НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Заводской районного суда г. Орла (Орловская область) от 19.10.2020 № 2А-2107/20

(номер обезличен)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2020 года город Орел

Заводской районный суд г.Орла в составе председательствующего судьи Кальной Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Шамриной Н.С.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен) к ФИО1 взыскании задолженности по уплате транспортного налога, пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен) (далее – ИФНС России по (адрес обезличен)) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, пени. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является собственником транспортного средства УРАЛ 5557-01 КС-3574 государственный регистрационный знак (номер обезличен) В соответствии с законом она обязана уплачивать установленные налоги и сборы, в частности транспортный налог. ФИО1, как собственнику вышеуказанного транспортного средства, налоговым органом было направлено налоговое уведомление: (номер обезличен) от (дата обезличена) об уплате транспортного налога за 2018 год до (дата обезличена) в размере 5250 рублей, которое в срок исполнено не было. Поскольку административный ответчик в установленный срок налог не оплатил, ИФНС России по (адрес обезличен) в адрес ФИО1 было направлено требование (номер обезличен) об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 5250 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 61,82 рублей по состоянию на (дата обезличена) со сроком исполнения требования до (дата обезличена). В связи с тем, что в установленный срок требование исполнено не было, налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности. Определением мирового судьи судебного участка №(адрес обезличен) г.орла от (дата обезличена) судебный приказ (номер обезличен)а-1742/2020 от (дата обезличена) о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по (адрес обезличен) задолженности по уплате налога был отменен. Просили суд взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по (адрес обезличен) задолженность в размере 5311,82 рублей, из которых задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 5250 рублей, пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 61,82 рублей.

Определением Заводского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) постановлено: «Рассмотреть административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен) к ФИО1. о взыскании задолженности по налогам и пени в порядке упрощенного (письменного) производства».

Определением Заводского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) постановлено рассмотреть административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по (адрес обезличен) к ФИО1 по общим правилам искового производства, в связи с поступлением от административного ответчика возражений на требования и предоставлением доказательств.

В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по (адрес обезличен) по доверенности ФИО2 исковое заявление поддержала, просила взыскать с ФИО1 задолженность в размере 5311,82 рублей, из которых задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 5250 рублей, пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 61,82 рублей. Пояснила, что денежные средства, которые поступили от ответчика по квитанции оплаченной (дата обезличена) в сумме 5250 рублей (показатель кода бюджетной классификации – единый налоговый платеж) были зачтены на задолженность по транспортному налогу за предыдущие периоды. Пояснила, что у ответчика имелась задолженность по транспортному налогу начиная с 2015 года, в 2018 году от ФИО1 поступили денежные средства в сумме 7000 рублей, которые были зачтены на задолженность 2015 года. В октябре 2019 года от ответчика поступило 5250 рублей, которые были учтены на задолженность. В настоящее время у ФИО1 имеется задолженность по транспортному налогу за 2018 год.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца. Ссылалась на то, что обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год была исполнена ею полном объеме, в установленный срок, что подтверждается чеком-ордером ПАО Сбербанк от (дата обезличена) на сумму 5250 рублей. Указала, что оплатила именно тот платежный документ (перечислила деньги в том размере и по тем реквизитам), который был приложен к налоговому уведомлению (номер обезличен) от (дата обезличена). Не указание в приложенном к налоговому уведомлению платежном документе (квитанции на оплату налога) вида налога и налогового периода, свидетельствует о недобросовестности налогового органа и о введении в заблуждение налогоплательщика. Также полагала, что если административный истец считал, что у ФИО1 имелись недоимки за другие налоговые периоды, то указанные недоимки подлежат взысканию в установленном законом порядке, а не путем произвольного зачета поступивших денежных средств. Пояснила, что позиция налогового органа о зачете оплаченного ответчиком транспортного налога как единого налогового платежа физического лица не соответствует требованиям законодательства. Ссылалась на то, что оплачивала не единый налог на имущество физического лица, а транспортный налог согласно направленному ей уведомлению и прилагаемой к нему квитанции. Кроме того, о наличии недоимки за предыдущие периоды ответчик не была проинформирована налоговым органом. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику – физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня его принятия. Однако в нарушении указанной нормы ФИО1 не была уведомлена о каком-либо решении налогового органа относительно зачета её платежа по транспортному налогу.

Суд, заслушав доводы представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

При разрешении спора установлено, что ФИО1 по представленным сведениям, является собственником транспортного средства УРАЛ 5557-01 КС-3574 государственный регистрационный знак (номер обезличен).

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 358 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статьям 1, 2 Закона Орловской области от 26.11.2002 г. №-289-ОЗ (в редакции от 02.11.2013 г.) «О транспортном налоге», налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя и категории (вида) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговыми органами в сроки, установленные статьей 52 НК РФ (не позднее 30 дней до наступления срока платежа), как это установлено частью 4 статьи 4 Закона Орловской области о транспортном налоге.

