На момент принятия распоряжения Правительства Ивановской области от 6 ноября 2009 года № 333-рп «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков, входящих в состав земель категории «земли сельскохозяйственного назначения» право собственности СПК «<данные изъяты>» на земельный участок с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения было зарегистрировано.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утверждёнными Законом СССР от 17 июня 1977 года, ст. 4 Лесного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 января 1994 года, было установлено, что все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит: из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства, границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.

Судом установлено, что в ходе реорганизации коллективного сельскохозяйственного предприятия «<данные изъяты>», проходившей в период действия Земельного кодекса РСФСР, Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года № 374-1 «О земельной реформе», в собственность АОЗТ «<данные изъяты>», впоследствии переименованного в СПК «<данные изъяты>», передано 2 269,76 га земли, при этом земли, относящиеся к лесным массивам и расположенные на территории сельхозпредприятия, переданы вновь образованному акционерному обществу в пользование.

Из справки о землях постороннего пользования, расположенных в границах АОЗТ «<данные изъяты>» по состоянию на 1 января 1993 года, усматривается, что государственный лесной фонд составлял 882,45 га.

Постановлением главы администрации Заволжского муниципального района Ивановской области от 18 июня 2009 года № 490 «О предоставлении в собственность за плату находящегося в государственной собственности земельного участка, имеющего адресный ориентир: Ивановская область, Заволжский район» для ведения сельскохозяйственного производства СПК «<данные изъяты>» предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 8670000+/-25764 кв. м с кадастровым номером , имеющий адресный ориентир: Ивановская область, Заволжский район (л. д. 15). Право собственности СПК «<данные изъяты>» на вышеуказанный земельный участок было зарегистрировано 13 августа 2009 года, что не оспаривается сторонами. Впоследствии право собственности на земельный участок с кадастровым номером перешло к ООО «<данные изъяты>».

5 декабря 2014 года между ООО «<данные изъяты>» и ООО «Мега-Тур» заключено соглашение об отступном, по условиям которого ООО «<данные изъяты>» передало в собственность ООО «Мега-Тур» в счёт возврата заёмных денежных средств в размере <данные изъяты> принадлежащие должнику земельные участки, в том числе и участок с кадастровым номером (л. д. 19-20).

На основании данного соглашения Управлением Росреестра по Ивановской области зарегистрировано право собственности ООО «Мега-Тур» на земельный участок площадью 8670000 кв. м с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения, о чём ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП сделана запись (л. д. 21).

Как усматривается из запроса Управления Росреестра по Ивановской области, направленного прокурору Ивановской области, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером разделён на земельные участки с кадастровыми номерами , , (л. д. 12).

Также судом установлено, что во исполнение распоряжения Правительства Ивановской области от 6 ноября 2009 года № 333-рп «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков, входящих в состав земель категории «земли сельскохозяйственного назначения» в целях приведения учёта земель лесного фонда в соответствие с федеральным законодательством 16 декабря 2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Ивановской области зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок из земель лесного фонда, с разрешённым использованием: защитные леса, площадью 816 га, с условным номером , расположенный на землях бывшего СПК «<данные изъяты>» по адресу: Ивановская область, Заволжский район, Заволжское сельское участковое лесничество, кварталы 4, 5, 6, 7, 1 (ч), о чём выдано свидетельство о государственной регистрации права (л. д. 16).

В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что регистрация права собственности Российской Федерации на вышеуказанный лесной участок осуществлена без проведения межевания с установлением координатных точек границ на основании представленного плана лесонасаждений.

Между тем, вопреки ссылке ответчика на то, что границы земельного участка, находящегося в государственной собственности, не установлены, такая регистрация права собственности не противоречит действующему законодательству.

В силу положений гл. 5 ЛК РФ границы лесного участка устанавливаются в процессе лесоустройства, проводимого на землях лесного фонда и иных землях, местоположения, границы и площадь лесных участков определяется соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

В соответствии со ст. 4.4 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учёт лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Поскольку на момент регистрации земельный участок из земель лесного фонда не был поставлен на государственный кадастровый учёт, регистрация права собственности правомерно была произведена на основании плана лесонасаждений.

Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время земельный участок, расположенный по адресу: Ивановская область, Заволжский район, Заволжское сельское участковое лесничество, кварталы 4, 5, 6, 7, 1 (ч), с условным номером значится под кадастровым номером , расположен на землях лесного фонда с разрешённым использованием: защитные леса, имеет площадь 8160000 кв.м, находится в собственности Российской Федерации (л. д. 17).

Из сообщения ОГКУ «Заволжское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ и схемы расположения земельных участков следует, что земельный участок с кадастровым номером включает в себя земельные участки с номерами , , , и часть земельного участка с номером . Спорный земельный участок расположен на территории Заволжского сельского участкового лесничества СПК «<данные изъяты>» (л. д. 13, 14).

В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Исходя из смысла данных правовых норм, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.

В силу п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.

Таким образом, решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

В федеральном законе отсутствует прямое указание на возможность предоставления в собственность юридических лиц земельных участков из состава лесного фонда.

