Дело (УИД) 57RS0022-01-2020-002193-14
Производство № 2-1875/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года город Орел
Заводской районный суд города Орла
в составе председательствующего судьи Сандуляк С.В.,
с участием: представителя истца администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области – Каргиновой И.Г., действующей на основании доверенности от 25.08.2020,
представителя ответчика УФССП России по Орловской области – ШишкинойА.Ю., действующей на основании доверенности от 06.05.2020 № Д -57907/20/48,
при секретаре судебного заседания Харитоновой А.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г.Орла гражданское дело по исковому заявлению
администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее – УФССП России по Орловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указала, что 07.08.2019 Кромским районным судом Орловской области на основании решения от 19.02.2019 по делу № 2-2-9/2019, вступившего в законную силу 23.04.2019, выдан исполнительный лист № ФС (номер обезличен) от 17.07.2019 об обязании администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области в срок до 01.05.2019 обеспечить безопасность гидротехнического сооружения – плотины, расположенной в д. Покровское Троснянского района Орловской области, путем заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, определения эксплуатирующей организации в отношении указанного гидротехнического сооружения, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации ГТС и предоставления для утверждения в Приокское Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнического сооружения (далее – ГТС).
Решение Кромского районного суда было исполнено в срок до 18.07.2019, а именно: 17.06.2019 восстановлена запись в ЕГРН и зарегистрировано право собственности на ГТС, плотину в д. Покровское Троснянского сельского поселения; 18.07.2019 оформлен страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 16.07.2019 заключены два муниципальных контракта с ООО «ЭКЦ» и ООО «Сертификация и Мониторинг» на разработку документации по ГТС; обучены работники администрации по направлениям: по общей промышленной безопасности - 03.04.2019; требования безопасности ГТС - 29.05.2019.
07.08.2019 и.о. судебного пристава исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котякова С.И. на основании поступившего для исполнения исполнительного листа № ФС (номер обезличен) было возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление, которым установили должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии указанного постановления.
06.09.2019 постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в администрацию Троснянского сельского поселения.
Требования, изложенные в решении Кромского районного суда Орловской области, были выполнены, кроме готовности декларации безопасности ГТС. В связи с чем, декларация безопасности ГТС не была своевременно предоставлена для утверждения в Приокское Управление Ростехнадзора.
09.09.2019 администрация Троснянского сельского поселения уведомила УФССП России по Орловской области о выполнении требований, изложенных в решении суда и исполнительном документе с предоставлением копий соответствующих документов.
Указанные работы по контрактам были сданы согласно актам сдачи-приемки оказанных услуг 02 марта 2020 года.
Причиной того, что декларация безопасности ГТС не была предоставлена в срок, указанный в решении суда, в Приокское Управление Ростехнадзора, явилась длительность изготовления декларации ввиду трудоемкости работ. Вместе с тем, после разработки подрядчиком декларации безопасности необходимо было провести ряд мероприятий: согласовать в Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области расчет вероятного вреда; создать комиссию и провести мероприятия по преддекларационному обследованию ГТС; провести учение на объекте ГТС и по результатам его проведения получить заключение от Управления МЧС на объекте ГТС.
12.03.2020 года и.о. судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котякова С.И. вынесла постановление о взыскании исполнительного сбора с должника администрации Троснянского сельского поселения в размере 50000рублей, а также вынесла постановление о назначении нового срока исполнения – 30.04.2020.
В период с 01.04.2020 по 10.04.2020 администрацией Троснянского сельского поселения была назначена работа комиссии по составлению акта преддекларационного обследования ГТС на р. Белый Немед в д.Покровское и дальнейшего направления декларации безопасности ГТС в Управление Ростехнадзора для утверждения.
Однако предоставить декларацию безопасности ГТС для утверждения в Управление Ростехнадзора не представилось возможным по непредвиденным и непреодолимым причинам, а именно: в вышеуказанный период комиссия по составлению акта преддекларационного обследования ГТС на р. Белый Немед в д.Покровское не смогла приступить к выполнению своей работы в связи санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории РФ. Указом Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), постановлением Правительства Орловской области от 19.03.2020 №151 «О мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Орловской области» был объявлен карантин и режим самоизоляции, в связи с чем мероприятия по работе комиссии были приостановлены до окончания карантина. О чем было сообщено в УФССП России по Орловской области.
С 6 по 9 июля 2020 года была возобновлена работа комиссии по составлению акта преддекларационного обследования ГТС на р. Белый Немед в д.Покровское Троснянского района Орловской области.
14.07.2020 декларация безопасности ГТС на реке Белый Немед в д.Покровское направлена в Приокское Управление Ростехнадзора для утверждения.
15.07.2020 и.о. ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам Котякова С.И. своим постановлением назначила новый срок для исполнения требований исполнительного документа – 31 августа 2020 года.
Полагая, что администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области предпринимаются все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и оснований для взыскания исполнительского сбора не имеется, администрация Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области просит суд освободить её от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя (номер обезличен) от 12.03.2020 в сумме 50000 руб.
