Дело №2-1648/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2012 года г.Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Второвой Н.Н.
при секретаре Гриневой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кулешовой Н.Е. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на получение пенсии по возрасту на льготных условиях,
УСТАНОВИЛ:
Кулешова Н.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на получение пенсии по возрасту, в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование требований указала, что в начале сентября *****. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако пенсионным органом в этом ей было отказано на том основании, что юридический адрес предприятия не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Считает данный отказ необоснованным, поскольку она работал в ООО «ОМУ «Промвентиляция» в период с **.**.**** мастером участка №***. В настоящее время юридический адрес предприятия: ***** (без указания на г.Орел). Орловская мастерская вентиляционных заготовок занимала обособленную производственную территорию площадью 1,3га, расположенную между населенными пунктами Коневка и Стальной Конь, относящихся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В связи с чем, просила суд признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на три года в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом и обязании ответчика назначить и производить выплату пенсии с момента достижения возраста 52 лет, т.е. с **.**.****
В судебном заседании истец Кулешова Н.Е. уточнила исковые требования, просила суд признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на два года в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом и обязании ответчика назначить и производить выплату пенсии с момента достижения возраста 53 лет, т.е. с **.**.****
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалева Н.Л. возражала против удовлетворения судом исковых требований. Суду пояснила, что в соответствии с представленными документами истец работала в период с **.**.**** по **.**.**** Кулешова Н. Е. работала в ООО «ОМУ «Промвентиляция», которое имеет юридический адрес: ***** и расположено согласно Свидетельству на право пользования на землю серия *****№*** от **.**.**** на территории Платоновской сельской администрации, т.е. вне границ населенных пунктов, поименованных в Перечне от **.**.****№*** и в Перечне от **.**.****№***.
Права на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Кулешова Н. Е. не имеет, т.к. факт работы на загрязненной территории не подтвержден документально.
В связи с чем, представитель ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просила суд в удовлетворении исковых требований Кулешовой Н.Е. отказать.
Суд, выслушав мнения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Как следует из материалов дела, Кулешова Н.Е. обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении пенсии ***** года.
Письмом от **.**.**** за №*** ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области отказало Кулешовой Н.Е. в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.к. не имеется документального подтверждения нахождения Орловской мастерской вентзаготовок треста «« Промвентиляция »», где истец работала в период с **.**.**** по **.**.****, на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. ООО «ОМУ «Промвентиляция» имеет юридический адрес: *****, т.е. расположено вне границ населенных пунктов, поименованных в Перечне от **.**.****№*** и в Перечне от **.**.****№***.(л.д. 17).
Согласно трудовой книжке Кулешовой Н.Е. следует, что **.**.**** она принята на работу в Орловскую мастерскую вентзаготовок ОМУ треста «Промвентиляция » мастером участка №***, **.**.**** переведена в ОМУ-филиал АОЗТ «Промвентиляция» мастером цеха, **.**.**** ОМУ – филиал АОЗТ «Промвентиляция» преобразовано в ООО ОМУ «Промвентиляция», **.**.**** назначена на должность начальника за заготовительного производства, **.**.**** уволена по собственному желанию (л.д. 8-16).
Судом достоверно установлено, что Кулешова Н.Е. работала мастером участка в ОМУ треста «Промвентиляция » (преобразованного **.**.**** в ОМУ фирма «Промвентиляция», а **.**.**** в ОМУ АО ЗТ «« Промвентиляция »», **.**.**** преобразовано в ОМУ ЗАО «Промвентиляция», которое **.**.**** преобразовано в ООО ОМУ «Промвентиляция» (л.д.20), расположенного в районе населенных пунктов Коневка Платоновского сельского совета и Стальной Конь Неполодского сельского Совета, отнесенных распоряжением Правительства РСФСР №*** от **.**.**** и Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. №1582 к территориям радиоактивного загрязнения. Несмотря на то, что юридический адрес ОМУ треста « Промвентиляция » неоднократно менялся (*****, а позднее *****), территориально указанное предприятие всегда находилось в районе вышеуказанных населенных пунктов.
Указанные обстоятельства подтверждается соответствующими справками, свидетельством на право постоянного пользования на землю, выданным **.**.****, копией технического паспорта административного здания и производственного цеха предприятия «Промвентиляция» (л.д. 32-34,53, 39, 63)
Из материалов дела также видно, что Кулешовой Н.Е., постоянно работавшему в ОМУ треста «Промвентиляция», наряду с другими работниками предоставлялся дополнительный отпуск, выплачивалась компенсация за работу в зоне радиоактивного загрязнения (л.д. 41, 42-51, 52, 60).