В рассматриваемом случае имеет место наложение границ земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, на земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие в настоящее время ответчику. Земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером находится на землях лесного фонда, а потому администрация Заволжского района Ивановской области, а впоследствии и СПК «<данные изъяты>», не имели полномочий по предоставлению указанного земельного участка юридическим лицам ни в аренду, ни в собственность.

Исходя из требований ст. 1 ЗК РФ земельный участок должен относиться только к одной категории земель и образование земельного участка, относящегося одновременно к двум категориям земель, недопустимо.

Перевод земель лесного фонда занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается только в случаях, определённых в ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Лесной контроль на землях государственного лесного фонда в силу закона осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.

Проанализировав установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что земельный участок, занимаемый Заволжским лесничеством выбыл из владения его собственника - Российской Федерации помимо его воли и в дальнейшем был отчуждён лицом, не имеющим на это право, что свидетельствует о нарушении права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка из состава земель лесного фонда.

Восстановление нарушенного права по смыслу ст. 12 ГК РФ возможно определённым законом способом. Однако, содержащийся в названной статье перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита права может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом. Из положений ст.ст. 11 и 12 ГК РФ, а также правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 года № 169-О и Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июля 2004 года № 15-П, следует, что лицо не только на своё усмотрение определяет способ защиты, но также самостоятельно решает для себя вопрос о том, насколько реально избранный способ защиты может обеспечить восстановление нарушенного, по мнению лица, права. Из названных норм не следует, что при отсутствии в законе прямого указания на способ защиты права, который использовал истец при обращении в суд, заявленные требования не подлежат рассмотрению судом. Суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, устанавливает, нарушены ли лицом, к которому предъявлен иск, права и законные интересы истца и могут ли они быть восстановлены в результате удовлетворения иска.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путём признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путём предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Исходя из указанных разъяснений признание зарегистрированного права ответчика на недвижимое имущество отсутствующим является способом судебной защиты, допустимым при невозможности использования истцом иных специальных способов судебной защиты своих прав, восстанавливающим права истца путём исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности ответчика.

В связи с этим, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства дела, суд находит требование прокурора о признании отсутствующим права собственности ООО «Мега-Тур» на земельный участок с кадастровым номером является законным, обоснованным и подлежащим полному удовлетворению.

Удовлетворение иска в полном объёме позволит восстановить нарушенное право федеральной собственности на лесные участки с кадастровыми номерами и .

При таких обстоятельствах доводы стороны ответчика, представленные в обоснование возражений относительно заявленных прокурором требований, суд находит несостоятельными.

Вопреки утверждению о не предоставлении суду материалов в отношении спорных земельных участков и, как следствие, неполном их исследовании, все запрошенные судом землеустроительные и лесоустроительные дела были представлены на обозрение сторон.

Довод ответчика об изъятии земельного участка для государственных нужд по надуманным основаниям, по мнению суда, основан на неверном понимании правовых норм, поскольку такая процедура возможна лишь в отношении участков, находящихся в собственности физических и юридических лиц на законных основаниях, и не распространяется на случаи, когда право на земельный участок оспаривается.

Положения ст. 235 ГК РФ в данном случае не применимы, так как заявлено требование не о прекращении права собственности, а о признании такого права отсутствующим.

Указание ответчика на более раннюю регистрацию права собственности СПК «<данные изъяты>» на спорный земельный участок чем право собственности Российской Федерации на земельный участок номер в настоящем споре не имеет юридического значения.

Довод ответчика о том, что в данном случае имеет место нарушение требования распоряжения Правительства Ивановской области от 6 ноября 2009 года № 333-рп, предписывающего учитывать права третьих лиц при осуществлении мероприятий по отнесению лесоустроенных участков к землям лесного фонда, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, так как из пояснений представителя ОГКУ «Заволжское лесничество» следует, что при осуществлении таких мероприятий никто не заявлял о нарушении чьих-либо прав, а о факте наложения земельных участков ОГКУ «Заволжское лесничество» стало известно в конце 2015 года, тогда как и СПК «<данные изъяты>», и другие юридические лица, регистрировавшие своё право собственности на спорный земельный участок, не могли не видеть наличия на нём многолетних лесов.

По тем же основаниям судом отклоняется довод ответчика о его добросовестности при оформлении своего права на земельный участок номер .

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

С учётом изложенных положений, требований ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, с ООО «Мега-Тур» в доход бюджета Заволжского муниципального района Ивановской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

На основании статей 6-8, 67, 83 ЛК РФ, статей 7, 9, 17, 27, 101 ЗК РФ, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Заволжского района Ивановской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Мега-Тур» удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности общества с ограниченной ответственностью «Мега-Тур» на земельный участок с кадастровым номером , имеющий адресный ориентир: Ивановская область, Заволжский район.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мега-Тур» в доход бюджета Заволжского муниципального района Ивановской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Заволжский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья И. Н. Белякова

В окончательной форме решение изготовлено 30 марта 2016 года