По ходатайству представителя истца администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области судом для участия по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены судебный пристав - исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области (далее – МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области) КотяковаС.И., Орловская природоохранная межрайонная прокуратура.
В судебном заседании представитель администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области Каргинова И.Г. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. В дополнение указала, что администрацией предпринимались все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Все требования исполнительного документа были выполнены до возбуждения исполнительного производства, за исключением предоставления декларации безопасности ГТС на утверждение в Приокское Управление Ростехнадзора, что обусловлено спецификой декларирования безопасности гидротехнического сооружения, требующей соблюдения всех этапов декларирования, длительность которых от администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области не зависит. В настоящее время декларация безопасности ГТС и заключение экспертной комиссии по декларации безопасности ГТС переданы в Приокское Управление Ростехнадзора для ее утверждения.
Представитель ответчика – УФССП России по Орловской области по доверенности Шишкина А.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указывая, что те обстоятельства, на которые ссылается администрация Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области, не могут быть признаны достаточным основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора. Должником не были исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, в установленный судебным приставом-исполнителем срок, ввиду чего в отношении него вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Поскольку администрацией не было совершено своевременных действий по предотвращению наступления неблагоприятных для себя последствий в виде взыскания исполнительского сбора, что свидетельствует о наличии в его действиях вины, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котякова С.И., а также Орловская природоохранная межрайонная прокуратура, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные по делу доказательства, находит исковые требования администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Кромского районного суда Орловской области от 19.02.2019 на администрацию Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области возложена обязанность в срок до 01 мая 2019 года обеспечить безопасность гидротехнического сооружения – плотины, расположенной в д. Покровское Троснянского района Орловской области, путем заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинения вреда в результате аварии на опасном объекте, определения эксплуатирующей организации в отношении указанного гидротехнического сооружения, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации ГТС и предоставления для утверждения в Приокское Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Решение Кромского районного суда Орловской области вступило в законную силу 23.04.2019.
07.08.2019 судебным приставом - исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. на основании исполнительного листа ФС (номер обезличен) от 17.07.2019, выданного Кромским районным судом Орловской области, возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП в отношении должника администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области с предметом исполнения: обязать администрацию Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области в срок до 01 мая 2019 года обеспечить безопасность гидротехнического сооружения – плотины, расположенной в д.Покровское Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области, путем заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинения вреда в результате аварии на опасном объекте, определения эксплуатирующей организации в отношении указанного гидротехнического сооружения, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации ГТС и предоставления для утверждения в Приокское Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д. 22).
Как следует из представленных сторонами по делу доказательств, постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области 06.09.2019 (л.д. 22).
В пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, а именно 09.09.2019, администрация Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области письмом от 09.09.2019 № 459 сообщила УФССП России по Орловской области, что решение Кромского районного суда Орловской области от 19.02.2019 исполнено 18.07.2019 (л.д. 23).
12.03.2020 и.о. судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И. в рамках исполнительного производства №67960/19/57024-ИП от 07.08.2019, в связи с неисполнением должником – администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено постановление в отношении администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области о взыскании исполнительского сбора в размере 50000рублей (л.д. 6).
В тот же день, 12.03.2020, и.о. судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 28.10.2019 (л.д. 6).
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Обращаясь с настоящим иском в суд, администрация Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области ссылается на то, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа обусловлено отсутствием в том вины администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области, поскольку ею были предприняты все зависящие от неё меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, решение суда не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок при наличии объективных причин и отсутствии виновного противоправного бездействия должника, что, по мнению истца, является основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Проверяя обоснованность заявленных администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области требований и доводов, на которых они основаны, суд полагает, что представленными истцом доказательствами, оцененными по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, бесспорно подтверждается, что должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № ФС (номер обезличен) от 17.07.2019, выданного Кромским районным судом Орловской области по иску Орловского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области о признании действий по снятию с кадастрового учета и прекращении права собственности объекта недвижимости – плотины в д. Покровское Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области, незаконными, восстановлении записи в Едином государственном реестре недвижимости о кадастровом учете и регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости и понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
Как установлено судом, еще до возбуждения исполнительного производства, администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области начали предприниматься все возможные меры, направленные на исполнение решения суда, которым на неё возложены обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения – плотины, расположенной в д.Покровское Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области, путем заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинения вреда в результате аварии на опасном объекте, определения эксплуатирующей организации в отношении указанного гидротехнического сооружения, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации ГТС и предоставления для утверждения в Приокское Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Так, 21.02.2019 администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области был заключен договор с ООО «Единый центр обучения и подготовки специалистов» об оказании образовательных услуг № 563-УД, предметом которого является оказание образовательных услуг сотрудникам администрации по программам дополнительного профессионального образования по программе подготовки «Обучение по общей промышленной безопасности» и «Обучение по требованиям безопасности гидротехнических сооружений» (л.д. 10).
Решением Троснянского сельского Совета народных депутатов Троснянского района Орловской области от 24.05.2019 № 135 внесены изменения и дополнения в бюджет Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области на 2019 год и плановый период 2020-2021 г.г. в части включения в расходную часть бюджета расходов на заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта и на изготовление документации по разработке декларации безопасности ГТС (л.д. 73, 74-93).