В соответствии со ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно пп. 3,4 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

На основании п. 9 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.

Судом установлено, что ФИО1, как собственнику транспортного средства, был начислен транспортный налог и направлено налоговое уведомление: (номер обезличен) от (дата обезличена) об уплате транспортного налога за 2018 год до (дата обезличена) в размере 5250 рублей.

При разрешении спора установлено, что (дата обезличена)ФИО1 было оплачено 5250 рублей. Из пояснений представителя административного истца следует, что поступившие денежные средства в сумме 5250 рублей были зачтены налоговым органом на недоимку по транспортному налогу за предыдущие периоды. В квитанции указан код бюджетной классификации – единый налоговый платеж, в связи с чем, поскольку имелась недоимка, то денежные средства были зачтены за предыдущий период.

В связи с тем, что в установленные сроки, налог ответчиком оплачен не был, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени.

На основании п.1 ст.45, ст.69, ст.70 НК РФ налоговым органом в отношении ФИО1 выставлено следующее требование: (номер обезличен) об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 5250 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 61,82 рублей по состоянию на (дата обезличена) со сроком исполнения требования до (дата обезличена).

В добровольном порядке указанное требование ФИО1 не исполнено.

На основании п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Административным истцом представлен расчет задолженности и пени. Оснований сомневаться в обоснованности представленного расчета задолженности у суда не имеется. Доказательств, опровергающих факт наличия задолженности, административным ответчиком не представлено. Расчет проверен судом, соответствует фактическим обстоятельствам.

В связи с отменой (дата обезличена) вынесенного в отношении ФИО1 судебного приказа о взыскании с последней задолженности по транспортному налогу и пени, ИФНС России по (адрес обезличен) в течение шести месяцев, обратилась в Заводской районный суд (адрес обезличен) с данным иском.

Таким образом, у административного ответчика имеется непогашенная задолженность в сумме 5311,82 рублей, из которых: задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 5250 рублей, пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 61,82 рублей

Из представленных административным истцом сведений в настоящее время взыскиваемая задолженность административным ответчиком не погашена.

Поскольку доказательств обратного в силу ст. ст. 62, 63 КАС РФ ФИО1 не представлено, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о взыскании с ответчика задолженности в размере 5311,82 рублей подлежат удовлетворению.

Утверждение ФИО1 о том, что налоговый орган ввел её в заблуждение, поскольку (дата обезличена) она оплатила именно тот платежный документ (перечислила деньги в том размере и по тем реквизитам), который был приложен к налоговому уведомлению (номер обезличен) от (дата обезличена), то есть по транспортному налогу за 2018 год, опровергается представленными в материалы дела доказательствами. Так из материалов дела следует, что налоговое уведомление (номер обезличен) датировано (дата обезличена), КБК указан (номер обезличен), тогда как квитанция, представленная ФИО1 в судебное заседание сформирована (дата обезличена), КБК (номер обезличен) – единый налоговый платеж. В судебном заседании ФИО1 пояснила, что указанная квитанция была ею распечатана с сайта Госуслуги.

Согласно ст.45.1 НК РФ единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.

Единый налоговый платеж физического лица перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика - физического лица (месту пребывания - при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика - физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика - физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам.

Решение о зачете суммы единого налогового платежа физического лица принимается налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту пребывания - при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика - физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - налоговым органом по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

При наличии у налогоплательщика - физического лица недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам зачет суммы единого налогового платежа физического лица в счет уплаты таких недоимки и (или) задолженности осуществляется не позднее десяти дней со дня поступления единого налогового платежа физического лица в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику - физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня его принятия.

Поскольку денежные средства, поступившие от ФИО1 по квитанции от (дата обезличена) поступили по КБК – единый налоговый платеж физического лица, а у налогоплательщика ФИО1 имелась недоимка по транспортному налогу, то налоговый орган в соответствии с требованиями норм закона принял решение о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в счет уплаты недоимки по транспортному налогу за предыдущий период.

Ссылка ФИО1 о том, что ей не было известно об имеющейся недоимки, а также то, что налоговый орган не уведомил её о принятом решении о зачете поступивших денежных средств, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца. В судебном заседании установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, произведенным административным истцом расчетом, что у ФИО1 имеется задолженность по транспортному налогу за 2018 год.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата обезличена) N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «(адрес обезличен)» государственную пошлину в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен) к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, пен – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, (дата обезличена) года рождения, зарегистрированной по адресу: (адрес обезличен), в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен) задолженность в общей сумме 5311,82 рублей, из которой: задолженность по уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 5250 рублей, пени за несвоевременность уплаты транспортного налога за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в сумме 61,82 рублей.

Взыскать с ФИО1, (дата обезличена) года рождения, зарегистрированной по адресу: (адрес обезличен), в доход бюджета муниципального образования «(адрес обезличен)» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме- 26.10.2020.

Судья Е.Г. Кальная

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)