Согласно письму №*** от **.**.**** администрации Орловской области с прилагаемым к нему заключением Орловского областного центра государственного санэпиднадзора следует, что на территории предприятия в ***** году было обнаружено превышение уровня радиационного загрязнения Цезием-173 (л.д.35-37).
Допрошенная судом в качестве свидетеля Ю. суду пояснила, что работала в ОАО «Проментиляция» с ***** по ***** год экономистом и главным бухгалтером, а Т. в период времени с ***** года по ***** год работал сварщиком на предприятии «« Промвентиляция »», база которой располагалась на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Наряду с другими работниками Т. получал компенсационные доплаты к заработку за работу на территории, пострадавшей от аварии на ЧАЭС, дополнительные дни к основному отпуску.
Свидетель Кулешова Н.Е. подтвердила, что Т. с ***** года по ***** год работал сварщиком в мастерской треста «« Промвентиляция »». Рабочий день был полный. Все работники получали компенсационные доплаты к заработку за работу на территории, пострадавшей от аварии на ЧАЭС, дополнительные дни к основному отпуску. Несмотря на то, что юридическим адресом организации являлся г.Орел, фактически производственная база ОМУ « Промвентиляция » располагалась на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области.
Не доверять показаниям данных свидетелей у суда оснований не имеется, их показания суд находит правдивыми и согласованными с материалами дела, а также с пояснениями истца в судебном заседании. Показания свидетелей подтверждаются копиями их трудовых книжек, вступившим в законную силу решением суда. Кроме того, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ, не реже чем один раз в 5 лет.
В Определении Верховного Суда РФ от 04.06.2004 г. указано, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ « О
государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 34 Закона РФ от 15
мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», применяется
перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного
загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С **.**.**** территория, на которой расположено место работы истицы, относилась к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР №*** от **.**.****
С **.**.**** применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.97 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 7.04.2005г. №197, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда РФ от 23.10.2002 № ГКПИ 02 -1146, 23.12. 2002 № ГКПИ 2002 -1291).
В данном Перечне перечислены конкретные 14 населенных пунктов Неполодского и Платоновского сельского совета, куда входят д. Коневка Платоновской сельской администрации и Стальной Конь Неполодской сельской администрации Орловской области.
Справками от **.**.****№***, от **.**.****№***, от **.**.****№*** от **.**.****№***, от **.**.****№***, от **.**.****№***, от **.**.****№***, выданными соответственно администрацией Орловского района Орловской области и главой администрации Платоновской сельской администрации Орловской области, подтверждается, что ОМУ «Промвентиляция » действительно располагается на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, около вышеуказанных населенных пунктов, отнесенных к зоне радиоактивного загрязнения и распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991г. и Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г. (л.д. 19, 21, 22, 23, 25, 26, 28).
В силу п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст.34 названного Закона гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечания к ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по **.**.****, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.
Несмотря на то, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ), юридический адрес организации может не совпадать с местом ее фактического нахождения.
При таких обстоятельствах, суд, анализируя собранные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что ОМУ АО ЗТ «Промвентиляция» (ранее ОМУ треста «Промвентиляция», ОМУ фирмы «Промвентиляция») находилось в границах зоны радиоактивного загрязнения. Ссылка представителя ответчика на то, что данное предприятие имело юридический адрес: *****, и потому оно не относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС согласно Перечней, утвержденных распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года №237-Р и Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, является не состоятельной.
Исходя из смысла указанных распоряжений Правительства, утвержден Перечень населенных пунктов, находившихся или находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, но не определены непосредственно границы таковых. Граница же зоны радиоактивного загрязнения, в свою очередь, не может абсолютно совпадать с административной границей того или иного населенного пункта, входящего в Перечень.
Учитывая, что Кулешова Н.Е. в период времени с **.**.**** по **.**.**** (с учетом уточненных исковых требований) постоянно работала в населенном пункте, относящемся к зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, суд считает, что она имеет право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на 2 года.
В силу ч.1 ст. 19 ФЗ РФ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Поскольку право на досрочную трудовую пенсию с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на 2 года, у Кулешовой Н.Е. возникло с момента достижения ею пятидесяти трех лет, то пенсия ей должна быть назначена с даты возникновения права, т.е. с **.**.****
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Кулешовой Н.Е. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на получение пенсии по возрасту на льготных условиях, удовлетворить.
Признать за Кулешовой Н.Е. право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 (два) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Кулешовой Н.Е. выплату пенсии с **.**.****.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 24 октября 2012 года.
Судья Н.Н.Второва