17.06.2019 гидротехническое сооружение – плотина, расположенная по адресу: д. Покровское Троснянского района Орловской области была поставлена на учет, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 9).
16.07.2019 администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области были заключены с ООО «ЭКЦ» и ООО «Сертификация и Мониторинг» два муниципальных контракта на оказание услуг № 493 и № 493-ГТС по разработке документации по ГТС со сроком исполнения до 15.12.2019 и до 25.11.2019 соответственно (л.д. 16-18. 19-21).
Также еще до возбуждения исполнительного производства, а именно 18.07.2019, администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области был оформлен страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (л.д. 12-14, 15).
Все документы в подтверждение проведенных мероприятий по исполнению решения суда, администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области 09.09.2019 были направлены в адрес судебного пристава-исполнителя.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании ряда требований, в число которых входит представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений и установление критериев их безопасности.
В силу ст. 10 указанного Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в Ростехнадзор, а также порядок проведения государственной экспертизы декларации безопасности предусмотрен Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 1998 года № 1303.
Декларация безопасности ГТС не могла быть предоставлена администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области в установленный срок в Приокское Управление Ростехнадзора, поскольку к её подготовке можно было приступить только после изготовления документации по ГТС, а именно после составления акта преддекларационного обследования ГТС, разработки паспорта опасного объекта ГТС, проведения экспертизы декларации безопасности ГТС, разработки декларации безопасности ГТС, разработки расчета размера вероятного вреда в случае аварии на ГТС.
Более того, декларация безопасности ГТС могла быть направлена для утверждения только после проведения мероприятий по согласованию расчета размера вероятного вреда в Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области и получения соответствующего заключения, создания комиссии и проведения мероприятий по преддекларационному обследованию ГТС, проведения комплексного учения на объекте ГТС и по его результатам получения соответствующего заключения, направления декларации безопасности ГТС и заключения экспертной комиссии по декларации безопасности ГТС на экспертизу по результатам учения.
Соответственно, исполнение решения суда, которым на администрацию Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области возложена, в том числе, обязанность по предоставлению для утверждения в Приокское Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнического сооружения, возможно было только при соблюдении установленной процедуры, которая включает в себя определенные действия и требует значительного времени.
При этом, установлено, что все необходимые мероприятия, связанные с проведением декларирования безопасности ГТС, выполнялись администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области без промедления.
14.07.2020 после проведения всех необходимых мероприятий администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области направлены на согласование в Приокское управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, декларация безопасности гидротехнических сооружений, а также экспертное заключение на декларацию безопасности гидротехнических сооружений на реке Белый Немед д.Покровское Троснянского района Орловской области (л.д. 159).
22.09.2020 декларация безопасности ГТС с приложенными к ней документами передана экспертной организацией ООО ЭКЦ» в Приокское Управление Ростехнадзора.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.
На основании ч. 12 ст. 30 указанного закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 105 вышеуказанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Как следует из ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007
№ 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007
№ 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно п. 7 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Однако в названном Федеральном законе не указывается, какие именно причины являются уважительными или, наоборот, неуважительными. Оспариваемое положение пункта 1 статьи 81 не содержит четких, точных и ясных критериев, формально определенных оснований ответственности и условий, при которых взыскание как мера ответственности за нарушение сроков исполнения исполнительного документа может быть наложено.
Между тем с учетом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд исходит из того, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора. Для применения данного вида ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
При этом суд приходит к выводу, что должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что исполнение решения суда оказалось невозможным вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых и других непредвиденных, непреодолимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец не уклонялся от исполнения решения суда, в предоставленный 5-дневный срок реально исполнить судебное решение не мог вследствие объективных причин, вызванных в частности необходимостью соблюдения процедуры проведения декларирования безопасности гидротехнических сооружений, имеющей свою специфику и особенности и требующей значительного времени.
Представленные в обоснование заявленных требований истцом доказательства подтверждают, что администрацией Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области были предприняты все меры к своевременному и надлежащему исполнению решения Кромского районного суда Орловской области от 19 февраля 2019 года, которым на администрацию Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области возложена обязанность в срок до 01 мая 2019 года обеспечить безопасность гидротехнического сооружения – плотины, расположенной в д. Покровское Троснянского района Орловской области, путем заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинения вреда в результате аварии на опасном объекте, определения эксплуатирующей организации в отношении указанного гидротехнического сооружения, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации ГТС и предоставления для утверждения в Приокское Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Принятие всех необходимых мер, направленных на надлежащее исполнение решения суда, в том числе еще до возбуждения исполнительного производства, свидетельствуют о наличии оснований для освобождения администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области от взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах требования администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (номер обезличен) от 12.03.2020 в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства (номер обезличен)-ИП суд находит подлежащими удовлетворению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что истец имел возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, суду не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 -199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить администрацию Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (номер обезличен) от 12.03.2020 в размере 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 01 октября 2020 года.
Судья С.В. Сандуляк